Происхождение названия Исады

Происхождение названия

Село Исады – одно из древнейших славянских поселений средней Оки. Имя Исады одним из первых в 1217 году появляется в летописных описаниях этого края (за исключением крупных городов того времени). О том, что Исады были наиболее ранним славянским поселением сельской округи средневекового города Рязани (ныне – село Старая Рязань) и тесно связаны с этим городом, свидетельствуют археологи. Но подарила селу название река Ока.

Название нашего села не таит в себе загадки, оно славянского происхождения, хотя в ближайшей местности достаточно много гидронимов (названий рек и озёр) носит явно финно-угорские имена. Они перенеслись населением через века в неизменном виде, когда сам язык финно-угров (предков мордвы) исчез из этих мест, но часть прежнего населения, влившись в состав русского народа, принесла их с собой, сохранив старое, некогда понятное, название.

В.И.Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт объяснение слова.

«Исад» – (старинное — «исада», в архангельском говоре – «исадь», в пермском – «исады», в астраханском – «изсад») место высадки на берегу, пристань; торговая пристань, базар, где привоз разных припасов, рыбачья слобода, посёлок у берега.

«Изсаживать», «изсадить» — высаживать или пересаживать. «Изсад», «изсада», «изсадка» — место высадки, пристань.Исады на карте +легенда

Чтобы понять точный смысл имени Исады, найдём на карте сходные названия и определим, что их связывает.

1. Итак, наше с.Исады на Оке, в 6 км (расстояние по древней дороге) к востоку от крупного средневекового города, водный путь по реке Оке, с учётом русла того времени, составляет 32 км.Исады Спасский р-н

2. С.Исады, ныне является восточной частью г.Ногинск, Московская область. Находилось на берегу Клязьмы, в самой западной, ближней к Москве, точке, где древняя дорога из Владимира в Москву подходит к реке. Дальше река отклоняется от сухопутного пути к северо – западу. Первое описание местности вблизи Исад относится к XIV веку. В 1753 г. хозяин с. Исады, Гавриил Клюев получил разрешение построить каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. По освящении храма в 1756 г. село стало называться Успенским. В 1929 г. Успенское было включено в состав г.Богородск, который на следующий год был переименован в Ногинск.

3. Д.Исады, Владимирская область, Суздальский район (ныне не существует), на левом берегу р.Нерль. В 6 км к северу от древнего Суздаля на месте, где  дорога к городу пересекает реку. Суздальское оплечье_Нерль, протекающая неподалёку от Суздаля – главная водная дорога Ростово-Суздальской земли, ведущая к городам на Клязьме: Владимиру, Коврову, Вязникам, Гороховцу и далее – в Оку. Водный путь по Нерли соединял наиболее важные города княжества. Вблизи её верховий располагался Переяславль, от которого можно было спуститься по реке к Суздалю и Владимиру. Из Ростова можно было попасть в города на Нерли через её приток р.Ухтома, исток Ухтомы находится вблизи озера Неро, на берегу которого расположен Ростов. Древность поселения Исады в этом месте подтверждает клад богатых украшений из серебряных с золочением медальонов и бус начала XIII века, названный «Суздальским оплечьем», найденный в 1851 году в кургане вблизи Исад, ныне хранится в ГИМ в Москве. Урочище, где расположены курганы вблизи Исад, называется Погостское стойло. Исады Суздальский р-нДанное название даёт ключ к пониманию назначения суздальских Исад. Погостом называлось в древности место остановки князя и его дружины во время сбора урока (налога, дани). Сам сбор такой дани назывался погостьем. Наиболее раннее упоминание содержится в летописном рассказе об установлении погостов княгиней Ольгой в Новгородской земле в X веке. Вполне возможно, что в вблизи суздальских Исад собирался не только налог с местных жителей, но также налог с торговых людей, приходивших к Суздалю (мыт, от этого слова происходят многочисленные названия Мытищи).

Нужно заметить, что и в наших Исадах на Оке в части села, называемой Шатрище, есть участок с кладбищем староверов, называемый Погост. Именно вблизи Погоста археологической разведкой обнаружена наиболее древняя славянская керамика XII века, не встречаемая более нигде в других частях села.

4.  Сельцо Исады (сельцо — поселение, в котором есть часовня или дом землевладельца), Московская область, Клинский район, бывш. Лутосенский стан Дмитровского уезда, точное местоположение пока не установлено. В 10-18 км к северо-востоку от Клина, вероятно, недалеко от современного села Доршево на р.Сестра или на р.Лутосня (приток р.Сестра, которая сама является притоком Волги), рядом с важной дорогой Дмитров — Клин. Упоминается в 1561г. в составе землевладений. Исады могли быть «водными воротами» Клина или приграничной мытницей (местом сбора налогов за проезд с торговых людей) на рубеже Московского и Тверского княжеств. Граница проходила как раз по густо заселённой Лутосне и ниже её устья по р.Сестре.

Клин впервые появился в летописях в 1317 году как пограничный город молодого Тверского княжества (образовалось около 1247 года). Основная водная дорога, соединяющая Клин с Тверью и другими городами княжества, проходила по реке Сестра. Водный путь к Клину от устья Лутосни составлял около 21 км.

