Всех поздравляем с наступающим Днём Победы в Великой Отечественной войне! Пожелаем, чтобы светлая память о тех, кто воевал, оставил свои жизни на полях той жестокой войны, жила в поколениях и передавалась потомкам! Быть достойным своих дедов-прадедов, которые осилили вражью силу, собравшуюся со всей Европы, и их японских приспешников в Азии. Жить сегодня с мыслями о Родине и своём доме так, как они жили тогда! Каждый свой шаг сверять с их поступками.
За прошедший год наша фотографическая галерея тех, кто не вернулся с Великой Отечественной, пополнилась ещё 5 портретами. Они сохранены близкими родственниками и теперь будут на нашем сайте, в Книге Памяти, в одном строю с другими односельчанами они идут по страницам сайта. Это:
Зенков Дмитрий Фёдорович,
Лёбин Иван Дмитриевич,
Луканцов Александр Васильевич,
Панфилов Фёдор Власович,
Угадчиков Иван Иванович.
Портретов уже 73, они добавлены в обновлённую Книгу Памяти не вернувшихся с войны. Теперь Книгу можно листать, изображения стали более чёткими. Но, как вы знаете из неё, погибших, чьи имена связаны только с Исадами, Аргамаково, Красным Яром и Студенцом, было более 400. Так что, как всегда, обращаемся ко всем с просьбой внимательно просмотреть семейные архивы, укромные уголки своих сельских домов и отыскать их фотографии. Мы их ждём. Их лица должны видеть все!
Упорными архивными поисками в ГАРО найдено и подтверждено документами место рождения Василия Григорьевича Орлова.
Будущий личный почётный гражданин и «генерал тяги» родился в семье бедного пономаря Успенской церкви села Мелехова Касимовского уезда 1 августа 1870 года. Уточнены многие сведения о его семье, рано ушедшей матери, родственниках. В биографии великого сына русского народа, отдавшего жизнь за Веру, Царя и Отечество, появились новые страницы.
Страница сайта о В. Г. Орлове полностью обновлена, добавлены фотографии из семейного архива и многое другое.
В далёком уже 2020 году на почту сайта обратилась с вопросами В.Н.Карманцева. Она написала, что её корни из бывшей деревни Никоновой и приложила часть исповедных росписей 1762 г., где её деревня указывается в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы Оболоченской (Облачинской) пустыни. Исследователя волновало несколько вопросов.
Как предки в те времена из деревни перебирались через Оку на исповедь в Облачинскую пустынь?
Урочище Ежи – это и есть место бывшей деревни Никоново?
Что известно об указанном в росписи помещике Амплее Николаеве сыне Ляпунова? Как он встраивается в род Ляпуновых? Кем приходится Прокопию Ляпунову?
Как сейчас выглядит место, где была д.Никонова и Облачинский монастырь?
Хотелось бы прояснить названия оврагов, между которыми была расположена д.Никонова. Они, вероятно, и до сих пор называются так, как на старинной карте Плана Генерального межевания 1790 года?
Как называлась речка у Оболочинского монастыря?
Не скоро, но всё же состоялся мой выезд на место, где была раньше деревня Никоновская. Урочище, ныне ничем не приметное, стоит на берегу Оки, а с другой стороны – поля… Грунтовая дорога к нему идёт вдоль оврага и обрывается, не дойдя метров 350… Деревня исчезла примерно в конце XIX века. На карте Менде 1850-х годов она ещё значилась, состояла из 6 дворов. Прояснить её судьбу могут документы межевания времён крестьянской реформы 1860-х годов.
Вопросы по переправе и Ежам были самыми простыми. Мостов никогда не было, река широкая. Из Никоново и из Муратово, которые были в приходе Облачинского монастыря, люди перебирались на «Облачинку» на лодках. Зимой по льду. Лодки были у многих. Возможно, существовали перевозчики. На остров люди всегда переправлялись для заготовки дров, хвороста, сена, за ягодами, орехами, для рыбной ловли в озёрах.
Название урочища «Никонское», «Никонский лес» сохранилось, местный народ помнит, где был деревня. Ежи – урочище другое, находится чуть ниже по течению Оки Никоновского.
В шапке исповедальной росписи значилось: «Роспись именная Переславского уезду Рязанского Старорязанского стану Оболочинския пустыни церкви Успения Пресвятыя Богородицы иерея Иосифа Иванова обретавши(хся) при оной церкви в приходе (…) и не явленные чинов людей и о их явлением против коегождо имен(и)и о(…)тий их во святую Четыредесятницу у исповеди и святых таин причастия сего, 1762 года».
