Новости

3 года назад. Расшифровка записи о старообрядчестве в Исадах.

Доброго здоровья!

Не пройдёт и 3 года… Так уж опять получилось, что материал лежал ровно 3 года до полной обработки. 8 июля 2017 года состоялась памятная встреча-беседа в Исадском клубе, посвящённая прошлому старообрядчества в Исадах и округе. Тогда ведущим был Сафронов Михаил Николаевичучаствовали гости: иерей (тогда Казанской церкви с.Кутуково) о.Вячеслав Савинцев,  протоиерей  исадской церкви Воскресения Христова о.Виктор Тараканов и другие. Много воды утекло! Нет уже с нами сестры Михаила Николаевича красавицы-Маши… нет Игониной Надежды Николаевны… отец Вячеслав уехал из Кутуково и служит нынче в Рязани… Но общаемся и продолжаем берущую за живое повесть о явлении старообрядчества, особенно усилиями научных изысканий отца Вячеслава.

Почему не сразу был дан рассказ? Делалась на встрече аудиозапись. Разошлись все под большим впечатлением от услышанного, но расшифровать её оказалось делом непростым. И вот, наконец, большую часть услышанного, а именно, большую часть выступления М.Н.Сафронова со множеством редчайших исторических воспоминаний, можно прочесть на странице сайта «Истоки. Старообрядчество в Исадах.»

«Его отца хватали пьяные или по наущению священника… надевали, как на Зою Космодемьянскую, доску «Расколькник», водили по Исадам, по Муратово. И каждый должен был на него плюнуть.»

Рассказ о непростых судьбах, гонениях, репрессиях 1930-х, местах старых храмов в Исадах и многом другом, а главное, о крепости духа и трудолюбии русского человека Михаил Николаевич тогда начал строками Некрасова «Воля и труд человека дивные дивы творят!»…

Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел —

***

Взросшие в нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,

Подати платят до срока,
Только ты им не мешай. —
«Где ж та деревня?» — Далеко,
Имя ей «Тарбагатай»…

Скоро мы разместим 3 новые аудиозаписи отца Вячеслава Савинцева по истории старообрядчества на Рязанской земле, выходящие в настоящее время в эфире «Рязанского епархиального радио». Ждите!

(Фото Исад в летний Троицын день нынешнего года размещены с любезного разрешения Наталья Лукашиной.)

Летописец.

Детская летняя колония в Исадах. Белый дом и «дети погибших коммунаров».

Доброго дня и доброго всем здоровья!

Что бы мы делали без друзей-корреспондентов нашего сайта? Сегодня очередная находка от Виталия Филиппова. Продолжая изучать выпуски 1920-х годов рязанской губернской газеты «Рабочий клич», Виталий нашёл ещё одну заметку от октября 1922 года про Исады (о предыдущей см. здесь). Она проливает свет на послереволюционную судьбу нашего Белого дома, закрывает одно из «белых пятен». Становится понятней, как постепенно происходила экспроприация имения Кожиных, как переходил из рук в руки Белый дом, как он использовался новой властью.

Из статьи мы узнаём, что «летняя детская колония» уже третий год в 1922 году размещалась в Исадах (в Белом доме усадьбы Кожиных). Т.е. впервые она появилась там летом 1920 года. Любопытно, что мы можем сопоставить сообщение газетной заметки с литературными воспоминаниями о детских годах, проведённых в Исадах, Георгия Карловича Вагнера (внука В.Н.Кожина) — строками повести «Из глубины взываю».

