Новости

Событие в Исадах. Год 1217-й. Ю-туб канал Натальи Макагоновой.

Всем доброго здоровья!

Недавно произошло заочное знакомство с журналистом Натальей Макагоновой и её замечательно ярким ю-туб каналом исторических фильмов под названием «История.Интересно!». В сети «ВКонтакте» канал поддерживает соответствующая страничка. Большинство фильмов содержит строгую научную основу, не уводит в болото «альтернативной истории». В то же время присутствует живая современная жилка в подаче. Кое о чём можно поспорить, тем привлекательней фильмы, заставляют думать. Качественная съёмка, подбор картинок, монтаж. Возможно, что-нибудь снимем совместно…

Смотрите о событии 1217 года в Исадах во второй части здесь (кажется, что-то взято с нашего сайта):

Летописец.

150-летие Исадской школы и династии священников-учителей. Рождественские, Америковы…

Привет всем!

В прошлую субботу состоялся торжественный концерт в Исадской школе по случаю 150-летия открытия в селе первого учебного заведения. Как вы помните, это была церковно-приходская школа при храме. Получается, отметили мы её открытие, бывшее в 1868 году.

Концерт получился радостный, сделан был учениками Исадской и Кутуковской школ, их преподавателями от души! Постарались все. Пели ученики начальной школы, танцевали сложные вальсы старшеклассники, поздравляли нынешних преподавателей с успехами, учеников с достижениями на всевозможных олимпиадах, конкурсах и в спорте.

Выступали борцы, ребята и девчата, из спортивной школы «Крутогор» (Устранской школы) под руководством С.П.Мельника. Вспомнили и многих из прежних учителей, руководителей школ: Исадской начальной (которая располагалась в здании бывшей земской школы, ныне — клубе) до 1950-го, Исадской семилетней, кажется, до 1967-го (с 1965-го располагалась уже в современном здании), Исадской средней… Смотрели на старые фотографии, внимали именам Ефремов, Усков, Луканцовы, Рождественская…

Был  здесь и наш батюшка — отец Виктор Тараканов. Всегда он с нами! И как ему не быть, если школа-то начиналась с церковной?! Поначалу она и называлась «приходское училище». А вот же не прозвучало имя первого преподавателя — законоучителя той самой первой школы, которая была в 1868-м! Его надо назвать — священник Александр Гавриилов Америков. Выдающийся был человек. О нём подробно рассказывал наш советник по церковно-историческим вопросам о.Вячеслав Савинцев. Среди трудов Александра Гаврииловича Америкова — многочисленные проповеди, миссионерские беседы со старообрядческими общинами, не только нашими местными, но и по всей Рязанской губернии. Любопытно, что о.Виктор вспомнил о посещении его храма лет 25 назад правнуком отца Александра Сергеем Америковым, о совершённом им церковном таинстве на родине пращуров. Мы с большим удовольствием побеседовали бы с Сергеем и его потомками. К сожалению, никаких связей не сохранилось. Ждём его, может, откликнется!

Справедливости ради, внесём историческую правку, данную в исследовании о.Вячеслава. Впервые приходское училище упоминается не в 1868г., а в 1862-м! И его наставником был назначен 30 ноября того года предшественник А.Г.Америкова в церкви Воскресения Христова отец Пётр Васильевич Рождественский. Так что отмечать надо было 156-летие первой школы! В связи с этим именем возникает любопытная догадка, версия, которую предстоит подтвердить или опровергнуть в будущем. По некоторым сведениям, женой Александра Гаврииловича Америкова была Прасковья (в девичестве Рождественская). А занял место иерея в исадской церкви он в возрасте 23-х лет, т.е. недавно женившись, в 1867г. Не трудно предположить, что женой его стала дочь священника, освободившего своё место для зятя, Петра Васильевича Рождественского! Т.е. приход был «передан по наследству».

Что ещё более любопытно. Возможно, Пётр Васильевич Рождественский также «наследовал» наш приход аж в целом 4-м поколении, с начала XVIII века! Вот какую цепочку священников воскресенской церкви приводит о.Вячеслав. Все они по возрасту вполне подходят для родства «отец-сын».

