Новости

В трудах и в праздниках. Фотографии из 1960-1970-х.

Доброго здоровья!

В лугах. Сенокос. Исады.

Две фотографии с родными и далёкими лицами прислал давний друг нашего сайта Юрий Лукашин. Так работали Исады и такими были свадьбы в 1960-е — 1970-е.

Свадьба на Большой улице. Исады.

Как всегда, просьба, кто узнал запечатлённых на фото, сообщайте полное имя — кто в каком ряду, слева, справа… Тут такое дело, лица есть знакомые, но боюсь ошибиться. Шутка ли сказать, выглядели они так лет 50 — 60 назад! Мог с ними, такими, и не встречаться, будучи в малых летах.

Обсуждение содержания фотографий на Форуме здесь и тут.

Юрию сердечная благодарность!

Летописец.

Зелятровы и Америковы. Кое-что об ошибках исследователей и встрече материков.

Доброго здоровья, друзья!

Все, кто пристально следит за нашей сагой об Америковых, которая началась с описания времени служения в Исадах священника Александра Гавриловича Америкова, помнят недавний рассказ о том, как смотритель Сапожковского духовного училища Россов дал жизнь новой фамилии «Америков». Она родилась под его пером. Также помнят и вот эту старейшую в Рязани фотографию, в середине которой запечатлён брат «первого Америкова на Рязани» Гавриил Ефимович с дочерьми и зятьями. Её расшифровка длилась довольно долго, прежде чем описание появилось в рассказе. И сегодня должен сказать, что у исследователей случаются ошибки. Куда без них! Хорошо, когда их можно исправить! Трудно сказать, поспешил или нет, ведь, не появись фото на сайте, никто бы не поправил. Недавно пришёл отзыв на рассказ от Всеволода Владимировича Зелятрова, потомка отца Гавриила. Он помог установить истину, за что от меня и всех читателей сайта ему большая благодарность! Исправляю.

Молодой священник, сидящий слева от отца Гавриила, был назван тогда С.П.Леонардовым. Его сын был известным учёным-теологом, работавшим преподавателем в училищах Полоцка и Витебска. О чём рассказывает в своих публикациях Витебский областной краеведческий музей. Были приложены усилия, чтобы получить фотографии учёного и сравнить их с «человеком в скуфье». Но музейная братия не прекращает удивлять. Она что в Белоруссии, что в России часто показывает чудеса безразличия и неосведомлённости. Но что толку об этом говорить, наверно, ей платят мало. Долго ли, коротко ли, получить изображение хотя бы кого-нибудь из Леонардовых не получилось и по нескольким косвенным признакам всё же решил, что он это.

Зелятров Николай Иванович.

На самом деле, «человек в скуфье» — другой зять отца Гавриила, Николай Иванович Зелятров. Между прочим, скуфья на голове наградная! Вручена о.Николаю 3 апреля 1871 года. Стало быть, между ним и о.Гавриилом стоит вовсе не Мария, а Анна Гавриловна. Был Николай Зелятров старше другого зятя с фотографии на целых 9 лет! Но разве скажешь? Ещё удивительней для современной молодёжи другое. Анна, ей на фото 26 лет, которая старше стоящей правее неё сестры Александры на 2 года, беременна уже пятым ребёнком!

Зелятровы Николай Иванович, Николай Николаевич и Владимир Николаевич (дед, отец и сын).

А родиться вскоре должен был Николай Николаевич Зелятров. Об этом человеке многое сохранилось в памяти жителей Рязани, в рязанских архивах. Он был образованнейшим человеком, с 1908 года открыл свою частную гимназию в Рязани, действовавшую до самой революции. Её выпускниками были известные люди, написавшие о месте своего обучения, преподавателях, высоком уровне передаваемых ими знаний, объединяющем творческом духе заведения, немало строк.

В семейном альбоме Всеволода Владимировича была и наша фотография, ибо родившийся в 1871 году Николай Николаевич Зелятров стал его  дедом. Он любезно поделился с нами целым рядом своих фотосокровищ о семье Зелятровых. Очень надеюсь, что со временем появится хороший рассказ об этой ветви, родственной ветви Америковых. Чего стоит фотопортрет Н.Н.Зелятрова в мундире — статский советник с орденом Святого Станислава III степени и значком выпускника Московского университета на груди! Он окончил филологический факультет. Правда, красивое фото? Кроме заведования гимназией, он преподавал в ней историю и географию. Фото Николая Ивановича с сыном и внуком, видимо, сделано во дворе дома Зелятровых в Рязани, на Старо-Горшечной улице (ныне Грибоедова).

