Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова в селе Исады

     О главном месте Исад, их знаменитой церкви, много было рассказано на нашем сайте здесь и там. Невозможно обойти её, не упомянув, во многих рассказах о селе, все дороги сходятся к ней. Не обойдясь без повторений, нужно привести далее полный и последовательный рассказ о нашем храме.

Самое замечательное место Исад, центр их притяжения – церковь Воскресения Христова. Историю церкви обычно пишут от даты первой надписи, свидетельствующей о её существовании, 1636 года. Эта надпись — посвящение церкви памяти отца и своей памяти была сделана Владимиром Прокопьевичем Ляпуновым на серебряном напрестольном алтарном кресте: «Лета 7144 года [1636 г.] мая в 20 день на память св. мученика Фалалея и обретение честных мощей иже во святых Отца нашего Алексея Митрополита Киевского и всея Росии чудотворца сей животворящей крест Господень приложил в вотчину в свою в Старой Резани в селе Исадех в церковь Воскресение Христово и к великомученикам Флору и Лавру и к Чудотворцу Николе и к благоверному князю Владимиру Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит».

На основании этой надписи говорят, якобы маленькая каменная одноэтажная церковь была построена в 1636 г. Владимиром Прокопьевичем… Но церковь, каменная или деревянная, видимо, была построена раньше. Могилы Ляпуновых 1587 и 1603 гг. об этом свидетельствуют.

Согласно данным историков, у церкви были похоронены отец, жена и потомки Прокопия Ляпунова. Ученый секретарь правления Спасского отделения Общества исследователей Рязанского края А.Ф. Федоров (возглавлял уездное почтовое ведомство до 1917 года, основал краеведческий музей в г.Спасске) на материалах некрополя Воскресенской церкви пишет, что отец Прокопия Петр Савич, который принял монашество, покоится не в Облачинском монастыре, а в своей усадьбе, в Исадах. Федоров приводит такую надпись, начертанную на памятном камне возле Воскресенской церкви: «лета 7095 (1587 г.) мая 17 на память св. Анастасии Андроника представися раб Божий Петр Сав[и]н сын Уболочецкий мних Пафнутий Ляпунов. Помяни его Бог душу во царствии небесном». Здесь же покоится жена Прокопия Ляпунова, Анна Никифоровна Денисова, в иночестве Анна: «лета 7111 (1603 г.) мая день представися раба Божия Прокопьева жена Петровича Ляпунова Никифорова доч[ь] Денисова Ушакова Ин[окиня] Анна»

Приведённая выше надпись на напрестольном кресте вовсе не говорит о строительстве храма Владимиром. Напрестольный крест – не часть архитектуры здания, а перемещаемый предмет, используемый при богослужении. На нём и написано, что «был приложен», ничего более. То есть маленький каменный храм с двумя апсидами, вероятно, мог быть построен и ранее 1636 года. Его границы сегодня различимы с восточной (алтарной) части по более крупному кирпичу и обрывающемуся белокаменному цоколю с северной и южной стороны. Он представлял собой небольшой четверик, вытянутый в поперечном направлении, который освещался двумя окнами, расположенными над порталами посередине боковых стен. Что было на западной стене, сказать трудно, потому что она позднее была застроена при расширении храма в 1672 г. Возможно, что первоначальная церковь Воскресения 1636 г. по композиционному решению была похожа на двухшатровую церковь Cвятого Духа (1642) в рязанском Кремле. 

Вполне вероятно, что при выборе названий алтарей новых церквей определяющим обстоятельством была степень почитаемости алтаря в церкви — предшественнице, которую часто посещали или в которой служили люди, принимавшие решение о выборе. Тогда возможно, что название церкви Воскресения Христова в Исады пришло таким путём из намоленного широко известного соседнего Терехова монастыря. (См. статью Земли Терехова монастыря). Так главная деревянная церковь носила это имя ещё в начале XVI века, значительно раньше исадской. В 70-х годах XVI века, задолго до постройки каменной церкви в Исадах, церковь Воскресения Христова была и в селе Дегтяном.

Как на самом деле был устроен первоначальный каменный храм, построенный не позднее 1636 года, если основываться на письменных источниках?

