Новости

Заключительная радиопередача о.Вячеслава о старообрядцах, Исадах и епископе Павле

Доброго здоровья!

На «Рязанском епархиальном радио» состоялась заключительная передача иерея Вячеслава Савинцева об истории старообрядчества в цикле «Образование сегодня» (от 01.08.2020). Вы можете узнать в записи о расколе внутри Белокриницкой иерархии на «окружников» и «неокружников», о двух рязанских епископах начала XX века. А также об Исадах, в которых образовалась кафедра епископа Павла (Туркина).

Постоянное место хранения радиобесед — в разделе сайта «Созвучное».

Летописец.

День рождения Виктора Иванова. Обещанного вице-губернатором Грековым 3 года ждать?

Доброго здоровья!

2 августа мы поздравили народного художника СССР Виктора Ивановича Иванова с 96-летием. К сожалению, разгул вируса и возраст не позволили нашему художнику приехать этим летом в Исады и отметить свой день рожденья, как всегда, вместе с жителями исадской округи. Пожелаем ему ещё раз крепкого здоровья, такой же бодрости и острой, живой мысли, которой он сполна делится со всеми, не взирая на чины и лица!

В отсутствие именинника, мы вспомнили юбилейный его праздник прошлого 2019 года, встречу в его просторном доме, песни, пляски и поздравления на лужайке. Тогда присутствовал в числе почётных гостей вице-губернатор Рязанской области Игорь Греков. Он поздравил юбиляра, Виктор Иванович ответил в своём духе взаимностью… По какой-то причине он очень стеснялся своего присутствия, и его охрана настойчиво требовала людей не производить съёмки. Но народ наш не привык к такой скромности, как не привык и сам скрываться от чужих глаз. Потому задавал прямые вопросы гостю, самым главным из которых был: доколе  власть будет смотреть сквозь пальцы на разрушение храма Воскресения Христова в Исадах? Он — единственный в стране памятник освободителю Москвы Прокопию Ляпунову. А разрушенное крыльцо церкви уже несколько лет невозможно починить, т.к. оно — часть памятника архитектуры федерального значения, который охраняет государство. И кое-что записали для памяти.

И.Греков попытался осадить напор народа и дал успокаивающее обещание, что «в следующем году» крыльцо будет отреставрировано. Год прошёл. Церковь не находится в перечне храмов, на ремонт которых в 2020 году выделены бюджетные средства. Отец Виктор недавно смог лишь укрыть обрушенные ступени настилом от осадков и доступа любопытных людей. Так что, Игорь Михайлович, как насчёт слова? Обещанного 3 года ждут?

Летописец.

Именины и гибель Прокопия Ляпунова. Новая радиопередача о.Вячеслава.

Доброго здоровья! С праздником!

Сегодня не только праздник явления иконы Казанской Божьей матери, но и день памяти сразу трёх святых с именем Прокопий! По народному названию — Прокоп — жнец. Наступает пора жатвы. А значит, 8 июля (по старому стилю) 1611 года Прокопий Петрович Ляпунов, находясь среди войск своего ополчения в Москве, отмечал свои именины. Спустя всего несколько дней, 22 июля, он погиб от рук предателей, спасая от захватчиков Москву и Россию. В следующем году этому событию исполнится 410 лет. А памятника Прокопию на Руси всё нет. Ни в Москве, ни в Рязани, ни в Исадах.

Зато появилась следующая из обещанных радиобесед отца Вячеслава Савинцева, клирика Екатерининского храма Рязани, на «Рязанском епархиальном радио». Она рассказывает о постепенном получении старообрядцами равных гражданских свобод, наступлении «золотого века старообрядчества» в 1905 году, о строительстве храмов, богатом купечестве и многом другом. Постоянное место хранения радиобесед — в разделе сайта «Созвучное».

Летописец.

С Днём рожденья, Исады!

Доброго здоровья, селянам и гостям!