  • Никита Петров(ич) — (упоминается в сане священника нашей церкви в 1736-1748гг.)
  • Симеон Никитин — (род.1701г., священником упомянут в 1755г.)
  • Иоанн Симеонов (упоминается в 1780-е — 1790-е)
  • Василий Иоаннов (умер в 1815г.)
  • Следующим с 1815 до своей смерти в 1827г. был Никита Степанов — единственный, кто выпадает из «родственной цепочки».
  • Пётр Васильев Рождественский (род.1805г., священник в Исадах с 1827г., уволен за штат в 1867-м, позднее получил пенсию за заслуги от Св.Синода.)

Изначально и довольно долго у священников, как и у крестьян (до середины XIX века), фамилий не было, величали их только отчеством. Вот и первый священник с фамилией Рождественский в Исадах появляется в это время. Вполне вероятно, что он был первым носителем настоящей фамилии в своём роду, который мы выстроили выше. А среди потомков Рождественских известны диакон нашей церкви Иоанн Иаковлевич (внук Петра Васильевича?) и его дети (?) Серафим Иванович (прошёл Великую Отечественную войну), учителя исадской и аргамаковской школ, вышедшие на пенсию в 1953 — 1957гг. — Ульяна Ивановна (Курчакова, у неё была дочь Лидия) и Нина Ивановна. Вот такая связь династии священников и народного образования! Пишите, если что не так, перепутал!

По многочисленным просьбам всех, кто хочет знать, когда будет восстанавливаться здание аварийной земской школы, сообщаю: ничего определённого на торжестве узнать не удалось. В последнее посещение села по данному поводу властная комиссия напустила очередного тумана, звучали слова о «временной заморозке» объекта для последующего восстановления (неизвестно когда). Что это означает? Будут ли заложены деньги на восстановление в бюджет 2019 года, как решили раньше? Бог весть!

Жива школа — живо село! Всем устроившим праздник для еле уместившихся в спортзале односельчан и гостей — благодарность! И ждём всех на сайте для сотрудничества, у нас много дел. Другие фото смотри в нашем Инстаграм.

Летописец.

Всех приглашаем на 150-летие первой исадской школы 24 ноября!

Доброго всем здоровья!

Тем, кто только задумывается, чем он будет заниматься в выходные дни (не те, что завтра и послезавтра, а через неделю) — приготовьте, как говорится, блокноты и карандаши!

К нам обратилась всегда поддерживающая наше сообщество (или хотя бы сочувствующая) администрация Исадской школы с просьбой разместить следующее объявление.

— Что за притча такая?!- спросит изумлённый читатель (так сказали бы классики русской литературы) — Как так 150 лет, чему? Какому такому образованию? Что там ещё образовалось?

Церковь Воскресения Христова в селе Исады. Пристройка слева — здание первой церковно-приходской школы в селе. (Фото Егора Кривоносова.)

Всё просто и понятно тем, кто любит родную историю и внимательно читает наш сайт. В разделе «История школ в наших селениях» подробно написано, что первая школа в селе Исады открылась в 1868 году! Страшно сказать, размещённая на сайте история образовательных учреждений в нашей местности создана учениками и учителями 54 года назад!!! Что же произошло за это время с обучением, что изменилось в жизни преподавателей, выпускников, учащихся? Ленится нынешнее поколение чиркнуть статейку для сайта, чтобы все прочли…

На снимке церкви Воскресения Христова одноэтажная пристройка слева и есть здание, в котором разместили первую школу, позднее называвшуюся церковно-приходской. Она была подчинена тогда не министерству просвещения, а приходу церкви, возглавлял её и был основным учителем (закона Божия) священник храма. Памятуя, что предыдущая история школ писана была 54 года назад, и по политическим соображениям того времени педагоги постеснялись упомянуть имя первого учителя первой исадской школы, мы его напишем. А был это горячо любимый нашим другом, настоятелем кутуковской Казанской церкви отцом Вячеславом, священник Александр Гавриилов(ич) Америков.