Дальше в первой строке таблицы написано имя помещика, которому принадлежали поименованные крестьяне: «Вотчины помещика Александр Матвеева сына Воекова деревни Никоновой крестьяне».
Речь идёт об А.М.Воейкове. Он был братом известного российского дипломата, генерал-аншефа Фёдора Матвеевича Воейкова. Александр Матвеевич был надворным советником, похоронен в Москве, на кладбище Донского монастыря (3-й участок) в 1777 году рядом с дочерью Анной (умерла в 1775). Он владел сёлами Остромино, Храпово, Сергеевское (Малое), Микуличи, деревнями Ташково, Шевердино, Никоново, Еремеево, Тайдаково Рязанского уезда (так назывались земли Рязанской губернии, которая появилась при административной реформе Екатерины II в 1796 году), всего в его владении было 519 душ. В основном это сёла современного Рязанского района или вошедшие в состав Рязани. Астромино юго-восточней Рязани, Храпово и Микуличи — районы г.Рязань. Ташково — видимо, тоже (Дашки). Шевердиновка — рядом с Астромино. Остальные деревни составляли, отдельный от «рязанского», «облачинский» земельный куст — это наша Никоновская, что рядом с Муратово, Тайдаково и Еремеево (Еремеевка) — исчезнувшее селение на речке Алёнке (Рясе), между Муратово и с.Рясы.
Амплей Николаев сын Ляпунов являлся другим помещиком д.Никоновой. Такое очень часто бывало, что деревню, или тем более село, делили между собой несколько помещиков. Здесь из 12 никоновских дворов 5 было за Ляпуновым, 7 за Воейковым. Поручик Амплей (Амплий) Ляпунов в 1766 значится помещиком в селе Глебовские Выселки, деревнях Фурсова, Высокая, Никонова, Батурина Рязанского уезда (будущей Рязанской губернии), где он владел 312 душами крестьян. Под первым селом, видимо, надо понимать с.Глебово-Городище Рыбновского района. Там же есть Фурсово и Высокое (на трассе М-5), огромное село Батурино. Но д.Никонова расположена в другом месте, а значит, её появление у Амплея было связано с отдельным событием. Амплей оказался не родственником Прокопию Ляпунову и его знаменитым братьям.
Уже через 20 лет после того, как была составлена исповедальная роспись, согласно 4-ой ревизии (переписи) 1781 года, крестьянами в Никоновой владела госпожа Селезнева И.А., крестьяне достались ей по купчей.
Мой выезд к Никоновской состоялся 13 Декабря 2020, в день памяти апостола Андрея Первозванного. В Муратовской церкви шла праздничная служба. В ней чудом сохранился старый, дореволюционный, резной иконостас с киотами, очень красивый. Снега ещё не было, но вся земля была хорошо проморожена, это способствовало путешествию по полям.
На фото, где-то дальше островка деревьев, и была Никоновская деревня.
В середине кадра малой точкой белеет вдалеке исадская церковь Воскресения Христова.
Находясь на высотке, прекрасно видна исадская церковь. До неё по прямой чуть больше 4 км. На фото она белеет в середине кадра.
Вопросы по оврагам оказались тоже любопытными! Сегодня названия старых оврагов не сохранились. По крайней мере, в Муратово их не помнят. Знают овраг Никоновский (Никонский), чуть ближе к Муратово овраг называется Кирпичным. Там был местный кирпичный завод в недавнем прошлом. Такие делали в каждой деревне в послевоенное время, строить надо было из чего-то. Овраг Кирпичный на ПГМ назван как «Осиновской» (Осиновский). Название от дерева, что не редкость для оврагов. На пляже «под Кирпичным» купались на Оке муратовские люди, там хорошее место было.
Овраг, известный нынче как Никоновский, на карте ПГМ в 1790-м назывался Подумовский. Откуда название? Это новая загадка для исследования. Очень высока вероятность, что от польской фамилии Подымовский. В рязанском диалекте звук «ы» в корнях «дым/дом» (в польском языке они те же) замещается на «у». Например, слово «домовой» (существо, дух, оберегающий дом) произносится как «дУмавой». Поэтому ПодЫмовский станет «ПодУмовским». Кто такие Подымовские? О них известно мало. Только известно имя Станислава Леопольда Подымовского, инженера, управляющего Луганского литейного завода, позднее жившего в Вятке.
Лепольд — второе имя Станислава, а не отчество, как решила русская Википедия. Польская часть интернета также мало сообщает о Подымовских. Могила Станислава в Варшаве. У него в потомстве были только дочери, поэтому фамилия могла прекратиться. Отцом Станислава Леопольда был Франтишек Ксаверий, примерно 1780 года рождения. Ясно, что даже Франтитшек не мог дать название оврагу в 1790 году. Речь может идти только о его отце, имя которого неизвестно. Может быть, об этом знают в среде польских генеалогов.
