Новогодний обряд

Комплекс новогодне-поздравительных календарных обрядов и песен Среднеокского «Кутуковского» стиля

 

 Календарные праздники и обряды Кутуковской традиции не выходит за рамки рязанского и общерусского календаря, хотя и имеет свои особенности в лексике, вариантах обрядов. Определяя место рязанской ритуально-праздничной культуры и соответственно календарной обрядности в системе общерусского ритуально-праздничного комплекса, Л. А. Тульцева относит его к южно-средневеликорусскому культурно-географическому ареалу (Тульцева, 2001, с. 247).

 На изучаемой территории выявлена сохранность практически всех обрядовых действий на святки, характерных для этнической территории русских. Это ритуальный обход дворов с ряженьем и пением поздравительных песен, гадания, святочные молодёжные вечёрки. Местная специфика святочных обрядов проявляется в двух моментах: отсутствии рождественского колядования и специальном рождественском обходе дворов пастухами.

 Обычай колядования под Рождество фиксируется в других районах Рязанской области. На нашей территории упоминание о коляде встретилось в новогодне-поздравительной песне с. Половское Спасского района, которая имеет в себе двойное название «Авсень-каляда, авсяная барада», причём сами информаторы определяют её как «авсень».

 Возможно, рождественское колядование здесь заменилось ритуальным обходом дворов пастухами. Ранним утром, начиная с 4-5 часов, по дворам ходили пастухи, которые пасли коров и овец. Каждый шёл к тем хозяевам, чью скотину пас. Он заходил в дом, крестился, и разбрасывал зерно: пшеницу, овёс, рожь. «Хазяйка падставляла тах-та вот фартук, а он там ржицы или пашаницы ей сыпал. – На живущих, на пладущих, и всем на здаровье. – Эт скатине пастух. Ана яму даёть там кусок хлеба. Патом скатине там давали авса». «Обсевание» изб зерном имело ярко выраженный аграрно-продуцирующий характер. Об этом говорят приговоры пастухов. Мы приводим несколько вариантов записей обходных приговоров пастухов: «На ярки, на баранки, на кудрявые хвосты», «На тялицы, на ялицы, на кудрявые хвостицы», «На телицу, на бычицу, авцам на заботу». Интересен вариант обхода дворов пастухом в с. Гавердово Рязанского района. Здесь, наряду с традиционными пожеланиями приплода «На сущую, на плодущую», по воспоминаниям Козловой Е. П. /1923 г.р./, пастух, совершал следующие действия: «Бабушка выйдет из чулана, и гаварит пастуху: присять, присять. – А он вот так сядить на чупырки. – Ко-ко-ко-ко-ко». Аграрно — продуцирующее значение этого обычая подтверждается объяснением информатора «Штоб в наседки куры садились».

 Комментируя этот обычай, следует помнить, прежде всего, о том, что «пастух наделялся особыми возможностями магико-сакрального обеспечения урожая зерновых, плодородия скота и рождение детей в новом календарно-хозяйственном круговороте года» (Тульцева, 2001, с. 41). Обход дворов на Рождество именно пастухом обусловлен восприятием его как «существа на грани двух миров: мира людей и мира природы, его функцией было установление взаимодействия между этими мирами. Способом установления такого взаимодействия в народной традиционной культуре является обряд, где концентрируются все возможные средства воздействия на окружающий мир» (Мехнецова, 1997, с. 4).

 Итак, под Рождество совершался индивидуальный обход дворов (паспухами), а коллективный закрепился за предновогодним вечером. Широко распространённый обычай «кликать авсень» бытовал в Кутуковской традиции до 1990-х годов. Дети, подростки, молодёжь, собирались группами и ходили по дворам «кликать авсень». В Среднем Поочье фиксируется несколько вариантов текстов «авсеней», которые содержат различные мотивы: например просьбы, подаяния.

 Авсень- каляда,

 Авсяная борода.

 Кто ня даст пирога

 Мы корову за рога.

 Кто ня даст рожки,

 Расколим акошки.

 

Или другой вариант, состоящий из нескольких мотивов: пожелания благополучия и подаяния:

 Авсень, авсень,

 Дома ли хозяин?

 Он уехал в поле

 Пашаницу сеять.

 Радись, радись пшаница

 Чиста каласиста.

 

 Дальше текст содержит просьбу о подаянии: «…. Кто ня даст блин – от варот клин».

 В последнем варианте ярко выражена продуцирующая магия, символика плодородия, идея пожелания хорошего урожая в будущем году.

