Новости

Откуда пошла фамилия Америковых на Рязани

Доброго всем здоровья! Всех Татьян с именинами, студентов — с профессиональным праздником!

«Запах дальних странствий» овладел неугомонными потомками Америковых и продолжает владеть ими до наших дней… Позднее, становясь уже дальними родственниками, они попали в окрестности Москвы, на Урал, Кавказ и в другие части света…

…их дальний предок Гавриил носил фамилию Попов. Славный его отец, принадлежавший к казачьему роду «сибирских казаков из-под Архангельска», поселился в Америке на Аляске, где Гавриил родился, вырос и занимался промыслом котиков и морских выдр — каланов. Дела шли неплохо, однако, когда Александр II продал Аляску, Гавриил Попов продал своё дело и уехал в Россию».

Эти и другие удивительные и невероятные истории вы, наконец, узнаете сегодня! Мы продолжаем повесть о поколениях рода священника Александра Гавриловича Америкова, служившего настоятелем исадской церкви во второй половине 19 века. На сей раз расскажем о его предках и немного о потомках по отцовской ветви, о том как появилась необычная фамилия Америков на Рязанской земле. Полностью рассказ читайте на странице в разделе «Люди искусства, науки, духовенство.»

(Продолжение следует.)

Летописец.

Исады и крестьянская реформа 1861 года

С наступающим Новым годом! Всем хотя бы снега зимой вдоволь!

Что мы знаем о крестьянской реформе 1861 года? Как освобождали крестьян из рабской зависимости? Как появлялись гражданские права, возникало самоуправление? Как делились с ними землёй собственники-помещики?

Исадское имение было куплено дворянином из Задонского уезда Воронежской губернии Иваном Артамоновичем Кожиным у прежнего владельца Григория Павловича Ржевского в 1815 году. Сделка была необычной, хитрой многоходовкой, всех её особенностей мы пока понять до конца не можем. Осилим в будущем. Новый хозяин пустил имение в свой бизнес-оборот. Большая часть его семейства перебралась в Исады, здесь родились, по меньшей мере, трое его младших сыновей. В 1833 году Иван Артамонович умер в своём задонском имении, которое процветало. Наследство было бы для его детей прекрасным подарком, если бы не одно обстоятельство… Тот самый оборотный капитал, в который было пущено Иваном Артамоновичем после покупки исадское имение. Он смело привлекал под различные бизнес-проекты заёмные средства, отдавая в залог исадские крестьянские души с «принадлежащей к ним землёй».

Полностью статья — на странице сайта. Благодарность Виталию Филиппову, натолкнувшему на ценные архивные следы в Сети!

В найденных архивных документах много можно узнать как известных в наше время микротопонимов, так и некоторых позабытых: лоски (ложки, логи, овраги) Круглый, Студенецкий, Детинух, Марицынь, Мельничный Отрог (по левому берегу р.Студенец), Березник (Березин), Ольховка, лес в урочище Гришино, пустошь Нижние Рясы, земли государственных крестьян села Терехова, Минаево поле, луг Казённый, луговые урочища Костырь, Якшино, Большой Завал, Малый Завал, Бобровка, речки Студенец, Шарок, озёра Сенино, Долгое, Глубокое. Описаны ворота в околице «по дороге от села Исад в господский хутор и пахотныя крестьянския поля», а также деревянный мост через речку Шарок «для проезда из села Исад в луговыя дачи», находящийся в выгонной земле в общем владении всех помещиков и крестьян сёл Исад и Муратово с деревнями. За ними были обязанности по исправлению и содержанию в исправности моста.

В официальных документах 1860-х – начала 1870-х фамилии крестьян используются далеко не повсеместно. Большей частью как раз не используются, часто их заменяет имя, отчество и полное имя бывшего помещика. Хотя нет сомнений, что большей частью они существовали ещё к середине века. В некоторых местах довольно трудно с точностью определить, является ли в данном случае второе имя ещё отчеством или уже фамилией, например, Артёмов, Минаев. Встречаются и возможные разночтения в написании, когда не ясно, одна ли фамилия, тот же человек, или разные: Игонин – Игошин, Камнев – Каменев. Может статься, что в одном месте человек записан только с отчеством, а в другом — только с фамилией. Читаем список имён и ищем пращуров!