Исправленный рассказ читайте на соответствующей странице в разделе «Люди искусства, науки, духовенство.» А полный альбом фотографий Зелятровых смотрите на странице «Фото». Здесь неожиданная встреча! Рука смотрителя Россова стала рукой судьбы для этой семьи. Тут встречаются материки Земли: Европины, Америковы и Материкины…

(Продолжение следует.)

Летописец.

О диверсантах НКВД в годы войны и литературной деятельности. Панфилов И.Ф.

Доброго здоровья! Всех со Сретением!

Многие помнят рассказ о жизни нашего земляка Ивана Филипповича Панфилова, бойца-диверсанта Истребительного мотострелкового полка УНКВД г.Москвы, погибшего в конце февраля 1942 года. Многочисленные документы, свидетельства его жизни и боевого пути были сохранены его семьёй, проживавшей в Москве, а затем дополнены архивными поисками внучки Елены. Мы узнали многое из того, как подбирались НКВД кадры для отрядов истребителей-диверсантов, как обучались бойцы, какие задачи выполняли.

Недавно Еленой был найден в Государственном архиве Московской области ещё один любопытный документ. Это обязательство-расписка о неразглашении сведений «о работе органов и войск НКВД», подписанное И.Ф.Панфиловым по окончании курсов в спецшколе подрывников НКВД в г.Покров (ныне Владимирская область). Всего за 2 недели до гибели Ивана Филипповича. Особенно подробно для выпускников спецшколы оговаривалась вероятность в будущем заниматься литературной и сценической деятельностью! Это даёт представление о том, насколько образованные, творческие люди отбирались для обучения в спецшколу. По всей вероятности, найти среди них будущих литераторов, сценаристов, публицистов было бы несложно. Сама подготовка разведчиков-диверсантов предполагала развитие быстроты мышления, находчивости и выдумки, поиска необычных и неожиданных решений в боевой обстановке или в агентурной деятельности. Но имена многих из тех, кто проходил обучение в подобных спецшколах, мы вряд ли узнаем. Потому остаётся только догадываться, как находили впоследствии свой творческий путь известные писатели, журналисты, создававшие произведения в духе Владимира Богомолова, Зои Воскресенской или Юлиана Семёнова.

Источник: ЦГАМО, ф. 4611, о. 3, д. 33.

Летописец.

Псковские усадьбы Кожиных

Доброго здоровья!

Продолжаем рассказ о ветвистом родословном древе дворян Кожиных. Мы уже поведали об их давнем происхождении на Тверской земле, откуда путём покупки имения Репец в Задонском уезде Иосиф (Осип) Иванович Кожин начал ветвь воронежских (липецких) потомков. И вот, спустя всего несколько лет, его сын Артамон Осипович открывает ветвь псковских Кожиных. В скором времени от задонских отпочкуются рязанские…

Где бы ни появлялись Кожины, они строили церковь. Там, где она уже была, смотрели на неё внимательным взглядом и обновляли либо перестраивали… Так на псковской земле был построен самый большой усадебный храм Вознесения в Бельском Устье. Сажали парки, устраивали пруды… Проходили одни времена, наступали времена красного мракобесия… От всех усадебных кожинских красот остаются лишь остовы храмов, некоторым из которых удаётся всё же выживать. Но только там, где дух в людях не угас. А вот так говорили с властями, закрывавшими церкви в 1926 году православные порховского уезда: «…из него вы должны видеть непреклонную волю народа, каковая не только не удовлетворяется при всей ея законности, но как-то попирается властью на месте… Еще раз убедительно просим сделать немедленное распоряжение Порхову о немедленном открытии хотя бы одного придела храма ко дню праздника Рождества Христова по старому стилю». Любопытно вчитаться в причины, которые выдумывали власти тогда, чтобы закрыть храм, их ожидание скорого разрушения здания. Что-то это мне напоминает? Уж, не сегодняшний ли день в Исадах? Неужели, власть та же жива и ничего не поменялось?

