Возникновение и развитие славянских поселений в излучине Оки. Старая Рязань.
Появлению поселений славян предшествовало время проникновения славянских купцов в земли, заселённые финно-уграми, вдоль Оки и Волги (финно-угорские топонимы густо заполняют среднее и нижнее течение Оки). Реки в древности были естественными и наиболее удобными дорогами, связующими земли и народы. Развивались торговые, политические связи с местным населением. Связи Русских земель с Волжской Булгарией, а через неё со странами Арабского халифата, Хазарским каганатом в VIII– XI вв. отмечаются большим количеством кладов арабских серебряных монет – дирхемов, расположенных вдоль главных рек (Волга, Ока, Кама). Упомянутые земли (водный путь по Оке) были вовлечены в континентальную транзитную торговлю, известную как Великий Шёлковый Путь. Клады куфических монет – дирхемов, которые на Руси назывались кунами (лучшие образцы – ногатами), были обнаружены в пределах Старой Рязани, на Облачинской дюне, в устье Студенца.
Полученные (археологами) данные показывают, что Старая Рязань возникает как передовой пограничный форпост на территории, ещё не заселённой славянским земледельческим населением.
Первым славянским поселением был укреплённый город русских (черниговских) князей на восточных окраинах осваиваемых ими владений, и лишь затем к городу стали стекаться волны переселенцев – земледельцев (славяне-вятичи и жители других древнерусских областей). Рязань возникла не на пустом месте, а заняла место важного укреплённого городка финно-угорского племени. На Северном мысу Старой Рязани археологами было открыто древнее святилище этого племени. Наиболее вероятным самоназванием местного населения было имя «эрзя», которое унаследовало в наши дни часть мордвы. Отсюда и имя города «Эрзянь», перенятое славянами от местных жителей и произносимое по законам славянского наречия как «Рязань». По археологических данным, появление славян на городище Старой Рязани можно отнести к концу IX – середине X в.
В южной части Спасской Луки (верхнее и среднее течение р.Ивы) материалы ранее XIV в. отсутствуют, к началу XIII в. этот участок ещё не был освоен древнерусскими поселенцами… В то же время в нижнем течении Ивы известны курганы древнерусского времени (вятичские). Вопрос лишь в том, связаны ли они с выходцами из Старой Рязани (такая возможность, учитывая отсутствие курганного обряда в некрополях города, представляется сомнительной) или же устья Ивы достигла другая, встречная, волна переселенцев, шедшая с Прони и участков Окской долины, располагавшихся по отношению к Спасской Луке выше по течению реки. Присутствие курганных могильников XII– XIV вв. в бассейне Прони свидетельствует в пользу второго предположения.
Наиболее ранние материалы (древнерусских) сельских поселений Спасской Луки относятся к периоду рубежа XI– XII вв. или первой половины XII столетия, когда Старая Рязань уже существовала как крупный центр, занимавший значительную площадь – Северное городище и окружающие посады в прибрежной и напольной частях. Материалы этого времени очень малочисленны и встречены только на 6 памятниках. Наиболее многочисленна керамика конца XII – XIV в., т.е. периода расцвета и упадка города. В период расцвета Старой Рязани число сельских поселений достигает 29. После Батыева нашествие численность поселений резко сокращается: продолжают существовать лишь 6 сельских поселений, а число новых составляет только 9…
Если к началу XIIIстолетия вся Спасская Лука была заселена довольно плотно – были заняты практически все удобные для поселений места окского берега и берега ручьёв,- то последний этап (конец XII– XV вв.) характеризуется размещением населения исключительно на прибрежных участках. Во внутренних участках микрорегиона не возникло ни одного нового поселения, а три посёлка, которые продолжали существовать там после нашествия (Устрань I, Студенец VII, Соболевая I), судя по керамике, вряд ли пережили эту катастрофу надолго.
Поселения раннего этапа истории старорязанской округи (те самые 6, см. выше)… малочисленны. Три из них располагались на окском берегу на отрезке Аргамаково — Исады, на восточной оконечности Спасской Луки. Это селища Аргамаково Iи II, Исады IV, занимавшие соседние мысы оврага Ольговка и составлявшие, по-видимому, единое целое.
Ещё три поселения… — Устрань I, II и III— открыты на небольших мысах правого, восточного, берега оврага Марицань в центре микрорегиона, на полпути от Рязани к Исадам.
Ранние поселения, таким образом, образуют цепочку вдоль древней дороги, спрямлявшей Спасскую Луку и соединявшую её западную и восточную оконечности. На западном краю этого отрезка располагалась Старая Рязань, а на востоке – летописные Исады. На существование этой дороги указывает и система укреплений Южного городища Старой Рязани: это направление было отмечено воротами.
Итак, в «достоличный» период истории Старой Рязани (конец XI – начало XII в.) процесс формирование сельской округи города только начинался. Все поселения связаны с дорогой, связывавшей Рязань с её дальней пристанью, обеспечивавшей контроль за торговыми путями с востока.
