Новости

Постамент к памятнику Прокопию Ляпунову своими силами. Сможем?

Доброго здоровья!

Археологические охранные работы на месте будущего мемориала освободителю Москвы и России Прокопию Ляпунову в Исадах окончены. Сегодня день его гибели, 22 июля 1611 года собиратель и предводитель Первого ополчения против поляков Прокопий Ляпунов был убит изменниками у стен осаждённой Москвы. Место для памятника с небольшим котлованом от шурфа (3 х 4 метра, глубина около 1 метра) готово. Дело за устройством постамента под памятник. Какие есть мысли? Сможем сделать своими силами?

Металл нынче подешевел, с заливкой бетона сможем решить, доски для опалубки найдём. Потребуется арматура, вязальная проволока, блоки, цемент, песок. Для обсуждения есть такой вариант. 

1-й шаг. Заглублённая часть постамента. Использовать ровно половину шурфа для постамента. Бурить по углам 4 скважины глубиной 1 м (диаметр 300 мм). На дно — слой песка (подушка) — 100 мм, слой гравия — 50 мм. Ставить опалубку для 4-х угловых свай и перекрывающей их плиты, свободные от заливки бетоном пространства забить землёй. Связать арматурный каркас, опустить его в подготовленные углубления. Залить бетоном. Получится примерно такой бетонный фундамент (см. рисунок). На поверхности будет видна плита 3 х 2 метра. Укрыть и ждать отвердения бетона. Одновременно с заливкой фундамента на свободной половине шурфа можно залить 3 плиты, которые потребуются для верхней части постамента. О них речь дальше.

2-й шаг. Верхняя часть постамента. После набора прочности бетоном на фундаментной плите из блоков сделать кладку высотой 2 м (см. рисунок). В верхней её части сделать 2 небольшие ступени. (Задумка — Прокопий будет обращаться к людям, стоя на крыльце, например, храма. Крыльцо скульптор может обозначить столбиками, частями перил и пр., по своему художественному разумению. Ступени нами будут заранее обозначены.) Все верхние части перекрываем изготовленными ранее плитами.

Мысли и предложения собираем на сайте — здесь или в нашей группе «ВКонтакте».

Летописец.

Раскопки театральной сцены в Красном доме и памятник Прокопию Ляпунову

Доброго здоровья, селяне и примкнувшие к ним отдыхающие!

Вчера закончились археологические работы на месте барской усадьбы в Исадах. Группа Старорязанской экспедиции работала 3 дня на месте будущей (возможной) установки памятника освободителю Москвы Прокопию Ляпунову. Начинали под жарким солнцем, заканчивали под настойчивым дождём. Но выбор места для шурфа оправдал себя!

Шурф был разбит большой, 3 х 4 метра, постамент памятника будет расположен напротив крыльца церкви, на удалении 70 метров. Прокопий будет хорошо виден со всех направлений, подходов и подъездов — с улицы, от храма, с дорожки, идущей вдоль Детинуха. Перед ним образуется достаточно большая площадь, которую можно обустроить дорожками, скамейками, озеленить насаждениями, как предполагалось в первоначальном плане благоустройства (если оно когда-то состоится). Поддержка археологов состояла из 2-3 помощников из числа сочувствующих. Многие подходили посмотреть, что происходит, поговорить, делились историческими воспоминаниями. Наиболее напряжённая работа была в первый день. Потребовалась помощь лома, чтобы пробиться сквозь слой строительного мусора в виде битого кирпича, щебня и извести. Дальше пошла более творческая археологическая работа, с приложением меньших физических сил и большим количеством находок и открытий.

На ближнем плане — фундамент западной стены Красного дома. Археолог Фёдор стоит на внутренней несущей стене. Тёмный прямоугольник земли между ними — сцена крепостного театра!

Шурф попал прямо на внешнюю западную стену Красного дома, уничтоженного где-то в 1927-1928 годах! Также он захватил поперечную внутреннюю несущую стену здания и большой участок внутреннего пространства дома между ними. Напомню, что, по преданию, Красный дом был построен Ржевским (Григорием Павловичем?) для размещения в нём крепостного театра. В доме балерины проживали, в нём была устроена сцена для выступлений.

Красный прямоугольник — примерное расположение Красного дома (сиреневая отметка — шурф 2022 года). Белый контур — место расположения Белого дома.

Проведённые работы ценны уже тем, что было установлено расположение западной стены дома, её ориентировка, а также с использованием фотографий начала XX века стало возможно определить расположение дома в целом. Оно было утрачено, следы стен строения никак не выделялись на местности. Ещё в 1955 году, когда перед разрушением Белого дома московские архитекторы делали его обмеры и план исчезающей усадьбы, они не могли определить точное место и размеры снесённого Красного дома. На составленном тогда плане он показан лишь приблизительно, как «место снесённого ранее…»

После открытия направления западной стены Красного дома было сделано любопытное открытие: стены Белого, Красного домов и церкви ориентированы при постройке по разным осям, не строго параллельно (перпендикулярно) друг другу. «Южное» направление стен Белого дома (азимут около 131 градуса) близко к ориентировке основного четверика здания церкви (около 135 гр.). Значит, строители 1730-х годов (или более ранние) ставили стены, опираясь на оси уже стоящего храма. А вот самый поздний по времени постройки Красной дом сильно отбивается от этого направления (азимут около 150 гр.). Очень странно, ведь его архитектор должен был создать между домами площадь. Почему не прямоугольную? Площадь расширяется по направлению от церкви (въездных ворот в усадьбу) к Белому дому. Видимо, для того, чтобы длинное здание Красного дома продолжало перспективную линию сельской улицы, шедшей вдоль Барского сада. Азимут улицы очень близок к направлению восточной и западной стен Красного дома. Таким образом, направление аллеи сада (позднее на ней высажены лиственницы) не перекрывалось стеной Красного дома.