Пользуясь случаем, поздравляю от всех наших добрых людей отца Вячеслава Савинцева со вчерашним рождением у него сына! Здоровья, доброты, ума и многия лета новорождённому! Родителям — тоже здоровья и счастья!

Изначально в школе учились в основном мальчики и несколько девочек из самых богатых семей или семей, где считали грамотность для дочерей не блажью. Позднее, после строительства в 1890-х годах отдельной школы для мальчиков, в школу у церкви стали ходить только девочки.

В 1912 году построили новую кирпичную земскую школу. Огромную, с квартирами для учителей! Радостное было событие для народа. В статье можете увидеть фото земской школы (нынешнего клуба) такой, как она была полвека назад, и сегодня. Будем ждать на встрече 24 ноября от нынешней школьной администрации рассказа о том, как продвигаются дела с восстановлением этого старого и славного здания. Не даром мы будоражили народ и собирали сотни подписей в его защиту. Недели три назад наведывалась в Исады очередная комиссия с областными и районными чиновниками. Что-то нового они там сказали? Верно, сообщили, что потребные для обновления деньги уже вписаны красной строкой в бюджет 2019 года? До встречи!

Летописец.

О краеведческой конференции. «Сердце Мещёры» и Евпатий Коловрат.

Доброго здоровья!

Обсуждение краеведческой рязанско-мещёрской конференции началось. С одним из возможных её участников, которому направили предложение, сегодня знакомим «Село Исады на Оке» — это литературно-краеведческий клуб из г.Рошаль Шатурского района Московской области с именем «Сердце Мещёры». Очень деятельные люди! Разрабатывают исторические и экологические маршруты по Мещёре, укрепляют память о подвиге Евпатия Коловрата, объединяют мещёрские города Касимов, Шилово, Гусь-Хрустальный и другие в единое Мещёрское историческое кольцо.

Глава сообщества Юрий Белоусов — тренер спортивных единоборств, также пишет стихи. Песня на его стихи и лазерное щоу о Евпатии Коловрате смотри ниже!

Евпатий Коловрат
16 сентября 2015 г.

Орды Батыя потребовав дань,
Люд русский били, сжигая Рязань.
Башни и церкви в огне и дыму.
Это монголы грабят Москву.

Путь на Владимир открыт. Неизбежность.
Орды везде средь лесов русских снежных.
Но по следам этой вражеской рати
Скачет отряд, и неистов Евпатий.

Припев 1:
И в миг этот, братья,
Хотелось мне петь.
— Что хочешь Евпатий?
— В бою умереть!

Припев 2:
Ой да, гуся, гуся, гуслица
Поет в родной дали
Борется Русь моя.
С Богом богатыри.

В сердце Мещеры – родине предков,
Путник проходит с опаской и редко.
Кованный чарами меч-кладинец
В гиблых болотах, бездонных сердец.

Там воды стекают Воймеги и Поли,
Свободой дурманит Убитое поле.
Они возвратились, и на смерть стоят.
Ой, любо, Евпатий! Боец – Коловрат!

Припев 1:
И в миг этот, братья,
Хотелось мне петь.
— Что хочешь Евпатий?
— В бою умереть!

Припев 2:
Ой да, гуся, гуся, гуслица
Поет в родной дали
Борется Русь моя.
С Богом богатыри.

Смотрит Батый, где погост Крестов брод,
Падает воин и снова встает.
Скачет Евпатий и косит ряды.
Войско редеет вражьей орды.

Верит Евпатий. Стоит Коловрат.
На этой земле, да не грех умирать.
Сердце Мещеры бьется сильнее.
В Семиозёрье нет веры важнее.

Проигрыш
Бьет черный ворон в поле крылами.
Умер Евпатий, забитый камнями.
Только останется славная быль:
Стал на колени грозный Батый.