«Конечно, в происходящих в стране исторических переменах мы, дети, ничего не понимали. Взрослые об этом, несомненно, говорили, но до нас их разговоры не доходили. Каков бы ни был дедушка, может быть, даже очень хорошим в мнении исадских крестьян, но ему грозила потеря всего имения. И это состоялось. Хорошо помню, как однажды (это было, кажется, в 1918 году) зазвонил в набат колокол усадебной церкви, около «красного» дома собралась толпа, и мы узнали, что пришла новая власть и нашей жизни в Исадах приходит конец. Это произошло не сразу. Сначала у дедушки отобрали «белый» дом и заселили его детьми погибших «коммунаров». Конечно, с этими детьми мы вскоре познакомились, даже вместе играли, научились нехорошим словам. Однажды за обеденным столом я произнес вслух одно из самых плохих слов, чем вызвал переполох. Отец выскочил из-за стола, погнался за мной (я, конечно, дал стрекача) вокруг дома, но я хорошо спрятался среди штабелей дров. Под плохим влиянием детей «коммунаров», которые, вероятно, уже прошли сквозь огонь, воду и медные трубы, у меня пробудился нездоровый интерес к деньгам. Мне они, конечно, не были нужны, но у меня их просили. И вот однажды я украл бумажные деньги из комода. Украл и спрятал их, зарыв в саду. Конечно, пропажа обнаружилась, я был изобличен и с позором наказан. Это ощущение позора гнетет меня до сих пор. Деньги-то были, как оказалось, не мамины и не папины, а нашей добрейшей няни Параши, к тому же — моей кормилицы (как мне говорили).

События развивались. Пришло время — отобрали и «красный» дом, и вообще все имение, предложив деду покинуть Исады. Он переехал в наш спасский дом. Дедушка был очень гордый, он вышел из дома за усадьбу в поле, на дорогу в Спасск, как бы на прогулку. Здесь его догнала тройка с любимым кучером Александром и… прощай, Исады.»

Выходит, «дети погибших коммунаров» были скорее всего беспризорниками из «Сушкинского детского городка» (дворец усадьбы Фон-Дервизов?) и детьми «водников» (работников речного судоходства). Детская беспризорность стала итогом Первой Мировой и в особенности Гражданской войны, когда прежние основы общества, в том числе отношения к детям-сиротам, были разрушены. Детская беспризорность достигла пика во время «войны с народом» (выражение Е.Евтушенко), к окончанию Гражданской войны. В 1921 — 1922 году она оценивается в 6-7 млн. детей, проживавших на улицах. Кто из их родителей был «погибшими коммунарами» — вопрос риторический. О «погибших коммунарах» газета молчит. Вероятно, они были сродни другим мифологическим персонажам новой власти.

Г.К.Вагнер не раз признавался, что слишком мало в детские и молодые годы обращал внимания на происходящие перемены в жизни его семьи и её членов, мало запоминал важных событий. Поэтому многие места его воспоминаний пунктирны и отнесены лишь приблизительно к какому-то промежутку времени. Теперь мы можем датировать описанное им время проживания «детей погибших коммунаров» в Белом доме, когда семья В.Н.Кожина ещё проживала в Красном доме в Исадах и не была его лишена. По всей вероятности, это лето 1920 года. Г.Вагнеру тогда было 11 лет, и описанный эпизод хорошо укладывается в рамки его возраста и событий. К тому времени дедушка Владимир Николаевич Кожин уже отсидел в 1918 году в спасской уездной тюрьме в качестве «заложника» во время крестьянских волнений против Советской власти и последовавшего за ними «красного террора». После освобождения из тюрьмы он, по сообщению Вагнера, некоторое время пожил в Спасске на съёмной квартире, приходя на обеды к дочери, в семью Вагнеров. Как мы видим, затем он вернулся в Исады и проживал там, по крайней мере до конца лета 1920 года (по-видимому, в Красном доме). Туда же к нему приезжали пожить дети с внуками.

Как развивались события изъятия кожинского имения по времени ясно ещё далеко не полностью, для этого требуется изучение архивных документов. Как мы помним из статьи об «исадских кладах», изъятие коллекций и библиотеки из усадьбы Кожиных началось в середине лета 1918 года. Видимо, к этому времени нужно отнести изъятие у них здания Белого дома. Затем, после добровольной передачи значительной части имущества, Владимир Николаевич сидел в тюрьме «заложником». Дочь Нина с мужем в то время бежали в Курск, откуда их волнами «белого движения» потом унесло вместе с отступающими белыми на Юг, после чего Нина, потеряв мужа, вернулась к отцу. А Владимир Николаевич после освобождения продолжал владеть Красным домом приблизительно до осени 1920 (или даже чуть позднее). Изъятие Красного дома произошло вскоре, т.к. с началом НЭПа (новой экономической политики Советского государства), вероятно, летом 1921 года, мы видим Владимира Николаевича уже проживающим в Спасске, когда сын Иван вместе с товарищами решает взять в аренду у новой власти свой же крахмальный завод под Муратово… Продолжаем исследование!