Второе наблюдение — стены церкви Воскресения Христова (главного четверика) не перпендикулярны, т.е. не образуют прямоугольника (азимуты около 135 гр. на «южном» направлении и 55 гр. «восточном»)! Здесь разгадки надо искать уже у знатоков позднесредневековой русской архитектуры.

По нашим логическим прикидкам, раскопки все эти дни шли на месте сцены крепостного театра! На ней выступали знаменитые балерины начала XIX века: сёстры Михайловы, И. Харламова, Ситникова, Виноградова, Кузнецова, Данилова, Кондратьева, Федорова и Жукова. В Москве, на сцене Итальянского театра, они блистали в балетных и оперных постановках  вместе с приглашёнными французскими танцовщиками, а позднее были проданы Ржевским и составили основу труппы Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге.

Из находок был собран разнообразный керамический материал. К наиболее ранней относится 1 фрагмент лепного сосуда культуры Рязано-Окских могильников (приблизительно V века), древнерусская керамика XIII века. Была найдена чёрная керамическая бусина XIV века. Керамический материал ещё изучается. Ясно одно, что площадь усадьбы была заселена в самые первые времена от возникновения Исад. Предыдущий шурф 2020 года также содержал керамику XII — XIII века. Кстати, он тоже попал внутрь Красного дома, в пространство его северного крыла, о чём мы тогда ещё не предполагали. Также любопытна найденная в верхнем слое небольшая изящная столовая вилка, возможно, ей пользовались уже Кожины. Ждём новостей от археологов после обработки находок.

Шурф остался открытым для удобства работ по заливке постамента памятника Прокопию Ляпунову. У всех нас есть возможность подумать о способе его устройства и участвовать в строительстве. Возможно, небольшими шагами мы наконец дойдём до самого памятника. Как всегда, приглашаем всех присоединяться. Написать можно сюда, на сайт, или в нашу группу «ВКонтакте».

Вид от крыльца храма в направлении будущего памятника Прокопию Ляпунову. Вдалеке — отвал земли из шурфа.

Всех с наступающим завтра, 20 июля, летописным Днём рождения Исад!

Летописец.

Начало археологического сезона-2022 на Старой Рязани и в Исадах

Доброго здоровья!

После летних событий минувшего 2021 года, когда неподалёку от Исад был открыт богатый клад ранних древнерусских серебряных украшений, многие с нетерпением ожидают начала нового полевого археологического сезона. Как говорится, все «жданки» уже поели. Со всех сторон звучит вопрос: когда начнёт работу Старорязанская экспедиция? Будут ли работы в Исадах? Оно и правда, в этом году с началом экспедиции припозднились. Даже не припомню, чтобы к 10 июля ещё никто не заехал в лагерь. И пандемии побеждены, а археологов всё нет. Дела-то накопились уже, нерешённые задачи, недооткрытые тайны истории…

Сегодня могу сообщить сразу несколько новостей, полученных из первых уст, т.е. от начальника экспедиции Игоря Юрьевича Стрикалова.

Новость первая и менее других определённая. Экспедиция на Старую Рязань будет заезжать во второй половине июля. Более точных дат нет.

Новость вторая — близкая и понятная. Под установку (в будущем) на месте бывшей господской усадьбы памятника Прокопию Ляпунову в Исадах и создание вокруг него культурно-исторического уголка сельской администрацией оплачены и согласованы с руководством Старорязанской экспедиции охранные работы. Будет заложен большой шурф 3 х 3 метра на месте площадки будущего памятника. Эти работы начнутся уже в течение недели. Предварительный срок начала — 16 июля. Напомню, что предыдущая шурфовка на месте усадьбы дала неожиданный для всех выход на слой чистого XII века! Тем самым было подтверждено заключение о времени возникновения Исад, сделанное по итогам сбора подъёмного материала (керамики) на участках домохозяйств, расположенных в предполагаемой самой древней части села. Сбор подъёмного материала пока так и не окончен. Остались неисследованными значительные участки села, где встречалась и очень ранняя керамика. Будем надеяться, что и это дело мы сможем завершить. Всех желающих принять участие в раскопе шурфа, переборке грунта в поисках находок приглашаю принять участие! Уточнение даты и времени событий — в нашей группе «ВКонтакте«. Во время работы обязательно обсудим будущее устройство исторической площадки и мемориала. В дальнейшем будем настаивать на создании площадки, туристических троп и объектов именно в том виде, в котором решим. Закулисные решения не пройдут.

Если закончим шурф до вечера воскресенья (17 июля), есть предложение отметить очередной День летописного рождения Исад в тот же вечер. Вспомним  наш малиново-смородиновый чай на Красной Горке. Надеюсь, археологи не откажутся с нами посидеть и побеседовать о старине и современности. Какие будут соображения — пишите в группу «ВКонтакте«.