Ныне в Бельском Устье храм почти восстановлен, по словам псковитян. А о церкви в Красных (Княжьих) Горках можно лишь услышать: «посреди… растут высокие, в колокольню ростом, берёзы, и трещины на боковых фасадах… говорят, вернее всего, о том, что спасение невозможно – это трагедия не только Княжьих Горок и Псковской земли. Это сама неизбывная трагедия России, погибающей на наших глазах.»

Заглянем в псковские имения Кожиных!

Посвящаю этот небольшой рассказ памяти моего деда Щаулина Николая Егоровича, которого я никогда не видел и который дважды прошёл по порховской земле, через кожинские места, через реку Шелонь. В июле 1941-го, отступая мимо города Дно: «когда противник прорвался и подходил к огневой позиции, забрасывая её ручными гранатами, будучи в то время командиром орудия, тов.Щаулин из своего орудия стал в упор расстреливать озверевших фашистов, прикрывая отход остальных своих 3-х орудий. Когда орудия были на новых огневых позициях, тов.Щаулин с боем вывел и своё орудие…» А в феврале 1944-го уже наступая под тем же Дно, будучи командиром батареи, был тяжело ранен немецкой разрывной пулей…

Летописец.

Наша Победа в числах. О приближении праздника.

Доброго всем здоровья!

Через три месяца мы будем праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год этот праздник чувствуешь по-особенному, когда в Исадах находишься около памятника всем не вернувшимся с той войны односельчанам. Возникает ощущение, что все они, чьи портреты несут в руках потомки, или те, от кого остались только надписи на жестяных плитах памятника, где-то рядом и смотрят на нас, на детей, внуков, правнуков… За последние годы была собрана огромная база данных о воинах, рождённых в Исадах, Аргамаково, Красном Яру, Студенце, Шатрище и Чевкино, об ушедших отсюда на войну людей, проживавших во время войны. Стали известны в подробностях судьбы погибших, умерших от ран, восстановлены последние часы на фронте у множества тех, кто был записан некогда без должного выяснения судьбы в пропавшие без вести. Их удалось собрать, думается, полностью. Собраны сведения и о большинстве воинов, вернувшихся живыми. Но этот список не такой полный.

Да, «пропавших» сегодня возможно вытащить из небытия и забвения. С такими просьбами иногда обращаются потомки. И получают от нас ответ. Для этого всего лишь надо их на самом деле помнить, чтобы сердце не было покрыто коркой равнодушия. Не просто спросить и ждать, когда за тебя поработают другие. Из-за собственной лености, притворных слов, скрывающих нежелание сделать малого ради тех, кто отдал свою жизнь за жизнь твою, десятилетия творилось в нашей стране разрушение святой памяти. Как же так? Ведь каждый год 9 мая все включают телевизор, смотрят парад, говорят слова поздравлений, выпивают рюмку (несколько), говоря о празднике. Значит, не в чем себя упрекнуть? Тогда давайте задумаемся, почему в разных местах закатаны под стадионы, дороги, заросли лесами, распаханы плугами, засажены огородами места, где лежат безвестные останки наших солдат? Почему это стало возможным? Почему до сих пор о миллионах погибших написаны лишь три слова «пропал без вести», если для подавляющей части из них давно можно найти место гибели с точностью до километра? Почему повсюду ветшают и рушатся памятники? Не говоря о бездушных властях, их родственникам десятилетия было недосуг заняться поиском, восстановить хотя бы несколько рукописных страниц об их жизни. Повсеместно утрачиваются фотографии, в последние годы иногда просто выбрасываются, ибо не знают уже внуки — правнуки, кто на них. От человека, который жил, работал, учился, создавал семью, воспитывал детей, а потом однажды ушёл воевать, часто остаётся лишь пара предложений у потомков: «Работал в колхозе (на фабрике, плёл кошёлки, столярничал), любил выпить с друзьями и на гармошке поиграть». Разница между словом и делом всегда велика.

Наш сайт всегда с радостью помогает всем, кто сам прилагает немного усилий для деятельного сохранения памяти своих предков. Нужно лишь собрать лично сведения из всех доступных источников, не полениться, опросить оставшихся в живых родственников, записать руками воспоминания о человеке, найти фотографию, документы, с ним связанные, и передать нам. Мы в свою очередь проводим подробный поиск по военной судьбе и соединяем обе части в рассказ, публикуем на сайте. Часто удаётся найти неизвестное место гибели воина или очертить его. В нашей базе данных за многие годы, путём бесконечных опросов родственников, собраны всего 14% фотографий погибших. А они были в каждом доме! Вспомним всех и сделаем для них, для нас и наших потомков, что дОлжно. Присылайте свои письма.