— Если б, Евпатий, со мной был ты вместе,
Место твое было б рядом у сердца.
И тысячи бились русских сердец
В землях Мещеры, где дед и отец

Припев 1:
В миг этот, братья,
Нам песню б запеть.
О том, как Евпатий,
Хотел умереть!

Припев 2:
Ой да, гуся, гуся, гуслица
Поет в родной дали
Борется Русь моя.
С Богом богатыри.

Летописец.

Великая Пристань Рязанская и страна Артания

Доброго здоровья, жителям Великой Пристани Рязанской (это я про Исады) и всем до неё временами доходящим!

Есть такое историческое название — Великое Княжество Рязанское. У того княжества была столица Рязань, а у столицы — её верная перевалочная Великая Пристань под названием Исады. По всему, что произошло с этим селом более чем за 8 веков, по событиям и людям, в нём бывшим, вполне подходит Исадам имя Великой Пристани Рязанской.

Окские финны. (Иллюстрация Artke с ресурса рязано-окцев.)

На днях был я в гостях у наших соседей по Оке, в Шилово, встречался с создателями и руководителями районного краеведческого музея, известного широко за пределами не только района и области, но и в других странах — А.Н. и А.П.Гавриловыми. О богатейшей археологической и исторической экспозиции, собранной всего за 44 года существования, говорить не стану, её нужно увидеть. Музей современный и живой. Научную работу и широкое взаимодействие с собратьями по науке из разных стран, в т.ч. из Швеции, музей ведёт очень давно. Много сотрудничает,снимает исторические видео с телевизионной компанией «РенТВ-Рязань». Главная тема, которую музей разрабатывает, также редка — это археологическая культура, в давние годы названная весьма странно — рязано-окских окских могильников (для краткости — КРОМ). Она существовала во время поздней Римской империи на нашей Средней Оке, отличалась высокой степенью военной подготовленности, вооружения, тесными связями со степными ираноязычным миром, готским государственным образованием в Причерноморье, окраинными народами Римской империи. Итак, знакомьтесь с центром рязано-окской древней Артании, существование которой у нас год за годом своими находками доказывают шиловские артанцы! Вокруг музея также, как и вокруг нашего сайта, образовалось целое «Международное рязано-окское историческое сообщество»: vk.com/club153435247

У нас оказалось много общих замыслов, начинаний, не говоря об общей территории, где мы работаем на историко-краеведческой ниве. Рязано-окцы выдвинули предложение для решения злободневных вопросов и более тесного знакомства собрать рязанскую краеведческую конференцию где-нибудь в пределах Артании. От всех ждём предложений по повестке встречи и личного участия. Пишите!

Летописец.

Казанская, День народного единства и Прокопий Ляпунов

С праздником Казанской всех, прошедшим вчера!

Богородица неожиданным образом подала о себе весть накануне праздника одному из завсегдатаев нашего сайта, явилась ему прямо из земли в виде части старинного нательного складня. Вот так, вспоминай, что завтра праздник Казанской! Да сходи в Кутуково, к отцу Вячеславу, в храм в честь Казанской иконы Божьей Матери — там престольный праздник, выходит!

В стране 4 ноября отмечали странный День народного единства. Почему странный? Об этом много без нас сказано. Хотя бы потому, что им попытались закрыть на календаре не только «праздник Общей Беды» (Октябрьской Революции), но и саму Казанскую, которая якобы сопричастна этому новому. То ли Казанскую отмечать, то ли День Странного единства, то ли с коммунистами красными флагами махать — кому что нравится, есть выбор.

Вспомнить дела Второго ополчения, Минина с Пожарским, изгнание польского гарнизона из Москвы — дело хорошее. Но Второе всегда останется вторым, второму первым не бывать! Что было сказано в эти дни о Первом земском ополчении, с которого началось движение, стал собираться по Руси земский народ? О Прокопии Петровиче Ляпунове, который первым начал такое невиданное и неслыханное дело и сумел его довести почти до конца, положив свою жизнь за новую Россию? Да ничего, как всегда, как ежегодно. Спите, благодарные потомки? Осталась в вас хоть капля чести?