Новость третья для любителей исторической реконструкции, древнерусского вооружения, древних одежд, предметов быта IX-XII века. С 27 по 31 июля между Старой Рязанью и Новым Ольговым городком (у Никитино) пройдёт 2-й фестиваль «Поле брани«. 1-й состоялся в июле прошлого года. Его устраивает Музей ратной истории Москвы. Съедутся реконструкторы из разных городов и клубов исторической реконструкции. Правила участия в  фестивале участники устанавливают самые строгие. Ни одной вещи, не относящейся к тем далёким временам, участники не должны иметь даже в своём лагере. Будут военные состязания, есть легенда событий, которые будут разыгрываться. Основную часть будет составлять пешие воины, но должны быть и конные предводители дружин (как в прошлом году). Кроме того, как и в 2021-м, по Оке от Рязани до Старой Рязани придёт боевой ладья с варяжской дружиной из самого известного в России муромского клуба «Вареж». Корабль станет у стен города. Для участников фестиваля будет экскурсия по городищу, рассказ о некоторых важных страницах жизни древнего города. Это должно случиться по плану 28 июля. Затем варяги проплывут мимо Исад в сторону Мурома. Будут и увлекательнейшие состязания для женщин в хозяйственных делах того времени, ремёслах, изготовлении предметов быта, песенном и прочем хороводном творчестве. Одна беда — зрителей фестиваль не ждёт, реконструкторы встречаются только для себя, чтобы пожить несколько дней жизнью людей прошлых веков. Было предложение к администрации Спасского района выделить для зрителей один день, с билетами и пр. Но администрация повела себя безразлично. По своему обычаю, привычная к челобитчикам, на связь не выходила, никаких желаний в устройстве фестиваля не показывала. Из чего устроители сделали вывод, что никому со стороны это не нужно. В итоге фестиваль можно будет особо желающим только подсмотреть, а не посмотреть. К примеру, присоседившись к экскурсии в лагере археологов или попытавшись уловить передвижения боевых отрядов откуда-нибудь с валов. По крайней мере, с кораблём можно будет познакомится поближе! А вообще нам бы этот фестиваль привлечь в Исады…

Летописец.

Прокопий Ляпунов и его сын Владимир в битве на реке Восьме.

Доброго здоровья!

Утреннее солнце набирает высоту, потоки яркого летнего света начинают припекать, намекая на летнюю силу жгучих лучей. Стремительное Симферопольское шоссе перебирается по мосту через сверкающую блёстками Оку, Кашира остаётся в стороне, и вскоре съезжаю на спокойную местную областную дорогу в сторону Ясногорского района. Сразу начинаются холмы, подъёмы и спуски Среднерусской возвышенности. Виды прекрасные открываются! Свежая яркая зелень полей чередуется тёмно-зелёными пятнами лесов, у подножия холмов встречаются друг с другом в густых зарослях деревьев речки. К слиянию таких малых речек, Восьмы и Беспуты, подбегает дорога. На краю деревни открывается вид на широкую долину между холмами, сбоку от дороги – высоких памятный знак в виде развёрнутых в разные стороны секир. Вот где-то тут и оно – поле Восьминской битвы. Сюда привела память о нашем великом воеводе Прокопии Ляпунове — освободителе Москвы и спасителе Русского государства.

Впадение Восьмы в Беспуту. За ними (справа) — поле Восьминской битвы.

В такие же летние дни, 415 лет назад, произошла она. Табличка на памятном знаке называет битву «одним из самых кровопролитных сражений Смутного времени»… Восьминская битва произошла 15-17 июня (5-7 июня по старому стилю) 1607 года «в том месте, где Восьма впадает в Беспуту». Вон там, вдалеке, в низине, соединяются заросли двух речных долин – это Восьма впадает в Беспуту, которая бежит прямиком на север, к Оке.

События происходили во время между двумя Лжедмитриями. Лжедмитрий I уже был убит, к власти в Москве пришёл новый «боярский царь» Василий Шуйский. Его избрание происходило с нарушением принятых тогда обязательных действий, достаточно узким кругом лиц. По этой причине очень многие бояре, дворяне, города долгое время не признавали его право царствовать. К их числу относился и Прокопий Ляпунов. Но другого царя не было, народу страны требовался правитель. Это было благоприятной почвой для самозванцев, которые продолжали появляться, как грибы в тёплую погоду после дождя. От таковых на Русскую землю прибыл, вернувшись из турецкого плена через европейские страны, бывший боевой холоп (младший вспомогательный воин) князя Телятевского Иван Исаевич Болотников.

Поле битвы севернее Восьмы.

Смуту против Василия Шуйского готовили бывшие приближённые Лжедмитрия I. Один из них — сбежавший в Польшу Михаил Молчанов, выкравший в Кремле царскую печать и регалии представлялся спасшимся царём Дмитрием. Другой — оставшийся на службе Шуйского Григорий Шаховской, назначенный воеводой в пограничный Путивль, он готовил местные войсковые гарнизоны к выступлению против царя. К ним и попал Иван Болотников. Не будем гадать, был он уверен в том, что перед ним самозванцы и смутьяны или осознанно включился в игру по захвату власти в Московском государстве. Болотникову доверили стать во главе военного отряда, собранного в окраинных Северских городах из местных служилых людей, стрельцов, городских казаков, а также привлечённых вольных донских, волжских казаков. Позднее к ним присоединялись служилые люди других городов, а также беглые крестьяне, образовалось целое войско восставших. В прежние советские времена его поход к Москве именовали «крестьянским восстанием». На самом деле, восстанием управляли и преобладали в численности совсем другие сословия профессиональных воинов.

«Болотниковцы» захватили все города от южных границ до подступов к Москве. Вряд ли многие верили, что из Польши скоро придёт выживший «царь Дмитрий» или что существует «царь Пётр Фёдорович» («болотниковцы» ссылались то на одного, то на другого), но власть Шуйского многие точно считали незаконной. А, значит, верили в справедливую возможность сместить царя военной силой. Присоединился в числе других к восстанию и Прокопий Ляпунов, вероятно, при подходе войска к рязанским пределам. Однако, под самой Москвой, у села Коломенского, когда Москву царю трудно уже было удержать, Прокопий перешёл с несколькими дворянскими отрядами на сторону Шуйского. С приходом новых сил Василию Шуйскому удалось разбить войско повстанцев и отбросить от столицы.