Загадочная речка на ПГМ севернее Облачинского монастыря, ныне превратившаяся в пересыхающую летом ложбину, называлась Ибредь, Ибреда. Название любопытное. Вдоль Средней Оки имеется ряд топонимов однокоренного происхождения: Ибредь, Ибердь, Ибреда, Ибердус. Может относиться к числу финно-угорских. Но есть более убедительное обоснование происхождения из балтских языков. Балтские гидронимы на Рязанской земле, вдоль Оки — загадочный вопрос, вызывающий споры среди учёных. Лингвисты говорят, что балты здесь жили и были ассимилированы славянами, благодаря чему они оставили в памяти народа топонимы на своём «балтском» языке. Археологи возмущённо возражают: не было тут никаких балтов! На Верхней Оке их следы есть, а на Средней нет.
Следующий овраг ещё ближе к Тайдаково, довольно крупный, на всех старинных картах значится под названием Чёрная Грязь.
Поиски по истории урочища дали много любопытных находок, которые могут стать началом для новых исследователей…
Пытливые любителя сайта про Исады наверняка заметили, что с ним происходят в последнее время кое-какие изменения. Это в самом деле так. Нам пошёл 10-й год. За этот срок много знаний накопилось, многие взгляды на исторические события подправились, появилось понимание более точного, удобного для восприятия построения всех материалов. В то же время в разделе Новости собралось столько открытий, которые должны быть давно встроены в основные статьи, что пора было приниматься за дело обновления.
Оно будет не быстрым. Слишком большой объём знаний уже собран. А при переработке всплывают новые догадки, проявляются новые пути для поисков. Но первый шаг сделан — структура сайта, его заголовки изменились. Статьи выстроились в других порядках. Также появилось некоторое количество заголовков статей, которые предстоит написать. Так, уже появилась (без объявлений) статья про Исадский клад. Это наше историческое достояние с недавних пор. И оно останется за Исадами навсегда. Событие и найденные предметы для исторической науки слишком значимы. Ждём возвращения клада после исследований в Москве на Рязанскую землю.
Сегодня — раскрыта новая «белая страница» исадской истории. На дворе зима, а собранный ещё летом в поездке материал всё ждал своего часа. Многие вспомнят новость о посещении поля Восьминской битвы, где Прокопий Ляпунов бился с повстанцами Ивана Болотникова. В той же поездке совсем рядом, в нескольких километрах от поля, лежало неприметное село Башино, где было сделано ещё одно открытие для нашей истории. В Башине сохранилось несколько известняковых плит-надгробий XVIII века. Надписи на них обещали многое рассказать. И рассказали о князьях Мещерских. Работа с ними ещё не закончена, в ней помогают прекрасные люди, связанные с Каширским краем. Нужно сказать большое спасибо за прочтение части надписей Михаилом Чемерисом, которое случилось ещё несколько лет назад. Всему приходит свой час. Любопытно, что ни в районном центре Ясногорске, ни спецы по некрополям в Туле ничего про Башинский некрополь не слыхивали. Плиты Мещерских ещё скрывают часть своих тайн. Фамильный некрополь нужно исследовать.
Само Башино при первом знакомстве удивило своей необычностью и таинственностью. Небольшая по количеству домов деревня (ранее — село) затерялась в полях. Два каскада больших прудов на речушке. Три её улицы, проходя по краям, обнимают огромное пространство, представляющее собой настоящий лес. На самом деле — это старинный заросший парк. Через него удалось найти проложенную и прокошенную тропинку, только благодаря подсказкам местных жителей. Она вывела на поляну, сияющую изумрудным светом от листвы деревьев. Впечатление было поразительное! Сразу стало понятно, что место не простое. В середине поляны — поклонный крест и остатки кирпичной кладки — всего один сохранившийся угол от разрушенной церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери. Вокруг только выкошенная луговина, но место у церкви называется Старым кладбищем. Как ни странно, на безлюдной поляне померещился запах ладана… Около остатков церкви на бетонные фундаментные блоки кто-то поставил 3 известняковых надгробья. Рядом устроена скамейка для раздумий. Что получилось раскрыть в итоге — читайте в основной статье.
Всем доброго здоровья и Божьей помощи в делах! Мира и радости в ваших домах!
В Исадах и округе установилась настоящая зима — морозец под 25… Снега достаточно, полная луна освещает огромные поля, которые искрятся в отражённых лучах! Праздничное поздравление от Татьяны Филатовой, которой не удалось в этом году приехать в замечательное Кутуково, для всех, кто так же задержался в своих дальних городах, а также для всех, кто сейчас наслаждается нашими зимними картинами!