Попалась только строчка в статье агентства «Спутник» вскользь про Первое ополчение. Как обычно, всё сделало Второе (Минин да Пожарский), а начал движение некий Ляпунов, правда там у него все переругались, разногласия между дворянами, боярами из бывшего войска Лжедмитрия и казаками, понимаешь. Не преодолел, недопонял… Вот и развалилось всё. Да! Чуть не забыли: ещё Ляпунова убили. Неудачники, короче. Первый из них, судя по написанному — Ляпунов. Стандартный текст. Видимо, и в нынешних учебниках истории то же написано.

А вот как писали о Прокопии в январе 1611 года королю Сегизмунду враги — московские бояре.

«Как мы, ваши государские верные подданные… крест целовали, и в Переславле, государь, Резанском Прокофей Ляпунов и во всех Резанских пригородех вам, великому государю, крест целовали же. А ныне, государи, Прокофей Ляпунов, по вражью действу, не хотя видети в Московском государстве успокоения, и своим злохитрым умыслом Резанцов дворян и детей боярских прелстил, а иных своим заговором устрастил, крестное целованье преступил, и со всею Резанью от вас… отложился, и вашего государского повеленья сам не слушает и слушати не велит, и в городы, которые вам, великому государю, были послушны, воевод и голов с ратными людьми от себя посылает, и городы и места заседает, и в городех дворян и детей боярских прельщает, а простых людей устращивает, и своею смутою от вашей государской милости их отводит; а ваши государские доходы и хлеб всякой збирает к себе. А на Тулу, государь, прислал от себя вашего государского изменника Ивашка Зарутцкого с казаки…»

А мы в этот день снимем шапки и поклонимся думному дворянину и воеводе Прокопию Ляпунову! Он сумел за несколько месяцев провести переговоры по городам, которые ещё можно было отвернуть от пропольских сил, убедить воевод, земских старост, бояр, казацких атаманов в необходимости взять оружие, подчиниться единому руководству ополчения и идти на освобождение Москвы, отстоять православие в стране. Собрать в 1611 году достаточно сил, чтобы превзойти хотя бы численно лучшие в Европе обученные польские войска, возможно было, только поскребя по всем сусекам тех, кто хоть с какой стороны был недоволен воцарением польской династии, грабежами по всей стране польских «частных военных компаний» (как сейчас бы их назвали) и приходом католичества. Земель и городов таких оставалось немного: юг, восток и северо-восток, считая от Москвы. Все остальные края уже не помышляли о возрождении русской власти в стране. Такую задачку решал рядовой рязанский воевода, всего лишь один из многих. Но очень крепкий духом, упорством  и решимостью.

Собрать сумел Прокопий около 16-17 тысяч человек, примерно, усиленную дивизию, создав не более, чем двукратное превосходство в живой силе своей пёстрой рати над слаженным противником, укрытым стенами московских крепостей. Привёл войско к Москве и 4 месяца выбивал врага из крепостных сооружений, освободив стены Земляного и Белого города, прижал поляков к Кремлю и Китай-городу. Забыли, потомки?

Вспомните ещё и то, что после гибели Прокопия Минин с Пожарским несколько месяцев не решались вести по его следам своё новое Второе нижегородское ополчение к Москве, пошли не к ней, а к Ярославлю, несколько месяцев отсиживались там, собирая сведения о враге, ведя переговоры и пытаясь понять, будет ли успех. Потрёпанные поляки в столице были уже не те, что год назад. Но и Минину удалось в 1612-м собрать меньше людей раза в 2,5, чем Ляпунову! Приходилось ещё больше Ляпунова лавировать, избегать столкновений с враждебными казаками. И всё же дело удалось. Честь им и хвала! Прокопию Ляпунову — отдельная, Первая Честь!

Летописец.

Зеленовато-жёлтый, золотой, красный, багряный и гуси-лебеди…

Светлого дня всем и доброго здоровья!