И ещё одно предложение. Год нынче не простой. Пройдёт несколько лет, где мы будем? Все воины, числом под тысячу (по военному, целый полк), родились или жили в исадской округе. Это их общая родина. Наша родина. Потомки разлетелись, кто куда, порой не осталось и близких родственников здесь, дома где остановиться. Давайте в этот день, 9 мая 2020 года, соберёмся все на родине предков — героев. Место для ночлега найдём каждому, найдём и родственников. И все вместе поклонимся им, поговорим о каждом, отпразднуем великий день! Это будет правильным делом. Пишите, если что.

Летописец.

Судьба протоиерея Василия Америкова

Доброго здоровья!

У нашего сайта много друзей. Один из них — Александр Давыдович Катагощин. Он верующий человек, хранящий множество воспоминаний о своей семье. В его роду Катагощины, Воскресенские, Америковы. Он — человек, ищущий и находящий в пожелтевших архивных страницах, на старых фотографиях свидетельства жизни красивых, чистых, сильных и честных людей. О них нам важно помнить, сверяя свои поступки с их быстро прошедшей жизнью. Чтобы оставить и нам для потомков хотя бы малую часть такой же, как оставили они, доброй памяти. Александр Давыдович пишет рассказы и публикует их в рязанских изданиях. В продолжение нашего повествования об Америковых знакомим вас с его рассказом о священнике Василии Васильевиче Америкове.

Он окончил семинарию, историко-филологический факультет Варшавского университета, работал учителем в рязанской частной гимназии, преподавал русский и латинский язык, историю. С самого начала Первой Мировой войны служил санитаром, закончил Киевское пехотное училище… Молох революции навсегда определил перелом в его жизни. Гражданская война и мобилизация в Красную Армию, война с собственным народом, Самарский фронт, Южный фронт…

«Пробыв недолгое время на этом фронте, вся наша бригада без боя, в результате заговора командования, перешла в плен к белым». Он попадает в армию Врангеля, где служит в офицерской сотне.

Дальше был разгром красными, Крым, пароход «Дон», плывущий в Грецию, Болгария…

Белоэмигранты добывали хлеб насущный на разных черных работах, молились в православных храмах, думали о Родине. Василий Васильевич в эмиграции работал половым в ресторане. Тосковал по отцу, по родным местам. Вскоре правительство Советского Союза объявило о возможности возвращения в страну лиц, покинувших Россию после Гражданской войны.

Василий Америков вернулся в 1923-м домой, «чтобы жить с родными»… Полностью рассказ читайте на странице в разделе «Люди науки, искусства, духовенство».

Летописец.

Откуда пошла фамилия Америковых на Рязани

Доброго всем здоровья! Всех Татьян с именинами, студентов — с профессиональным праздником!

«Запах дальних странствий» овладел неугомонными потомками Америковых и продолжает владеть ими до наших дней… Позднее, становясь уже дальними родственниками, они попали в окрестности Москвы, на Урал, Кавказ и в другие части света…

…их дальний предок Гавриил носил фамилию Попов. Славный его отец, принадлежавший к казачьему роду «сибирских казаков из-под Архангельска», поселился в Америке на Аляске, где Гавриил родился, вырос и занимался промыслом котиков и морских выдр — каланов. Дела шли неплохо, однако, когда Александр II продал Аляску, Гавриил Попов продал своё дело и уехал в Россию».

Эти и другие удивительные и невероятные истории вы, наконец, узнаете сегодня! Мы продолжаем повесть о поколениях рода священника Александра Гавриловича Америкова, служившего настоятелем исадской церкви во второй половине 19 века. На сей раз расскажем о его предках и немного о потомках по отцовской ветви, о том как появилась необычная фамилия Америков на Рязанской земле. Полностью рассказ читайте на странице в разделе «Люди искусства, науки, духовенство.»

(Продолжение следует.)

Летописец.

Исады и крестьянская реформа 1861 года

С наступающим Новым годом! Всем хотя бы снега зимой вдоволь!