5. Д.Исады, Ярославская область, Ростовский район. В 12 км к северу от древнего Ростова Великого, на дороге, ведущей в Ярославль, на берегу реки Устье, является древнейшей частью современного посёлка Семибратово. Почти сразу за Исадами,  через 6 км вниз по течению, в речку Устье впадает речка Вёкса (является на деле протокой, соединяющей Устье с озером Неро, на берегу которого стоит Ростов), после впадения река уже называется Которосль. Река течёт строго на север и впадает в Волгу у самого Ярославля. Исады стояли в стороне от древнего водного пути из Ростова в Ярославль. Исходя из названия «Исады», в них происходила «высадка» из судов на сухопутную дорогу к Ростову. Данный узел стоял в конце иного водного пути — он мог использоваться для разгрузки товаров, идущих от Калязина в Ростов. Волжский путь от Калязина на Ярославль и далее Которослью к Ростову можно условно изобразить в виде 3-х наиболее длинных стороны условной трапеции. В такой трапеции путь из Калязина по рекам Жабне и Устье ляжет вдоль короткой стороны трапеции, длина его составит около 120 км. Для перехода из Жабни в Устье должен был существовать волок, предположительно, от притока Жабни — ручья Поймишки в деревне Поймашь к селу Заозёрье длиной примерно 7 км. К «Устьинскому» водному пути также удобно примыкал бы сухопутный путь из Углича, соединяясь с ним неподалёку от села Ильинское.

Ростов - Калязин - Углич

Исады также известны с 1572 (первое письменное упоминание) своими водяными мельницами. Эти знаменитые мельницы прослужили людям не менее 343 лет (с 1572-го по 1915-й)! Когда они появились неизвестно, но в 1572-м упоминаются и 4 десятины земли вдоль речки Устье, использовавшиеся «на приезд помолщиков». Т.е. Исады могли быть местом высадки приезжавших к мельнице помольщиков, правда, в таком случае нужно было обратным путём везти муку, тогда название «Исады» себя никак бы не оправдывало, там происходила бы не только высадка, но и посадка на речные суда.

6. Д.Исады, Ярославская область, Любимский район. В 33 км к югу от г.Любим, в 36 км к северу от Костромы, в 72 км к северо – востоку от Ярославля, на берегу р.Кострома, на удалении 6 км от места, где дорога из г.Любим в Ярославль наиболее близко приближается к р.Кострома (к водному пути из Любима к г.Кострома, сухопутного пути не существует из-за огромных болот).

Карта Исады-Любим_1900
Карта 1900г.

Любим – старинный уездный город, в XVIII веке выходцы этого города были широко известны как держатели кабаков и трактиров, в т.ч. в Петербурге. В городе 7 церквей и 1 часовня постройки XVIIIXIX веков. Есть мнение, что обороты местной торговли в Даниловском и Любимском уездах Ярославской губернии и прилегающих волостях Костромской были незначительны, а путь в Кострому использовался только для перемещения лишь небольшого перечня товаров, которые продавались в Костроме. Несмотря на это, однозначно, что главная дорога из Костромы в Любим и Данилов пролегала через водные ворота на реке Костроме — Исады.

Прямой дороги из Ярославля в Любим не было ещё в середине XIX века, чаще всего ехали через Данилов. В перечне сколько-нибудь значимых дорог в справочнике «Военно-статистическое обозрение Ярославской губернии за 1851 год» упоминания о таком прямом пути нет, как и о тракте из Данилова через Середу в Кострому. Однако указана под №20 другая дорога: «Любим-Кострома через Фондаково, Хлебочево, Пречистую, Строгоново и Исады. При Исадах паром через р.Кострому».

Военные справочники Ярославской и Костромской губерний того же времени также свидетельствуют, что из Костромы в Данилов и обратно дорога пролегает только через Исады, по Любимской дороге через Осек: «Дорога из Костромы в Любим, идёт сначала по овражистой и довольно пересечённой местности и песчаному грунту, далее по низким и болотистым местам к селу Мискову и особенно за ним, на протяжении 10 вёрст до реки Костромы, которую переходит при деревне Исадах Ярославской губернии. Весною, во время разлития вод реки Костромы, эта дорога заливается на 15 вёрст, около села Мискова, а потому сообщение в это время прекращается. Вообще эта дорога дурна особливо в дождливое время».

7. Д.Исады, Ярославская область, Некрасовский район. В 5 км от левого берега Волги, на берегу озера Яхробол, соединённого с Волгой протокой (р.Сохма). 10 км дороги от Исад ведут к выезду на упомянутую выше дорогу Ярославль – Любим.

8. Д.Исады, Вологодская область, Великоустюгский район. Деревня и пристань на берегу р.Сухона, в 42 км юго-западнее г.Великий Устюг, где к правому берегу реки подходит тянущийся вдоль неё от Вологды, через Тотьму, к Великому Устюгу «Сухонский тракт». Эти места давно привлекают геологов и палеантологов, изучающих древнюю фауну Земли. В Исадскую (по-другому, Мутовинскую — на противоположном берегу Сухоны в Сухону впадает р.Мутовка) линзу часто приезжают экспедиции палеоэнтомологов, изучающих древних насекомых. Это самое крупное на сегодняшний день как по количеству, так и по разнообразию, местонахождение верхнепермских насекомых.

9. Д.Исады, Вологодская область, Кичменгско — Городецкий район, в 90 км юго – западнее Великого Устюга, на реке Кичьменьга.

10. Вологодская область, Бабушкинский район, Демьяновское сельское поселение, в 35 км восточнее г.Тотьма. Переезд на реке Старая Тотьма, над ним — место, называемое Исадское Поле. При впадении реки в Сухону располагался древний город Тотьма, в 15 км восточнее современного. Он стоял у начала водного перехода к волоку, соединявшему Сухону с Волжским бассейном. Через реку Старая Тотьма и её исток Вотчу суда подходили к местам волока, далее в речки Вохтома и Волошная, которые являются притоками Юзы, вниз по Юзе в реку Унжу. Недалеко от Макарьева Унжа впадает в Волгу. Исадское Поле Бабушкинский р-нНаиболее вероятное расположение Исадского Поля — в непосредственной округе д.Демьяновский Погост, у истоков р.Старая Тотьма — река образуется при слиянии Вотчи с Илезой. О соседстве Исад (места высадки из судов торговых людей) и Погоста (места сбора налога за проезд с торговцев или ближайшей округи) мы упоминали при описании суздальских Исад. На берегах Тотьмы парочка встречается снова.