5375537553755375

Летописец.

Клады усадьбы Исады (продолжение)

С праздником Николы Зимнего, заступника всех русских людей! Этого святого на Руси чтили, как ни одного другого. Его изображение было в каждом доме рядом с ликами Спасителя и Богородицы. Иностранцы называли его «Русским богом».

Продолжить цепочку наших поисков, начатых в предыдущей статье об исчезновении культурных и художественных ценностей усадьбы Кожиных в Исадах, помогает сегодня друг нашего сайта Виталий Филиппов. На этот раз об обстоятельствах, в которых очутилась сами усадебные дома, усадебная земля после реквизиции у Кожиных в 1918 году. Виталий отыскал заметку в рязанской губернской газете «Рабочий клич» от марта 1926 года.

Заметка свидетельствует о том, что усадебные дома, Белый и Красный, в 1926 году находились в собственности губернского музея! Если мы вспомним из предыдущей нашей статьи историю изъятия усадебных ценностей, от губернии делом был занят именно рязанский губернский музей, тянувший на себя вторую по значимости часть коллекции (главную изымали и увозили московские эмиссары). С ним пытался спорить только что созданный в 1918 году уездный спасский музей и спасские библиотеки. Через несколько лет мы видим саму усадьбу в Исадах, усадебные дома в собственности, под управлением губернского музея. Значит, власть вела себя последовательно и на 1926 год осознавала культурную и историческую значимость усадебного комплекса, хотя и лишённого уже движимых ценностей.

Но губернское «начальство» было далеко да и, видно, не сильно умело управлять своими объектами. На месте же шло постепенное расхищение и разрушение сооружений, охранных насаждений. Вырубка сохраняющих склон кустов и деревьев не была единственной бедой. Мы знаем, что под склоном, на краю которого стоял Белый дом владельцами усадьбы была выложена каменная подпорная стенка. Возможно, в то же время начали и её разбирать.

По нашим сведениям, примерно через год, в 1927 году, будет разобран «на кирпич» Красный дом. Да, совсем не Белый, угроза обрушения которого на оползневом склоне действительно начинала возрастать после разрушения защиты, а Красный, которому ничто не угрожало, более свежей постройки. Что произошло, как дошёл до такого решения губернский музей, или усадьба уже была у него изъята и передана другому собственнику, ещё предстоит выяснить.

Для нас в данном свидетельстве ценно три вещи. Первое. Следы усадебной коллекции устойчиво ведут в губернский музей. Не могли быть переданы только здания за много вёрст от Рязани и не оставлена часть коллекции из них в музее для напоминания потомкам «победившего пролетариата и трудового крестьянства», что в тех зданиях хранили «буржуи». Второе. В губернском музее были честные и культурно образованные люди, пытавшиеся не допустить своими слабыми силами уничтожения памятников культуры в Исадах. Отсюда и бессильная анонимная подпись под заметкой: «Работник». И третье. Уже в 1926 году начинается раскрутка истерии о будущем падении Белого дома с обрыва. Пройдёт не более 30 лет, и она станет роковой в судьбе прекрасного барочного строения 1730-х годов постройки, основной причиной, на которую будут напирать власть, чтобы уничтожить памятник.

Виталию Филиппову большая благодарность! Продолжение не за горами.

Летописец.

2-я встреча с министром культуры и туризма Поповым 25.11.2019 в Исадах

Доброго здоровья!

Сегодня состоялась повторная встреча с министром культуры и туризма Рязанской области Поповым в здании исадского клуба. Главной целью было намечено подведение итогов сделанного за прошедший месяц с 1-й исадской встречи в подготовке ремонта сельского клуба (здания земской школы) и по строительству нового дома культуры. Нежданно-негаданно днями раньше из недр чиновничьих также появился проект «благоустройства» Красной Горки, с общественностью не обсуждавшийся. Причём, у нашей общественной организации пару месяцев назад обсуждался свой проект такого благоустройства. Непосредственно перед встречей с министром глава сельской администрации Воробьёв дал «концепцию благоустройства из Спасска» со сметной стоимостью на 8,2 млн. руб. подержать и сфотографировать.