Поле битвы за Восьмой — на переднем плане. Заросли в низине — долина реки Восьмы.

Царь собрал большое войско (около 100 тыс. чел.) и выдвинулся с основной его частью к Серпухову. Одновременно к Кашире вышло его левое крыло во главе с боярином князем Андреем Васильевичем Голицыным. В этом войске был и рязанский отряд Прокопия Ляпунова, бок о бок с которым везде следовал сын Владимир. Болотников тем временем собрал свои войска в окрестностях Тулы. Избегая столкновения с главным царским войском, он выслал большие силы под началом князя Телятевского (своего бывшего господина) в сторону Каширы. Хотел ли он разбить Голицына или задумывал обойти все царские войска и захватить Москву, точного ответа нет. По пути к Кашире, на реке Восьме, силы Телятевского и Голицына встретились. Численность первого оценивают в 30-38 тыс. чел., численность второго явно не равнялась 100 тысячам – столько было всего у Шуйского, а главные силы стояли у Серпухова. Точно известно, что оба столкнувшихся противника имели в своём вооружении артиллерию и «огненный бой» (стрельцов с огнестрельным оружием), с обеих сторон была конница дворян и казаков.

Русская летопись (Бельский летописец, ПСРЛ, т.34) сообщает, что царь послал «Кошире бояр своих и воевод князя Андрея Васильевича Голицына да князя Бориса Михайловича Лыкова, да Прокофья Ляпунова, да Истому Пашкова со многими ратными людми и с конными и с пешими и с нарядом».

Всё дальнейшее описание битвы, которое даже изображают в виде схем построений отдельных полков, мы не можем считать достоверным, не нашлось таких сведений в доступных документах.

Немецкий наёмник Конрад Буссов был в то время в войске Болотникова, а позднее оставил свои мемуары о годах, проведённых в Московии. По его сведениям, первоначально перевес в сражении был на стороне Болотникова. Победа осталась бы за повстанцами, если бы некий «воевода по имени Телетин» не изменил со своим 4-тысячным отрядом Болотникову и не ударил бы неожиданно по его войску. В этом имени читается «Телятевский», но он как раз был во главе всего войска повстанцев. Что за «измену» имел в виду Конрад Буссов, не ясно, русские источники такого ключевого эпизода в ходе битвы не упоминают. Путает Конрад и место битвы, говоря, что оно было у Серпухова. Сам он в битве не участвовал, описывал её с чьих-то слов.

Река Восьма.

Не ясно также, откуда появился эпизод с переправой через Восьму казаков Телятевского и заходом через ряды царского войска в его середину, а также по какой причине они решили вдруг там задержаться. В то же время, якобы, отряд Ляпунова, не обращая внимания на оставленных в тылу неприятельских казаков, сам зашёл в тыл войска Телятевского, чем обратил его в бегство.

«Бельский летописец» сообщает только, что государеву войску удалось «воровских людей» побить, «а иных в оврагех осадили и приступами их взяли». Логичнее предположить, что атаковало укрепления «болотниковцев» как раз царское войско, где и были окружены в овраге казаки. Телятевский бежал к Туле. «И на том бою воровских людей убито и живых взято 3400 человек».

Согласно данным Разрядного приказа, в плен попало 1700 человек (сведения не проверены). Сообщения об уничтожении 20 тысяч повстанцев, казни взятых в плен казаков, видимо, относятся к переосмыслению Восьминской битвы историками.

После битвы Шуйский отправил к Туле три полка под руководством Михаила Скопина-Шуйского, а также Каширский и Рязанский полки. Впереди была битва на реке Вороньей, у стен Тулы, осада города и захват Болотникова. Сражение на Восьме стало важной ступенью к победе над восстанием.

Ляпуновы, отец и сын, видимо, на самом деле проявили себя в битве на Восьме. Так, Владимир Прокопьевич, согласно его челобитной к царю, получил за отличие в этом бою надбавку к своему дворянскому окладу в 150 четвертей земли (около 82 га).

Дно Восьмы — каменистое.

Речка Восьма живописна и загадочна. Её название пришло из балтских языков (балты предшествовали появлению здесь славян), происходит от слова, означающего «камень», т.е. речка — «каменистая». Она на самом деле имеет каменистое дно и прозрачную воду. Если приглядеться, на дне видны достаточно крупные камни.

Летописец.

Этюды Исадской церкви с летнего пленэра студентов РХУ. 1983.

Доброго здоровья!

Многие, конечно, помнят рассказ Юлии Герасимовой о незабываемом летнем пленэре (учебных работах «на открытом воздухе») студентов 1-го курса Рязанского художественного училища в 1983 году. Спустя много лет, многие бывшие художники-первокурсники делились добрыми воспоминаниями о днях, проведённых тогда в Исадах, о молодости, общей работе, помощи колхозу в ремонте «Попова дома» (ныне дома художника В.И. Иванова), о весёлом быте и прекрасных Исадах.

Этюд. Исадская церковь. 1983. (Худ. Ирина Виноградова.)

Сегодня бывшие студенты РХУ разыскали один из тех старых этюдов, которым автор любезно со всеми нами поделился! Этюд выполнила в 1983 году Ирина Виноградова. Угадайте точку, в которой находился художник!

Летописец.

С Днём Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне!

С праздником, Днём великой Победы, дорогие земляки!