     Река Старая Тотьма была важной связующей нитью между двумя водными бассейнами, через неё шли торговые люди. Севернее Тотьмы и около Ледеченска не позднее XV века возникли промыслы по добыче соли. Исадское Поле расположено на пути движения соляных караванов на юг. От Демьяновского Погоста (Исадского Поля) до волока по прямой 36 км на юго-восток, водный путь по Вотче был значительно длиннее, но надёжных сухопутных путей в болотах не было, вода помогала людям перемещать тяжёлые грузы и продвигаться самим.

Главными составляющими каждого солеваренного завода, его основой, были трубы и варницы. Через трубы рассол извлекался из-под земли, при помощи варниц из него при выпаривании воды получали соль.

Рассолоподъёмные трубы были придуманы не позднее XV века. «Садить трубу» — значило сверлить землю особыми бурами с опусканием в скважину деревянной трубы — матицы. В XVI веке «садити трубу» и строить варницу дозволялось всякому, кто платил оброк в государеву казну и пошлину наместнику. Такие случаи соседства Погостов с соляными промыслами замечательным образом объясняются удобством для сбора налогов. Монастыри по особой просьбе получали право заниматься солеварением «безоброчно». Беспошлинная торговля солью являлась самой главной статьёй их доходов. Так почти на всех соляных промыслах появились крупные монастырские владения.

Соляная варница на Мшаге_Пальмквист 1674
Соляная варница на Мшаге. Из альбома Пальмквиста. 1674. (Фототека ГИМ.)

Вблизи варниц строились избы для рабочих, хозяйственные постройки: амбары — склады для соли, кузницы, мастерские. Невдалеке от варниц отводили место для складки заготовленных дров, которых для варки соли требовалось огромное количество, вследствие чего во многих местах соледобычи леса были полностью выведены. Места дровяных складов назывались «исадными». Так же назывались места складирования товаров, соли, на берегах судоходных рек. Например, в писцовых книгах 1623—1625 гг. сказано: «…а владеть тем варничным местом и амбары, и исады, и трубою Спаса-Прилуцкого монастыря старцы по купчей».

Нужно отметить, что на окраинах современного г.Тотьма, в Старом и Новом Усолье, было не менее 4-х мест под названием «исадных», где на берегах рек находились дровяные склады. Они не были селениями. У Спасо-Прилуцкого монастыря исадное место находилось близ речки Солонухи и на р.Песья-Деньга, под слободкой Притыкино. У Спасо-Суморина монастыря исадное место для дров (дворище) — недалеко от Троицкой церкви. Николо-Угрешский монастырь имел дровяное исадное место у Никольской горы.

      Возникновение поблизости от солеварен мест по берегам рек под названием «исады», а позднее в некоторых случаях поселений с таким названием, связано устройством удобных мест высадки из судов или при лесосплаве там, где размещались дровяные склады или склады с готовой к продаже солью.

11. Хутор Исады, Вологодская область, Тотемский район, Толшменское сельское поселение, в бывшем Купековском сельсовете (ныне д.Купеково не существует), в 60 км южнее г.Тотьма, на берегу р.Толшма, впадающей в Сухону. Хутор существовал в 30-е годы XX века. Появился, вероятно, в годы столыпинских реформ. Возможно более ранне происхождение названия.

     Водные пути Восточно-Европейской равнины издревле использовались людьми для сообщения между различными землями. В местах, где бассейны крупных рек разделены возвышенными водоразделами, образуются сухопутные препятствия для сквозного следования людей и грузов, которые нужно преодолевать. В самых узких местах таких водоразделов, там, где расстояния между важнейшими местами торговли или промыслов были самыми короткими, экономили силы путешественников и их денежные средства, возникали волоки. Такие пути, называемые водно-волоковыми, использовали отдельные финно-угорские, затем славянские племена, выходцы из древнерусских княжеств, а позднее жители Русского государства.

     Волоки-перешейки помогали продвижению славян и заселению Русской равнины, среди которых в первом потоке шли торговые люди, на волоках возникали многолюдные постоянные поселения. Их жители при освоении волоковых мест расчищали дороги, обслуживали  перемещение судов и товаров, нужды путешественников. Переволакивание осуществлялось как людской мышечной силой, так и с использованием конной тяги, где это было возможно.

Волоки по НА Макарову     Самым древним волоком на Руси считается Смоленский, на великом водном пути «из Варяг в Греки», между Западной Двиной и Днепром. Его длина составляла около 32 км. Местности, где находятся некоторые Исады, также расположены на волоках. Приведём карту волоков Северной Руси, точно существовавших и предполагаемых, по Н.А.Макарову. 

12. Хутор Исады, Вологодская область, Грязовецкий район, ныне — часть п.Вохтога, на левом берегу реки Вохтога, недалеко от железной дороги. Река Вохтога является притоком реки Лежи, впадающей в Сухону недалеко от Вологды. Вохтога — самое южное ответвление бассейна Сухоны (а вместе с ней — Северной Двины). Исады на Вохтоге — одна из наиболее удобных и близких точек для перехода из сухонского водного пути в волжский.  На удалении 17 км от п.Вохтога по дороге на северо-восток — достаточно полноводная река Монза, а всего в 7 км к востоку — приток Монзы, речка Захарка. Монза примерно через 21 км впадает в Кострому, далее — Волга. Место одного из наиболее оживлённых древних волоков.Исады-Вохтога Грязовецкий р-н

     Волок между Монзой и Вохтогой существовал еще до начала славянского освоения Русского Севера и Среднего Поволжья. По мнению учёного-филолога А.П. Афанасьева, финно-угорские термины -ах(т), ак-, -ох(т)-, -ок(т)-, -ух(т), -ук(т) в гидронимах, как правило, указывают на наличие волоков в данных местах. В бассейнах Лежи и Монзы есть речки с такими названиями — Вохтога, Ухтюжка, Аксёновка. В XV–XIX веках данная местность именовалась волостью Лежский волок или Волочок и существовала до 1872 года, когда была разделена на три волости.