Участники совещания постарались придать ему самые ясные очертания, выйти на текущие решения, что предстоит сделать в ближайшее время. У некоторых участников даже есть мнение, что настрой был деловым и о чём-то договорились. Далее — итоги встречи в пересказе члена рязанского отделения ВООПиК Эдуарда Щаулина. Впечатление остаётся двойственное…

Ремонт клуба снова подвисает в воздухе, исчезло понимание, что ремонтировать. Попов попытался отстраниться от этой повестки. От районных денег заведующая клубом почему-то решила отказаться… По строительству нового здания дома культуры сомнения в достижимости цели поселились у нового главы администрации Спасского района (пока исполняющей обязанности).

По поводу «концепции из Спасска», она заслуживает одобрительных слов как начинание, но не выдерживает пока никакой критики. Ни первый её вариант с бутафорскими зданиями Белого и Красного домов, ни второй без них. Ожидаем встречи с автором и обсуждения. У нас есть много мыслей на этот счёт, Исады всё же наш дом!

Ниже видео полностью всей встречи. Судите сами, как решаются все вопросы представителями областной и муниципальной власти. По мне — картина полной бесхозяйственности, вялости, беспомощности и неумения координировать у представителей властей. Можно ли представить, чтоб мы так свои дома строили или ремонтировали, как пытаются который месяц несчастный клуб в Исадах? Значит, когда не своё, так можно! Нет хозяина в стране. Сколько слов, а оглянуться, что за месяц сделано по ремонту? Воробьёв заплатил трактористу, и тот дёрнул завалившуюся стену клуба. Это если не распускать пузыри. Ясность перспектив по всем вопросам за месяц только растворилась.

Летописец.

Клады усадьбы Исады

Судьба выписывает в жизни людей порой удивительные пунктирные дорожки, которые однажды приведя к особому месту, когда оно ещё таковым не кажется, спустя годы вдруг толкает к нему снова при других обстоятельствах. И в этот раз человек начинает осознавать, что прошедшее время ему было дано свыше, чтобы он накопил знаний, понял множество обстоятельств, узнал множество людей и в нужный час вернулся снова сюда, чтобы раскрыть что-то важное и обогатить этим знанием окружающих. Тогда он начинает понимать, что всё с ним происходило в эти годы далеко не случайно. Больше того, чтобы подвести его к открытию истины, было задействовано, сдвинуто навстречу много людей. Значит, истина важна не только для него?

Так произошло в конце 1980-х годов с журналистом газеты «Советская культура» и искусствоведом Евграфом Васильевичем Кончиным. Ещё в юношеские годы ему попала на глаза в многотомном издании В.П.Семёнова «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» статья о селе Исады на Оке, с которым связано имя освободителя Отечества Прокопия Ляпунова, о сказочных кладах Ляпуновых, скрытых ими при постройке церкви. К чему бы? Десятки лет спустя, он встретился с внуком последнего владельца исадского имения В.Н.Кожина Георгием Карловичем Вагнером. Видимо, встреча с этим человеком, рассказавшим ему об Исадах своего детства, подсказала журналисту начать поиски следов исадских сокровищ в Ленинской библиотеке Москвы. В архиве Ленинки он «наткнулся» на списки ценностей, книг огромной библиотеки, изъятых после революции у Кожиных и растащенных по «городам и весям» вставшей с ног на голову страны. Началось журналистское расследование. Оно, как ни странно, через много лет поможет и нам продолжить поиски.

Следы большинства ценностей: книг, икон, портретов – исчезли, несмотря на «усилия» отразить их в документах «реквизиторов-эмиссаров» от новой власти, крайне уважаемых журналистом. Старались – старались, а вещи всё равно исчезли неизвестно куда. Наиболее важные из них они вывозили в Москву, в Румянцевский музей. Кроме признанных культурных ценностей, новая власть считала особенно выдающимся всё, что было связано с восстанием декабристов и самими декабристами. Так в поле зрения сразу попало имение Лунино, принадлежавшее двоюродному брату декабриста М.С.Лунина. Хотя сведений, что сам декабрист в Лунине хоть раз побывал, не было, это никого не смущало. Надо уточнить, что Румянцевский музей в 1924 году был преобразован в Ленинскую библиотеку, а живопись и прочие не книжные экспонаты переданы в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей изобразительного искусства, Музей народов СССР.