Благодаря встрече и знакомству потомков Камневых на Форуме нашего сайта, дальних родственников, ныне проживающих в разных частях России, удалось начать новую страницу исследований истории Исад. Началось с увлечения молодых представителей рода Камневых созданием своего родословного древа. Уточнить и расширить древо получилось с помощью имеющихся в нашем распоряжении архивных источников разного времени. Было известно о том, что представитель рода Марк Андреевич Камнев долгие годы служил старообрядческим священником в Исадах и был репрессирован в начале 1940-х годов.
Стараниями потомков в архиве Рогожской старообрядческой общины в Москве (архив митрополии РПСЦ, информация о епархиях и священниках) был получен ценный документ, подтвердивший некоторые сведения, дошедшие в виде семейных преданий, а также открывший точные даты и имена. Новые сведения позволили удревнить родословное древо на несколько поколений и подойти совсем близко к новым открытиям. Документ представляет собой справку о том, что отец Марка Андреевича, Андрей Фролович Камнев, родившийся в 1839 году в Исадах, также был старообрядческим священником исадского прихода в храме великомученика Уара. О существовании в Исадах храма такого наименования было известно из устных пересказов (см. рассказ М.Н.Сафронова). И вот это свидетельство нашло документальное подтверждение!
Тем не менее, пока остаётся неясным, что за храм в Исадах имеется в виду. Вероятнее всего, большой деревянный, что стоял на нынешней улице Шатрищенской, неподалёку от бывшей бани. После закрытия в конце 1930-х он использовался в качестве детских яслей, а позднее – склада и достоял до начала 1960-х годов, когда был разобран на брёвна. До сих пор у нас нет ни одной фотографии этого строения, ни как храмового, ни в более позднюю пору! Но остаётся вероятность, что речь о каком-то другом здании, ведь известно о нескольких моленных в пределах села.
Андрей Камнев был рукоположен в священники архиепископом Антонием 22 мая 1880 года «на родину». Архиепископ старообрядческой церкви Антоний (Шутов) совершил хиротонию (посвящение) Андрея Камнева за 1,5 года до своей смерти. Он был тем человеком, который положил начало Белокриницкой иерархии в России. В 1853 году он был посвящён митрополитом Белокриницким Кирилом (Тимофеевым) во архиепископа Владимирского, а через 10 лет стал архиепископом Московским и всея России. Архиепископ получил право учреждать епархии и ставить в них епископов не только по всей России, но и в Персии, при условии оповещения Белокриницкой митрополии. Во времена правления императора Николая I старообрядцы подвергались жестоким гонениям. После поставления в архиепископы Антоний приехал в Россию и жил на нелегальном положении, окормляя старообрядческие приходы. Власти назначили вознаграждение за его поимку в 12 тысяч рублей. Он прятался под Москвой, выдавая себя за разорившегося предпринимателя, который скрывается от кредиторов. Переходил из деревни в деревню, ночевал на сеновалах и чердаках, много раз подвергался угрозе ареста, которого избегал, благодаря своей изобретательности. Только после смерти Николая I и через несколько лет после окончания Крымской войны старообрядцы получили некоторые права.
Духовным отцом священника Андрея Камнева был Пётр Васильевич Рязанов — многолетний настоятель храма Илии Пророка в д. Ёлкино Коломенского уезда (неподалёку от г. Воскресенск).
Потомственная преемственность исадских священников – старообрядцев Камневых, так же, как и Туркиных (см. о епископе Павле (Туркине)), ждёт глубокое изучение. По-видимому, эти семьи принадлежали к двум направлениям Белокриницкой (австрийской) иерархии, «окружникам» и «неокружникам», которые разделились после выхода Окружного послания в 1862 году. Течения делали попытки примириться, но они так и не удались до начала новых религиозных гонений 1930-х годов. А значит, Камневы и Туркины одновременно не могли служить в одном храме св. Уара. Места проведения их богослужений нужно уточнять.
Фамилия Камневых, в отличие от подавляющего большинства местных фамилий крепостных крестьян, образована не от имени, что говорит о её более раннем происхождении. Есть версия, что она выходит от известного на Рязанской земле рода детей боярских Каменевых, известного по меньшей мере с начала XVII века. Часть Каменевых служила на государевых должностях по Рязани, часть у владыки (архиепископа) Рязанского. Возможно, что исадские Камневы были лично свободными людьми (позднее крестьянами-однодворцами) и проживали в той части Исад, которая делилась на жеребьи (доли) между несколькими землевладельцами. Это дало возможность им позднее стать священниками. В метрических книгах исадской церкви Воскресения Христова фамилии у крестьян начинают появляться во время крестьянской реформы XIX века. Едва ли не впервые запись о рождении «у Филиппа Федотова Каминева и его законной жены Елены Леонтьевой» дочери появилась в 1870 году. Причём использованное здесь написание фамилии «Каминев/Каменев» встречается и позднее, но значительно реже, чем «Камнев».