      Из Волги в Сухону путь через Лежский волок был наиболее коротким. Расстояние от г. Кострома до р.Сухоны через него составляло 325 верст. Водный путь от Костромы через Рыбинск, по Волге и Шексне до реки Сухоны — 691 верста. 

Волок_      Письменные источники упоминают впервые волость в июле 1417 года. Сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич в духовной грамоте отдавал эту область в числе других своей жене: «А княгине моей из Костромы Иледам, и с Обнорою, и с Комёлою, и с Волочком». Позднее по завещанию Василия Темного 1461-1462 года область («…Иледам с Обнорою и с Комёлою и с Волочком, да Авнегу, да Шиленгу») отошла к уделу его сына Андрея Меньшого.

     В жалованных грамотах Ивана Грозного о волости говорится в 1540-м году: «… А наместницы наши Вологодские и волостели Комельские волости, и Лежского Волочка, и Авнежские, и их тиуни тех оброчных сокольников и их людей не судят ни в чомъ…» 

     Н.А. Макаров, изучавший колонизацию севера Древней Руси, не указывая на точное место расположения волока, полагает: «Скорее всего, сам волок располагался между Лежей и Монзой в районе современной станции Вохтоги и села Демьянова». Расположение неподалёку от станции Исад подтверждает это предположение и указывает на место волока.

     Местных жителей в селениях по речке Вохтога с верховьев до устья, и в селениях по реке Лежа, еще в 1960-х годах называли волочанами. Местности поблизости — «заволочскими».

     После того, как в 1553 году началась торговля России с Англией и Голландией через морской путь и Архангельск, Вологда стала местом перевалки русских и иноземных товаров. Богатые хлебом южные местности Руси испытывали потребность в соли, которая добывалась на севере. В XVI в. иностранцы отмечали, что в России не было города, «который не торговал бы с Вологдой». В XV–XVII веках в городе совершалась крупнейшая торговля хлебом и солью. За границу отсюда вывозились лён, хлеб, пенька, воск и сало.

     В книге австрийского посла Сигизмунда Герберштейна рассказывается о пути, которым русский посол Дмитрий Герасимов ехал в Данию. Из Москвы в 1496 году они с товарищем добрались до города Переславля, затем на судах по Волге, затем по реке Костроме и её притоку, а оттуда сухим путём семь вёрст «до какой-то речки». Далее шли по реке Лежа, впадающей в Сухону. Затем по Сухоне, Северной Двине и морем добрались до места назначения. Надо полагать, что приток Костромы – это река Монза, а «какая-то речка» – это Вохтога. Этим путём позднее проходили и другие «государевы люди». 

     13. П.Исады, Вологодская область, Междуреченский район, на правом берегу реки Сухона, при впадении в неё р.Нозьма, в 43 км восточнее Вологды. Является «воротами» для выхода с реки на Авнежскую возвышенность. Возвышенность Авнега — крупный участок земель, окружённый со всех сторон низкими заболоченными землями, издревле считался наиболее плодородным и ценным для населения, места оживлённой водной торговли. На Авнеге сосредоточена основная часть поселений данной местности, достаточно плотная сеть дорог. В 1.5 км от посёлка к юго-востоку — д.Ноземские Исады, в 9 км к югу — д.Шингарские Исады, которые тоже своего рода «малые ворота» на Авнегу, расположенные на малых притоках Сухоны. Исады Междуреченский р-нВ том же месте, на Авнеге, через верховья упомянутых притоков Шингаря (Белого Шингаря) и Нозьмы по сухому пути через 4 — 10 км можно попасть в одноимённую реку Шингарь — приток Монзы и далее — в Кострому и Волгу.

Исады упоминаются в 1695 г. в оброчной записи крестьян о взятии на оброк у Антониево-Сийского монастыря, крупного владельца соляных промыслов, его сенных покосов (пожни) на Сухоне. Договор с иеродьяконом соляного монастырского двора Германом предусматривал за использование пожни, кроме денежной платы, поставку дров (для соляных варниц): «А поставить те дрова на вологоцкие монастырьские их Исады на срок нынешняго 204-го года на Петров день и Павлов святых апостол и припровадя те дрова изсичь и сполинить и в полинницы скласть и отмерить на их Исадах в государеву троеаршинную печатную сажень.«

14. Д.Ноземские Исады, Вологодская область, Междуреченский район, на р.Нозьма, в 1.5 км от правого берега р.Сухона, в 43 км восточнее Вологды. Здесь в XV-XVII вв. находились крупные склады соли, принадлежавшие Соловецкому монастырю. Один из них сохранился по сей день. Партии соли отгружались отсюда в разных направлениях.

15. Д.Шингарские Исады, Вологодская область, Междуреченский район, на р.Шингарь, в 7 км от правого берега р.Сухона, в 38 км восточнее Вологды.