Большая благодарность Виталию Филиппову!

Летописец.

Старообрядческие общины в Рязанском крае. Статья о.Вячеслава Савинцева.

Доброго здоровья!

Выходит в печати новая статья друга нашего сайта и постоянного автора иерея Вячеслава Савинцева. Поле его научной деятельности — история старообрядцев на Рязанской земле. Отец Вячеслав любезно поделился с нами своим новым трудом. В нём есть упоминание о моленном доме в нашей д.Аргамаково в послевоенные годы.

«…действительно имеется в с.Царёве собрание верующих старообрядцев толку филипповцев. А руководство принадлежит не мне. Это кто это вам сообщает, что у нас имеется старец 89 лет, у которого мы собираемся помолиться? Избушка его собственная, 7 х 6, маленькая… Ходатайство об открытии дома? Она у нас и не закрывалась. Собираемся на молитвенное собрание каждый праздник в воскресения. Более никаких сведениев дать я не могу потому, что я совсем неграмотный»,- пишет шрифтом XVII века в 1946 году в Рязанский Облисполком Староверов Иван Аксёнович из с.Царёво Ермишинского района. Если бы писали его нынче в соцсетях — ставь хоть через строчку смайлики :)) С одной стороны, письмо уважительное к «гражданину Пикалёву» и разъясняет властям в выгодном свете, как живут непокорные староверы (время-то не шуточное, лет 5 назад ещё бросали в застенки старшего из любой общины), а с другой — издевательски смелое, за буквами так и проглядывает ехидное лицо старичка… Накося — выкуси!

Иным главам общин приходилось писать вот такие расписки: «Сего числа, мне … объявлено о роспуске в недельный срок со дня объявления религиозной общины старообрядцев беспоповцев и об ответственности за дальнейший созыв нелегальных молений верующих». Другие просили Облисполком оставить их в покое «до конца их жизни».

Выражаем о.Вячеславу большую благодарность от читателей, которые часто сообщают об ожидании его работ и аудиозаписей! Читаем статью полностью в разделе «Созвучное. Отец Вячеслав Савинцев».

Летописец.

Старообрядцы и репрессии. Марк Камнев.

С праздником Троицы, селяне и соседи!

Продолжаем рассказ о старообрядчестве в Исадах. Благодаря другу нашего сайта Елене из Германии, восстановившей множество страниц истории Панфиловых, у нас появилась возможность рассказать об одном уважаемом в Исадах человеке, духовном предводителе одной из ветвей старообрядчества. Воспоминаний о нём почти не сохранилось. Известно, что у старообрядцев возглавляемого им течения был отдельный моленный дом на склоне горы, у пруда в Исадах. Предположительно, они были «окружниками» (поддержавшими Окружное послание 1862 года) из Белокриницкой иерархии. Всего несколько строк из документов.

«Камнев Марк Андреевич, 1874 г.р., уроженец села Исады Спасского района Рязанской области, проживал там же… образование низшее, социальное происхождение — из крестьян, на момент ареста – священник старообрядческой церкви с. Исады, был арестован 29 мая 1940 года Спасским районным отделением УНКВД по Рязанской области, содержался под стражей в Рязанской тюрьме… среди населения проводил антисоветскую агитацию, восхвалял жизнь при царизме, клеветал на положение трудящихся в СССР, высказывал пораженческие настроения…»

Он был носителем знаний священных книг, древнего православного благочестия, начитанным, мудрым. Староверы в течение веков были привычны к гонениям и притеснениям. Но никто не предполагал, что Советская власть новыми репрессиями, повсеместным закрытием церквей раз и навсегда в конце 1930-х решила уничтожить священничество всех религий, чтобы насадить единственную новую религию Маркса и Ленина. Эти жернова можно было сравнить лишь с гонениями противников церковных реформ в конце XVII века. Читаем страницу полностью в разделе «Люди. Духовенство и старообрядчество».