С ростом города, строительством укреплений Южного городища Старой Рязани и притоком населения южнорусских земель начала бурно развиваться и округа Рязани… К этому времени (концу XII – XIIIвв.) в расположении памятников довольно чётко выделились две системы: прибрежная и внутренняя.
По берегу Оки селища располагались компактными группами на трёх участках, образуя, вероятно, довольно крупные сельские общины: у с.Исады… (4 поселения площадью более 6 га), у с.Чевкино в 3 км к югу от города (6 поселений общей площадью 6,5 га) и у с.Фатьяновка к северу от Рязани (1 поселение площадью 3,5 га). Вероятно, группы селищ у Чевкина и Исад представляли собой не отдельные посёлки, а топографически разделённые части одного целого. Наиболее крупное из 6 чевкинских селищ (Чевкино V) располагалось на коренном берегу Оки, а 5 небольших – на останцах первой надпойменной террасы под ним. То же можно сказать и о 4 селищах в районе Исад: они занимали мысы в верховьях трёх соседних разветвлённых оврагов Ольговка, Березник и Барак на северной окраине современного села.
Помимо трёх названных пунктов, на берегу Оки располагались ещё три малодворных поселения, удалённые не более, чем на 1 км от перечисленных крупных сельских общин: Шатрищенское селище к северу от Чевкина, Кутуково к северу от Исад и Фатьяновка II к северу от Фатьяновки I.
Прибрежные посёлки тяготели к небольшим сырым овражкам, прорезающим коренной берег Оки. Исключения составляют только селища Фатьяновка Iи II, расположенные высоко над рекой без соседства с оврагами. Правда и здесь под коренным берегом встречаются небольшие родники.
Иная структура сложилась во внутренних районах Луки, где небольшие посёлки равномерно располагались в удобных местах по берегам сырых оврагов и ручьёв. Размеры этих селищ не превышают 2,2 га, а основная масса, вероятно, представляла собой малодворные поселения площадью не более 1 – 1,2 га (11 поселений из 15). По площади распространения культурного слоя селища по оврагам и ручьям Марицань и Студенец, тем не менее, составили значительную часть сельской округи Старой Рязани (16,8 га из 40 от общей площади сельских поселений этого периода, т.е. почти половину).
Трудно выявить какую-либо чёткую систему в размещении этих поселений. Как правило, они тяготели к крупным полянам меж оврагов, располагаясь на их берегах к пологого отвершка, облегчавшего доступ к воде. Поселения открыты на берегах практически всех сырых балок, за исключением ржавцев. Представляли ли собой эти поселения какой-нибудь один или несколько единых социальных организмов, каковыми, вероятно, являлись прибрежные группы селищ, сказать трудно. Их размещение и практически полное исчезновение в последующий период упадка Старой Рязани наводит на мысль об очень тесной и прямой связи этих поселений с городом.
По-другому развивались (после разгрома Рязани 1237 г.) сельские поселения прибрежной зоны.
В районе Исад культурный слой этого времени встречен как на староосвоенных, так и на новых участках: поселения сместились с верховьев оврагов к окскому берегу и протянулись широкой полосой вдоль него. Площадь… несколько увеличилась. Кроме того, возникли два новых небольших поселения на южной окраине современного села в 1 км от основной группы комплекса, на мысах глубокого сырого оврага. Открытие в его обнажениях на территории селища Красный Яр остатков производственных сооружений – ямы, заполненной шлаком — позволяет предположить в них усадьбы ремесленников или их мастерские, вынесенные на безопасное расстояние от остальных жилых построек.
Вырос комплекс к северу от Старой Рязани, селища Фатьяновка Iи II. На огородах современной деревни средневековый культурный слой протянулся полосой шириной от 50 до 100 м на 1,6 км.
К югу от Старой Рязани на смену чевкинскому комплексу, керамика которого не выходит за рамки начала XIII в., пришла группа новых поселений, примыкавших с севера к Новоольговскому городищу (расположено в устье р.Прони).
Сложившаяся в XIV в. структура расселения по окскому берегу с малоосвоенной внутренней частью Луки сохраняется и позднее. Вплоть до столыпинского вывода крестьян на хутора (их следы до сих пор сохранились на берегах оврагов и ручьёв) основное поселение микрорегиона концентрировалось на узкой полосе береговой кромки от устья Прони до Исад, которая постепенно покрылась сплошной жилой застройкой. Вне этой зоны сельские поселения возникли в XVII– XVIII вв. лишь в верховьях Студенца и Ивы, но появление этих, существующих и поныне населённых пунктов (Соболевая, Разбердеево, Романовка, Милованово), скорее, связано с дорогой, проходившей через Спасскую Луку по водоразделу этих ручьёв.
Источники
И.Ю.Стрикалов. Округа Старой Рязани в XII– XV вв. // Великое княжество Рязанское. М., Памятники исторической мысли, 2005.
А.В.Чернецов, И.Ю.Стрикалов. Старая Рязань и монголо-татарское нашествие в свете новых исследований // Русь в XIIIвеке. Древности тёмного времени. М., Наука, 2003.