16. Архангельская область, Плесецкий район, пос.Савинский. Северная окраина посёлка, название улицы по северному берегу р.Емца (приток Северной Двины), в устье р.Шелексы, впадающей в р.Емца. Место бывшего лесопункта, сплава леса. На пересечении с важным трактом от Онеги, через Плесецк, на Каргополь (север-юг), рядом отходит на северо-восток ответвление к тракту, идущему вдоль Северной Двины. Исады связаны с ещё более древним водным путём, которым пользовались жители Новгородской Земли при освоении Северной Двины, Поморья, Печоры. В 17 — 18 км выше к истокам р.Емца, неподалёку от п.Пустынька находился важный Емецкий (Ямецкий) волок в р.Онегу. Исады Плесецкий р-н+Из Великого Новгорода путь на Северную Двину лежал по реке Волхов в Ладожское озеро, по реке Свирь в Онежское озеро, далее по реке Водла через Кенский волок в р.Кена и р.Онега, затем через Емецкий волок в р.Емца и наконец Северную Двину. Емецкий волок занимал всего около 4 км длины. При движении судов из Северной Двины обратно к Новгороду, вероятно, на месте Исад было удобней выгрузить товары и людей и доставить их по сухопутью к Онеге, чтобы облегчить прохождение судами мелководных истоков Емцы и самого волока. О том, что Исады находились у начала волоковых путей, свидетельствует название соседней улицы Подволочье, которая тянется к северо-западу вдоль берега р.Шелексы.

Волок упоминается в Писцовых книгах в 1621 г.: «В Каргопольском уезде, в Турчасовском стану, на Онеге реке, на Емецком волоку, монастырек убогий, Благовещенский; а в нем церковь Благовещения Пречистые Богородицы древяна, стоит без пения, и церковного строения нет ничего. А в том монастыре живет в келье старец Осей.»

На Онеге, вблизи Емецкого волока, а также на Северной Двине, у впадения в неё р.Емца, располагались места древнего солеварения, деревни с одинаковым названием — Усолье. Примечательно, что рядом как с одной, так и с другой есть деревни Погост, здесь собирались дани и пошлины с подчинённой округи и мест добычи соли. Рядом с Усольем на Северной Двине располагался Антониево-Сийский монастырь — крупный владелец соляных промыслов не только на Двине, но и в вологодской земле, на Сухоне.

Река Емца необычна для здешних мест. В ледниковый период ее русло составляло начало протяжённой водной системы, которой объединялись бассейны рек Онеги, Северной Двины, Кулоя, Мезени и Печоры. На водосборе Емцы находятся мощные водоносные слои известнякового и гипсового карста. Они питают реку подземными водами, которые выходят на поверхность под давлением пород. Эта особенность не даёт зимой замерзать верховьям р.Емца (от волока) и нижнему течению р.Шелекса неподалёку от Исад. Они замерзают лишь в самые сильные морозы. Емца – одна из двух северных рек, где не бывает ледохода. В конце апреля в её нижнем течении вместо ледохода возникают вращающиеся воронки, вокруг которых постепенно тает лёд. Благодаря таким особенностям, вода в р.Емца отличается исключительной чистотой, а населяющей её живности в 2 раза больше уровня, отмечаемого для других северных рек. Особенность реки — она заселена преимущественно лососево-сиговыми рыбами, в основном хариусом.

17. П.Пелеговские Исады (ныне часть с.Пелегово), Нижегородская область, Сокольский район, около устья р.Вьюнчища, на левом берегу р.Унжа, около её устья при впадении в Волгу. Сокольский район до 1994 г. входил в состав Ивановской области, в связи с трудностями переправы через водохранилище в областной центр был передан в состав Нижегородской области. Посёлок стал частью с.Пелегово в 1962 г., считался слившимся с с.Пелегово. На противоположном берегу Унжи расположена д.Мытищи. Прослеживается связь пары названий Исады — Мытищи, как и в случае суздальских Исад, где соседствует Погост (место сбора дани, пошлин), указывающая на важное место высадки торговых людей в устье Унжи, где происходил сбор налога — мыта.

18. С.Исады (Злобинские), Нижегородская область, Лысковский район, на правом берегу р. Волги, близ устья реки Сундовик, у подножья Лысой горы, на уступах Фадеевых гор, в 4 км от г.Лысково, на противоположном берегу Волги находится п.Макарьево, в 91 км к востоку от Нижнего Новгорода. Одно из наиболее известных Исад своей близостью к знаменитой Макарьевской ярмарке.

Село было значительной пристанью во время весеннего разлива Волги; после спада воды пароходные конторы переводились немного выше по реке, на остров против Макарьева и Лысково. Отправлялся из Исад главным образом хлеб, прибывавший сюда гужом из Княгининского и Сергачского уездов.

Село упоминается с XVII века. Список с государевой жалованной грамоты от 20 января 125 (1617) года гласит: «Государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии пожаловал боярина князя Ивана Михайловича Воротынского старою отца ево вотчиною в Нижегородцком уезде в Закудемском стану село Княинино. Да к тому селу деревни… да на берегу реки Волги Исады Злобинские, селище Кременки, селище Бармино, селище Фокино, пустошь Воротынская, пустошь Саламеино на речке на Имзе».

В XVII—XVIII веках в Исадах существовала монастырская пустынь, служившая перевалочным пунктом при переправе на Макарьевскую ярмарку на противоположный берег Волги. В XIX веке село Исады воспринималось как прибрежный пригород более крупного Лыскова: «Волга уклонилась своим течением от Лыскова, и оно соединяется с рекою при посредстве, так сказать, своего пригорода и пристани, Исад». В селе было 3 православных храма.

19. Нижегородская область, Варнавинский район. Название «Исады» носит левый коренной берег Ветлуги (озера-старицы Общее) под Варнавиным (около кордона Мурановский).