Летописец.

Подъёмный материал на огородах, металлические и прочие находки

Доброго здоровья!

Археологический сезон этим летом пока висит под большим вопросом. Будет ли ежегодная экспедиция работать на Старой Рязани в 2020-м, пока вопрос открытый. Если всё же её не будет, это случится впервые с 1994 года, перерывов в работе давно не бывало. Но, несмотря на все вирусы и пандемии, археологические поиски продолжаются! Земля на огородах вспахана, и в ней проявились на свет следы, оставленные нашими предками.

Поэтому всех жителей Исад снова приглашаю продолжить участие в исследовании села, начатом в прошлом году. Тогда удалось за сезон обследовать огородные участки на значительном протяжении ул.П.Ляпунова и в некоторых других местах. Обещанное научное обобщение и статья по собранному пока так и не сделаны. Зависит не от меня сие, а от учёных-археологов. Но, надеюсь, уже совсем скоро будут. Подтверждение готовности обработать материал есть. Напомню, что экспресс-выводы были уже сделаны, нам удалось нащупать главную часть древних Исад 12-13 века! Вопросов осталось много, призываю собирать керамику (подъёмный материал) на своих участках и участках соседей (с их разрешения) и сообщать сюда, на сайт, или в нашу группу «ВКонтакте». Самых деятельных и внимательных помощников ждут памятные знаки! А также просто сообщайте о своей готовности дать возможность пройти по своему огороду опытному в поиске керамики человеку.

Большая просьба ко всем «металлистам» также помогать в изучении истории округи и сообщать о своих находках, чтобы они не пропали для науки. Поможем с датировкой и объяснением других сведений о ваших находках.

Летописец.

Слово к Николаю-чудотворцу об устроении места на Красной Горке

Доброго всем здоровья! С праздником Николы Вешнего!

О, всесвятый Николае-угодниче, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помози нам грешным в устроении нашего сердцу дорогого и святого места на Красной Горке!

Сегодня исконный наш престольный праздник святителя Николы. Пришёл из давних времён вместе с памятью о самой первой церкви в Исадах, которая была посвящена Николаю Чудотворцу. Надеюсь на то время, когда народ исадский и аргамаковский вспомнит этот давний обычай и будет встречать Николу Вешнего (22 мая) и Зимнего (19 декабря) большим крестным ходом по нашим главным улицам. Будем сильны, только когда вместе будем встречаться для общих дел и общего праздника. Никола — заступник всей исадской округи!

В подтверждение этих слов мы сделали на днях одно важное дело. Многие не верили, что его можно совершить. Собрали всем миром денег около 90 тысяч рублей на благоустройство места бывшей усадьбы Ляпуновых — Кожиных между церковью и Красной Горкой в Исадах. Приняли участие и жители Исад, и Красного Яра, Студенца, Аргамаково и живущие в иных местах, но откликнувшиеся на благое дело. Напомню, что деньги, примерно 1/10 часть от того, что будет вложено, нужно было собрать с населения. Остальную часть выделит бюджет района. Это называется «местной инициативой по благоустройству». Есть такая государственная программа. По ней можно приводить в порядок наши места, где живём. Было предложено на месте уничтоженной барской усадьбы у церкви создать место для отдыха и одновременно для напоминания о наших предках, освобождавших землю от врагов, создававших дома, церкви и театры. На месте усадьбы предполагается разбивка сквера рядом с местом будущего памятника Прокопию Ляпунову, дорожек вокруг фундаментов Белого и Красного дома, стоянку у церкви.

Недавно вышедшая районная газета подтверждает, что проект состоится, деньги из бюджета будут также выделены. Кроме того, мы поучаствуем и своими руками, продолжим высадку декоративных кустарников, думаем о посадке аллей вдоль Детинуха, рядом с местом благоустройства, об обновлении молодыми деревьями и сохранении кожинской аллеи лиственниц. Больше всего ценится то, что сделано своими руками!