 В варианте «авсеня» с. Кутуково, Бессоновка Спасского р-на, указывается на время совершения обходов дворов, а так же содержится мотив величания холостой молодёжи:

 Авсенюшки-палуношнички,

 Мы хадили, мы гуляли вдоль па улице села.

 Всё авсень, всё авсень.

 Мы хадили, мы искали, мы Иванава двара

 Всё авсень, всё авсень.

 У Иванава двара разливалася вада

 Всё авсень, всё авсень

 Сине морюшка, чиста водушка

 Всё авсень, всё авсень

 

 Здесь мотив половодья в тексте связан с весенней обрядностью, так как известно, что новый год раньше начинался с приходом весны. А так же этот мотив выступает как символ изобилия, полноты жизни, который, в новогодних величаниях играл важную продуцирующую роль.

 

 Обязательным элементом святочных обходов дворов является ряженье. Преобладающим способом ряженья было традиционное переодевание женщин в мужскую одежду, а мужчин – в женскую. Рядились в вывороченные шубы, что, как в календарном, так и в свадебном обрядах символизировало плодородие и богатство. Переодевание в «солдата» и «цыган» носило сатирический характер. Обойдя дворы, ряженые собирались на посиделки, «вечёрки», для чего специально снимали дом. Играли в различные игры: колечко, «тихую музыку» (ведущий шёл мимо игроков, в это время играла гармонь. На ком останавливалась музыка, та пара выходила на улицу «звёзды считать»).

 Зимние святки были главным временем гаданий. «Святочные гадания развёртывают две важнейшие темы, объединённые в жизни людей: тему земли и урожая, и тему личной судьбы человека» (Чичеров, 1957, с.16). Во всех сёлах Среднего Поочья бытуют традиционные формы гаданий, например, с курицей, по воспоминаниям М. Т. Захаровой (с. Половское): «Такая вот была чашки с вадой, наливають, зеркала станавили, кальцо, соль, хлеб, сахар. С нашестьеф снимали курицу и патом ставили сюда курицу. Чаво курица клюнить: ф соль – значит, плоха будишь жить замужем, в зеркала – муш будить фарсистай, в воду – пьянюшка будить, а кальцо – замуш скора выдешь, в зярно – тоже харашо, багатая будишь».

 Участниками гаданий о браке была холостая молодёжь, и гадания по их представлениям должны были открыть возможность замужества. «Кадушку ставили ва двор, накрывали ё, дифчатам фсем глаза завязывають. Хто за ету, за кадушку хватица первый, тот первый замуш выдет.Чирис вароты сапага кидали. Валенки кинешь, куда сапох ляжить, там жаних живёть».

 Завершались святки православным праздником Крещения. Крещенская обрядность не имеет ярких специфических особенностей в местной традиции. Самые важные крещенские обряды – очищающие. Они связаны с освящением воды и оберегом с помощью креста. Чтобы предохранить дом от действия нечистых сил, на дверях, воротах рисовали кресты. Особое значение имело и прорубание «иордани» с освящением воды – широко распространённый обычай.

 

 Преподаватель отделения «сольное и хоровое пение» Рязанского музыкального колледжа им. Г.и А. Пироговых

 Ануркина Е.Н.

 

 Примечания

 В статье использованы материалы, собранные автором в фольклорных экспедициях КНМ ВГАИ 2000- 2003 гг.

 

Источники

Сайт Рязанского областного научно-методического центра народного творчества cnt-ryazan.ru

 

Литература от автора статьи

Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. – М., 1985.

 Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография/ Отв. ред. К. В. Чистов; Послесл. К. В. Чистов. – М.: Наука. – 1991.

 Тульцева Л. А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов, обычаев и поверий рязанских крестьян / Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 2001.

 Тульцева Л. А. Рязанские таусеньки в свете историографии вопроса «Что такое авсень?» // Этнография и фольклор рязанского края. Материалы Российской научной конференции к 100-летию со дня рождения Н. И. Лебедевой – Рязань, 1996. — с. 66-77.

 Мехнецова К. А. Пастушьи традиции Новгородской и Тверской областей.– С.-П, 1997, Рукопись.

 Сборник статистических сведений по Рязанской губернии Спасского уезда. Том 8, вып.2. 1890

 Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI – XIX веков. Очерки по истории народных верований. М.: Изд. Академии наук. – 1957.

 

Выражаю большую благодарность за использованный материал прежнему и нынешнему директорам Центра народного творчества Коростылёву Вячеславу Васильевичу и Шаповской Елене Михайловне, научному руководителю проекта Гиляровой Наталье Николаевне.

                                                                                                                                         Летописец.