20. Нижегородская область, Варнавинский район. Исады —  речной яр ниже речки Прости (приток р.Ветлуги), по другому описанию — правый пойменный берег р.Ветлуги под с.Лапшанга, между старым Лапшангским перевозом и Шабановым омутом

21. Нижегородская область, Ветлужский район. Название «Исады» носит береговая местность в районе. Точное положение не установлено. Река Вол, впадающая справа в Ветлугу является скоплением старейших мест заселения рускими среднего течения Ветлуги в XIV-XV веках. Исады на Ветлуге и УнжеСчитается, что земли севернее устья р.Вол заселялись выходцами из Новгородской земли, а земли ниже устья — выходцами с Волги, из Суздальско-Нижегородского княжества, через бассейн р.Унжа. К XVII в. относятся сведения о «Шестидесятом волоке», связывавшим Макарьевский-Унжеский монастырь с его владениями на Ветлуге. Путь проходил из р.Унжа в р.Белый Лух, в один из её притоков, р.Пчелья или р.Поеж, далее через волок к одному из истоков, образующих р.Вол, и далее в Ветлугу. Волоковый путь из одного притока Волги в другой был востребован в более древнее время, во времена русского проникновения на Ветлугу. Он обходил земли Казанского ханства, казанские татары господствовали в нижнем течении Ветлуги, всячески препятствовали возникновению русских поселений.

22. Летописные Исады Камские. Известны по летописному описанию большого похода войск Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо и подчинённых ему князей в 1184 году на Булгарию и осадивших Биляр. Где-то в районе недалеко от устья Камы (при впадении в Волгу) находилось это место, где высадилось и стало лагерем русское войско.

23. Д.Исады (ныне урочище), Пермский край, Чердынский район, на р.Кама, выше (севернее) в 20 км устья р.Вишера, в том месте, где Вишера подходит к Каме на расстояние в 6 км и течёт параллельно, в 13 километрах южнее с.Пянтег. Исады Чердынский р-нВблизи от разработок соли, возникших в 20-е годы XVI века на реках Вишера и Кама (Усолье-Камское, ныне — Соликамск) стараниями братьев Калинниковых, выходцев из Новгорода. В XVI веке солеваренные заводы перешли к купцам Строгановым. В ответ на челобитную сын Аники Строганова Григорий получил разрешение от Ивана Грозного «варить соль ниже Перми Великие (Чердыни) за 28 вёрст по Каме-реке до Чусовые реки, на 166 вёрст«.

Пермь Великая (Чердынь) была крупным узлом речных дорог, а других в то время не было. В 130-140 км севернее находились два важных волока: Немской (Бухонин), который вёл в р.Вычегду и далее в Северную Двину, и Печорский — в р.Печору. На восток вдоль Вишеры шла «Чердынская дорога» к Ивдель-Лозьвинскому волоку (в 160 км от Чердыни по прямой) на Урале и далее в Западную Сибирь, в бассейн р.Иртыш.

24. Д.Нижние Исады, (а также Верхние Исады в 1 км юго-западнее) Пермский край, Берёзовский район, в 150 км восточнее Перми, на северном берегу р.Барда (приток р.Сылва), у впадения в неё р.Солянка. Между Верхними и Нижними Исадами расположено место гибели и братская могила моряков 1-го Кронштадтского полка, погибших во время Гражданской войны, в 1918г. Событие послужило исторической основой для знаменитой пьесы В.Вишневского «Оптимистическая трагедия».

25. Селенские (Большие) Исады – рыбный рынок и знаменитая торговая улица в Астрахани, район базара, недалеко от Волги. Слово «селенная» — на нашем наречии близко к значению «мир», «округа». В литературном языке близкое слово — «вселенная».

26. Д.Иссад, Ленинградская область, Волховский район, на берегу р.Волхов в 6 км от его устья (Ладожского озера), между Новой Ладогой и древним городом Старая Ладога, на развилке 3-х важный дорог: вдоль озера (Петербург – Лодейное Поле), на Волхов (Чудово) и на Тихвин. Пристань «Исады» у Ладоги упоминается в I Новгородской летописи под 1228г.

27. Исад, Лениннградская область, в районе современного Ивангорода, местность на правом берегу р.Нарва, напротив одноимённого эстонского города Нарва — место высадки, пристань, принадлежащая Пскову, упоминаемая в 1349 г.

28. Д.Исад, Псковская область, Печорский район, на южном берегу Псковского озера, в устье р.Моложовка, в 30 км северо-западнее Пскова, неподалёку от древнего порубежья с землями эстонцев (ливонских рыцарей). На окраине деревни — остров Исад, рядом д.Крупп, в 8 км к юго-востоку — д.Усадище. Упоминается в 1459, 1463 и 1480 гг.

29. Урочище Исады, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, в 0.6-0.7 км к юго-западу от деревни Тюрьвищи, мысовидный выступ левого берега р. Бужа, впадающей в оз.Святое, археологический памятник — стоянка (селище) эпохи мезолита, поздняковской культуры бронзового века. По всей видимости, Исады располагались на древней границе Рязанского и Владимиро-Суздальского княжества, впоследствии — Рязанской и Владимирской губерний. Данную границу в Мещере отмечает также расположенное в 38 км восточнее небольшое городище раннего железного века, позднее использовавшееся в древнерусское время, Рязань-Гора, в. 1.5 км. к северо-северо-востоку от села Уляхино на правом коренном берегу р.Гусь. Возможно, в Исадах на Буже с судами, людьми и грузами производились некоторые таможенные действия. По Нерли, от Суздаля до устья реки, по Клязьме через Владимир и далее через волок по рекам Поль и Бужа в Пру и Оку проходил важный древний путь. Особенно удобен он был при движении с севера на юг, почти на всём протяжении до Оки — по течению рек.

30. Урочища Исады, Владимирская область, г.Ковров. Места высадки, пристани на берегу Клязьмы. Упоминаются в «Деловой с отводом» на вотчины князей Ивана, Андрея и Семёна Васильевичей Ковровых 1532/1533 года. Вероятно, мест с таким названием было два или три:

1) Исады Медведьковские, «на усть-заводи Медведьковские», у Медведковской луки, на границе участков Андрея и Семёна (урочище в общем владении), Медведьковская заводь находилась в общем владении всех 3-х братьев;

2) «Исады Гусевы деревни», между деревней Сомова и истока Работного также определены Андрею и Семёну;

3) «Изсады к Работному озеру и Клязьме», на границе участков Ивана и Семёна (урочище в общем владении).