Как всегда, точных сведений и документов от руководителей органов власти мы добиться пока не можем. Каким точно будет благоустройство, никто внятно нам не отвечает. Потому и вам сообщить не можем. Но будем продолжать выяснять и поправлять, если что-то пойдёт не так, как задумывалось на наших встречах. На сегодня есть только 2 схемы из «концепции благоустройства», от архитекторов. Они отличаются друг от друга. В каждой есть здравое зерно и есть ошибки. Надеемся, что проект, на который выделяют деньги, соединит из них только правильное. При появлении новых документов из администраций будем вас с ними знакомить. Сбор денег был бы невозможен без деятельности наших организаторов: Лукашиной Натальи, Пашкиной Марии, Ларкиной Людмилы (кого пропустил, уточните), свой вклад внёс глава администрации Александр Воробьёв. Всем жертвователям — большая благодарность!

Летописец.

Поцелуй за меня малютку… О судьбах военнопленных под Старой Руссой.

Доброго здоровья!

Так и случилось, как писали раньше, «…и письмо позвало в дорогу» после того, как наш архивный исследователь и деятельный соратник Евгений Ерхов прислал мне найденную в базе Министерства обороны карточку на военнопленного Луканцова Михаила Сергеевича. В карточке наша исконная исадская фамилия была искажена до «Луконцева», но это нисколько не помешало установлению истины. Сверка с базой данных по Исадскому сельскому совету показала, что сгинувший в фашистских лагерях воин в ней значится, но данных по нему крайне мало. Так как источников для нашей базы было несколько, и они были различного качества, то понять, кто же из родных сообщил о воине, сегодня уже невозможно. Дело в том, что Михаил Сергеевич на начало войны проживал уже в Москве со всей своей семьёй. Следовательно, в Исадах или Аргамаково могли оставаться только более-менее близкие родственники. Но воина помнили! И добились его внесения в списки, чтобы мы его тоже вспоминали. Неизвестно почти ничего. Призван на войну в Москве… пропал без вести… Кто родные, как установить родственную цепочку, не ясно. Было ясно одно, что в руках у нас оказалась ниточка для установления судьбы одного из забытых страной на долгие годы воинов.

Подталкивало к поиску и то, что в архиве Минобороны сохранилась поисковая анкета, заполненная отцом воина в 1946 году, единственное письмо с фронта с его живыми словами, обращёнными к семье. Его искали. Но никто не нашёл и не сумел рассказать родным всей правды о том, что с ним произошло и при каких обстоятельствах.

В итоге перед вами сегодня рассказ о его судьбе, составленный на основе архивных документов. Нет даже его лица. Но мы надеемся, что потомки Михаила Сергеевича Луканцова отзовутся и дополнят недостающее. Рассказывая о нём, мы вспоминаем о множестве похожих судеб наших земляков, прошедших через вражеский плен, большинство из которых домой не вернулись. Раскрываем также историю одной из операций наших войск, контрнаступлении под Старой Руссой в августе 1941 года. О ней не написано почти ничего, о таких событиях той войны не любят писать. Нет даже карт этой операции, лишь где-то, на краях больших карт запрятаны события, которые мы восстановим. Чтобы знали, какой была война, без прикрас. Рассказ читаем в разделе Книги Памяти погибших (Биографии воинов).

Летописец.

Обновлена Книга Памяти погибших в Великой Отечественной войне

Доброго здоровья, бодрости духа!

Обновлена Книга Памяти погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. наших земляков. Книга составлена для селений, входящих в Исадское сельское поселение. Добавлены появившиеся за последние 4 года фотографии, новые сведения, уточнения. Если брать уроженцев и жителей селений Исады, Аргамаково, Красный Яр и Студенец, фотографий у нас 14% от общего количества погибших. Как всегда, обращаюсь с просьбой сообщать о таких фотографиях и портретах в ваших семейных архивах и присылать их. Ждём воспоминания о воинах, письма, другие имеющиеся документы.

Что особенно важно из сведений, которые удалось установить в Книге Памяти для тех, кто хочет найти следы своих сложивших головы предков, место и время их гибели?