Углубившись в «бесфамильное» время, мы можем предположить, что отцом Андрея Фроловича был Флор Михайлович («Флор Михайлов»). Фрол и Флор — разные написания одного имени. В метрической книге 1819 года есть запись о рождении у него сына Леонтия 12 июня (22-го крещён). Пока подтверждения этому предположению нет. До сих пор мы точно не понимаем, как регистрировали рождения староверов в то время. Но закон предписывал регистрацию всех подданных императора. В данном случае восприемником (крёстным) выступил дьякон исадской церкви Иван Тихонович (Иван Тихонов). Лица духовные редко становились крёстными, если только у своих же членов причта или тогда, когда крёстного трудно было найти (для незаконнорожденных младенцев, совсем бедных людей, дворовых и пр.). Возможно, что это косвенно указывает, что Фрол Михайлович был старообрядцем, так как близкие не признавали крещения по «никонианскому» обряду. Священником при крещении был Стефан Никитин — известный как ярый гонитель староверов. О нём есть весьма литературно звучащая запись воспоминания одного из исадских старообрядцев-современников. Иерей церкви Воскресения Христова Александр Америков в 1860-е приводит такие слова из попавшего к нему в руки архивного сочинения под названием «Эпистолия»: «отцы Василий и Стефан воздвигоша мучения и кровопролитие, а после того и самих смерть уязвиша, и теперь пожинают классы (колосья) кровосеяния рук своих».
Поиски ответов на все возникшие вопросы продолжаются. Надеемся в скором времени раскрыть многие тайны истории Исад.
Благодаря другу нашего сайта Виталию Филиппову, возобновляем ленту новостей выдержкой из старого справочника за 1900 год. Издание называется «Краткие справочные сведения о некоторых русских хозяйствах», выпущено в С.-Петербурге Департаментом земледелия, входившим в Министерство земледелия и государственных имуществ.
Напомню, что хозяин исадского имения Владимир Николаевич Кожин, закончивший курс в Петровской земледельческой академии, вёл в нём хозяйство уже с 1881 года. Подробное описание технологий, применявшихся им в земледелии, садоводстве, скотоводстве, урожайности, разведении питомника декоративных растений можно найти в его работе 1915 года «Село Исады на Оке-реке». Оно содержит и некоторые этнографические сведения.
Таким образом, приведённые ниже данные из справочника — промежуточные итоги преобразований Владимира Николаевича в имении, описывающие состояние хозяйства к началу XX века. Орфография и пунктуация источника местами исправлена, приближена к современной.
«Имение при с.Исады Владимира Николаевича Кожина, Спасского уезда, в 13 верстах от ст.Мосолово и в 20 верстах от ст.Троице-Паленицы Московско-Казанской железной дороги. Почтовый адрес: Старая Рязань, Рязанской губернии. Хозяйство ведётся лично владельцем.
Всей земли в имении 852 десятины, из коих пахотной — 358 десятин, заливных лугов — 390 десятин, под лесом — 76 десятин, под усадьбою и проч.- 28 десятин.
Полеводство. Севооборот принят четырёхпольный: 1) пар удобренный; 2) озимая рожь; 3) картофель; 4) овёс и отчасти лён на семя.
Сорта полевых растений возделываются следующие: озимая рожь — местная, овёс — шатиловский, картофель — красный кошелевский и жёлтый, просо — местное, лён — степной.
Скотоводство. В хозяйстве содержится до 75 лошадей местной породы, улучшенных скрещиванием с казёнными заводчиками, преимущественно рабочего типа. Жеребчики в возрасте около 4 лет продаются за излишеством по цене от 125 до 250 руб. за голову.
Рогатый скот разводится местный, улучшенный галловейской кровью. Практикуется откармливание скота для продажи на убой в Москву или Рязань.
Плодоводство. Фруктовый сад занимает площадь в 10 десятин. Насаждения — яблони. Преобладающими сортами являются — антоновка, коричневое, грушовка, боровинка и анис. Кроме того, имеются — апорт, чёрное дерево и др. Вновь заводится сад на двух десятинах. Посадочный материал получается из собственных питомников.
Лесоразведение практикуется по местам, неудобным для полевой культуры (оврагам, буграм и проч.), которые засаживаются берёзою и отчасти хвойными породами.