Памятуя события 20 июля 1217 года, мы уж который год подряд отмечаем День рожденья села Исады! Год нынче непростой, потому решили вместе у реки да у костра за полюбившимся чаем не собираться. Хотя есть о чём поговорить, что обсудить.

Из достижений этого лета нужно упомянуть деятельное участие многих и многих людей в сборе средств на благоустройство Красной Горки (точнее, места усадьбы Кожиных). Отклик был неожиданно широким и искренним. Деньги собрали, перечислили на указанный властями счёт, финансирование от области и района, как нас заверили, также выделено. Что дальше, и как будет выглядеть то благоустройство, запросили письменно от имени народа Министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области. Но запрошенного проекта или сметы не получили, только невнятный ответ. Как всегда, неясно, что будет, чем облагодетельствуют. Однако, дело идёт.

Строительство нового клуба также где-то продолжает жить. Заключён договор на археологическое обследование на месте его строительства. Руководитель Старорязанской экспедиции Игорь Юрьевич Стрикалов в готовности в скором времени осуществить выезд для разведки, закладки шурфов. Ожидаем. Сама экспедиция открылась на городище неделю назад. Проходит также в необычных условиях, в усечённом составе. Археологи обещают широкую разведку по всем Исадам в ближайшие дни. Опять же ждём.

Совсем недавно общими усилиями были собраны деньги и отсыпан пляж на Оке у Исад. О том, как его обустроить и уберечь, до сих пор бурно общаемся в чате ВотсАп. В чате появилось много новых друзей. Люди всё деятельные и творческие. Присоединяйтесь! Только вместе сделаем Исады лучше! Ну, и поздравление нашим Исадам!

Летописец.

Исадские молокане-беспоповцы XVIII века. Афанасий Никитин.

Доброго здоровья!

Благодаря нашему соавтору по сайту Елене из Германии, приоткрылась ещё одна страница истории. Исады стали в конце XIX века своего рода «столицей духовного вольнодумия». Это случилось не вдруг. То, что мы знали раньше о существовавших течениях старообрядцев, относилось к концу 1860-х годов. Об этом в своей статье писал настоятель исадской церкви и миссионер иерей Александр Америков. Некоторые упомянутые им письменные источники лишь в смутных чертах рисуют нам картины гонений староверов при его предшественниках в 1820-е годы, во времена императора Николая I. Александр Америков, хорошо изучивший местные старообрядческие толки, перечислил лишь поповские разновидности. Однако, устные народные предания сообщают о неких представителях беспоповства в Исадах. К каким согласиям они относились, нам до сих пор неизвестно. Находка от Елены даёт представление о более раннем времени, 1780-х годах. Из Исад вышел один из проповедников молокан-беспоповцев Афанасий Никитин. Это были годы самого начала молоканства, его отделения от духоборства. Никитин собирал духовных сподвижников вместе с первыми молоканскими миссионерами Семёном Уклеиным и его преемником Семёном Швецовым. Молоканство возникло и распространилось по России из соседних с рязанскими уездов Тамбовской губернии, осью его зарождения стали сёла, расположенные по реке Цне. У его истоков находился крепостной из Исад и его родственники.

Мы совсем мало знаем о жизни крестьян во времена самого расцвета крепостного права при Екатерине II. Полученные ещё со школьной скамьи стереотипы рисуют людей, полностью подвластных помещику, лишённых свободы передвижения и любых прав. Если всё так, то каким образом исадские крепостные Павла Матвеевича Ржевского могли передвигаться между губерниями, вести миссионерскую работу? Откуда столько уверенности в себе, твёрдости духа, воли и жажды познания истины?

Об исадских молоканах рассказывает скандальный автор конца XIX века Фёдор Васильевич Ливанов в первом томе своего труда «Раскольники и острожники» 1), ссылаясь в основном на труд архиепископа Иакова (Вечеркова), бывшего епископа Саратовского, православного миссионера, боровшегося за возвращение старообрядцев и сектантов в лоно единой церкви. Ливанову также были открыты многие секретные документы имперского Министерства внутренних дел, в штате которого он работал некоторое время.