  1. Только вы лично можете это сделать, приложив собственные усилия. Вам могут лишь оказать помощь и поддержку.
  2. Ключ к ответу на вопросы о месте, времени и обстоятельствах гибели воинов — в наименовании воинской части, указанной в Книге Памяти. Для большинства номер части установлен. А это значит, что половина погибших, ранее числившаяся «пропавшими без вести», таковыми сегодня не являются. Потомки могут вытащить их из безвестия своими силами. Для тех, у кого номер части остался не установлен, также есть возможность найти их следы. Было бы желание. Помощь будет оказана, обращайтесь.
  3. Если вы увидели неточности в Книге Памяти, пропущенных воинов, сообщайте.

Летописец.

Справки по участникам войны в ГАРО к 75-летию Победы

Доброго здоровья!

За прошедший год к нашей Книге Памяти погибших во время Великой Отечественной войны (см. раздел «Книги Памяти» по погибшим, биографии погибших и рассказы вернувшихся) добавилось 6 фотографий. Возможно, скоро появится рассказ об одном из наших воинов-героев. Как вы помните, мы создаём такие рассказы — воспоминания совместно, с помощью потомков, которые пишут всё, что осталось в памяти о человеке, ушедшем на войну. К воспоминаниям добавляются исследования его военного пути. Получается рассказ, как дань памяти человеку, отдавшему за нас свою жизнь, долг потомков ему. 5 портретов принадлежат: Самохину Петру Степановичу, Самохину Василию Степановичу, Дудоеву Дмитрию Фёдоровичу, Гаврикову Ивану Федотовичу, Фурмину Александру Афанасьевичу.

Один из портретов пока для меня неизвестен. Он переснят со стенда у здания сельской администрации в Аргамакове. Подписи под ним не было. Кто знает, кому он принадлежит, сообщите. Также просьба ко всем, кто делал портреты с праздничными виньетками для «Бессмертного полка» — пришлите нам сюда изначальные их изображения без виньеток.

Наш друг и товарищ из Германии Елена, которая давно ведёт исследования в различных архивах по семьям Панфиловых, сообщила важную новость. Государственный архив Рязанской области (ГАРО) в честь 75-летия Победы выдает архивные справки и выписки на ветеранов Великой Отечественной бесплатно. В обращении следует так и писать: «…в честь 75-летия Победы для увековечивания памяти ….прошу предоставить на участника войны…» Проверено, справки, например, по уточнению года рождения присылают. Можно попытаться уточнить состав семьи на начало войны и пр. Если кто-то получит такие справки, просьба поделиться данными с сайтом. Для истории и для всех ищущих. Да обрящут!

Летописец.

3-я встреча с министром культуры области Поповым в Исадах 14.02.2020

Доброго здоровья!

Вот и пришла весна. А с ней новые надежды на лучшее будущее, что не пройдут зря наши хлопоты и тревоги по случаю разрушения сельского клуба в Исадах (здания бывшей земской школы постройки 1912 года), разрушения исадской церкви Воскресения Христова постройки 17 века, письма, встречи, требования, беседы…

Для истории помещаю небольшой отрывок видео о состоявшейся 14 февраля 2020г. 3-й встрече в Исадах с министром культуры Рязанской области Поповым. (О предыдущей встрече тут.)

Министр лично взялся довести до завершения вопрос с клубом в Исадах после осеннего выступления на открытом отчёте областного правительства. Обсуждается дело о реконструкции старого клуба, в котором происходит собрание. По большей части речь  всё же идёт о постройке нового здания клуба. Названы совсем близкие события, даты. Всё внушает надежды. Успел бы глава сельской администрации А.В.Воробьёв со сборами документов и пр. Прозвучало упоминание мая месяца как решающего рубежа. Что же, момент истины для областной и местной власти приближается. Справятся, начнут строительство… Тогда и раздадим свои благодарности по заслугам.

Вместе с тем судьба старой земской школы, в которой учился герой Советского Союза Василий Игонин, подвешена. Упоминается вскользь наболевшая реставрация церкви…

Всем тёплой и дружной весны!

Летописец.