Сегодня в здании Исадской школы прошло торжество в честь наших славных дедов, прадедов, сражавшихся и победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны. Звучали песни, стихи, рассказы о жизни и подвиге военного поколения, воевавшего на фронтах войны и трудившегося в тылу. Ребята держали в руках фотопортреты близких людей, родных, соседей-земляков. В память о них остались сегодня только рассказы, переданные нам, эти фотографии, документы и — МЫ САМИ. Без них не было бы нас. Выходит, мы — свидетельство самоотверженных поступков, военных подвигов, тяжёлых многолетних трудов наших дедушек и бабушек.

Литию об упокоении павших воинов и их вечной памяти отслужил протоиерей исадской церкви отец Виктор Тараканов.

Среди гостей была правнучка иерея и епархиального миссионера Александра Гавриловича Америкова, служившего в нашей церкви Воскресения Христова в 19-м веке, Инна Липилина. Она вернулась на родину своего деда и прадедов, чтобы прикоснуться к памятным местам, где они когда-то жили, трудились и сеяли в душах наших предков доброе и вечное.

Сильный дождь не позволил пройти шествием от школы до памятника, но к нему всё же школьники и взрослые приехали для возложения цветов.

Летописец.

О.Вячеслав Савинцев стал кандидатом исторических наук

Доброго всем здоровья!

Отец Вячеслав Савинцев с оппонентом по защите диссертации А.В. Штепой. Мордовский гос. университет им. Огарёва. Саранск.

Прошло чуть более 9 месяцев со дня защиты иереем Вячеславом Савинцевым богословской диссертации, после которой наш давний друг стал кандидатом богословия, а мы снова должны его поздравить с получением новой учёной степени! На этот раз светской. Сегодня отец Вячеслав успешно защитил в Мордовском государственном университете имени Огарёва свою кандидатскую диссертацию по истории. Теперь он также является кандидатом исторических наук.

Была представлена и защищена диссертация на тему «Старообрядчество Рязанской губернии в контексте государственной конфессиональной политики в середине XIX – начале XX в.» Основными положениями работы, которые выносились на защиту, были нижеследующие.

1. Рязанская губерния является исторически сложившимся местом проживания старообрядцев. Уже во время раскола русской церкви в регионе сформировалась оппозиция реформаторству. В дальнейшем сторонники старого обряда пополнялись за счет московских староверов, но, в целом, в Рязанской губернии сохранялась преемственность поколений коренных староверов.

2. В результате географического, миграционного и политического факторов на территории Рязанской губернии старообрядчество расселилось неравномерно, некоторые уезды были плотно заселены староверами (Егорьевский и Рязанский), а в некоторых заселение было незначительным (Касимовский и Раненбургский).

3. В Рязанской губернии проживали представители основных старообрядческих согласий: «австрийцы» (окружники и неокружники), беглопоповцы и беспоповцы (поморцы, филипповцы и федосеевцы). Наиболее многочисленными были поповцы Белокриницкого (австрийского) направления, наименее – последователи беспоповства.

4. Общественная активность рязанских староверов, главным образом, представлена на уровне купечества. Основными направлениями деятельности были торговля, строительство моленных и храмов, помощь единоверцам. Старообрядческий капитал был направлен только на развитие и укрепление общинной жизни.

5. Миссионерская деятельность Русской православной церкви была частью государственной конфессиональной политики. Модернизационные законодательные изменения в отношении староверов в Российской империи способствовали изменению и миссионерской деятельности православной церкви от репрессивно-ограничительных мер к мерам идеологическим. В целом, деятельность по обращению старообрядцев в православие была не вполне удачной, за исключением единичных примеров. Основным действенным миссионерским средством в Рязанской губернии была приходская школа.

Работа стала вехой в исследовании старообрядчества, открыла неизвестные события прошлого и позволяет осмыслить всё, что происходило и происходит с нашим народом. Наверняка кандидат наук на этом не остановится. От души поздравляем отца Вячеслава с получением учёной степени!

Летописец.

Спасская фотостудия. Начало 1930-х.

Доброго здоровья!

Накопилось некоторое количество старых фотографий, на которые обратил внимание уже давно. Этим снимкам без малого 100 лет, собрались они из семейного архива, затем из запасников односельчан. Вообще ещё в детстве любопытно было рассматривать совсем молодые лица своих бабушек, их необычную одежду, слыша их рассказы о своих подругах, давних историях жизни, бытовых мелочах, отношениях между людьми: как они общались между собой, как относились к родителям и многое другое… Всегда  важно заглянуть в прошлое, чтобы понять, кто ты. А лица! Какие же они были красивые и простые!

Исады. Фурмина ( дев. Сенькова) Александра Филипповна с мужем Фурминым Николаем Афанасьевичем. Около 1927-1928 г.
Аргамаково. Сенькова (зам. Щаулина) Анастасия Филипповна (справа). Около 1934-1935 г.

И вот, много лет спустя, собралось несколько студийных фотографий, у которых явно одинаковым был задний план — рельефная колонна слева, а правее — развесистые кроны деревьев и прекрасные облака. Очень художественная по исполнению (на моё восприятие) картина, если сравнить с заставками многих других фотостудий предвоенных лет. Сам собой возник вопрос: а где происходила съёмка? Видимо, фотографии объединены определённым временным промежутком, когда они снимались. Есть ли схожесть платьев, нарядов, причёсок? И что это за время? После некоторых сложных рассуждений и сопоставления дат и событий жизни запечатлённых на фото людей стали вырисовываться некоторые ответы. Кстати, далеко не все имена заснятых лиц нам сегодня известны. Спросить-то уже некого почти… Выводы приблизительно такие.

Фото делались наверняка в Спасске, обстановка слишком студийная. К примеру, многочисленные сельские фото, делавшиеся «на дому», значительно отличаются и задним планом, и прочими мелкими подробностями, и, конечно, качеством в целом. Ближайшее место, где могли фотографироваться все эти молодые сельские барышни и кавалеры — город Спасск. Явно присутствовала мода на подобную съёмку у молодых людей «в городе», к ней тщательно готовились. Как сейчас сказали бы, это была трендовая фотосессия (из одного кадра).

Наряды. Помню, как рассказывала бабушка о модных у девочек в то время блузках в виде «матроски». Причём шились они часто самими девушками или кем-то из «опытных» старших швей, для них собиралась нужная фурнитура: ленты и пр. Шнурованные высокие женские боты также обращают на себя внимание. Юбки в складку, бусы. Мужчины в рубахах навыпуск, подхваченных сверху ремнём, косоворотки… Но также присутствует представительный пиджачный вариант.

Исады. Цепляевы Михаил Фёдорович и Полина Селивёрстовна. 1931 г.
Аргамаково. Гуркин Василий Петрович (серед.). Около 1928-1933 г.

Причёски. Накрученные сбоку от заглаженного пробора в мелкие завитки девичьи чёлки… Особо обратил на себя внимание отделённый посредине лба и закрученный завиток. Явный признак какой-то неведомой кратковременной моды…

Время. Все раскладки приводят к предположительному диапазону между 1927 и 1935 годом. Время позднего НЭПа на его закате, перед отменой «новой экономической политики», и начала насильственной коллективизации сельского хозяйства — с его отъёмом имущества, скота, орудий труда и репрессиями несогласных «кулаков», удушение «единоличников», понуждение к вступлению в колхозы. Перелом между временем относительно восстановившегося благополучия после Гражданской войны и приходящим временем утраты самого необходимого для поддержания жизни большой крестьянской семьи. А семьи тогда действительно были большими, 7 — 9 детей — не редкость.

Возможно, фотографии из «Спасской фотостудии» есть и вашем семейном архиве. Большую ценность имели бы не только изображения, но и надписи на тыльной стороне фото. Очень важно знать, кто изображён на них: имя, фамилию (девичью и в замужестве), отчество, годы жизни, время съёмки, родство или связи между лицами в кадре. Эти сведения часто помогают в наших многочисленных поисках по самым разным вопросам. Никогда не знаешь, что такой кадр может неожиданно раскрыть самую большую загадку! Если появится о ком-то много воспоминаний,  сделаем об этом человеке рассказ.

Аргамаково. Малахова (дев. Сенькова) Анна Филипповна (слева), возм. Игонина (дев. Сенькова) Мария Тимофеевна (серед.). Около 1930-1933 г.

Возможно, такие фотографии обнаружатся в самом Спасске или в округе бывшего огромного Спасского уезда и их удастся собрать в большую галерею — это будет вообще огромным достижением! Тогда мы сможем придумать что-нибудь полезное и познавательное, вроде выставки, например, совместно с нашими друзьями из Спасского краеведческого музея им. Г.К.Вагнера. Может быть, вы кого-то узнали на этих фото. Сообщайте на сайт, присылайте фотографии! Или просто укажите, как можно с вами связаться, чтобы сканировать имеющееся у вас фото. Подписи уже известных нам изображённых лиц подписаны под каждым фото. При обнаружении ошибок и неточностей — всегда рад вашим поправкам и дополнениям.

Летописец.

Какими были Исады в 1795-м.

Во время царствования Екатерины II были составлены новые карты российских губерний по уездам и проведены широкие работы по межеванию участков (дач), принадлежащих частным владельцам. Эти работы назывались Генеральным межеванием. Дачам (участкам) в ходе Генерального межевания присваивались номера и наносились вместе с границами участков на карты, так называемые планы генерального межевания (ПГМ). Для атласа Рязанской губернии такие карты были созданы в 1790 году. Прилагаемые к ПГМ описания участков по уездам всех губерний вышли изданиями под названием «Планы дач генерального и специального межевания». Позднее они были дополнены, а эти первые издания были названы 1-й частью «Планов дач…». Такая книга была создана и по Спасскому уезду Рязанской губернии.

После проведения 7-й ревизии (переписи населения) в 1816 году к атласу ПГМ для каждого уезда были созданы рукописные экономические примечания, в частности — «Экономические примечания к Атласу Рязанской губернии». В них для каждого номера участка ПГМ приведены топографические и экономические сведения, сведения о владельцах дач по состоянию на 1816 год. В них также отражены некоторые изменения, произошедшие со времени проведения Генерального межевания (исчезновение деревень, образование новых селений или перемена их статуса). Например, деревни могли стать пустошами. Владельцем исадского имения этого времени в ПГМ указан Григорий Павлович Ржевский.

Знаменитые карты Менде стали создаваться в 1850-е годы, они во многом уточняли ПГМ 1790 года, но в них также закрались и некоторые ошибки, которых не было в ПГМ. Например, речка Ряса, верховья которой лежат в полутора километрах южнее д.Шатилово, а впадает в Оку она у с.Муратово, по недоразумению картографа стала называться в нижнем течении Алёнкой. Хотя это название относилось только к северному притоку Рясы, впадающему в неё чуть выше Дебрей. Карта Менде Рязанской губернии вышла в 1850 году.

Вскоре началась земельная (крестьянская) реформа. Она потребовала уточнения границ участков ПГМ, т.к. многие помещики вольно перекроили многие границы. Земли, которые должны были отойти в пользование крестьянских общин, как правило, уменьшались помещиками. Реформа потребовала проведения новых межеваний. В ходе этих работ, проводившихся по Рязанской губернии, видимо, около 1862 года, стали издаваться книги-описания, названные 2-й частью «Планов дач…». Владельцами имения в Исадах и ближайшей округе (Муратово) уже значились Кожины.

Описание Исад и прилежащего к селу имения Г.П.Ржевского из «Экономических примечаний…» приведу ниже.

По данным 5-я ревизии 1795 года, в селе Исады было 145 дворов, где проживало душ мужского пола – 453, женского – 424. Село учитывалось «з деревнями Рудневой Аргамакова тож», где проживали в 46 дворах лиц мужского пола – 236, женского – 228. Село с деревнями и выделенными в 2-х местах церковными землями были во владении подполковника (на то время) Григория Павловича Ржевского. Владения занимали 3078,8 десятин площади (около 3364 га), в т.ч.:

  • 49,9 десятины под селениями (55 га),
  • 1386,8 десятины под пашней (1515 га),
  • 651,9 десятины под сенными покосами (712 га),
  • 726,0 десятин под лесом (793 га),
  • 264,2 десятины под неудобьями (289 га).

Далее – дословное описание участка. Нужно заметить, что названия в нём часто отсутствуют не потому, что их не было у местного населения. Изначально карты составлялись инженерами во время проведения топографической съёмки на земле. Тогда же, по-видимому, опрашивалось население о названиях тех или иных урочищ. Но вопросы задавались далеко не по всем топографическим объектам (ручьям, оврагам). А когда те же инженеры отрисовывали карты в своих кабинетах, уточнять названия уже было не у кого. Отсюда и оставались многие урочища без названий, а в описаниях им давали наименования «безымянных». Тем же «кабинетным» путём вкрались неточности в описании расположения самого села и отдельных урочищ. Например, если часть застройки не была нанесена, или объект, явно относящийся к селу, не был записан (расшифрован) при полевой съёмке, они не попали в черту селения.

Волга под Симбирском. 1881. (Худ. М.К. Клодт.)

«Положение имеют: село на горе реки Оки и безымянного одного [оврага] на правой сторонах, на коем пруд (1), в нём саженная (2) рыба караси, а другова безымянного оврага – на левой, и по обе стороны безымянного отвершка (3).

В том селе церковь каменная Живоначальныя Троицы (4), дом госпоцкой каменной, при нём сад Арегулярной (5) с плодовитыми деревьями.

Деревня на горе ж по берегам безымянных оврагов: одного на правой, а другова — на левой сторонах, при колодезях.

А дача простирается: реки Оки, речек Марщенки [Мариценки] на правой а Студенца на правой и на левой, и по обе стороны тех речек, Студенца и Мариценки, озёр Боброва, Городскаго, Сонина, Кусурина (6), Луговаго и безымяннаго и при многих оврагах и отвершках. Та река и речки против онаго села и дачи в летнее жаркое время глубиною бывают: реки на 2 сажени [глубиною] (7), шириною на 190 сажень (8), по ней судовой ход описан… [вверх и вниз продолжается во всё летнее время на стругах и барках с разною нагрузкою, как-то: с хлебом, солью, с железом, лебастором (9) и протчими нагрузками, — на плотах гонка строеваго лесу вниз о оной реки в разныя города…]. Речки глубиною на поле аршина (10), шириною на 2 сажени (11). В реке рыба: осетры, стерледи, белая рыбица (12), сомы, судаки, шерешперы (13), окуни, язи, щуки, плотва. В речках: щуки, окуни, гольцы, пискари и плотва. А в озёрах лини и караси. Вода во всех их людям и скоту здрава.

Церковныя земли лежат на правой стороне реки Оки (14) и одна при озере Луговом (15), которыя обрабатываются онаго села приходскими людми земля, грунт имеет пещаной и без удабрывания не способна. Из посеянного на ней хлеба лутче родится рожь, овёс, ячмень. А пшеница и другия семена – средственны.

Покосы хороши. Лес растёт дровяной дубовой, осиновой, берёзовой, ольховой и ивовой, который для поташа (16) не способен. В нём — звери: волки, лисицы, зайцы, белки, горностаи, — птицы: тетерева, куропатки, рябчики, дикия голуби горлицы, щеглы, чижи, дрозды, соловьи, сои (17), совы, коршуны, ястреба, зяблицы, овсянки, синицы, вороны, сороки, галки, грачи, воробьи, в полях перепёлка и жаворонки. При реке и озёрах разных родов дикия утки и кулики.

Крестьяне состоят на пашне, промышляют хлебопашеством и чему они склонны. Земли на помещиков и на себя запахивают без остатку. А женщины сверх полявой работы упражняются в домашних рукоделиях: прядут лён, посконь (18) и шерсть, ткут холсты и сукны для своего употребления и на продажу.»

Примечания.

  1. Пруд между горами Шатрище и Камневой обозначен на ПГМ, т.е. существовал уже в 1790 г., по-видимому, его плотина возводилась для устройства мельницы.
  2. Т.е. рыбу в пруду искусственно подсаживали, заводили.
  3. Отвершек – как правило, верховья оврага, где понижение относительно окружающей местности ещё невелико.  В данном случае, «безымянным отвершком» назван овраг, начинающийся у бывшего здания земской школы. Описание помещает Исады между современными оврагами Барак (с прудом) и Детинух (с речкой Прощенный Колодезь).
  4. Ошибка описания. Правильно — Церковь Воскресения Христова.
  5. Как видим, Регулярный (или всё же Иррегулярный) плодовый сад (описан в качестве основного достижения в аграрной деятельности В.Н.Кожина в его книжке «Село Исады на Оке-реке», а также в книге его внука – Г.К.Вагнера) возник гораздо раньше появления в Исадах владельцев Кожиных. Причём, само название пришло к Кожиным из XVIII века от Ржевских.
  6. Неверное прочтение названия с карты при составлении описания. На карте название озера – Пасурино.
  7. Около 4,3 метра.
  8. Около 405 метров.
  9. Алебастром.
  10. Около 0,71 метра.
  11. Около 4,3 метра.
  12. Белорыбица, или нельма – очень ценившийся за пищевые качества вид, распространявшийся в былые века из Каспийского моря (эндемик). В наше время выше Волгоградской ГЭС утратил возможность подниматься по Волге и в диком виде исчез, поддерживается только искусственным разведением. Внесён в Красную книгу РФ со статусом «исчезающий вид» и международную Красную книгу.
  13. Жерех.
  14. На месте современного посёлка Красный Яр. Оба участка обозначены на ПГМ буквами «ц.з.» (церковная земля).
  15. На противоположном от Облачинской дюны берегу Оки (ныне старицы), к северо-западу.
  16. Поташ – соль, карбонат калия, получавшаяся из древесины. Использовалась для производства жидкого мыла, красителей, стекла.
  17. Сойки.
  18. Ткань из конопли.

(Большая благодарность Виталию Филиппову за помощь в поиске источников.)

Летописец.

Умер скульптор Илья Павлович Вьюев

Дорогие друзья сайта,
сегодня с нами не стало Ильи Павловича Вьюева. Одним из последних образов, о создании которого он мечтал, был памятник Прокопию Ляпунову для села Исады. Илья Павлович в одно мгновение загорелся желанием создать скульптуру народного полководца, не спал ночей и за несколько дней сделал модель будущего памятника. Он продумывал незнакомый облик до самых мелочей, от оружия воеводы до частей одежды и пуговиц. Даже от первого брошенного на Прокопия взгляда по телу побежали мурашки! Образ был настолько прочувствован автором и мастерски передан в движениях, выражении лица — в один миг посетило ощущение, что прикасаешься к исторической правде, которой раньше никто не знал.

Но пройти путь от модели до установки памятника в Исадах оказалось слишком трудно. Илья Павлович был готов к нему, хотя силы оставляли… Прошлым летом он подарил модельную скульптуру Прокопия Исадской школе для хранения и показа всем, кто пожелает приложить свои старания, к созданию будущего памятника. А у нас, как всегда, много слов — мало дела… Не так давно бронзовая фигура Прокопия Ляпунова, выполненная скульптором Вьюевым, промелькнула в кадрах годового отчёта главы администрации Спасского района…

Посещение его подмосковной мастерской было чудом наяву. Столько исторических портретов рядом! О каждом он увлечённо рассказывал, как искал прижизненные изображения, исторические свидетельства современников, объяснял антропологические особенности тех местностей, откуда происходили воссоздаваемые им лица. Поразила скульптура Николая Чудотворца, сделанная для морской пристани в Севастополе — это было новое собирательное иконографическое изображение святого — Никола Морской. Илья Павлович в несколько дней начертал и наброски часовни для Исад, с поясом изразцов, фигурой Николая Чудотворца — древнего покровителя и хранителя нашего прибрежного селения. И такой замысел был…

Вьюев Илья Павлович, художник – прикладник, член МОСХ, скульптор, родился 21.11.1944 г. в Москве. Родиной его отца была Рязанская область, и он страстно мечтал сделать свой вклад в культурное богатство края, посвятить скульптуру Прокопия Ляпунова памяти своего отца и рязанских корней.

Илья Павлович учился в МСХШ и в МГХПУ (бывшая “Строгановка”). Преподавал в МГХПУ на кафедре рисунка. Работал как художник-реставратор. Автор ряда памятников и скульптурных композиций, установленных в Москве, Московской области, на Командорских островах, а также творческих работ в металле, керамике, дереве, кости. Некоторые его работы хранятся в Бородинском музее-заповеднике, в музее города Петропавловск-Камчатский, в Алеутском музее села Никольское на острове Беринга, в Угличском историко-архитектурном музее, в частных коллекциях. В 1960-80-е годы принимал участие во многих городских, всесоюзных и международных выставках секции декоративно-прикладного искусства МОСХ, в 2000-е участвовал в московских выставках как скульптор. Илья Павлович Вьюев активно участвовал в работе Московского историко-просветительского общества «Русская Америка». В последнее время скульптор работал над портретами политических деятелей, учёных и преподавателей «Навигацкой школы», из чьих стен вышли многие отважные моряки – первопроходцы, участники северных и восточных экспедиций XVIII века.

Вьюев Илья Павлович жил и работал на Командорских островах с 1986 по 1992 гг. Сначала в качестве строителя и архитектора, потом – мастера-костореза. Организовал на острове Алеутский культурный центр, мастерскую национального художественного промысла, сотрудничал с Алеутским музеем и другими музеями страны. 1990-е годы прервали эту работу, но после нескольких лет, проведённых на острове Беринга, интерес Ильи Павловича Вьюева к Русской Америке выразился в желании узнать как можно больше о людях, имена которых вписаны в её историю. Точки приложения его интереса как художника и способы творческого художественного выражения выразились в работе над портретами исторических личностей того времени и создании сюжетных композиций, несущих смысловую историческую информацию. Особое внимание уделялось работе с историческим материалом, соответствию времени и эпохе, к которой принадлежали герои – их костюму, причёске, различным предметам и антуражу, несущему подчас глубокий символический смысл.

Царство небесное Илье Павловичу! Вечный покой! И вечная память!

Прощание состоится в Москве в воскресенье, 13-го февраля, в 12 часов, в храме Троицы в Листах (м. Сухаревская) будет отпевание. В 15 часов — прощание на Николо-Архангельском кладбище.

Летописец.