Порой идёшь себе-бредёшь вблизи родных весей где-нибудь в считанных верстах от Старой Рязани, вдруг оглянулся — и не поверишь глазам… В своём ты времени или вокруг уже сказка из детства? Запахи пряной травы, лучи солнца пролили кругом красно-жёлтые краски, как-будто смотришь вдаль через цветное бутылочное стекло. А тут неожиданно натыкаешься на то, что тебя погружает совсем в другое время и обстоятельства.

Стоит в поле яблонька! Чьи это слова?! Да где ж ты это видел, откуда знал? И пробежавший быстрый порыв ветерка начинаешь чувствовать будто не своей кожей, а того Иванушки или Алёнушки, которые здесь брели веки-вечные назад, всматриваясь в степную или луговую даль… Пытаешься смутно вспомнить как там оно было?… «Яблонька, матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели!» — «Съешь моего яблочка, тогда скажу».

Шарок — древнее русло Оки.

 
 
 
 
 
 

Дальше, само собой, речка… «Молочная река-кисельные берега, скажи, куда гуси-лебеди моего Ванюшку унесли!» — «Упал в мои воды тяжёл камень…»


 
 
 
 
 
 
 
 

Потом что ж, тёмный лес был с бабой-ягой? Ну, вот, пожалуйста, шипы терновника с иссиня-тёмными терпкими ягодами. Попробуй продерись сквозь него! Чем не лес?

 

Исадская улица в октябре — дорога из Старой Рязани к древней пристани.

 
 

А когда заходишь снова на сельскую улицу, почувствовал — вот она, связь времён! Здесь ходили Иванушки, Алёнушки, твои прадеды и прабабки, им в глаза светили отблески такого же вечернего солнца. Эти деревья ещё помнят многих из них. Зеленовато-жёлтый, золотой, красный, багряный и синее небо над головой!

Летописец.

Юбилей Г.К.Вагнера и Рязанского художественного училища

Доброго здоровья, селяне, ближние и дальние горожане! С праздником Покрова минувшим вас всех!

Кроме того, в последнюю рабочую неделю сентября состоялось одно событие, о котором надо упомянуть, хоть и прошло уже прилично времени. 24-25 сентября в Рязани проходили торжества по случаю 100-летия Художественного училища, которое носит имя нашего Георгия Карловича Вагнера, а также областного Художественного музея и, наконец, 110-летия самого Г.К.Вагнера. Столько всего собралось! Училище отмечать всевозможные события умеет, съехалось многоцветное сообщество бывших выпускников, люди искусства, науки растворились среди современного студенческого юношества. Была проведена конференция. С рассказом о жизни и научном пути Вагнера выступил человек, близко знавший семью учёного, осуществлявший издание большой книги «Георгий Карлович Вагнер — учёный художник, человек» — Ольга Леонидовна Курбатова. Ольга Леонидовна — друг нашего сайта. Она и поделилась несколькими фотографиями с этого события.

О Вагнере хватило бы материалов для отдельной конференции! Остаётся посетовать, что, как всегда, с объявлением о важном событии средства информации не поспешили, не было ни программы, ни широких приглашений. Хотя о событии было известно за несколько месяцев. Но и на сайтах училища, музея ничего найти было нельзя. Век информационных технологий!

Фотографии и официальные (много снимали губернатора), и совсем живые, и концертные, и вот такие спортивные! 

Летописец.

У нас новый братский сайт — Meryamaa («Земля мери»)!

Всех жителей окских берегов и их гостей поздравляю с нашим новым другом! Это сайт Meryamaa.ru, название которого в переводе с древнего языка народа меря означает «земля мери». Баннер друзей появился на правой боковой полосе нашего сайта.

Что за народ меря? Наверняка вы о нём много слышали, он говорил на одном из финно-угорских наречий и слился в средние века с пришедшим на Русскую равнину славянским населением, ассимилировался. Язык исчез, оставшись только в названиях многочисленных рек, озёр, урочищ да некоторых городов, например, Галича-Мерского в костромской земле. Меря жила вокруг Ростова Великого, Ярославля. А меряне стали русскими и передали свои гены части современного населения в междуречье Волги и Клязьмы. Соседями мери были родственные народы муромы и мещёры. Следовательно, и на берегах Оки шли похожие события во времена давние. И наверняка меряне наши берега посещали. Бытует мнение, что все водно-волоковые пути лесной полосы Русской равнины были проложены ещё до прихода славян финским населением. Наследие мери в современной культуре, языке, её археологические следы ищут учёные разных направлений. Насколько успешно — не будем забегать вперёд, слишком они широки, лучше заходите сами на сайт «Земля мери»!

Летописец.

Осенние листья под солнцем… Что принесут дожди? Новые фото в Инстаграм.

Доброго здоровья, всем не хворать!

Яркое солнце, летнее тепло, листья только слегка начинают подрумяниваться… Всё это у самой важной точки осеннего равноденствия, 22 сентября… И вот 23-го, после обеда неожиданно сильные ветра принесли дожди. Да сразу и тепло сдули, как и не было! Только и успели мы выложить последние яркие сентябрьские фотографии на нашей страничке в Инстаграм. Кто заглядывал?

А теперь желтеющую листву сильными потоками небесной воды смывает на землю. Дождь стеной. Есть время посидеть у тёплого очага, задуматься, что происходит вокруг, и что сам в этих событиях намерен делать. Наш обычай — быть внутри, всего касаться, ибо всё рано или поздно коснётся нас!

Вот, к примеру, давненько нет вестей о подготовке ремонта клуба (земской школы) в Исадах. Месяц прошёл со времени последних писем из Спасской районной администрации и Министерства по делам территорий области. На то время ещё не был заключён договор на инженерно-изыскательские работы (срок по Протоколу — 01.09.2018). М-да… А к 15 октября они должны быть завершены, документация папочкой должна лежать у главы И.В.Собчакова на столе. Времени-то осталось недели три. А что ж не слыхать о таких важных событиях? Отчего в стеснениях пребывает администрация? Не даёт в районную газету «Спасские вести» бойких сообщений, как ревностно выполняет чаяния народные (и не только, дело на контроле в областной администрации), восстанавливает культурные объекты, лишённые ремонта с начала 2000-х нерадивыми предшественниками? Отчего новый главред газеты не бежит собрать свеженького? Проект намечается по деньгам весомый для района.

Та-а-к… открываем официальный сайт администрации района. Какие у нас новости в сентябре? Чем живёт власть? Выборы всё ж прошли местные. О выборах — ничего… аграрии района участвовали в празднике урожая в Рязани… прошёл День бега… в селе Кирицы пятерым сиротам вручили ключи от квартир… районная администрация «включилась в движение ГТО»… в Лакаше сделали капремонт водопровода… ещё спортивный праздник… День борьбы с терроризмом… областной уполномоченный по правам ребёнка встречалась с жителями… акция против курения прошла в Рязани… — всё за месяц! Пожалуй, получение квартир сиротами (не указано, кто финансировал) и прокладка 350 м водопровода — действительно дела администрации, которые люди смогут ощутить весомо, надолго, остальное — сплошные праздники, устраивают которые по большей частью область или школы. Понятно, что борьба с терроризмом в районе — жизненно важный вопрос, но какие мысли у людей в голове, кроме желания побегать, попрыгать и порезвиться? Вот у нас, к примеру, полтысячи жителей обращение подписали, общественные организации всякие — и молчок ничего не происходит!

Ладно. Чем «четвёртая власть» в районе живёт? Демократическая, так сказать, пресса? Милое лицо нового главного редактора… В области побывал китайский конный путешественник (прикольно!)… девушка перевернулась на квадроцикле в соседнем районе (новости с дорог, как положено)… ДТП под Спас-Клепиками (это уж совсем далеко, к тому же ДТП-эшная желтизна уже была)… — на сайте всё! А в своём районе ничего не случилось? Лихо печатаем новости! Ну, сайт всё-таки не родной, не будем придираться. Подождём ещё немного.

Летописец.