В.Н.Кожин в повозке у крахмального завода, неподалёку от села Муратово. Фото из семейного архива Кожиных. Около 1915 г.
Технические производства. Имеется картофельно-крахмальный завод, перерабатывающий картофель, получаемый в собственном хозяйстве.
Имение при с.Муратово Владимира Николаевича Кожина, Спасского уезда, в 10 верстах от ст.Мосолово, Московско-Казанской железной дороги и в 11 весртах от пристани Спасск на р.Оке. Почтовый адрес: Старая Рязань. Хозяйство ведётся лично владельцем, при помощи старосты.
Всей удобной земли в имении — 184 десятины, из коих пахотной — 106 десятин, под лесом и сенокосом — 66 десятин и усадебной — 12 десятин.
Полеводство. В хозяйстве принят четырёхпольный севооборот: 1) пар, 2/3 коего удобряется навозом; 2) озимая рожь; 3) картофель; 4) овёс.
Возделывается: озимая рожь — местная, овёс — кожинский (без перемены семян с 1884 года); просо; картофель — белый и красный.
Скотоводство. Рабочие матки покрываются казёнными жеребцами рысистого и тяжеловозного типов. Приплод в 3-4-летнем возрасте поступает в продажу по цене до 250 руб. за голову.
Плодовый сад занимает площадь в 9 десятин. Насаждения — яблони и отчасти вишни.»
Археологические охранные работы на месте будущего мемориала освободителю Москвы и России Прокопию Ляпунову в Исадах окончены. Сегодня день его гибели, 22 июля 1611 года собиратель и предводитель Первого ополчения против поляков Прокопий Ляпунов был убит изменниками у стен осаждённой Москвы. Место для памятника с небольшим котлованом от шурфа (3 х 4 метра, глубина около 1 метра) готово. Дело за устройством постамента под памятник. Какие есть мысли? Сможем сделать своими силами?
Металл нынче подешевел, с заливкой бетона сможем решить, доски для опалубки найдём. Потребуется арматура, вязальная проволока, блоки, цемент, песок. Для обсуждения есть такой вариант.
1-й шаг. Заглублённая часть постамента. Использовать ровно половину шурфа для постамента. Бурить по углам 4 скважины глубиной 1 м (диаметр 300 мм). На дно — слой песка (подушка) — 100 мм, слой гравия — 50 мм. Ставить опалубку для 4-х угловых свай и перекрывающей их плиты, свободные от заливки бетоном пространства забить землёй. Связать арматурный каркас, опустить его в подготовленные углубления. Залить бетоном. Получится примерно такой бетонный фундамент (см. рисунок). На поверхности будет видна плита 3 х 2 метра. Укрыть и ждать отвердения бетона. Одновременно с заливкой фундамента на свободной половине шурфа можно залить 3 плиты, которые потребуются для верхней части постамента. О них речь дальше.
2-й шаг. Верхняя часть постамента. После набора прочности бетоном на фундаментной плите из блоков сделать кладку высотой 2 м (см. рисунок). В верхней её части сделать 2 небольшие ступени. (Задумка — Прокопий будет обращаться к людям, стоя на крыльце, например, храма. Крыльцо скульптор может обозначить столбиками, частями перил и пр., по своему художественному разумению. Ступени нами будут заранее обозначены.) Все верхние части перекрываем изготовленными ранее плитами.
Мысли и предложения собираем на сайте — здесь или в нашей группе «ВКонтакте».
Доброго здоровья, селяне и примкнувшие к ним отдыхающие!
Вчера закончились археологические работы на месте барской усадьбы в Исадах. Группа Старорязанской экспедиции работала 3 дня на месте будущей (возможной) установки памятника освободителю Москвы Прокопию Ляпунову. Начинали под жарким солнцем, заканчивали под настойчивым дождём. Но выбор места для шурфа оправдал себя!
Шурф был разбит большой, 3 х 4 метра, постамент памятника будет расположен напротив крыльца церкви, на удалении 70 метров. Прокопий будет хорошо виден со всех направлений, подходов и подъездов — с улицы, от храма, с дорожки, идущей вдоль Детинуха. Перед ним образуется достаточно большая площадь, которую можно обустроить дорожками, скамейками, озеленить насаждениями, как предполагалось в первоначальном плане благоустройства (если оно когда-то состоится). Поддержка археологов состояла из 2-3 помощников из числа сочувствующих. Многие подходили посмотреть, что происходит, поговорить, делились историческими воспоминаниями. Наиболее напряжённая работа была в первый день. Потребовалась помощь лома, чтобы пробиться сквозь слой строительного мусора в виде битого кирпича, щебня и извести. Дальше пошла более творческая археологическая работа, с приложением меньших физических сил и большим количеством находок и открытий.