Что удалось установить Евграфу Кончину? Если коротко, следы нестыковок во множестве найденных им в Ленинке документов о реквизициях. Кончин писал статью на излёте советского времени, в соответствии с тогдашними требованиями, обильно снабдил её поощрительными отзывами о работе эмиссаров от тех, кого было принято почитать: Ленина, Луначарского. Разносторонне образованные и умелые в музейном деле эмиссары всё делали правильно, разумно, по «революционному закону», разоряя места бывшего сосредоточения культурных ценностей в русской глубинке. На это не будем отвлекаться. Только документы и факты.

  1. Список вещей, привезённых хранителем Румянцевского музея С.О.Долговым 28 сентября 1918 года из города Спасска Рязанской губернии. 29 наименований, часть их — из имения Лунино. Среди однозначно исадских:
    • гравированный портрет С.А.Кожина (такие инициалы в семье Кожиных не известны, возможно, Ивана Артамоновича);
    • акварельный портрет Е.Т.Кожиной (также ошибка, вероятно, Елизаветы Николаевны);
    • портрет Е.С.Никитиной (?);
    • портрет Караулова (?);
    • картина «Старуха в боярской шапке»;
    • рукопись (?!) Вольтера «История Карла XII;
    • кольчуга;
    • ореховое бюро;
    • старинный письменный прибор «в бронзе и фарфоре»;
    • икону Спасителя, принадлежавшую, по преданиям, Ляпуновым.
  2. Ответ на запрос Главного управления архивным делом от директора Румянцевского музея А.К.Виноградова о ценностях, связанных с декабристами. Упоминаются документы и вещи, вывезенные С.О.Долговым из Спасска и Лунино в сентябре 1918г., не совпадающие с найденной описью Долгова. Вероятно, другие описи вывезенного тогда же не сохранились.
  3. Справка о деятельности Спасской комиссии по охране памятников старины и художественных сокровищ за 1918 год. Передана журналисту Натальей Сергеевной Воскресенской (сестрой П.С.Воскресенского).
  4. Протокол заседания коллегии подотдела провинциальных музеев Наркомпроса от июля 1919г. с сообщением о вывозе в Москву из Рязани или Спасского уезда сотрудником отдела С.А.Стороженко «иконы Спас Нерукотворный, принадлежавшей, по преданию, Луке Ляпунову – внуку знаменитого Прокопия Ляпунова».
  5. Справка о направлении С.О.Долгова в Спасск в октябре 1919г. «для осмотра вывезенных в уездный центр библиотек Луниных, Кожиных, Смольяниновых, Стерлиговых и для вывоза наиболее ценных книг в Румянцевский музей». Список доставленных книг не найден.
  6. Письмо руководства Спасского отдела народного образования от 15.11.1919 в Отдел научных библиотек Наркомпроса о ссоре уездной музейной, городской публичной и Рязанской губернской библиотек при дележе оставшихся книг после изъятия наиболее ценных из них в Москву.
  7. Мандат члену Учёной коллегии Румянцевского музея П.С.Воскресенскому от Отдела научных библиотек Наркомпроса в декабре 1919г. «выяснить характер спасских библиотек, произвести рациональное перераспределение этих книжных собраний».
  8. Охранная грамота от конца декабря 1919г. заместителя заведующего Отделом научных библиотек И.А.Друганова на оставленные в Спасске книги из библиотек Кожиных, Луниных, Смольяниновых, Стерлиговых, Измалковых, которые не могут более куда-либо перевозиться.
  9. Мандат члену Учёной коллегии Румянцевского музея П.С.Воскресенскому от Отдела научных библиотек Наркомпроса (И.А.Друганова) от 04.01.1920 г. (на поездку в Спасск).
  10. Сообщение о выступлении 04.02.1920 П.С.Воскресенского на заседании коллегии Спаского уездного отдела народного образования с предложением о перераспределении книг между местными библиотеками.
  11. Сообщение И.А.Друганова (1920 г.?): «Библиотека Кожиных была подготовлена к вывозу в Москву, в Исторический музей. Но не была вывезена. Осталась на месте. Дальнейшая её участь не известна».

С чего началась реквизиция ценностей из частных собраний бывших помещиков, указано в справке Спасской комиссии за 1918 год: «В середине лета в Спасск прибыл сотрудник Румянцевского музея П.С.Воскресенский со специальной командировкой: произвести осмотр предметов старины и искусства, отобрать для Румянцевского музея памятники, представляющие общегосударственный интерес, главным образом рукописи, иконы, старопечатные книги и другие предметы древности. Заведующий отделом народного образования С.А.Сальхин обратился к нему с просьбой не ограничиться в своей деятельности только отбором, приобретением и вывозом предметов старины и искусства для Румянцевского музея, но указать и на те предметы археологического, исторического и художественного значения, которые могли бы послужить ценным материалом для музея в городе Спасске. Кроме того – наметить ряд мер, которые являлись бы наиболее целесообразными для сохранения оставшихся в уезде культурных ценностей…»

Видимо, к этому времени относится первое знакомство П.С.Воскресенского, его жены (со слов Г.К.Вагнера) Надежды Сергеевны  (или всё же сестры Натальи Сергеевны, сотрудницы Румянцевского музея с 1919 года?) и сотрудника Румянцевского музея Г.В.Сергиевского с Владимиром Николаевичем Кожиным, его дочерью и зятем (родителями Г.К.Вагнера). Чтобы разобраться с богатейшей коллекцией и библиотекой и выполнить полученное от руководства поручение, эмиссар обратился за помощью к бывшему её владельцу. Мудрый поступок! Советский журналист Кончин ловко завуалировал это трагическое по своей сути событие. Гибель истории и «мудрость» её разрушителей. Это в наши дни руководители Пушкинского музея и Эрмитажа обсуждают культурологическую ценность некогда единой, но разделённой, коллекции нового западного искусства… А тогда стояла задача всё отобрать и поделить.

В августе 1918г. при Спасском уездном отделе народного образования была создана специальная комиссия по охране памятников старины и художественных сокровищ. Комиссией была вывезена из Исад библиотека Кожиных в 4 тысячи томов, коллекция старинного оружия, минералогическая, палеонтологическая коллекции, картины, иконы. Начались отправки наиболее крупных ценностей эмиссарами в Москву. Комиссия, кроме изъятия, сбора и хранения изъятого, занялась созданием музея, который открылся 11.10.1918.

Евграфом Кончиным было замечено явное противоречие двух сообщений о перемещении в Москву ляпуновской иконы Спасителя. Была ли она привезена в Румянцевский музей 28.09.1918 Долговым или всё же в июле 1919г. Стороженко? В последнем случае куда передана? Протокол заседания коллегии июля 1919г. сообщает о ходатайстве Рязанского губернского отдела народного образования о возвращении святыни в Рязань. Коллегия решила «дело об иконе передать Машковцеву», хранителю Третьяковской галереи. Вероятно, в сентябре 1918 года икону рязанские сотрудники образования Долгову не передавали, но она попала в опись. Подлежала доставке позднее, по разбору первичных возражений рязанцев? Но в июле 1919 г. Спас Нерукотворный был изъят в итоге целевой поездки за ним Стороженко, передан не в Румянцевский музей, а в Третьяковскую галерею. Боль наша состоит в том, что в наши дни Третьяковка не знает в своих фондах такой иконы. Она утрачена.

Завал книг, доставленных в Румянцевский музей. Фото 1919-1920гг.