Что мы знаем о крестьянской реформе 1861 года? Как освобождали крестьян из рабской зависимости? Как появлялись гражданские права, возникало самоуправление? Как делились с ними землёй собственники-помещики?

Исадское имение было куплено дворянином из Задонского уезда Воронежской губернии Иваном Артамоновичем Кожиным у прежнего владельца Григория Павловича Ржевского в 1815 году. Сделка была необычной, хитрой многоходовкой, всех её особенностей мы пока понять до конца не можем. Осилим в будущем. Новый хозяин пустил имение в свой бизнес-оборот. Большая часть его семейства перебралась в Исады, здесь родились, по меньшей мере, трое его младших сыновей. В 1833 году Иван Артамонович умер в своём задонском имении, которое процветало. Наследство было бы для его детей прекрасным подарком, если бы не одно обстоятельство… Тот самый оборотный капитал, в который было пущено Иваном Артамоновичем после покупки исадское имение. Он смело привлекал под различные бизнес-проекты заёмные средства, отдавая в залог исадские крестьянские души с «принадлежащей к ним землёй».

Полностью статья — на странице сайта. Благодарность Виталию Филиппову, натолкнувшему на ценные архивные следы в Сети!

В найденных архивных документах много можно узнать как известных в наше время микротопонимов, так и некоторых позабытых: лоски (ложки, логи, овраги) Круглый, Студенецкий, Детинух, Марицынь, Мельничный Отрог (по левому берегу р.Студенец), Березник (Березин), Ольховка, лес в урочище Гришино, пустошь Нижние Рясы, земли государственных крестьян села Терехова, Минаево поле, луг Казённый, луговые урочища Костырь, Якшино, Большой Завал, Малый Завал, Бобровка, речки Студенец, Шарок, озёра Сенино, Долгое, Глубокое. Описаны ворота в околице «по дороге от села Исад в господский хутор и пахотныя крестьянския поля», а также деревянный мост через речку Шарок «для проезда из села Исад в луговыя дачи», находящийся в выгонной земле в общем владении всех помещиков и крестьян сёл Исад и Муратово с деревнями. За ними были обязанности по исправлению и содержанию в исправности моста.

В официальных документах 1860-х – начала 1870-х фамилии крестьян используются далеко не повсеместно. Большей частью как раз не используются, часто их заменяет имя, отчество и полное имя бывшего помещика. Хотя нет сомнений, что большей частью они существовали ещё к середине века. В некоторых местах довольно трудно с точностью определить, является ли в данном случае второе имя ещё отчеством или уже фамилией, например, Артёмов, Минаев. Встречаются и возможные разночтения в написании, когда не ясно, одна ли фамилия, тот же человек, или разные: Игонин – Игошин, Камнев – Каменев. Может статься, что в одном месте человек записан только с отчеством, а в другом — только с фамилией. Читаем список имён и ищем пращуров!

5375537553755375

Летописец.

Клады усадьбы Исады (продолжение)

С праздником Николы Зимнего, заступника всех русских людей! Этого святого на Руси чтили, как ни одного другого. Его изображение было в каждом доме рядом с ликами Спасителя и Богородицы. Иностранцы называли его «Русским богом».

Продолжить цепочку наших поисков, начатых в предыдущей статье об исчезновении культурных и художественных ценностей усадьбы Кожиных в Исадах, помогает сегодня друг нашего сайта Виталий Филиппов. На этот раз об обстоятельствах, в которых очутилась сами усадебные дома, усадебная земля после реквизиции у Кожиных в 1918 году. Виталий отыскал заметку в рязанской губернской газете «Рабочий клич» от марта 1926 года.

Заметка свидетельствует о том, что усадебные дома, Белый и Красный, в 1926 году находились в собственности губернского музея! Если мы вспомним из предыдущей нашей статьи историю изъятия усадебных ценностей, от губернии делом был занят именно рязанский губернский музей, тянувший на себя вторую по значимости часть коллекции (главную изымали и увозили московские эмиссары). С ним пытался спорить только что созданный в 1918 году уездный спасский музей и спасские библиотеки. Через несколько лет мы видим саму усадьбу в Исадах, усадебные дома в собственности, под управлением губернского музея. Значит, власть вела себя последовательно и на 1926 год осознавала культурную и историческую значимость усадебного комплекса, хотя и лишённого уже движимых ценностей.

Но губернское «начальство» было далеко да и, видно, не сильно умело управлять своими объектами. На месте же шло постепенное расхищение и разрушение сооружений, охранных насаждений. Вырубка сохраняющих склон кустов и деревьев не была единственной бедой. Мы знаем, что под склоном, на краю которого стоял Белый дом владельцами усадьбы была выложена каменная подпорная стенка. Возможно, в то же время начали и её разбирать.

По нашим сведениям, примерно через год, в 1927 году, будет разобран «на кирпич» Красный дом. Да, совсем не Белый, угроза обрушения которого на оползневом склоне действительно начинала возрастать после разрушения защиты, а Красный, которому ничто не угрожало, более свежей постройки. Что произошло, как дошёл до такого решения губернский музей, или усадьба уже была у него изъята и передана другому собственнику, ещё предстоит выяснить.

Для нас в данном свидетельстве ценно три вещи. Первое. Следы усадебной коллекции устойчиво ведут в губернский музей. Не могли быть переданы только здания за много вёрст от Рязани и не оставлена часть коллекции из них в музее для напоминания потомкам «победившего пролетариата и трудового крестьянства», что в тех зданиях хранили «буржуи». Второе. В губернском музее были честные и культурно образованные люди, пытавшиеся не допустить своими слабыми силами уничтожения памятников культуры в Исадах. Отсюда и бессильная анонимная подпись под заметкой: «Работник». И третье. Уже в 1926 году начинается раскрутка истерии о будущем падении Белого дома с обрыва. Пройдёт не более 30 лет, и она станет роковой в судьбе прекрасного барочного строения 1730-х годов постройки, основной причиной, на которую будут напирать власть, чтобы уничтожить памятник.

Виталию Филиппову большая благодарность! Продолжение не за горами.

Летописец.

2-я встреча с министром культуры и туризма Поповым 25.11.2019 в Исадах

Доброго здоровья!

Сегодня состоялась повторная встреча с министром культуры и туризма Рязанской области Поповым в здании исадского клуба. Главной целью было намечено подведение итогов сделанного за прошедший месяц с 1-й исадской встречи в подготовке ремонта сельского клуба (здания земской школы) и по строительству нового дома культуры. Нежданно-негаданно днями раньше из недр чиновничьих также появился проект «благоустройства» Красной Горки, с общественностью не обсуждавшийся. Причём, у нашей общественной организации пару месяцев назад обсуждался свой проект такого благоустройства. Непосредственно перед встречей с министром глава сельской администрации Воробьёв дал «концепцию благоустройства из Спасска» со сметной стоимостью на 8,2 млн. руб. подержать и сфотографировать.

Участники совещания постарались придать ему самые ясные очертания, выйти на текущие решения, что предстоит сделать в ближайшее время. У некоторых участников даже есть мнение, что настрой был деловым и о чём-то договорились. Далее — итоги встречи в пересказе члена рязанского отделения ВООПиК Эдуарда Щаулина. Впечатление остаётся двойственное…

Ремонт клуба снова подвисает в воздухе, исчезло понимание, что ремонтировать. Попов попытался отстраниться от этой повестки. От районных денег заведующая клубом почему-то решила отказаться… По строительству нового здания дома культуры сомнения в достижимости цели поселились у нового главы администрации Спасского района (пока исполняющей обязанности).

По поводу «концепции из Спасска», она заслуживает одобрительных слов как начинание, но не выдерживает пока никакой критики. Ни первый её вариант с бутафорскими зданиями Белого и Красного домов, ни второй без них. Ожидаем встречи с автором и обсуждения. У нас есть много мыслей на этот счёт, Исады всё же наш дом!

Ниже видео полностью всей встречи. Судите сами, как решаются все вопросы представителями областной и муниципальной власти. По мне — картина полной бесхозяйственности, вялости, беспомощности и неумения координировать у представителей властей. Можно ли представить, чтоб мы так свои дома строили или ремонтировали, как пытаются который месяц несчастный клуб в Исадах? Значит, когда не своё, так можно! Нет хозяина в стране. Сколько слов, а оглянуться, что за месяц сделано по ремонту? Воробьёв заплатил трактористу, и тот дёрнул завалившуюся стену клуба. Это если не распускать пузыри. Ясность перспектив по всем вопросам за месяц только растворилась.

Летописец.