Архиепископ Иаков (Вечерков).

«В восьмидесятых годах, в качестве проповедника, распространителя и наставника молоканского, действовал, вместе с Швецовым, и некто Афанасий Никитин, удельный крестьянин Спасского уезда села «Исад» 2). Он был грамотный человек, умел писать, часто читал Библию и желая, по его собственному выражению 3), познать более закон Божий и отыскать настоящую истину, поступил в молоканство. Проповедь его имела всюду успех, так что он в один раз обратил однажды 53 души мужского и женского пола 4). Сущность проповеди его была следующая: в церковь не ходить, а отправлять моление в избах; церкви и образов не почитать, церковных треб у духовенства не исправлять, а за совершением треб, как наприм. наречения имен младенцам, венчания, погребения и т. п. обращаться к наставникам из народа 5). У Никитина была жена, Екатерина Лукьянова, которую 6) муж обратил в молоканскую секту. Дети же ея, Ирина, Авдотья и Лукьян научены молоканству тоже своим отцом. Афанасий Никитин склонил к молоканству и брата своего Ивана Никитина 7); просившего впрочем в 1824 г. присоединить его по чину снова к православию; склонил он также значительное число удельных крестьян исадских и вообще насадил молоканство по спасскому уезду. В 1824 году, по определению комитета министров, он был предан суду и во время суда умер в 1825 г. в глубокой старости 8)

Любопытным замечанием является то, что у Ливанова (епископа Иакова) Афанасий Никитин и исадские крестьяне названы удельными, а не помещичьими (крепостными). Ошибку в наименовании сословного состояния указанных крестьян заподозрить сложно. Удельные крестьяне относились к собственности императорской семьи, проживали на её землях и создавали доходы, на которые семья проживала. Они не были собственностью отдельных частных лиц — помещиков, управлялись особым удельным ведомством (департаментом уделов), назначавшим различных приказчиков на местах, имели больше личных прав и свобод относительно помещичьих. Например, они могли покупать и продавать недвижимость в городах, правда с некоторыми ограничениями, заниматься торговлей, промыслами. Но уходить с установленного и согласованного начальством (удельным ведомством) места жительства не могли. (Это может объяснять подвижность Афанасия Никитина.) Они состояли на оброке, а не на барщине, т.е. обязаны были платить подати в денежном виде, а не отрабатывать их на земле, поэтому имели значительную экономическую свободу.

Другим обстоятельством является то, что удельные крестьяне появились только в 1797 году, когда были переименованы особым документом. До этого они назывались дворцовыми крестьянами. Получается, что исадские крестьяне были удельными только ко времени судебных разбирательств с Афанасием Никитиным и его родственниками, в 1824-1825 годах. В каком положении они находились во время начала проповеднической деятельности Афанасия в 1780-е годы, при хозяине имения Павле Матвеевиче Ржевском, неизвестно. Были ли они дворцовыми? Таких сведений нет. Но есть свидетельства, что поместье (или часть его, с частью крестьян) было каким-то образом у Ржевских (Григория Павловича) отчуждено. Вероятно, было заложено в банк, и долг не был выкуплен. В 1815 году исадское поместье уже было окончательно продано Григорием Павловичем Ржевским Артамону Осиповичу и его сыну Ивану Артамоновичу Кожиным. При новых хозяевах крестьяне стали снова помещичьими.

Каким образом и когда крестьяне имения могли считаться удельными? Вероятно, только в переходное время, когда имение могло быть переведено под государственное управление. Григорий Павлович вышел с военной службы в отставку в 1796 году (отец Павел Матвеевич умер в 1793г.), а значит, смог заняться хозяйственными делами в Исадах и созданием своего знаменитого крепостного театра не ранее этого времени. Когда исадские крестьяне снова стали помещичьими при Иване Артамоновиче Кожине, пока неизвестно. Возможно, к 1824 году, когда судили Афанасия Никитина, они всё ещё считались удельными.

Вернёмся к молоканам. Суть их учения состоит в отрицании необходимости церкви, её символов, священнической иерархии, в ином представлении божественной природы Христа. Они по-своему, более приземлённо, объясняют Божественное Писание, признавая поклонение Богу только «в духе и истине» (Иоан. 4:23). Один из основных догматов был описан Семёном Уклеиным в его «Обряднике».

«Сын Божий и Дух святой не равны Отцу в божественном достоинстве, что при воплощении Христос имел не человеческую плоть, но принял с неба такую, какую имел архангел Рафаил, сопутствовавший молодому Товию, что с этою плотью вселился в утробу Богородицы и не имея человеческого тела и не умер подобно людям, что одни только молокане могут получить вечное спасение, а все прочие осуждены будут на вечное мучение и что воскресение будет духовное, а не плотское.»

Большинство своих заповедей они высказали в виде противопоставления общепринятому учению христианства, утверждая то, что они не делают:

  • не признают видимых икон и креста;
  • не признают почитание святых;
  • не совершают крестного знамения;
  • не носят нательного креста;
  • не употребляют свинины, спиртного и табака.

Имеющиеся в нашем распоряжении скудные архивные данные о жителях исадской округи за 1811 – 1819 годы пока не позволяют подтвердить проживание представителей семейства Афанасия Никитина в приходе исадской церкви, проследить их возможных потомков. Возможно, полный текст рукописи архиепископа Иакова раскроет новые подробности жизни исадского вольнодумца Афанасия Никитина. Надеемся на продолжение исследования этого вопроса в будущем.

Источники

1) Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т.1. С.-П., 1870. С.325-326.
2) Село «Исады» стоит при р. Оке, к северо-востоку от города Спасска, среди сел: Старая Рязань, Муратово и др.
3) Рукопись преосв. Иакова (бывш. Епископа Саратовского) хранящаяся в Нижегородской Семинарской библиотеке Д. Сем. за N3775. Православный Собеседник 1858 г. кн. III.
4) Там же.
5) Показан. Никитина на допросе.
6) Показан. Лукьяновой.
7) Рукоп. Иакова за № 3775.
8) Там же.

Летописец.

Июньская радиопередача о.Вячеслава Савинцева о старообрядчестве

Доброго здоровья!

27 июня на «Рязанском епархиальном радио» вышла новая передача цикла «Образование сегодня» с участием отца Вячеслава Савинцева. Вы услышите в записи о географии распространения толков и согласий старообрядчества в Рязанской губернии, о различиях между ними. Узнаете, как менялось отношение государства к старообрядцам при смене монархов: Петра I, Екатерины II, Николая I. Слова отца Вячеслава о жестоких гонениях староверов при императоре Николае I будут предисловием к нашему следующему «открытию» из истории знаменитых исадских жителей. Ожидайте его скоро.

Постоянное место хранения радиобесед — в разделе сайта «Созвучное».

Летописец.

3 года назад. Расшифровка записи о старообрядчестве в Исадах.

Доброго здоровья!

Не пройдёт и 3 года… Так уж опять получилось, что материал лежал ровно 3 года до полной обработки. 8 июля 2017 года состоялась памятная встреча-беседа в Исадском клубе, посвящённая прошлому старообрядчества в Исадах и округе. Тогда ведущим был Сафронов Михаил Николаевичучаствовали гости: иерей (тогда Казанской церкви с.Кутуково) о.Вячеслав Савинцев,  протоиерей  исадской церкви Воскресения Христова о.Виктор Тараканов и другие. Много воды утекло! Нет уже с нами сестры Михаила Николаевича красавицы-Маши… нет Игониной Надежды Николаевны… отец Вячеслав уехал из Кутуково и служит нынче в Рязани… Но общаемся и продолжаем берущую за живое повесть о явлении старообрядчества, особенно усилиями научных изысканий отца Вячеслава.

Почему не сразу был дан рассказ? Делалась на встрече аудиозапись. Разошлись все под большим впечатлением от услышанного, но расшифровать её оказалось делом непростым. И вот, наконец, большую часть услышанного, а именно, большую часть выступления М.Н.Сафронова со множеством редчайших исторических воспоминаний, можно прочесть на странице сайта «Истоки. Старообрядчество в Исадах.»

«Его отца хватали пьяные или по наущению священника… надевали, как на Зою Космодемьянскую, доску «Расколькник», водили по Исадам, по Муратово. И каждый должен был на него плюнуть.»

Рассказ о непростых судьбах, гонениях, репрессиях 1930-х, местах старых храмов в Исадах и многом другом, а главное, о крепости духа и трудолюбии русского человека Михаил Николаевич тогда начал строками Некрасова «Воля и труд человека дивные дивы творят!»…

Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел —

***

Взросшие в нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,

Подати платят до срока,
Только ты им не мешай. —
«Где ж та деревня?» — Далеко,
Имя ей «Тарбагатай»…

Скоро мы разместим 3 новые аудиозаписи отца Вячеслава Савинцева по истории старообрядчества на Рязанской земле, выходящие в настоящее время в эфире «Рязанского епархиального радио». Ждите!

(Фото Исад в летний Троицын день нынешнего года размещены с любезного разрешения Наталья Лукашиной.)

Летописец.

Детская летняя колония в Исадах. Белый дом и «дети погибших коммунаров».

Доброго дня и доброго всем здоровья!

Что бы мы делали без друзей-корреспондентов нашего сайта? Сегодня очередная находка от Виталия Филиппова. Продолжая изучать выпуски 1920-х годов рязанской губернской газеты «Рабочий клич», Виталий нашёл ещё одну заметку от октября 1922 года про Исады (о предыдущей см. здесь). Она проливает свет на послереволюционную судьбу нашего Белого дома, закрывает одно из «белых пятен». Становится понятней, как постепенно происходила экспроприация имения Кожиных, как переходил из рук в руки Белый дом, как он использовался новой властью.

Из статьи мы узнаём, что «летняя детская колония» уже третий год в 1922 году размещалась в Исадах (в Белом доме усадьбы Кожиных). Т.е. впервые она появилась там летом 1920 года. Любопытно, что мы можем сопоставить сообщение газетной заметки с литературными воспоминаниями о детских годах, проведённых в Исадах, Георгия Карловича Вагнера (внука В.Н.Кожина) — строками повести «Из глубины взываю».

«Конечно, в происходящих в стране исторических переменах мы, дети, ничего не понимали. Взрослые об этом, несомненно, говорили, но до нас их разговоры не доходили. Каков бы ни был дедушка, может быть, даже очень хорошим в мнении исадских крестьян, но ему грозила потеря всего имения. И это состоялось. Хорошо помню, как однажды (это было, кажется, в 1918 году) зазвонил в набат колокол усадебной церкви, около «красного» дома собралась толпа, и мы узнали, что пришла новая власть и нашей жизни в Исадах приходит конец. Это произошло не сразу. Сначала у дедушки отобрали «белый» дом и заселили его детьми погибших «коммунаров». Конечно, с этими детьми мы вскоре познакомились, даже вместе играли, научились нехорошим словам. Однажды за обеденным столом я произнес вслух одно из самых плохих слов, чем вызвал переполох. Отец выскочил из-за стола, погнался за мной (я, конечно, дал стрекача) вокруг дома, но я хорошо спрятался среди штабелей дров. Под плохим влиянием детей «коммунаров», которые, вероятно, уже прошли сквозь огонь, воду и медные трубы, у меня пробудился нездоровый интерес к деньгам. Мне они, конечно, не были нужны, но у меня их просили. И вот однажды я украл бумажные деньги из комода. Украл и спрятал их, зарыв в саду. Конечно, пропажа обнаружилась, я был изобличен и с позором наказан. Это ощущение позора гнетет меня до сих пор. Деньги-то были, как оказалось, не мамины и не папины, а нашей добрейшей няни Параши, к тому же — моей кормилицы (как мне говорили).

События развивались. Пришло время — отобрали и «красный» дом, и вообще все имение, предложив деду покинуть Исады. Он переехал в наш спасский дом. Дедушка был очень гордый, он вышел из дома за усадьбу в поле, на дорогу в Спасск, как бы на прогулку. Здесь его догнала тройка с любимым кучером Александром и… прощай, Исады.»

Выходит, «дети погибших коммунаров» были скорее всего беспризорниками из «Сушкинского детского городка» (дворец усадьбы Фон-Дервизов?) и детьми «водников» (работников речного судоходства). Детская беспризорность стала итогом Первой Мировой и в особенности Гражданской войны, когда прежние основы общества, в том числе отношения к детям-сиротам, были разрушены. Детская беспризорность достигла пика во время «войны с народом» (выражение Е.Евтушенко), к окончанию Гражданской войны. В 1921 — 1922 году она оценивается в 6-7 млн. детей, проживавших на улицах. Кто из их родителей был «погибшими коммунарами» — вопрос риторический. О «погибших коммунарах» газета молчит. Вероятно, они были сродни другим мифологическим персонажам новой власти.

Г.К.Вагнер не раз признавался, что слишком мало в детские и молодые годы обращал внимания на происходящие перемены в жизни его семьи и её членов, мало запоминал важных событий. Поэтому многие места его воспоминаний пунктирны и отнесены лишь приблизительно к какому-то промежутку времени. Теперь мы можем датировать описанное им время проживания «детей погибших коммунаров» в Белом доме, когда семья В.Н.Кожина ещё проживала в Красном доме в Исадах и не была его лишена. По всей вероятности, это лето 1920 года. Г.Вагнеру тогда было 11 лет, и описанный эпизод хорошо укладывается в рамки его возраста и событий. К тому времени дедушка Владимир Николаевич Кожин уже отсидел в 1918 году в спасской уездной тюрьме в качестве «заложника» во время крестьянских волнений против Советской власти и последовавшего за ними «красного террора». После освобождения из тюрьмы он, по сообщению Вагнера, некоторое время пожил в Спасске на съёмной квартире, приходя на обеды к дочери, в семью Вагнеров. Как мы видим, затем он вернулся в Исады и проживал там, по крайней мере до конца лета 1920 года (по-видимому, в Красном доме). Туда же к нему приезжали пожить дети с внуками.

Как развивались события изъятия кожинского имения по времени ясно ещё далеко не полностью, для этого требуется изучение архивных документов. Как мы помним из статьи об «исадских кладах», изъятие коллекций и библиотеки из усадьбы Кожиных началось в середине лета 1918 года. Видимо, к этому времени нужно отнести изъятие у них здания Белого дома. Затем, после добровольной передачи значительной части имущества, Владимир Николаевич сидел в тюрьме «заложником». Дочь Нина с мужем в то время бежали в Курск, откуда их волнами «белого движения» потом унесло вместе с отступающими белыми на Юг, после чего Нина, потеряв мужа, вернулась к отцу. А Владимир Николаевич после освобождения продолжал владеть Красным домом приблизительно до осени 1920 (или даже чуть позднее). Изъятие Красного дома произошло вскоре, т.к. с началом НЭПа (новой экономической политики Советского государства), вероятно, летом 1921 года, мы видим Владимира Николаевича уже проживающим в Спасске, когда сын Иван вместе с товарищами решает взять в аренду у новой власти свой же крахмальный завод под Муратово… Продолжаем исследование!

Большая благодарность Виталию Филиппову!

Летописец.

Старообрядческие общины в Рязанском крае. Статья о.Вячеслава Савинцева.

Доброго здоровья!

Выходит в печати новая статья друга нашего сайта и постоянного автора иерея Вячеслава Савинцева. Поле его научной деятельности — история старообрядцев на Рязанской земле. Отец Вячеслав любезно поделился с нами своим новым трудом. В нём есть упоминание о моленном доме в нашей д.Аргамаково в послевоенные годы.

«…действительно имеется в с.Царёве собрание верующих старообрядцев толку филипповцев. А руководство принадлежит не мне. Это кто это вам сообщает, что у нас имеется старец 89 лет, у которого мы собираемся помолиться? Избушка его собственная, 7 х 6, маленькая… Ходатайство об открытии дома? Она у нас и не закрывалась. Собираемся на молитвенное собрание каждый праздник в воскресения. Более никаких сведениев дать я не могу потому, что я совсем неграмотный»,- пишет шрифтом XVII века в 1946 году в Рязанский Облисполком Староверов Иван Аксёнович из с.Царёво Ермишинского района. Если бы писали его нынче в соцсетях — ставь хоть через строчку смайлики :)) С одной стороны, письмо уважительное к «гражданину Пикалёву» и разъясняет властям в выгодном свете, как живут непокорные староверы (время-то не шуточное, лет 5 назад ещё бросали в застенки старшего из любой общины), а с другой — издевательски смелое, за буквами так и проглядывает ехидное лицо старичка… Накося — выкуси!

Иным главам общин приходилось писать вот такие расписки: «Сего числа, мне … объявлено о роспуске в недельный срок со дня объявления религиозной общины старообрядцев беспоповцев и об ответственности за дальнейший созыв нелегальных молений верующих». Другие просили Облисполком оставить их в покое «до конца их жизни».

Выражаем о.Вячеславу большую благодарность от читателей, которые часто сообщают об ожидании его работ и аудиозаписей! Читаем статью полностью в разделе «Созвучное. Отец Вячеслав Савинцев».

Летописец.

Старообрядцы и репрессии. Марк Камнев.

С праздником Троицы, селяне и соседи!

Продолжаем рассказ о старообрядчестве в Исадах. Благодаря другу нашего сайта Елене из Германии, восстановившей множество страниц истории Панфиловых, у нас появилась возможность рассказать об одном уважаемом в Исадах человеке, духовном предводителе одной из ветвей старообрядчества. Воспоминаний о нём почти не сохранилось. Известно, что у старообрядцев возглавляемого им течения был отдельный моленный дом на склоне горы, у пруда в Исадах. Предположительно, они были «окружниками» (поддержавшими Окружное послание 1862 года) из Белокриницкой иерархии. Всего несколько строк из документов.

«Камнев Марк Андреевич, 1874 г.р., уроженец села Исады Спасского района Рязанской области, проживал там же… образование низшее, социальное происхождение — из крестьян, на момент ареста – священник старообрядческой церкви с. Исады, был арестован 29 мая 1940 года Спасским районным отделением УНКВД по Рязанской области, содержался под стражей в Рязанской тюрьме… среди населения проводил антисоветскую агитацию, восхвалял жизнь при царизме, клеветал на положение трудящихся в СССР, высказывал пораженческие настроения…»

Он был носителем знаний священных книг, древнего православного благочестия, начитанным, мудрым. Староверы в течение веков были привычны к гонениям и притеснениям. Но никто не предполагал, что Советская власть новыми репрессиями, повсеместным закрытием церквей раз и навсегда в конце 1930-х решила уничтожить священничество всех религий, чтобы насадить единственную новую религию Маркса и Ленина. Эти жернова можно было сравнить лишь с гонениями противников церковных реформ в конце XVII века. Читаем страницу полностью в разделе «Люди. Духовенство и старообрядчество».

Летописец.