На все последующие просьбы к Румянцевскому музею от руководства Спасского отдела народного образования вернуть часть ценностей в Спасск был дан отказ. Так в письме от 15.11.1919г. сообщалось, что «лучшие книги, в частности издания по искусству, находившиеся в имениях Исады и Никольское, отвезены в Москву, в Румянцевский музей… В Спасском музее осталось всего 6-7 тысяч томов». Количество даже оставленных в Спасске книг впечатляет! И где они сегодня? Журналист справедливо замечал в оправдание столичных музейщиков, что закрытия спасского музея, последовавшие позднее, привели к утрате многих оставленных в нём вещей. Но, как мы видим, львиная доля вывезенного в Москву и Рязань самого ценного из реквизированного имущества была также потеряна. Может, и лежат где безвестно в запасниках богатства Ляпуновых и Кожиных, но без сопроводительных надписей, без истории, без упоминаний о том, кто их создал, кто изображён, что с ними связано. Предметы есть, а история уничтожена.

Источник.

Революцией призванные: рассказы о московских эмиссарах, [принимавших участие в спасении национальных культурных ценностей в первые годы Советской власти] / Кончин Евграф Васильевич. Москва, Московский рабочий, 1988.

(Продолжение следует.)

Летописец.

О Кутуковской земской школе

Дополню наши размышления о судьбах земских школ и самих сёл, в которых они некогда строились. Благодаря нашему корреспонденту в Кутуково, получено несколько свежих фотографий о состоянии здания бывшей кутуковской земской школы.

Заброшенные руины на нижней улице села, нынче именуемой Слободской. Школу ещё называли «Нижней». Остатки стропил на крыше говорят о том, что ещё в недавнем времени она как-то использовалась и поддерживалась. Любопытна её история, известно нам не много, в основном с одной из страничек в сети Исадской СОШ (о Кутуковском филиале). Если у кого-то из наших читателей есть о ней сведения, с удовольствием напечатаем их на сайте.

Школа №1 г.Спасска (сейчас как-то по-другому именуется).

По архитектуре она сильно напоминает двухэтажную школу №1 г.Спасска 1913 года постройки. Сравните. Но форма фронтона близка зданию школы №2 г.Спасска (1909г.). Кутуковскую строили с 1906 по 1908г. Типовые здания земских школ… При школе были построены два дома для учителей. Сначала она была двухкомплектной, работали два учителя: Сырцов Кузьма Иванович и Рождественская Мария Ивановна. 12 лет здесь проработал учителем, а с 1928 по 1936 год заведующим школой Сидорин Дмитрий Иванович. При нем дети получали бесплатные горячие завтраки за счет подсобного хозяйства. От доходов с приусадебного участка школа имела 25 тыс.рублей на банковском счёте.

Какая красивая, точная кладка! Умели люди с кирпичом обращаться. Все своды окон сделаны под прямоугольные рамы, тщательно выложены их кирпичные замкИ — ни одной трещины даже после обрушения крыши! А архитектурные детали! Сейчас так не строят. А качество кирпича!

Не сберегли красоту в Кутуково. Не ценим мы своё прошлое. А если нет уважения к таким творениям наших предков, то кто потом будет уважать нас?

Летописец.

Встреча с министром культуры области Поповым 24.10.2019 в Исадах.

Доброго здоровья!

24 октября состоялась намеченная министром культуры Рязанской области Поповым встреча в Исадах. Как было им заявлено на отчёте Правительства области, цель поездки — решить раз и навсегда дело с разрушающимся на глазах клубом в Исадах, разобраться, строить новый клуб или восстановить в должный вид старое здание бывшей земской школы. Или и то, и другое вместе. Запись беседы и принятые решения предлагаю послушать. Видео получилось не самого высокого качества, но звук удалось улучшить.

Летописец.

Ответы министра культуры Попова на отчёте Правительства области о разрушении клуба в Исадах

Доброго здоровья!

В четверг, 24 октября, в Исады прибудет лично Министр культуры Рязанской области Попов. Вынудило высокого чиновника выехать на место выступление нашего деятельного человека в Рязани, члена областного ВООПиК Эдуарда Щаулина на публичном отчёте Правительства области, проводившемся 17 октября 2019г. Министр сможет увидеть плоды своего многолетнего бюрократического противостояния с общественностью Исадского сельского поселения — разрушающееся здание клуба (бывшей земской школы 1912 года постройки). Уже 4 года мы стучим в двери чиновников с требованием принять меры по спасению здания с действующим клубом и библиотекой, не допустить его обрушения и уберечь от опасности людей, спасти «очаг культуры», единственное место для общественных мероприятий в сельском поселении.

Чиновники местного, районного и областного уровня ловко лавируют между письмами в различные инстанции, включая Администрацию Президента. В ход идут самые «хитроумные» уловки, как-то: создание карманных альтернативных «инициативных групп» против ремонта здания, обман и запугивание жителей, сведение личных счётов за постоянные выступления общественности поселения против коррупционных действий представителей власти, закрытости властей от общения с народом, введение в заблуждение людей по поводу намерений строительства нового здания, стоимости работ и пр. Не помогают и убеждения, что в здании учился Герой Советского Союза Василий Игонин, многие другие жители округи, отдавшие свои жизни за то, чтобы нынешним чиновникам хорошо жилось на родной земле. Как итог преступной беспечности и государственного саботажа — разрушающаяся крыша, стены и отопление здания, которое много лет не видело надлежащего ремонта. А также ближайшая перспектива утраты последнего места, где можно проводить общественные мероприятия, праздники, выборы. Село, место, где сохраняется его духовная жизнь, стремятся уничтожить. Иначе бездействие и саботаж властей не объяснить.

Далее — выступление Эдуарда, он с боем вырывает право задать вопрос у «модератора», и ответ на него Попова. Любопытно, как министр и человек, поддержавший его ответ, ловко пытаются перевести стрелки ответственности на население. Это не министр культуры виноват, а население. Не тех людей выбирает в местные главы, «путается в показаниях», что хочет, не предоставляет нужных документов чиновникам, чтобы те захотели работать… Как у Зощенко, «они сами не знают, чего хочут», пиджак то широк, то узок… Вопрос-то «системный»! (Пресловутая «вертикаль власти» не может сама работать, муниципальная живёт сама по себе, областная — сама.) Что называется, следите за движением рук. Неравнодушных приглашаем на встречу с Поповым в четверг. Кто сможет быть в Исадах… Министры в выходные не работают.

(Источник видео: группа «ВКонтакте» Правительства Рязанской области.)

Летописец.

О 95-летии В.И.Иванова 02.08.2019г. Какой он, «рязанский человек»?

2 августа 2019 года мы отпраздновали вместе с Виктором Ивановичем Ивановым его 95-летие. Была большая встреча в Исадах. Тем, кто присутствовал на ней, повезло увидеть многих: как всегда бодрого мудрого и ироничного юбиляра, ближних и дальних гостей, в том числе прибывшего инкогнито из областной администрации заместителя губернатора. Выступали артисты Спасского Дома культуры.

Виктор Иванович, как и раньше, в наших первых рядах — напомнил всем о Прокопии Ляпунове, который Россию спас, да забыт нынче. Замолвил слово за то, чтобы взялось государство за ремонт церкви, которую некогда объявило федеральным памятником и который отказывается ремонтировать уже третий год (со дня обрушения лестницы крыльца). В итоге художник получил в качестве подарка от высших сил личное обещание: областная власть храм всё же скоро каким-то образом отреставрирует.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязанский телеканал ТКР в те же дни снял прекрасный фильм с прямой речью Виктора Ивановича. «Почему я пишу?» — и много других ответов на самые главные вопросы жизни.

«У рязанского человека гордость всегда идёт впереди разума…» Как верно Виктор Иванович подметил такую особенность зорким глазом художника! Кто мы? Какие мы? Почему мы такие? Думающий человек всегда будет пытаться найти ответы.

 

Летописец.

Как стать русским человеком. Виктор Иванов — выступление в День Знаний.

Доброго всем здоровья!

В запасниках оказались не разобранными впечатления лета — начала осени. Извлекаю для общего созерцания и обсуждения. В День Знаний Виктора Ивановича Иванова, как всегда, пригласили к ученикам Исадской школы. Он подобрал ребятам самые важные и нужные слова. О смысле жизни, о том, как стать русским человеком.

У нас лишь отрывок выступления. С благодарностью приняли бы полную запись, если она у вас есть!

Летописец.