Точные места расположения этих урочищ пока не установлены, но речь идёт о местности, находящейся сегодня в пределах г.Ковров или в непосредственной от него близости. Начало Коврову положило существовавшее тогда село Рожественное (во владении Семёна Васильевича Коврова). 

31. Репейные исады, Кировская область, Котельничский район, вблизи северо-восточной окраины г.Котельнич, у д.Репейник, на правом берегу р.Вятка, в 1 км ниже устья реки Молома. Место древней пристани, используется по тому же назначению по сей день.

Проникновение самого раннего потока славянских поселенцев на Вятку происходило с реки Юг через реку Молому, Котельнич относится к самым древним местам заселения. Расположение Репейных исад сразу при выходе из устья Моломы, в 6 км от города, может указывать на то, что здесь производились таможенные действия или сторожевой досмотр прибывающих к городу судов.

В устье Моломы с 1460г. находилось самое старое в округе село Гостево, которое позднее вместе с церковью было перенесено на 4,5 км севернее, стало центром Гостевского погоста. В архиве церкви была найдена жалованная грамота 1562 года Ивана IV братьям из Котельнича Титу и Каше Мартьяновым на землю Репница за участие в походах против Казани (1545, 1546, 1551 гг.), за подписью Яхонтова. В частности, Титу был дан остров Шабуров с Черным озером между реками Вяткой и Моломой.

Репейные исады впервые упоминаются в писцовой книге 1629 г. 53 жителя мужского пола — беспашенные бобыли (безземельные ремесленники) проживали в 14 дворах. Также упомянуто 7 пустых дворовых мест, из которых 3 «смыло водою, а жильцы тех дворовых мест умерли давно, а другие уехали в Вятку».

В Репейных исадах до 1860 г. стояла часовня в честь святых Петра и Павла (по другому описанию, в честь «Всех святых»). В ней останавливался на ночлег крестный ход, проходивший ежегодно в начале сентября по «низовым городам» р.Вятки со знаменитой Великорецкой иконой Николая Угодника. Купец Семен Сергеевич Зырин перенес обветшавшую часовню на место захоронения предков, на городское кладбище Котельнича. Им была построена кладбищенская деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, алтарь которой унаследовал название исадской часовни.

32. Нифантовские исады, Вологодская область, Шекснинский район, на р.Божай (Боженка), правом притоке р.Шексны, около 2 км севернее д.Нифантово, у северной окраины г.Шексна. Предположительно, место сенокосов, ныне затоплено водами Шекснинского водохранилища. В составленной в 1585 году «Писцовой книге езовых дворцовых волостей Белозерского уезда» указано: «Пустошь, что была деревня Нифонтово на реке Шексне. Пашни перелогом середние земли 2 десятины да лесом поросло 22 десятины в поле, а в дву по тому же. Сена пожни 2 десятины да на реке Шексне на Нифонтовских исадех на реке Боженке 3 десятины. А вытеи 4 выти».

В Нифантово существовала часовня  во имя Преподобного Нифонта-бесопрогонителя Констанцского. Культ данного святого и целый Петровский пост был введён православной церковью с целью прекратить празднование славянами древней языческой Русальной недели, начинавшейся 4 июня. Празднование было весьма устойчивым, во время русалий запрещено было даже участвовать в христианских обрядах и креститься. На иконах Нифонта помещалась надпись: «Проклят всяк, кто оставит Церковь Божию и последует русалиям.» Обряды русальной недели были связаны с почитанием воды и проводились у вод. Можно предполагать, что Нифантовские исады могли быть местом древнего святилища, где в славяне собирались для поклонения водам.

*** 

Все известные нам Исады объединяет расположение на крупной (как правило) реке. Следующий по частоте признак – рядом важная дорога, ведущая к древним городским торговым центрам. Также названия Исады собираются в местах наибольшего приближения бассейнов различных крупных рек, там, где удобнее перейти с одной длинной водной дороги на другую через небольшой сухопутный переход. Изредка – это просто название удобного места высадки на реке. Встречаемый признак – связь с местом торговли, ярмаркой.

Для понимания, «откуда есть пошли» Исады по Русской равнине, важно очертить местность, где это слово бытовало изначально. В решении этой задачи сильно помогает само значение слова «исады», потому что оно задаёт направление движения. Если понятно, с каким городом, местом исторически связаны любые из Исад, где была конечная цель плывущих в судах, можно понять, откуда направлялся к этому месту поток товаров, торговцев. Распределив на карте стрелки по направлениям движения, раскроется начальное ядро возникновения, «прародина» всех Исад. Картинка показывает, что есть местность, стрелки от которой только расходятся вовне.