В «Выписи с писцовых книг Рязанского уезда письма и меры межеванья кн.В.Вяземскаго да подьячего Ив.Кавелина 145 – 148 (1637 – 1640) г.» из Поместного приказа перечисляются церкви в селе Исады: «церковь Воскресения Христовада в пределе великаго князя Владимера да в пределе ж Флора и Лавра, а церковь, и в церкви образы и свечи, и книги, и всё церковное строение ево ж, Володимера, да тёплая церковь Николы Чудотворца ветха, строенье та церковь была мирское – приходных людей, а дворов церковных: двор поп Борис Трофимов, двор дьякон Василей Игнатьев да церковные дьячки: Митрошка Алексеев, двор Антошка Сысоев, двор просвирница, место пустое, что жил церковный поп Мишка Иванов, пашни церковные добрые земли одиннадцать чети да Васильева поместья Чевкина, да Фёдорова поместья Колтовского в их жеребье с.Исад четыре четверти и обоево церковные пашни 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена церковнаго за Куроповским истоком 86 копен с полукопною».

И далее во владениях Владимира Ляпунова, Чевкина и Колтовского, как увидим дальше, речь идёт о с.Мартино (Марьицыно, Кутуково, оно же Глебово):

«Церковь страстотерпца Христова Георгия древена, клетцки ветха, а в церкви образы и свечи, и книги, и церковное строенье мирское – приходных людей, а дворов церковных: двор поп Иван Марков, двор церковной дьячок Лёвка Павлов, место пустое, что жил другой поп Трофим Павлов, место пономарское, два места, что жили нищие; пашни паханые добрые земли в ево Володимеровой поместной земле семь четвертей без третника да Василья Чевкина, да Фёдора Колтовского в их земле три четверти с третником и обоего церковные пашни десять четвертей в поле, а в дву потому ж сена церковнаго за Куроповым истоком сорок три копны с полукопною.»

В Исадах упоминаются не одна, а 2 церкви, существовавшие в 1637 – 1640 гг.

1.       Церковь Воскресения Христова с 2 приделами: св.Владимира и Флора (Фрола) и Лавра – главная и, по-видимому, холодная, не отапливаемая, принадлежала Владимиру Прокопьевичу Ляпунову.

2.      Тёплая, отапливаемая церковь Николая Чудотворца, ветхая, принадлежала мирянам, сельскому приходу. Обе церкви служили одному приходу (церковному объединению населения, живущего в ближайшей округе). Об этом свидетельствуют 2 обстоятельства:

v  обе управлялись единым церковным причтом: священником, дьяконом, дьячками и пр.;

v  церковная пашня выделяется от всех землевладельцев на обе церкви (причт) сразу, 11 четвертей от Ляпунова и 4 четверти от Чевкина и Колтовского, всего 15.

Церковь Николая Чудотворца могла стоять неподалёку от церкви Воскресения и быть старше её, тогда объяснимо появление у Воскресенской церкви могил Ляпуновых, умерших ранее 1636 года. До сих пор миряне Исад и Аргамаково считают своими престольными праздниками Николу Зимнего (19 декабря) и Николу Вешнего (22 мая). К слову, на Красном Яру таким праздником считается Покров (14 октября).

Но также можно предположить, что церкви Воскресения и Николая Чудотворца исторически находились в разных местах, в разных сёлах, которые к XVII веку слились в большие Исады. А церковь Воскресения была построена на другом месте, в усадьбе богатого и влиятельного нового владельца Исад Владимира Ляпунова, как дань памяти делам своего отца и своим собственным – об этом существовала надпись на напрестольном кресте церкви. В таком случае, чтобы древние могилы появились в этом месте, до постройки каменной церкви Воскресения Христова там должна была находиться хотя бы часовня или храм деревянный.

Если церкви стояли в разных местах, то местонахождение церкви Николая Чудотворца можно предположить у Погоста, кладбища в части Исад, называемой Шатрище. Наличие на Погосте кладбища без церкви само по себе странно, тем более что, к примеру, в крупной соседней деревне Аргамаково, где не было церкви, кладбища нет. Шатрищенский Погост — кладбище, по большей части староообрядческое, но к 1640-му году Раскола церкви ещё не произошло. Паства была едина. Тогда название Шатрище могло быть именем упомянутого выше предполагаемого исчезнувшего села, слившегося с Исадами. Любопытно также устное свидетельство жителей, относящееся к началу XX века, что на Погост, кроме староверов, хоронили людей, чьи родственники не могли уплатить помещику плату за могилу у церкви, т.к. земля у церкви принадлежала его усадьбе. Получается, что земли Погоста принадлежали сельской общине, тому самому «миру», которому принадлежала Никольская церковь.