На ближнем плане — фундамент западной стены Красного дома. Археолог Фёдор стоит на внутренней несущей стене. Тёмный прямоугольник земли между ними — сцена крепостного театра!
Шурф попал прямо на внешнюю западную стену Красного дома, уничтоженного где-то в 1927-1928 годах! Также он захватил поперечную внутреннюю несущую стену здания и большой участок внутреннего пространства дома между ними. Напомню, что, по преданию, Красный дом был построен Ржевским (Григорием Павловичем?) для размещения в нём крепостного театра. В доме балерины проживали, в нём была устроена сцена для выступлений.
Красный прямоугольник — примерное расположение Красного дома (сиреневая отметка — шурф 2022 года). Белый контур — место расположения Белого дома.
Проведённые работы ценны уже тем, что было установлено расположение западной стены дома, её ориентировка, а также с использованием фотографий начала XX века стало возможно определить расположение дома в целом. Оно было утрачено, следы стен строения никак не выделялись на местности. Ещё в 1955 году, когда перед разрушением Белого дома московские архитекторы делали его обмеры и план исчезающей усадьбы, они не могли определить точное место и размеры снесённого Красного дома. На составленном тогда плане он показан лишь приблизительно, как «место снесённого ранее…»
После открытия направления западной стены Красного дома было сделано любопытное открытие: стены Белого, Красного домов и церкви ориентированы при постройке по разным осям, не строго параллельно (перпендикулярно) друг другу. «Южное» направление стен Белого дома (азимут около 131 градуса) близко к ориентировке основного четверика здания церкви (около 135 гр.). Значит, строители 1730-х годов (или более ранние) ставили стены, опираясь на оси уже стоящего храма. А вот самый поздний по времени постройки Красной дом сильно отбивается от этого направления (азимут около 150 гр.). Очень странно, ведь его архитектор должен был создать между домами площадь. Почему не прямоугольную? Площадь расширяется по направлению от церкви (въездных ворот в усадьбу) к Белому дому. Видимо, для того, чтобы длинное здание Красного дома продолжало перспективную линию сельской улицы, шедшей вдоль Барского сада. Азимут улицы очень близок к направлению восточной и западной стен Красного дома. Таким образом, направление аллеи сада (позднее на ней высажены лиственницы) не перекрывалось стеной Красного дома.
Второе наблюдение — стены церкви Воскресения Христова (главного четверика) не перпендикулярны, т.е. не образуют прямоугольника (азимуты около 135 гр. на «южном» направлении и 55 гр. «восточном»)! Здесь разгадки надо искать уже у знатоков позднесредневековой русской архитектуры.
По нашим логическим прикидкам, раскопки все эти дни шли на месте сцены крепостного театра! На ней выступали знаменитые балерины начала XIX века: сёстры Михайловы, И. Харламова, Ситникова, Виноградова, Кузнецова, Данилова, Кондратьева, Федорова и Жукова. В Москве, на сцене Итальянского театра, они блистали в балетных и оперных постановках вместе с приглашёнными французскими танцовщиками, а позднее были проданы Ржевским и составили основу труппы Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге.
Из находок был собран разнообразный керамический материал. К наиболее ранней относится 1 фрагмент лепного сосуда культуры Рязано-Окских могильников (приблизительно V века), древнерусская керамика XIII века. Была найдена чёрная керамическая бусина XIV века. Керамический материал ещё изучается. Ясно одно, что площадь усадьбы была заселена в самые первые времена от возникновения Исад. Предыдущий шурф 2020 года также содержал керамику XII — XIII века. Кстати, он тоже попал внутрь Красного дома, в пространство его северного крыла, о чём мы тогда ещё не предполагали. Также любопытна найденная в верхнем слое небольшая изящная столовая вилка, возможно, ей пользовались уже Кожины. Ждём новостей от археологов после обработки находок.
Шурф остался открытым для удобства работ по заливке постамента памятника Прокопию Ляпунову. У всех нас есть возможность подумать о способе его устройства и участвовать в строительстве. Возможно, небольшими шагами мы наконец дойдём до самого памятника. Как всегда, приглашаем всех присоединяться. Написать можно сюда, на сайт, или в нашу группу «ВКонтакте».
Вид от крыльца храма в направлении будущего памятника Прокопию Ляпунову. Вдалеке — отвал земли из шурфа.
Всех с наступающим завтра, 20 июля, летописным Днём рождения Исад!
После летних событий минувшего 2021 года, когда неподалёку от Исад был открыт богатый клад ранних древнерусских серебряных украшений, многие с нетерпением ожидают начала нового полевого археологического сезона. Как говорится, все «жданки» уже поели. Со всех сторон звучит вопрос: когда начнёт работу Старорязанская экспедиция? Будут ли работы в Исадах? Оно и правда, в этом году с началом экспедиции припозднились. Даже не припомню, чтобы к 10 июля ещё никто не заехал в лагерь. И пандемии побеждены, а археологов всё нет. Дела-то накопились уже, нерешённые задачи, недооткрытые тайны истории…
Сегодня могу сообщить сразу несколько новостей, полученных из первых уст, т.е. от начальника экспедиции Игоря Юрьевича Стрикалова.
Новость первая и менее других определённая. Экспедиция на Старую Рязань будет заезжать во второй половине июля. Более точных дат нет.
Новость вторая — близкая и понятная. Под установку (в будущем) на месте бывшей господской усадьбы памятника Прокопию Ляпунову в Исадах и создание вокруг него культурно-исторического уголка сельской администрацией оплачены и согласованы с руководством Старорязанской экспедиции охранные работы. Будет заложен большой шурф 3 х 3 метра на месте площадки будущего памятника. Эти работы начнутся уже в течение недели. Предварительный срок начала — 16 июля. Напомню, что предыдущая шурфовка на месте усадьбы дала неожиданный для всех выход на слой чистого XII века! Тем самым было подтверждено заключение о времени возникновения Исад, сделанное по итогам сбора подъёмного материала (керамики) на участках домохозяйств, расположенных в предполагаемой самой древней части села. Сбор подъёмного материала пока так и не окончен. Остались неисследованными значительные участки села, где встречалась и очень ранняя керамика. Будем надеяться, что и это дело мы сможем завершить. Всех желающих принять участие в раскопе шурфа, переборке грунта в поисках находок приглашаю принять участие! Уточнение даты и времени событий — в нашей группе «ВКонтакте«. Во время работы обязательно обсудим будущее устройство исторической площадки и мемориала. В дальнейшем будем настаивать на создании площадки, туристических троп и объектов именно в том виде, в котором решим. Закулисные решения не пройдут.
Если закончим шурф до вечера воскресенья (17 июля), есть предложение отметить очередной День летописного рождения Исад в тот же вечер. Вспомним наш малиново-смородиновый чай на Красной Горке. Надеюсь, археологи не откажутся с нами посидеть и побеседовать о старине и современности. Какие будут соображения — пишите в группу «ВКонтакте«.
Новость третья для любителей исторической реконструкции, древнерусского вооружения, древних одежд, предметов быта IX-XII века. С 27 по 31 июля между Старой Рязанью и Новым Ольговым городком (у Никитино) пройдёт 2-й фестиваль «Поле брани«. 1-й состоялся в июле прошлого года. Его устраивает Музей ратной истории Москвы. Съедутся реконструкторы из разных городов и клубов исторической реконструкции. Правила участия в фестивале участники устанавливают самые строгие. Ни одной вещи, не относящейся к тем далёким временам, участники не должны иметь даже в своём лагере. Будут военные состязания, есть легенда событий, которые будут разыгрываться. Основную часть будет составлять пешие воины, но должны быть и конные предводители дружин (как в прошлом году). Кроме того, как и в 2021-м, по Оке от Рязани до Старой Рязани придёт боевой ладья с варяжской дружиной из самого известного в России муромского клуба «Вареж». Корабль станет у стен города. Для участников фестиваля будет экскурсия по городищу, рассказ о некоторых важных страницах жизни древнего города. Это должно случиться по плану 28 июля. Затем варяги проплывут мимо Исад в сторону Мурома. Будут и увлекательнейшие состязания для женщин в хозяйственных делах того времени, ремёслах, изготовлении предметов быта, песенном и прочем хороводном творчестве. Одна беда — зрителей фестиваль не ждёт, реконструкторы встречаются только для себя, чтобы пожить несколько дней жизнью людей прошлых веков. Было предложение к администрации Спасского района выделить для зрителей один день, с билетами и пр. Но администрация повела себя безразлично. По своему обычаю, привычная к челобитчикам, на связь не выходила, никаких желаний в устройстве фестиваля не показывала. Из чего устроители сделали вывод, что никому со стороны это не нужно. В итоге фестиваль можно будет особо желающим только подсмотреть, а не посмотреть. К примеру, присоседившись к экскурсии в лагере археологов или попытавшись уловить передвижения боевых отрядов откуда-нибудь с валов. По крайней мере, с кораблём можно будет познакомится поближе! А вообще нам бы этот фестиваль привлечь в Исады…