Ушкуйники

Основная опорная ось, от которой распространяются названия – участок течения Волги приблизительно от Калязина, через Углич, Рыбинск, Ярославль, Кострому и до Юрьевца, напротив устья реки Унжи. Наиболее густое скопление Исад, их высокая плотность находится в местах сближения бассейнов рек Волга (между Ярославлем и Костромой) и Сухона (неподалёку от Вологды). Данное скопление указывает на наиболее мощный путь распространения Исад из Волги на север, на Сухону. От этой оси расходятся:

  • самая длинная ветвь, «северная», от Вологды вниз по всему течению Сухоны с разветвлениями:

1) в нижнее течение Северной Двины до бассейна рек Емца и Онега;

2) вверх по Вычегде, через волоковый путь к верховьям Вишеры и Камы и далее вниз по Каме до её притока Сылвы в окрестностях Перми;

3) вверх по реке Юг в реку Молому и по ней в Вятку, к Котельничу;

  • ответвление «западное», вверх по течению Волги до бассейна реки Сестра;
  • ответвление «северо-западное», вверх по Шексне;
  • от устья Унжи вверх, через волоковый путь в среднее течение Ветлуги («восточная» ветвь);
  • вниз по течению Волги, в окрестности древнего города Булгар у устья Камы («юго-восточная»);
  • вниз по Устье к Ростову, через сухопутье в Нерль Клязьминскую (другой возможный путь – из Нерли Волжской через волоки у Переславля в Нерль Клязьминскую) и далее из Клязьмы по разветвлениям («южная» ветвь):

1) вверх по Клязьме до г.Ногинск;

2) вниз по Клязьме к Коврову;

3) из окрестностей г.Владимир через сухопутную перевалку вниз по Буже и Пре, вверх по Оке к нашим старорязанским Исадам (более длинный, но глубоководный путь из Клязьмы через её устье непосредственно в Оку и вверх по течению Оки не прослеживается).

Из бассейна Волги, её притоков и Сухоны названия отрываются только однажды, на северо-западной «Ладожско-Псковской» ветке:

  • от древней Ладоги, в одном из исходных мест варяжской части водного пути «из Варяг в Греки», через Неву, Финский залив и Нарву в Псковское озеро, к древнему Пскову.

Надо заметить, что все встречающиеся на данной ветке названия имеют особенность — слово образовано в единственном числе:  «Исад — Иссад».

Обособленно от мест распространения других Исад также стоит крайняя южная волжская точка в Астрахани.

Отметим, что все Исады расположены на древних водных путях, которые использовались жителями древнерусских земель к местам торговли в XI-XVI веках, а ещё ранее их финно-угорскими предшественниками.

Исключительно в Новгородской земле расположена лишь «Ладожско-Псковская» ветка, где названия имеют свою особенность в словообразовании.

Часть названий вдоль Сухоны располагается на землях, изначально освоенных Великим Новгородом, но появление там Исад может быть отнесено к более поздним временам, когда данные земли уже переходили под власть Москвы. В этих местах очевидна связь Исад с возникновением добычи соли и соляной торговли на северных землях:

  • в новгородском течении Сухоны город Вологда возникает как окраинный в 1260-х годах,  а с 1360-х оно переходит под влияние Москвы, вскоре полностью к ней присоединяется;
  • в бассейне Северной Двины, Вычегды и Верхней Камы соляные разработки вблизи Исад возникают в XV-XVI вв., когда земли уже находятся под властью Москвы, хотя зачастую первопроходцами соляных промыслов являются выходцы из Новгорода.

Наивысшего расцвета движение соли по водным путям Северной Двины и Сухоны достигает в связи с получением льгот на торговлю солью крупнейшим владельцем варниц — Соловецким монастырём и другими северными монастырями.

Большинство других Исад расположились на землях, входивших в XII-XIII вв. во владения владимиро-суздальских князей. Самые ранние из упоминаемых летописями Исад вообще находятся вне русских земель — у границ Волжской Булгарии, в устье Камы. Но поселение использовалось русскими торговыми людьми, поэтому стало опорной точкой в крупном походе 1184 г. владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В начале XIII в. под сильным владимиро-суздальским влиянием находилось и Рязанское княжество. Наиболее древние ювелирные памятники начала XIII века найдены в рязанских Исадах и суздальских, в то же время появляется самое раннее письменное упоминание селения с именем Исады, оно также относится к Исадам рязанским.

Исады пришли на Оку с суздальцами?

Наши филологические изыскания подтверждают выводы археологов: Исады на Оке тесно связаны со Старой Рязанью, древним центром торговли на Волго–Окском речном пути. Слово «исады», видимо, разнесено по всем упомянутым водным путям славянским торговым людом, проживавшим где-то между Калязином, Угличем, Ярославлем, Костромой и Юрьевцем. Название поселения появилось от слова, обозначающего место, предназначенное для перевалки грузов, товаров между речным и сухопутным участками пути. Это место использовалось для выхода («ссаживания», «изсаживания») с торговых судов для выгрузки и последующей посадки на них. На реке Оке существовала удобная пристань, где для торговцев, плывших к Старой Рязани, в их далёком речном путешествии, сокращалось утомительное время пребывания на судне. До конечной цели оставалось совсем немного. Возможно, у пристани была и своя небольшая торговая площадка, а рядом находился княжеский Погост, где собиралась плата за проезд и торговлю с прибывающих гостей.

Возможно возникновение «суздальского» (северного) названия Исады на землях Старой Рязани связано с волной переселенцев из северо-русских княжеств Руси, которая отмечается в археологических древностях Старой Рязани. Переселенцы из северных земель могли осесть на удобном для людей и товаров перевалочном месте на пути из Владимира в Рязань.

 

Источники

П.А.Сергеев. Исадские мельницы.
Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь.
Сайт sidorovskyi.narod_ru
А.В.Белов. О волоковых путях волости Лежский волок
Д.А.Григоров. Тотемские соляные промыслы. 1915.
А.Красильников. Жила-была речка Старосёлка.

1 Comment

  1. Рустам
    25.12.2019

    Молодец!
    Большая и важная работа.
    Но термин гораздо более старый, чем русский язык. Славянизация местного населения совершенно недавнее явление.
    Это «маньчжурский» язык ранних булгар, поэтому и расположение его исключительно в сфере булгарской зоны торгового преобладания. Для утверждения в этом надо сопоставить с цепочками других древних топонимов и гидронимов. Например, бира/бирула.
    Если не обманываться со славянством, то можно достичь очень приличных результатаов.
    Желаю вам успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =