Новости

У церкви стояла карета… Необычное венчание 1821 года в Исадах

Доброго здоровья!

С благодарностью и уважением
к Наталии Дмитриевне Ивашовой.

Акварельный рисунок церкви в Исадах. (Семейный архив Кожиных.)

В такой же прекрасный летний день 1821 года, ровно 202 года назад, 29 июня (по старому стилю), или 12 июля (по новому), в церкви Воскресения Христова села Исад произошло одно знаменательное венчание.

Помните строки романса, который проникновенно исполняла Жанна Бичевская?

У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.


На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз.
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слёз.

Всё так и было: и красавица-невеста, и карета, и гости. Только вряд ли невеста заливалась слезами. Может, это были лишь слёзы счастья… И уж точно, сказать священнику «клятвенную речь» ей хотелось.

Венчались «помещик, полковник и кавалер Иван Автамонов Кожин 38 лет с мещанкою, девицею Анастасиею Тимофеевой Риминой 35 лет, оба первым браком». Ну, что же, некоторый мезальянс – помещик и простая мещанка (т.е. горожанка)… Хотя полковник и кавалер, семейное состояние которого было значительным, огромное имение в Исадах, только что унаследованное после смерти отца огромное имение в селе Кашары с деревней Проходня Задонского уезда Воронежской губернии… Почему же простая мещанка? Но внимательный читатель нашего сайта наверняка вспомнит, что мезальянс был ещё более глубоким. Любовь всему причиной!

Иван Артамонович (Автономович) Кожин примерно в возрасте 19 лет «волей судьбы», через родственную связь с Лопухиными (его матерью была Вера Васильевна Лопухина) стал из титулярных советников вдруг полковником и флигель-адъютантом Свиты при Павле I. Причиной взлёта многих представителей семьи Кожиных стало увлечение Павла I одной из фрейлин Лопухиных. Вскоре после гибели императора от рук заговорщиков, в 1804 году Иван Артамонович уволился в отставку. Средств у семьи было достаточно, чин и всё прочее позволяли ему жениться на представительнице высшего сословия. Но примерно с 1805 года он стал жить с дворовой девицей Анастасией (Настасьей) Тимофеевной, прижив с ней 6 (по некоторым данным – 8) детей. В это время его отец Артамон (Автоном) Иосифович и другие члены семьи разворачивали винокуренное производство в Задонском уезде, покупали винные откупа (право продаж алкоголя) в разных уездах, закладывали имения, увеличивая оборотные капиталы. Тогда же в поле их внимания попал владелец имения в Исадах, содержатель известнейшего в обеих столицах крепостного театра Григорий Павлович Ржевский. Он, видимо, уже начал испытывать острую потребность в деньгах, которая привела его позднее к необходимости продать всю труппу своих крепостных артистов. Видимо, Кожины ссуживали ему деньги под залог исадского имения. В течение нескольких лет, примерно с 1811 по 1815 год, поместье перешло к Кожиным. Постепенно переходили во владение Кожиных и крепостные люди Ржевского. Чем шире становятся наши знания о жизни усадьбы в это время, тем отчётливей становится понимание, что Иван Артамонович Кожин постоянно присутствовал или жил в Исадах не позднее, чем с 1811 года.

Могла ли Настасья Тимофеевна быть одной из крепостных Ржевского, балериной его театра? Пока ответить на этот вопрос сложно. В 1813 году она значилась «дворовой девкой» Ивана Артамоновича Кожина.

Прорыв в разгадке истории этой семьи состоялся несколько лет назад, благодаря архивной работе исследователей из липецкой Государственной дирекции по охране объектов культурного наследия (Н.Д.Ивашовой). Мы узнали, что после рождения нескольких детей, когда старший сын Сергей достиг возраста, в котором нужно было думать о его определении к будущей воинской или гражданской службе, Иван Артамонович принял решение и женился на своей возлюбленной. Множество помещиков имело внебрачных детей от своих крепостных, но случаи их женитьбы единичны. Для того времени это было подвигом, который мог поставить дворянина в положение изгоя в обществе. Только любовь к Настасье Тимофеевне и детям могла стать причиной женитьбы весьма молодого и богатого барина. Все дети, бывшие до того незаконнорожденными, были признаны и затем получили подтверждение в дворянстве, возможность получения чинов, продвижения по воинской карьерной лестнице.

Сергей Иванович Кожин

В 1806 году у Ивана Артамоновича и Настасьи Тимофеевны родился сын Сергей. В документах упоминаются также Лев и Григорий. В 1810 родился Василий. Места рождения этих детей пока неизвестны. Начиная с 1811 года, почти все дети рождались и крестились в Исадах. Об этом свидетельствуют метрические книги исадской церкви.

11 ноября 1811 в Исадах родился сын Иван. Его мать названа «девицей», отец не указан. Восприемником (крёстным отцом) стал местный священник Василий Иванов. Члены причта часто становились восприемниками незаконнорожденных детей либо на это место находили дворовых людей помещика, отставных солдат, солдаток (вдов или жён находящихся на службе вне дома солдат). Но сам священник редко шёл в восприемники таких младенцев, это было некоторым знаком уважения.

1 апреля 1812 в Исадах родилась дочь Мария. Настасья Тимофеевна названа «дворовой», отец не указан. Восприемницей стала крестьянка Анна Григорьева. У девочек в то время в восприемники брали обычно женщин или девиц.

11 декабря 1813 в задонском имении Репец (в 11 км от имения Кашары, которое тогда ещё не было приобретено), где проживал отец Ивана Артамоновича, Артамон Осипович, со своими братьями и прочая семья, у «помещика Ивана Артамонова сына Кожина дворовая девка Настасья Тимофеева дочь Вилпова [Вилкова?] родила сына». На следующий день он был крещён с именем Николай. Отец не упомянут. Восприемником был дворовый человек соседней помещицы. У девицы была указана странная фамилия «Вилпова», которая к нам дошла во вторичном документе 1832 года — свидетельстве Воронежской духовной консистории, которое позднее для сына получал отец. Корня, от которого могла бы произойти такая фамилия, в русском языке нет. Возможно, что в метрической книге Покровской церкви она была записана как «Вилкова», но переписчик позднее не разобрал написание буквы. Такая фамилия имеет широкое распространение на Средней Волге и в нижнем течении Оки. Но у крепостных крестьян и дворовых в то время фамилии вообще не бытовали. Высока вероятность, что фамилия была придуманной, искусственной. В таком случае, не ясно, от какого именно слова… Впрочем, Настасья Тимофеевна недолго её носила.

18 ноября 1818 в Исадах у «девицы Анастасии Тимофеевой Риминой» родился сын Иосиф. Отец не указан. Восприемником был её же сын Сергей, его отчество также не указано. Как видим, за 5 лет «девица» уже сменила фамилию на явно искусственную – Римина, которая отсылает нас к Древнему Риму…

И вот долгожданная и невероятная для Настасьи Тимофеевны свадьба! А для Ивана Артамоновича – вызов и испытание. В метрической записи Настасья Тимофеевна была названа «мещанкой, девицей». Видимо, будущим мужем для неё была сделана вольная грамота, после чего она и была записана в мещане. Среди поручителей оказались личности помещиков, в основном небогатых, кое-кого из них дворянское «высшее общество», видимо, не жаловало.

1. Иосиф Алексеевич Бахтияров (Бахтеяров). Подпоручик записан без указания сословия и звания. Его и братьев имения были совсем крохотными. Человек явно небогатый. Сына Иосифа Алексеевича, Матвея, мы уже знаем, благодаря нашим предыдущим исследованиям истории Исад, в которых мы разгадали тайну одной из сохранившихся у исадской церкви могильных плит. Матвей Иосифович (Осипович), видимо, доживал среди детей Ивана Артамоновича в Исадах, где и был похоронен в 1880 году. Любопытно, что дружбу с Иосифом Бахтеяровым, проявившуюся при столь сложных жизненных обстоятельствах, и с его сыном Матвеем Кожины пронесли через годы.

2. Села Ясакова помещик, капитан Николай Гуров сын Ивашинцов. Н. Г. Ивашинцов служил в различных полках, последними перед уходом в отставку были элитные лейб-гвардии Семёновский полк и Кавалергардский полк. В 1795 году он подал прошение об увольнении «за усиливавшейся… застарелой в ногах цинготною болезнью», отставку и чин капитана он вскоре получил. В 1807 г. Николай Гурович в течении нескольких месяцев числился ротным командиром 1-го спасского батальона рязанской подвижной милиции. С началом Отечественной войны 1812 года 39-летний отставной капитан вступил в 1-й егерский полк рязанского ополчения на должность ротного командира. После изгнания французов из России он участвовал в Заграничном походе русских войск 1813–1815 гг. Совсем небольшое имение в Ясаково он унаследовал в 1796 г., оно было разделено с братом.

Ивашинцов Николай Гурович

После столь яркой военной службы Николай Гурович, вероятно, не имел подобающих доходов, т.к. владел в 1825 г. лишь 9 душами крестьян мужского пола. Тем не менее, он смог дать своему старшему сыну Сергею образование в в частном учебном заведении. По его окончании Сергей Николаевич начал военную службу в гренадёрском полку с самого низшего офицерского звания подпрапорщика, благодаря собственным достоинствам, впоследствии дослужился до чина генерал-лейтенанта, командовал различными дивизиями, был кавалером многочисленных орденов. По-видимому, отец и сын Ивашинцовы имели оба атлетическое сложение, т.к. проходили службу в кавалергардских и гренадёрских полках, где существовало требование высокого роста для офицеров.

3. Села Бардакова помещик, титулярный советник Захар Тимофеев сын Алабин. Чин совсем небольшой. Работал в Спасском Земском суде, был в нём по выбору дворянства заседателем с 1806 г., но вскоре стал подворовывать на питейных откупах, что длилось несколько лет. Его судила Уголовная Палата «за послабления и допущения незаконной продажи питей во время существовавшего с 1807 по 1811 откупа». По решению Сената «определен как неблагополучный и впредь велено его к такой должности не допускать». Кстати, Кожины в Задонском уезде вплотную занимались винокурением, покупали откупы в разных уездах. В Бардаково Захар Алабин на 1820 год имел лишь 1 крепостную душу и ещё 16 в приданом за женой. Бардаково (Бордаково), ныне Огородниково, располагается совсем рядом с Ясаковым.

Женитьба барина на своей бывшей дворовой девице произвела в Исадах взрыв в умах крестьян. Это была сказка, которая случилась наяву, на глазах у всех современников! Сильно изменились отношения между новыми помещиками Кожиными, их крепостными и дворовыми людьми. Если Иван Артамонович приглашался в восприемники только к детям исадского священника, то Настасью Тимофеевну крестьяне и дворовые стали приглашать ещё до её замужества, а после свадьбы постоянными восприемниками для крестьян стали её дети. Отметилась в восприемницах у дворовой девочки и сестра Ивана Артамоновича, девица Елизавета Артамоновна. Ничего подобного при прежних владельцах, Ржевских и Мещерских, не бывало. Спустя несколько лет, задолго до крестьянской реформы, освободившей крепостных, у детей Ивана Артамоновича появилось много вольноотпущенных. Лучшим крестьянам дарились значительные земельные наделы. В Исады шёл приток населения из соседних волостей. Крестьяне уважали Кожиных вплоть до революционных событий 1917 года, изменивших жизнь для всех.

После свадьбы в Исадах у Кожиных родилось ещё четверо сыновей: Иосиф 17 апреля 1822, Павел 7 августа 1823, Алексей в 1825 и Фёдор в 1826. Плита на могиле последнего из них сохранилась у церкви в Исадах нетронутой. Всего у них было, насколько удаётся уточнить по документам, 12 детей и только одна из них дочь. 9 детей дожили до взрослого возраста. Неизменным крёстным (восприемником) детей Ивана Артамоновича после свадьбы стал продавший ему исадское имение Григорий Павлович Ржевский.

Иван Артамонович умер в 1833 году ещё не старым в своём задонском имении Кашары, где несколько лет был избранным предводителем уездного дворянства, там же и похоронен. Настасья Тимофеевна прожила долгую жизнь в кругу многочисленных детей в Исадах и умерла 9 августа 1870 г., похоронена была «при церкви».

Как выглядели супруги мы можем судить лишь достаточно условно. На стене Голубой гостиной Белого дома исадского поместья до последних дней, когда Кожиным пришлось покинуть свою усадьбу, висели парные портреты, которые разделял висевший чуть ниже потрет Петра I. Вероятнее всего, что это были портреты Ивана Артамоновича и Анастасии Тимофеевны. С трудом их можно разглядеть при увеличении иллюстрации из журнала «Столица и усадьба» от декабря 1913 года. При реквизиции поместья в 1918 году Кожиным было позволено вывезти из него любые вещи, которые они пожелают. Но среди оставленных ими было множество художественных и исторических ценностей, огромная библиотека. Множество из них затем кануло неизвестность. Несмотря на неоднократное составление списков реквизируемого имущества, остаётся много путаницы в составе вещей, которые были изъяты у Кожиных. Так, например, якобы изъятый в ходе отдельной поездки московского музейного эмиссара образ Спаса Нерукотворного, по семейному преданию, якобы принадлежавший ещё Ляпуновым, позднее оказался в руках потомков Кожиных. Спас Нерукотворный упоминался как исчезнувший после реквизиции историком С.Д. Яхонтовым. Вместе с другой почитаемой исадской иконой он в итоге оказался не в Румянцевском музее, не в Третьяковской галерее, а у внука последнего исадского помещика, Георгия Карловича Вагнера. Через много лет обе иконы, по завещанию Вагнера, вернулись в исадский храм. Попасть к Георгию Карловичу они могли только в числе прочих сохранённых семейных реликвий.

Без сомнения, Кожиными были вывезены и упомянутые парные портреты предков. Но они исчезли бесследно. В списке реквизируемого имущества значатся:

— гравированный портрет С.А. Кожина (такие инициалы в семье Кожиных неизвестны, вероятнее всего, это искажённые инициалы Ивана Артамоновича);
— акварельный портрет Е.Т. Кожиной (вероятнее всего, здесь искажены инициалы Анастасии Тимофеевны).

Пётр Артамонович Кожин

Как выглядел Иван Артамонович, отчасти можно предположить по портрету его брата Петра. Орлиный нос, высокий лоб, удлинённый подбородок… А фотографический портрет старшего сына Настасьи Тимофеевны, Сергея Ивановича, из семейного архива его потомков уже даёт несколько другие черты: более мясистый нос и широкий подбородок. Он более близок к лицу его племянника, последнего исадского владельца, Владимира Николаевича. Видимо, в них проступили черты Настасьи Тимофеевны.

Владимир Николаевич Кожин

Многочисленные записи метрических книг исадской церкви дают ответ на вопрос, который не давал покоя липецким исследователям: каким было крестильное имя Артамона Кожина? Артемон, Артемий, Автоном? Чаще всего официальные документы содержали имя «Артамон» («Артамонович», применительно к его детям). Записи исадских книг относительно Ивана Артамоновича и его сестры Елизаветы (упоминалась в 1823 г.) вполне однозначно свидетельствуют в пользу имени Автоном, т.к. употребляются «Автомон» и «Автомонович/Автомоновна». Это подтвержается и наименованием храма в задонских Кашарах в честь св. Автонома Италийского. По сообщению псковской исследовательницы Галины Борисовой, в местных Клировых ведомостях отчество брата Ивана Артамоновича Григория значится в наиболее ранних упоминаниях как Автономович, позднее – «Артамонович».

Ждёт своей разгадки тайна мраморного памятника, стоявшего у южной цены церкви Воскресения Христова, который после долгих скитаний ныне стоит на участке у Исадской школы. В безбожные и беспамятные времена надписи с 4-х сторон памятника были уничтожены крупной наждачной бумагой, прочесть их обычным путём невозможно. Помочь могут только методики сложной технической экспертизы. Варвары уничтожали любую память о тех, кто не принадлежал к крестьянскому сословию. Над чьей могилой он был установлен? Возможно, под ним лежала та самая бесправная «дворовая девица», ставшая «полковницей» и матерью большого количества достойных детей.

Многочисленные статьи сайта про липецкие, псковские, московскую усадьбы большой семьи Кожиных и новости с отдельными исследованиями ждут своего обобщения, исправления накопленных в них некоторых ошибок, неточностей прежних лет.

Летописец.

Источники

1. Маньков Сергей Александрович. Родословная дворян Ивашинцовых. — СПб., 2011.

Дом отдыха работников водного транспорта в Исадах

Доброго здоровья!

История Белого дома кожинской усадьбы после революции понемногу восстанавливается хронологически. В этом помогают статьи губернской газеты «Рабочий клич».

Итак, начиная с лета 1918 года, примерно до 1920 года семейство Кожиных постепенно выселяют из их имения, отбирая одно строение за другим. По-видимому, здания усадьбы поступают в ведение уездного исполнительного комитета (УИК), по крайней мере, вплоть до 1925 года, который передаёт их в пользование. Изъятием оставленных Кожиными ценностей и огромной библиотеки занимается Спасский уездный отдел народного образования.

Как только с вывозом ценностей было закончено, с лета 1920 года Белый дом передаётся в пользование культурно-просветительного отдела рабочих водного транспорта района («Райкультвод»). В него заселяется детская колония, в которой находятся, как видно из описаний, беспризорники и дети работников водного транспорта. В названии учреждения присутствует часть слова «район», под которым подразумевался в начале 1920-х Окский водный район. Административно-территориальные районы возникли вместо уездов (в том числе Спасского) только в 1929-м.

Недавно найденная в газете «Рабочий клич» заметка сообщает, что с 1923 года центр управления транспортом р.Оки и Райкомвод переведены в Москву. Колония была закрыта, а Белый дом пустовал. Но зданию тут же было найдено другое применение. С 1923 г. Райкомвод разместил в нём дом отдыха для рабочих водного транспорта. По-видимому, он работал в 1923-1925 гг. Упоминания о нём можно найти в речном путеводителе «Поволжье», вышедшем в Ленинграде в 1925 г.

Летом 1925 г. в Рязанской губернии выходит знаковое постановление «Об охране памятников искусства…», в котором исадская усадьба объявляется «групповым памятником». Усадьба передаётся в собственность губернского музея. Музей, по состоянию на март 1926 г., нанимает и содержит в усадьбе охрану. Впрочем, это не мешает последовательному уничтожению её зданий, которое начинается вскоре.

Большая благодарность за найденный материал Виталию Филиппову!

Летописец.

Книга иерея В.Савинцева «Старообрядчество Рязанского края»

Доброго здоровья!

Вышла в печать научная работа иерея Вячеслава Савинцева, кандидата исторических наук, монография «Старообрядчество Рязанского края: история сквозь века (середина XVII – XX вв)».

Рецензентами книги являются Иконников С.А., доктор исторических наук, доцент, ВРИО заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин, гражданского и уголовного права ФГБОУВО «Воронежский ГАУ им. Петра I», и Штепа А.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ФГБОУВО «Калужский ГАУ им.К.Э.Циолковского».

Монография посвящена актуальной в современной исторической науке теме – анализу развития старообрядчества в Рязанском крае, изменениям его правового статуса, общественного положения под влиянием государственно-конфессиональной политики. Изучение указанных вопросов имеет научный интерес не только вследствие оживления деятельности старообрядческих общин, но и в связи с возникшей общественной потребностью поиска оптимальных моделей социально культурной адаптации к быстро меняющимся условиям общественной жизни. Новизна работы состоит в том, что настоящее исследование является первым специальным комплексным анализом вопросов развития старообрядчества на Рязанщине с середины XVII-XX вв. Полученные данные позволяют понять эволюционные процессы в истории рязанского старообрядчества, проходящие в изучаемый период. Несмотря на появление в последнее десятилетие целого ряда солидных работ по старообрядчеству, их религиозная история всё ещё остаётся неизученной, особенно на региональном уровне.

Книга может быть использована при подготовке лекционных курсов по истории России, краеведению, культурологии и религиоведению, а также при изучении истории Рязанской епархии. Материалы работы будут полезны архивистам при работе с фондами церковных учреждений.

В заглавии книги указано: «Посвящается моему старшему другу, открывшему мне мир старообрядчества, Михаилу Николаевичу Сафронову».

Поздравляем дорогого друга нашего сайта с очередным достижением, новой вехой его научной жизни! Желаем отцу Вячеславу в скором времени успешной защиты степени доктора богословия.

Монография вышла ограниченным тиражом. Для желающих приобрести её — обращайтесь на почту нашего сайта. В обращении указывайте, в каком городе вы хотели бы получить книгу, а мы подумаем, каким способом её доставить.

Летописец.

Орден Мужества Романа Зайцева

Доброго здоровья, земляки!

Вчера мы простились с нашим погибшим воином Романом Зайцевым.

Роман проходил срочную службу в войсках ВДВ сначала в учебной части во Владимирской области, затем служил в Осетии. Решение идти на войну добровольцем на защиту страны и русских людей не было для него скоропалительным или необдуманным, а было вполне осознанным. Он говорил об этом с самым близким для себя человеком – тётей, и в ответ на её тревогу сказал: «Я дезертиром не стану. Тётя Люба, кто же ещё пойдёт тебя защищать?»

В апреле 2023 г. он был направлен на несколько недель в учебное подразделение в Ивановской области. Гвардии сержант Зайцев Роман Николаевич был зачислен вместе с другими добровольцами в отдельно созданный резервный батальон 98-й гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознамённой, ордена Кутузова дивизии имени 70-летия Великого Октября на должность наводчика. В мае дивизия и подразделение Романа находились на одном из самых жарких участков фронта, недалеко от Кременной, у известных Кременских лесов.

Роман провёл неделю на передовой и на несколько дней был выведен в тыловую зону для отдыха, откуда прислал родным свою фотографию, а затем, в конце мая, снова был отправлен на передовую.

Как сообщали различные источники, к 29 мая войска российской группировки «Центр» наступали в направлении селения Торское (Торский тактический участок), которое имеет стратегическую важность для удержания позиций на границе ЛНР и Харьковской области. В ходе боев в 2022 года оно несколько раз переходило из рук в руки.

Как минимум, 6 бригад ВСУ и Нацгвардии было стянуто на Торский участок. Была переброшена 81-я аэромобильная бригада, 95-я десантно-штурмовая бригада ВСУ из-под Харькова, 58-я отдельная мотопехотная бригада из Сумской области, 25-я отдельная воздушно-десантная бригада из Днепропетровской области; прибыли части из Западной Украины: 5-я бригада Нацгвардии из-под Житомира и 63-я механизированная бригада из Яворова. Последняя прославилась особой жестокостью по отношению к русскому населению Донбасса, многие командиры этой бригады – «личники» для донбасских бойцов.

Российские разведчики постоянно отмечали передвижения штурмовых групп ВСУ на боевых бронированных машинах со стороны Серебрянского лесничества, которые пытались вернуть утраченные в апреле позиции. Десантники из 98-й гвардейской дивизии ВДВ выслеживали и уничтожали «горных егерей» противника артиллерией, по врагу работала авиация (штурмовики Су-25).

Части 98-й гвардейской вдд, в которой воевал Роман, использовали для отличия на своей технике букву «V».

По сведениям Минобороны РФ от 6 июня, «на красно-лиманском направлении оперативно-тактической и армейской авиацией, артиллерией группировки войск «Центр» нанесено поражение подразделениям противника в районах населенных пунктов Кузьмино (1,5 км восточнее Червоное Диброво) и Торское». За сутки потери ВСУ составили до 60 военнослужащих, две боевые бронированные машины, два пикапа, самоходная артиллерийская установка «Гвоздика», гаубицы «Мста-Б» и Д-30.

Роман погиб в бою 7 июня 2023 г. у посёлка Черновое Диброво (Диброва), что в 5-12 км юго-западнее Кременной, районного центра Луганской Народной Республики. При артобстреле позади него разорвался снаряд, и его посекло осколками. Истекая кровью, он не вышел из боя и положил из своего автомата двух нацистов. Об этом рассказали боевые товарищи Романа. Он умер от осколочных ранений, которые привели к повреждению внутренних органов и обширной кровопотере.

Сослуживцы передали самые лучшие отзывы о нём. Он был порядочный, надёжный парень, который никогда не оставит в беде. Роман с честью отдал свой долг Родине и народу. Командование наградило гвардии сержанта Романа Зайцева за его воинские заслуги орденом Мужества посмертно. Орден был вручён тёте Романа представителем Военного комиссариата Рязанской области на отпевании воина в храме Александра Невского.

17 июня Роман был похоронен на Аллее Славы Богородского кладбища Рязани, рядом с боевыми товарищами, погибшими на этой войне.

Царство Небесное воину Роману и Вечная Память!

Летописец.



Памяти Романа Зайцева. 17 июня похороны нашего воина в Рязани.

Дорогие земляки!

7 июня 2023 г. на полях войны погиб наш земляк Зайцев Роман Николаевич. Роману было 37 лет. Не попав в мобилизацию, он ушёл на войну в апреле 2023 г. добровольцем.

Роман жил в Рязани, но, в связи семейной трагедией, переехал к бабушке Чугуновой Марии Степановне в пос. Красный Яр и учился с 1 сентября 1997 г. в Исадской школе. Закончил в ней 9-й класс 15 июня 2001 г., затем жил и работал в Рязани. Преподаватели школы, соседи помнят его как спокойного, доброго парня.

Роман погиб воином. О них, погибших на поле брани «за други своя», церковь всегда ведёт особое поминовение. Воины отдают свои жизни за нас с вами, вместо нас. Роман погиб, чтобы жили мы и наши дети.

Похороны состоятся 17 июня 2023 г. в Рязани. В 11-30 — отпевание в церкви Александра Невского (ул.Новосёлов), с 12-50 — прощание и похороны на Аллее Славы кладбища «Богородское».

Царство Небесное воину Роману и Вечная Память!

Летописец.

С Днём Победы в Великой Отечественной войне!

Дорогие друзья, гости сайта!

Всех поздравляем с наступающим Днём Победы в Великой Отечественной войне! Пожелаем, чтобы светлая память о тех, кто воевал, оставил свои жизни на полях той жестокой войны, жила в поколениях и передавалась потомкам! Быть достойным своих дедов-прадедов, которые осилили вражью силу, собравшуюся со всей Европы, и их японских приспешников в Азии. Жить сегодня с мыслями о Родине и своём доме так, как они жили тогда! Каждый свой шаг сверять с их поступками.

За прошедший год наша фотографическая галерея тех, кто не вернулся с Великой Отечественной, пополнилась ещё 5 портретами. Они сохранены близкими родственниками и теперь будут на нашем сайте, в Книге Памяти, в одном строю с другими односельчанами они идут по страницам сайта. Это:

  1. Зенков Дмитрий Фёдорович,
  2. Лёбин Иван Дмитриевич,
  3. Луканцов Александр Васильевич,
  4. Панфилов Фёдор Власович,
  5. Угадчиков Иван Иванович.

Портретов уже 73, они добавлены в обновлённую Книгу Памяти не вернувшихся с войны. Теперь Книгу можно листать, изображения стали более чёткими. Но, как вы знаете из неё, погибших, чьи имена связаны только с Исадами, Аргамаково, Красным Яром и Студенцом, было более 400. Так что, как всегда, обращаемся ко всем с просьбой внимательно просмотреть семейные архивы, укромные уголки своих сельских домов и отыскать их фотографии. Мы их ждём. Их лица должны видеть все!

Летописец.

Найдено место рождения Василия Григорьевича Орлова

Доброго здоровья!

Упорными архивными поисками в ГАРО найдено и подтверждено документами место рождения Василия Григорьевича Орлова.

Будущий личный почётный гражданин и «генерал тяги» родился в семье бедного пономаря Успенской церкви села Мелехова Касимовского уезда 1 августа 1870 года. Уточнены многие сведения о его семье, рано ушедшей матери, родственниках. В биографии великого сына русского народа, отдавшего жизнь за Веру, Царя и Отечество, появились новые страницы.

Страница сайта о В. Г. Орлове полностью обновлена, добавлены фотографии из семейного архива и многое другое.

Летописец.

Деревня Никонова и Облачинский монастырь

Доброго здоровья!

В далёком уже 2020 году на почту сайта обратилась с вопросами В.Н.Карманцева. Она написала, что её корни из бывшей деревни Никоновой и приложила часть исповедных росписей 1762 г., где её деревня указывается в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы Оболоченской (Облачинской) пустыни. Исследователя волновало несколько вопросов.

  1. Как предки в те времена из деревни перебирались через Оку на исповедь в Облачинскую пустынь?
  2. Урочище Ежи – это и есть место бывшей деревни Никоново?
  3. Что известно об указанном в росписи помещике Амплее Николаеве сыне Ляпунова? Как он встраивается в род Ляпуновых? Кем приходится Прокопию Ляпунову?
  4. Как сейчас выглядит место, где была д.Никонова и Облачинский монастырь?
  5. Хотелось бы прояснить названия оврагов, между которыми была расположена д.Никонова. Они, вероятно, и до сих пор называются так, как на старинной карте Плана Генерального межевания 1790 года?
  6. Как называлась речка у Оболочинского монастыря?

Не скоро, но всё же состоялся мой выезд на место, где была раньше деревня Никоновская. Урочище, ныне ничем не приметное, стоит на берегу Оки, а с другой стороны – поля… Грунтовая дорога к нему идёт вдоль оврага и обрывается, не дойдя метров 350… Деревня исчезла примерно в конце XIX века. На карте Менде 1850-х годов она ещё значилась, состояла из 6 дворов. Прояснить её судьбу могут документы межевания времён крестьянской реформы 1860-х годов.

Вопросы по переправе и Ежам были самыми простыми. Мостов никогда не было, река широкая. Из Никоново и из Муратово, которые были в приходе Облачинского монастыря, люди перебирались на «Облачинку» на лодках. Зимой по льду. Лодки были у многих. Возможно, существовали перевозчики. На остров люди всегда переправлялись для заготовки дров, хвороста, сена, за ягодами, орехами, для рыбной ловли в озёрах.

Название урочища «Никонское», «Никонский лес» сохранилось, местный народ помнит, где был деревня. Ежи – урочище другое, находится чуть ниже по течению Оки Никоновского.

В шапке исповедальной росписи значилось: «Роспись именная Переславского уезду Рязанского Старорязанского стану Оболочинския пустыни церкви Успения Пресвятыя Богородицы иерея Иосифа Иванова обретавши(хся) при оной церкви в приходе (…) и не явленные чинов людей и о их явлением против коегождо имен(и)и о(…)тий их во святую Четыредесятницу у исповеди и святых таин причастия сего, 1762 года».

Дальше в первой строке таблицы написано имя помещика, которому принадлежали поименованные крестьяне: «Вотчины помещика Александр Матвеева сына Воекова деревни Никоновой крестьяне».

Речь идёт об А.М.Воейкове. Он был братом известного российского дипломата, генерал-аншефа Фёдора Матвеевича Воейкова. Александр Матвеевич был надворным советником, похоронен в Москве, на кладбище Донского монастыря (3-й участок) в 1777 году рядом с дочерью Анной (умерла в 1775). Он владел сёлами Остромино, Храпово, Сергеевское (Малое), Микуличи, деревнями Ташково, Шевердино, Никоново, Еремеево, Тайдаково Рязанского уезда (так назывались земли Рязанской губернии, которая появилась при административной реформе Екатерины II в 1796 году), всего в его владении было 519 душ. В основном это сёла современного Рязанского района или вошедшие в состав Рязани. Астромино юго-восточней Рязани, Храпово и Микуличи — районы г.Рязань. Ташково — видимо, тоже (Дашки). Шевердиновка — рядом с Астромино. Остальные деревни составляли, отдельный от «рязанского», «облачинский» земельный куст — это наша Никоновская, что рядом с Муратово, Тайдаково и Еремеево (Еремеевка) — исчезнувшее селение на речке Алёнке (Рясе), между Муратово и с.Рясы.

Амплей Николаев сын Ляпунов являлся другим помещиком д.Никоновой. Такое очень часто бывало, что деревню, или тем более село, делили между собой несколько помещиков. Здесь из 12 никоновских дворов 5 было за Ляпуновым, 7 за Воейковым. Поручик Амплей (Амплий) Ляпунов в 1766 значится помещиком в селе Глебовские Выселки, деревнях Фурсова, Высокая, Никонова, Батурина Рязанского уезда (будущей Рязанской губернии), где он владел 312 душами крестьян. Под первым селом, видимо, надо понимать с.Глебово-Городище Рыбновского района. Там же есть Фурсово и Высокое (на трассе М-5), огромное село Батурино. Но д.Никонова расположена в другом месте, а значит, её появление у Амплея было связано с отдельным событием. Амплей оказался не родственником Прокопию Ляпунову и его знаменитым братьям.

Уже через 20 лет после того, как была составлена исповедальная роспись, согласно 4-ой ревизии (переписи) 1781 года, крестьянами в Никоновой владела госпожа Селезнева И.А., крестьяне достались ей по купчей.

Мой выезд к Никоновской состоялся 13 Декабря 2020, в день памяти апостола Андрея Первозванного. В Муратовской церкви шла праздничная служба. В ней чудом сохранился старый, дореволюционный, резной иконостас с киотами, очень красивый. Снега ещё не было, но вся земля была хорошо проморожена, это способствовало путешествию по полям.

На фото, где-то дальше островка деревьев, и была Никоновская деревня.

В середине кадра малой точкой белеет вдалеке исадская церковь Воскресения Христова.

Находясь на высотке, прекрасно видна исадская церковь. До неё по прямой чуть больше 4 км. На фото она белеет в середине кадра.

Вопросы по оврагам оказались тоже любопытными! Сегодня названия старых оврагов не сохранились. По крайней мере, в Муратово их не помнят. Знают овраг Никоновский (Никонский), чуть ближе к Муратово овраг называется Кирпичным. Там был местный кирпичный завод в недавнем прошлом. Такие делали в каждой деревне в послевоенное время, строить надо было из чего-то. Овраг Кирпичный на ПГМ назван как «Осиновской» (Осиновский). Название от дерева, что не редкость для оврагов. На пляже «под Кирпичным» купались на Оке муратовские люди, там хорошее место было.

Овраг, известный нынче как Никоновский, на карте ПГМ в 1790-м назывался Подумовский. Откуда название? Это новая загадка для исследования. Очень высока вероятность, что от польской фамилии Подымовский. В рязанском диалекте звук «ы» в корнях «дым/дом» (в польском языке они те же) замещается на «у». Например, слово «домовой» (существо, дух, оберегающий дом) произносится как «дУмавой». Поэтому ПодЫмовский станет «ПодУмовским». Кто такие Подымовские? О них известно мало. Только известно имя Станислава Леопольда Подымовского, инженера, управляющего Луганского литейного завода, позднее жившего в Вятке.

Лепольд — второе имя Станислава, а не отчество, как решила русская Википедия. Польская часть интернета также мало сообщает о Подымовских. Могила Станислава в Варшаве. У него в потомстве были только дочери, поэтому фамилия могла прекратиться. Отцом Станислава Леопольда был Франтишек Ксаверий, примерно 1780 года рождения. Ясно, что даже Франтитшек не мог дать название оврагу в 1790 году. Речь может идти только о его отце, имя которого неизвестно. Может быть, об этом знают в среде польских генеалогов.

Загадочная речка на ПГМ севернее Облачинского монастыря, ныне превратившаяся в пересыхающую летом ложбину, называлась Ибредь, Ибреда. Название любопытное. Вдоль Средней Оки имеется ряд топонимов однокоренного происхождения: Ибредь, Ибердь, Ибреда, Ибердус. Может относиться к числу финно-угорских. Но есть более убедительное обоснование происхождения из балтских языков. Балтские гидронимы на Рязанской земле, вдоль Оки — загадочный вопрос, вызывающий споры среди учёных. Лингвисты говорят, что балты здесь жили и были ассимилированы славянами, благодаря чему они оставили в памяти народа топонимы на своём «балтском» языке. Археологи возмущённо возражают: не было тут никаких балтов! На Верхней Оке их следы есть, а на Средней нет.

Следующий овраг ещё ближе к Тайдаково, довольно крупный, на всех старинных картах значится под названием Чёрная Грязь.

Поиски по истории урочища дали много любопытных находок, которые могут стать началом для новых исследователей…

Летописец.

От Мещерских к Ржевским (о тульской деревне Башино)

Доброго здоровья!

Пытливые любителя сайта про Исады наверняка заметили, что с ним происходят в последнее время кое-какие изменения. Это в самом деле так. Нам пошёл 10-й год. За этот срок много знаний накопилось, многие взгляды на исторические события подправились, появилось понимание более точного, удобного для восприятия построения всех материалов. В то же время в разделе Новости собралось столько открытий, которые должны быть давно встроены в основные статьи, что пора было приниматься за дело обновления.

Оно будет не быстрым. Слишком большой объём знаний уже собран. А при переработке всплывают новые догадки, проявляются новые пути для поисков. Но первый шаг сделан — структура сайта, его заголовки изменились. Статьи выстроились в других порядках. Также появилось некоторое количество заголовков статей, которые предстоит написать. Так, уже появилась (без объявлений) статья про Исадский клад. Это наше историческое достояние с недавних пор. И оно останется за Исадами навсегда. Событие и найденные предметы для исторической науки слишком значимы. Ждём возвращения клада после исследований в Москве на Рязанскую землю.

Сегодня — раскрыта новая «белая страница» исадской истории. На дворе зима, а собранный ещё летом в поездке материал всё ждал своего часа. Многие вспомнят новость о посещении поля Восьминской битвы, где Прокопий Ляпунов бился с повстанцами Ивана Болотникова. В той же поездке совсем рядом, в нескольких километрах от поля, лежало неприметное село Башино, где было сделано ещё одно открытие для нашей истории. В Башине сохранилось несколько известняковых плит-надгробий XVIII века. Надписи на них обещали многое рассказать. И рассказали о князьях Мещерских. Работа с ними ещё не закончена, в ней помогают прекрасные люди, связанные с Каширским краем. Нужно сказать большое спасибо за прочтение части надписей Михаилом Чемерисом, которое случилось ещё несколько лет назад. Всему приходит свой час. Любопытно, что ни в районном центре Ясногорске, ни спецы по некрополям в Туле ничего про Башинский некрополь не слыхивали. Плиты Мещерских ещё скрывают часть своих тайн. Фамильный некрополь нужно исследовать.

Само Башино при первом знакомстве удивило своей необычностью и таинственностью. Небольшая по количеству домов деревня (ранее — село) затерялась в полях. Два каскада больших прудов на речушке. Три её улицы, проходя по краям, обнимают огромное пространство, представляющее собой настоящий лес. На самом деле — это старинный заросший парк. Через него удалось найти проложенную и прокошенную тропинку, только благодаря подсказкам местных жителей. Она вывела на поляну, сияющую изумрудным светом от листвы деревьев. Впечатление было поразительное! Сразу стало понятно, что место не простое. В середине поляны — поклонный крест и остатки кирпичной кладки — всего один сохранившийся угол от разрушенной церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери. Вокруг только выкошенная луговина, но место у церкви называется Старым кладбищем. Как ни странно, на безлюдной поляне померещился запах ладана… Около остатков церкви на бетонные фундаментные блоки кто-то поставил 3 известняковых надгробья. Рядом устроена скамейка для раздумий. Что получилось раскрыть в итоге — читайте в основной статье.

Летописец.

С Рождеством!

С Рождеством, селяне и горожане!

Всем доброго здоровья и Божьей помощи в делах! Мира и радости в ваших домах!

В Исадах и округе установилась настоящая зима — морозец под 25… Снега достаточно, полная луна освещает огромные поля, которые искрятся в отражённых лучах! Праздничное поздравление от Татьяны Филатовой, которой не удалось в этом году приехать в замечательное Кутуково, для всех, кто так же задержался в своих дальних городах, а также для всех, кто сейчас наслаждается нашими зимними картинами!

@tothetouch_

♬ Молитва (Из к/ф «Молитва») — Би-2

Летописец.