Имя Шатрище «говорящее», что является большой редкостью для названий сёл и деревень и свидетельствует о его древности. Большинство названий в округе носит фамилию владельца, нередко деревня меняла названия 2 – 3 раза по новой фамилии. Слово «шатрище» означает, видимо, «высокую гору, холм с крутыми скатами, наподобие шатра». То же название носит большое село Шатрище у Старой Рязани – одно из самых насыщенных памятниками археологии мест нашего края, где люди селились непрерывно с древнего каменного века (палеолита). Известна также гора Шатрище с монашескими пещерами на берегу Дона в районе города Лиски Воронежской области, было Шатрище в черте современной Калуги, есть в Сумской области, недалеко от древнего Новгорода-Северского, в Житомирской области, недалеко от не менее древнего Коростеня. Все названия тяготеют к юго-западному направлению, Киевско – Черниговскому центру Руси, откуда в древности направлялся через Оку и Верхний Дон один из потоков славянских переселенцев к Старой Рязани. Особняком стоят Шатрищи на Верхней Волге, у места впадения в неё реки Медведицы.

Проживание в непосредственной близости от Погоста зажиточных домовладельцев в конце XVIв. подтверждается находкой клада серебряных копеек времён Ивана Грозного. О возможном значении Погоста как древнего места сбора дани, торговых пошлин смотри в статье о возникновении названия Исады.)

Третья упоминаемая деревянная церковь Св. Георгия с ветхими клетями также принадлежала мирянам, но в 1637 – 1640 г. мирянам другого прихода. У неё отдельный причт. Выделенная землевладельцами церковная пашня учтена отдельно: 7 четвертей без третника от Ляпунова и 3 четверти с третником от Чевкина и Колтовского, всего 10. Церковь располагалась в селе Мартино (Марьицыно), что при речке Марицынке (Марьицынке, Маритинке). Село имело второе название, известное и сегодня – Кутуково.

Ещё более раннее название села, встречаемое в 1609 – 1610 годах – Глебово. Название Кутуково оно получил от фамилии владельцев — предшественников Владимира Ляпунова. Последней из них была Марьица, дочь скончавшегося к 1594 (1597) году Дениса Кутукова и его вдовы Маланьи. От имени Марьицы – другое название села, Марьицыно, и протекающей по его границе речки, Марьицына. Сестра Марьи Лукерья, была замужем за Яковом Захарьевичем Мосоловым, который пытался получить поместье тёщи к своему окладу служилого дворянина, обещая кормить вдову и выдать замуж Марьицу. В 1609 – 1610 годах он дважды получал в Поместном приказе Москвы ввозную грамоту на владение Глебово, последний раз уже после смерти Маланьи и выдачи замуж Марьицы. Успел ли Мосолов стать владельцем Глебово-Кутуково-Марьицыно, неизвестно. Возможно, влиятельные соседи Прокопий и Владимир Ляпуновы этого не допустили, или муж Марьицы получил его в свой оклад. Но уже к 1637 — 1640 году оно было у Владимира Ляпунова, а граница его владений проходила по речке Марицынке.

Церковная реформа патриарха Никона, начавшаяся в 1653 году, провозглашённая в 1656 г. анафема старообрядцам и последовавшие в 1660-е на них гонения приходятся в истории Исад на годы, когда исчезает церковь Николая Чудотворца, а престолы её и церкви Св.Георгия объединяются в церкви Воскресения. Можно полагать, что эти события совпадают по времени далеко не случайно. Образовавшаяся в Исадах община староверов выбрала для отдельного от «никониан» захоронения умерших шатрищенский Погост, у которого, возможно, первоначально находилась деревянная церковь Николая Чудотворца.

В 1672 году Лука Владимирович коренным образом перестроил и расширил церковь, построив трапезную на первом этаже, надстроив верхний этаж с папертью и соорудив колокольню.

Внутри, на южной стороне трапезной, сохранилась надпись на закладном камне, которую все современные нам источники передают одинаково: «Лета 7181 [1672] декабрь 12 дня … церковь совершися и освятися: алтарь во имя Воскресения…»

На самом деле полное и точное прочтение длинной надписи не воспроизводится нигде. Наиболее полно она представлена только у Фёдорова. Приходится сомневаться, делалось ли это кем-либо прежде, за последние лет 100? Внимательное прочтение выявляет следующее содержание, оно местами существенно отличается от изложения Фёдорова: «Лета 7181 [1672] декабря въ 14 сия святая Божия церковь совершися и освятися олтар во имя Воскресения Господа Бога Царя нашаго Иисуса Христа при благоверном государе царе и великом князе Алексии Михаиловиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержце и при святейшем патриархе Питириме Московском и всея Росии, при освещенном Иларионе митрополите Рязанском и Муромском.

Таго 181 [1672] декабря въ 7 святая Божия пределая другая церковь совершися и освятися олтар ……………… (ка) святителя и чодотворца Николая.

Да во 183 [1674] октября въ 20 святыя Божия верхняя церковь совершися и освят(ися)…… (свя)та великомученика Георгия.

Месяца таго 21 во имя свята благоверна князя Владимира.

Месяца того в 22 во имя свят(ых)……….. Божия церковная престолосооружение совершися тщание(м) и пода(янием) Луки В(ла)д(и)меров(ича) (Ляпу)нова и же(ны)…………….. подояние(мъ же и) вкладн(ы)ми (ея) д(ен)гами.»

Нижние строки писались автором плотнее, короче, ввиду становившейся явной нехваткой места для нанесения всей надписи. Видна грамотная рука, ни одной буквы не пропущено, все выведены ровным тщательным почерком. Приводятся точные и полные титулы царя и действующих церковных начальников того времени. Перечислены все известные по иным письменным источникам алтари храма, кроме Флора и Лавра, буквы о котором должны находиться справа и слева от ниши в предпоследней строке и, вероятно, сбиты и затёрты.

В церкви существовал ещё один крест, созданный и подаренный в 1673 году Лукой Владимировичем.

«[1673 г.] октября 18 дня животворящей крест Господен с чудотворными мощами святых приложил Лука Владимирович Ляпунов в церковь Воскресения Христова и чудотворца Николая и св. великомученика Георгия, св. великомученик Фрола и Лавра и св. великомуч. князя Владимира в Рязанскую свою вотчину в с.Исады».

В окладной книге 1676 года в Исадах значится только одна церковь «Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределы… у тое церкви… двор поп Иван, двор поп Харитон, двор дьякон Данил, двор просвирницын, двор пономарской; в приходе: двор вотчинников стольника Луки Ляпунова… крестьянских семьдесят дворов да бобыльских семь дворов. Церковные пашни, по выписки писца князь Василья Вяземскаго да подьячего Ивана Ковелина 145 и 146 и 147 годов. И по скаски попа Харитона да дьякона Данила пятнатцать четвертей в поле, в дву потому ж сена за Куроповым истоком восемьдесят шесть копен с полукопною, а написана та церковная земля и сено в выписи стольника Луки Ляпунова…»

Там же описано упразднение и разрушение по ветхости деревянной Георгиевской церкви в Марьицыно-Кутуково и устройство одноимённого придела в церкви Воскресения Исад в 1673 г. (1675 г.– данные разнятся, по надписи в исадской церкви видим – 20 октября 1674 г.):

«по скаске села Исад Воскресенскаго попа Харитона да дьякона Данила та церковь сгнила и развалилась. А у того церковнаго места, по выписки писца князь Василья Вяземскагода подьячего Ивана Ковелина 145 и 146 и 147 годов и по скаски попа Харитона да дьякона Данила церковных пустых четыре места дворовых; церковные пашни десять четвертей в поле, в дву потому ж сена за Куроповским истоком сорок три копны с полу-копною, а написана та церковная земля и сено в крепостех стольника Луки Ляпунова».

Исчезли к 1676 году владения Чевкина и Колтовского, купленные Лукой Ляпуновым (упоминается купчая крепость), вся церковная земля в 15 четвертей в Исадах и 10 четвертей в Кутуково выделяется Ляпуновым.

«Да тое пустовые церкви в приходе в том селе Мартине: двор помещиков, да крестьянских двенатцать дворов, два двора бобыльских, да стольника Луки Ляпунова новая деревня Оргамакова, а в ней тридцать два двора крестьянских, три двора бобыльских. И та пустовая церковь святаго мученика Георгия, по челобитью стольника Луки Ляпунова, во 181 (1673) году, по благословенной грамоте преосвященнаго Илариона митрополита, построена в селе Исадех у каменной церкви Воскресения Христова над папертью и тое пустовые церкви прихожане приходят в село Исады к церкви Воскресению Христову и святаго мученика Георгия. И тое пустовые церкви усадбою и селищем и пашнею и сенными покосы и приходом владеет села Исад поп Иван да дьякон Данил…»

1673 год прошёл под знаком местной «церковно-строительной реформы». «Пустовавшая» (ветхая) со времён выписи 1636 года церковь в селе Ворго (Оргуново, Истоминское) на реке Ворге была упразднена, а для переноса её престола Введения Пречистой Богородицы в с.Муратово вотчинником Назарием Ивановичем Чевкиным в 1673 г. построена новая церковь: «Церковь Введения Пресвятые Богородицы в селе Муратове вновь построена в прошлом во 181 (1673) году, а преж сего в приходе то село было в селе Исадех».

К 1674 году престолы Николая Чудотворца и Св.Георгия были перенесены в единый храм Воскресения, а миряне села Муратово выделились из Воскресенского прихода и получили свою церковь.

В 1678 г. в с.Исады была произведена перепись людей при участии приказного человека Ляпунова Антошки Хининова. Очевидно, этот человек пользовался большим доверием и был близким Ляпунову, т.к. он и его жена удостоились быть похороненными у церкви вместе со всеми родичами Ляпуновых, имея надгробный памятник точно такой же, как у них.

В том же 1678 году Лука пожертвовал в церковь золотой крест с мощами, серебряные с позолотой сосуды, два Евангелия в дорогих окладах, иконы Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы. Его первая супруга Пелагея Константиновна дарила «воздухи», богато расшитые золотом и серебром по шёлковой материи.

Лука Владимирович прожил 71 год, был дважды женат, но наследника у Луки не появилось и при повторной женитьбе на склоне лет. К концу XIX века возле церкви ещё сохранялись захоронения второй супруги Фёклы Давыдовны и детей от разных браков: «девицы» Анны, двух дочерей с именем Феодосия, «младенцев» Тимофея и Стефана.

Лука Владимирович умер в 1688-м. Справа от колокольни церкви Воскресения, под папертью, в западной стене трапезной, сохранилась памятная плита захоронения: «Лета 7196 [1688] … преставися … стольник Лука Владимирович Ляпунов, а погребено тело его … в селе Исадах в церкви Воскресения Христова…»

В 1736 году церковные земли бывших 3-х церквей показаны объединёнными за церковью Воскресения Христова, 25 четвертей и сена 129 копен.

В июле 1748 года иерей с.Исады Никита Петров с приходскими людьми обращается с прошением о ремонте церкви к преосвященному Алексию: «В прошлых, государь, давных годех оная церковь Божия – Воскресения Христова с пределы св.Николая Чудотворца, Флора и Лавра, Великомученика Георгия и великаго князя Владимира построена каменная, на которой ныне церкви Божией и на пределех от давнаго построения  главы все развалились, от чего во время дождя бывает течь немалая, а ныне я — богомолец твой с приходскими людьми желаем на тех церквах главы разобрать и вновь состроить; укажи, государь, на показанной настоящей Воскресенской церкви Божией також и на пределех ветхия главы разобрать и вновь построить».

Указом от 2 июня 1748 г. перестройка глав была разрешена.

В 1815 году камергер Григорий Павлович Ржевский продал свои владения в с.Исады и д.Аргамаково (впрочем, в документе упоминается владельцем имения его брат) по купчей крепости полковнику и флигель-адъютанту Ивану Артамоновичу Кожину (1781–1833). Иван Артамонович был похоронен у церкви Воскресения. Рядом – могилы его потомков, от некоторых из них сохранились надгробные камни.

В ноябре 1816 года Иваном Артамоновичем Кожиным запросил дозволения: «… каменную, уже ветхую Воскресенскую церковь привесть в лучшее состояние на его собственный кошт». В феврале 1818 г. ему было разрешено  «распространить» приделы в верхнем этаже.

В 1833 году, вероятно, ввиду благоустройства церкви Воскресения и ветшания церкви в Муратово, с.Муратово и д.Никонова (имела тесное отношение к Оболочинскому монастырю) были приписаны к с.Исады.

В 1837 году испрашивалось дозволение на освящение двух престолов в нижнем этаже.

В 1875 г. Алексеем Ивановичем Кожиным в верхнем этаже был возобновлён Георгиевский придел, упразднённый в том же XIX веке.

В 1881 году Иваном Ивановичем Кожиным были возобновлены остальные приделы верхнего этажа.

В XIX в. с южной стороны колокольни владельцами усадьбы Кожиными взамен деревянного крыльца было пристроено каменное «по образцу крыльца храма Василия Блаженного в Москве».

 Несмотря на все перестройки, церковь Воскресения в Исадах имеет очень красивый силуэт и гармоничные соотношения между отдельными ее частями. Основной куб здания – четверик – оформлен лопатками на углах и поясом ложных кокошников поверху. Он завершается стройным пятиглавием. В церкви пять престолов – два внизу и три наверху.

Трапезная первого этажа представляет собой одностолпную палату. Ее центральный столп соответствует западным лопаткам боковых фасадов четверика и служит вместе со сводами опорой западной стены верхней церкви, то есть западной стены верхней половины четверика. Таким образом, внизу западная половина четверика является частью пристроенной трапезной.

Церковь второго этажа занимает весь четверик. Она освещается верхним рядом окон северного и южного фасадов. В центре ее стоит столп, на который опираются своды и который выше, на чердаке, переходит в квадратный постамент, несущий восьмигранный центральный барабан с главой.

Разные периоды строительства церкви Воскресения (1636 г. и 1672 г.) прослеживаются довольно ясно и на ее фасадах. Нижний этаж восточной части выполнен из крупного кирпича до 9,5 см толщиной; трапезная первого этажа и особенно верхний этаж выложены почти целиком из кирпича толщиной 7 см; белокаменный цоколь восточной части здания обрывается симметрично на северном и южном фасадах, приблизительно в том месте, где заканчивалась церковь 1636 г.

Декоративное убранство здания очень простое. Кроме красивых перспективных порталов здесь применены лишь два типа наличников окон: один из них – с килевидными сандриками, поддерживаемыми стоящими на консолях полуколонками, обрамляющими проем окна, другой состоит из профилированной прямоугольной рамки с треугольным завершением вверху. Оба эти типа окон в сочетании друг с другом широко были распространены в московских постройках второй половины XVII в.

Например, в Мостовой башне 1679 г. в подмосковной царской вотчине в селе Измайлове, в палатах ближнего боярина Ф. А. Лопухина 1689 г. в Москве и др. Эти примеры свидетельствуют о том, что церковь в Исадах строилась незаурядным архитектором, возможно, царским мастером, что было вполне под силу стольнику Л.В.Ляпунову.

В конце XIX века церковь имела «неприкосновенный» фонд «на  благоукрашение» в размере 3 500 рублей, 2 десятины земли под церковью и кладбищем, 1 ½ десятины усадебной, 30 десятин пахотной и 4 десятины луговой. Также причт имел во владении землю, принадлежавшую Введенской церкви с.Муратово, 35 десятин 200 сажен. Пахотная земля сдавалась в аренду. В составе прихода числилось: с.Исады с 144 дворами, с.Муратово с 47 дворами, д.Аргамакова с 95 дворами и хутор Отрада с 1 двором; всего проживало лиц мужского пола 1310, женского пола 1406, в т.ч. старообрядцев мужского пола 143, женского пола 157. И.Добролюбов сообщает в своей книге, что большая часть старообрядцев принимала «австрийское» (белокриницкое) священство, были «поповцами». С 1868 года при храме существовала школа. В причте по штату 1873 года полагалось: 1 священник, 1 дьякон и 1 псаломщик.

Установившаяся в 1917 году в России безбожная власть первым предметом своих непрерывных нападок сделала церковные колокола. Против них действовало сразу два фактора — идеологический и экономический. Одним из первых советских декретов был запрещен набатный звон, чтобы исключить возможность призыва к выступлениям против большевиков. В колоколах власть, нацеленная на промышленно-хозяйственную деятельность, увидела и вожделенный цветной металл. Вместе со сдираемыми колоколами разрушались колокольни. Затем научились  более лёгкому способу снятия — подрывать их на куски небольшими направленными взрывами.

Неосвященные предметы: колокола, паникадила, бронзовые решетки, подсвечники подлежали зачислению в Госфонд и реализации. Мощным стимулом к закрытию храмов было и то, что 40 процентов вырученных от реализации сумм шло в местный бюджет. Секретными инструкциями уже тогда разрешалось уничтожать часть культового имущества. Оно превращалось в существенную статью дохода, что поощряла в свою очередь усиление атеистической политики, закрытие и сломку церквей.

Вместе с разрушением крестьянской общины через широкое «раскулачивание» и насильственную «коллективизацию» 30-х годов, шёл слом духовных столпов русского народа. Пришла пора закрытия и разрушения церквей.

Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. Только в Москве за 1928–1930 годы было ликвидировано около 80 храмов, колокола которых были вскоре перелиты, церковная утварь, богослужебные предметы изымались, ходовым товаром был строительный кирпич разрушаемых храмов. А в начале 1930-х годов в столице ежегодно закрывалось 35–50 храмов.

В 1931 г. был взорван самый величественный храм России, памятник воинской славы храм Христа Спасителя в Москве.

Церковь Воскресения Христова в с.Исады. 1939 г. (Из фондов ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».)
Церковь Воскресения Христова в с.Исады. 1939 г. (Из фондов ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».)

Церковь Воскресения Христова в Исадах была закрыта в конце 1939 года решением Верховного Совета РСФСР по Рязанской области № 33 от 21.12.39 г. Часть возмущенных прихожан, пытавшихся писать обращения в защиту действующего храма, была арестована и хлебнула горькой судьбы в застенках советских тюрем и ссыльных лагерей. 

Решением облисполкома № 1578 от 3.09.40 г. в здании церкви на долгие годы обосновался склад. В ней хранили зерно,  химические удобрения, постепенно уничтожавшие древнее здание.

В 1961 г. Белый дом исадской барской усадьбы (там какое-то время располагался родильный дом) был разобран под предлогом того, что он стоял близко к обрыву пойменной террасы, которая могла обрушиться. Ещё раньше был разобран Красный дом, стоявший от обрыва в отдалении. Над храмом висела такая же опасность варварского уничтожения. Местная власть выносила усадебным домам приговоры на том основании, что не знала, как их использовать. Решение было найдено — распорядиться памятниками по-хозяйски, пустить их на стройматериал. Исторической и архитектурной ценности представители местной власти в них не увидели.

Стоит упомянуть ещё одну христианскую святыню в Исадах – деревянную часовню на западной окраине села, приблизительно между памятником Василию Игонину и бывшей баней. О ней известно совсем мало, не известно и её посвящение. Часовня существовала ещё в конце 1960-х, использовалась под колхозный склад и была снесена при строительстве новых жилых домов разраставшегося в сторону поля села.

Осенью 1966 г. обрушился столп второго этажа с центральной главой. 

Церкви повезло больше домов барской усадьбы. У нас нет сведений, как храм попал в списки памятников архитектуры, и кто был причастен к этому благородному делу, но он там оказался. В 70-е годы было несколько попыток его реставрации. Решения не были подкреплены выделением достаточных средств, и леса вокруг церкви с годами тлели и рушились.

 Желая спасти этот, по их определению, «далеко не ординарный памятник архитектуры», Г.К. Вагнер и С.В. Чугунов (краевед, график и реставратор) предлагали приспособить его, отреставрировав, «под своеобразный Дом творчества». Это предложение они опубликовали во втором издании своей книги «Рязанские достопамятности», вышедшем в 1989 году 100 000-м тиражом. Однако люди, от которых зависела реставрация, оставили его без внимания. Церковь стала реставрироваться только после того, как была передана верующим, на средства прихожан.

 Кончалось безбожное время. Усилия к открытию и возрождению храма предпринял заслуженный художник СССР Виктор Иванович Иванов. При его участии были составлены списки прихода, собраны подписи под ходатайством жителей села и близлежащих деревень, Виктор Иванович вышел на встречу с заместителем председателя Совета Министров, убедил содействовать открытию храма. Церковь Воскресения одной из первых в районе была вновь открыта для богослужения в 1989г. На восстановление храма в том же году им была отдана Государственная премия имени Репина.

14 мая 2006 года по краю пойменной террасы, над которой располагается храм, начался оползневый процесс. В результате отрыва и смещения блока шириной 10-13 м в головной части оползня образовалась стенка срыва высотой 2 м и протяженностью вдоль берега около 125 м. В дальнейшем оползень охватил участок земли длиной 250 метров. Была разрушена часть дороги, проходящей у здания церкви. Огромный пласт земли оползал вниз, к речной пойме.

Обрушение угрожало церкви – памятнику архитектуры 17 века федерального значения и нескольким жилым домам. В алтарной части храма на стене уже отчетливо были заметны трещины, оползень приблизился к ней на шесть метров, и эта часть церкви медленно оседала вместе с почвой, подмытой грунтовыми водами. Дальнейшее развитие оползневых процессов могло привести к разрушению здания церкви, части прилегающего кладбища и одного жилого дома. Причины природного явления назывались разные: от влияния грунтовых вод, до воздействия плотины на Студенце.

1 июня 2006 г. заместитель Председателя Правительства Рязанской области Николай Мужихов провел заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве области с участием Главы Спасского района Александра Карпова.

Решением Комиссии №8/2 от 01.06.2006 года в связи с возникновением угрозы целостности конструкций исторического памятника – здания церкви Воскресенья и прилегающей территории, а также распространения опасности разрушения на прилегающее к церкви кладбище, разрушение которого могло привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки в районе, ситуация, сложившаяся в с.Исады, была признана чрезвычайной.

К августу 2007 года оползень с восточной стороны церкви превратился в отвесный обвал. Дорога, ведущая к храму, то пропадала, то её насыпали вновь. А через месяц земля снова уходила вниз. Во время ночных обвалов земля содрогалась. Работы по укреплению всё ещё не начинались, геодезистами московского института были проведены измерения, готовилась техдокументация.

 Сухая погода приостанавливала обвал, но стоило пройти дождю — и на кромке оползня появлялись трещины, потом сходил очередной слой.

Говорили, что необходимо привлекать не только государственные, но и частные средства. Но найти их тоже пока не удавалось. Люди писали письма во все администрации, художник Виктор Иванович Иванов обращался за помощью, время шло, но приходилось лишь долгие месяцы, слагавшиеся в годы, наблюдать за гибелью храма.

В марте 2008 г. подрядная организация ОАО «Спецстроймеханизация» начала подготовку к исполнению государственного контракта, заключенного с управлением природопользования Рязанской области.

К июлю 2008 года существовала проектная документация по укреплению склонов террасы, разработанная московским ООО «Инженерная геология исторических территорий», предусматривающая строительство удерживающего контрбанкета – несколько пластов и берег подлежали укреплению, дренирование подземных вод и устройство поверхностного водоотвода по каналам бетонных лотков. Но работы всё не начинались. 

Осуществлять работы было необходимо только в летнее время, до осенних ливней и холодов. Бюджетное  финансирование было рассчитано на три года. Геодезисты просили торопиться с выделением средств, иначе они просто будут потрачены впустую: по заключению московских экспертов, работы останавливать нельзя.

Договориться с природой невозможно. Специалисты объясняли – процесс разрушения может стать необратимым. Если средства из областного бюджета не пришли бы вовремя, то проект по укреплению склонов мог стать ненужным.

В сентябре 2009г. работы стоимостью 64 млн. руб. были завершены. Денежные средства для разработки проектной документации и выполнения работ были выделены из областного бюджета и резервного фонда губернатора Рязанской области. Возведённая площадка контрбанкета состоит из гранитного щебня, песка и земли, которые служат противовесом и не дают грунту сползать.

23 сентября 2009 г. в селе Исады Спасского района состоялось торжественное открытие комплекса сооружений, стабилизирующих оползневые процессы на участке правобережного склона реки Оки. Участвовали первый заместитель председателя правительства Рязанской области Валерий Ионов, министр природопользования и экологии региона Владимир Садофьев, жители села.

   Генеральный директор ООО «Инженерная геология исторических территорий» Виктор Кувшинников поблагодарил региональное правительство и лично губернатора Олега Ковалёва за своевременное решение вопроса финансирования работ: «К сожалению, у нас есть примеры, когда в других регионах не обращали должного внимания на подобные ситуации, и это приводило к развитию оползня. Здесь, в Исадах, возведено уникальное за последнее время гидротехническое сооружение, которое позволит обеспечить сохранность этого памятника на долгие годы».

Отец Илья, благочинный Спасского района, благодарил бога, что отстояли храм. Он сказал, что удалось оставить потомкам хорошую память. Не стыдно будет перед ними. На молебен в честь спасения храма пришли люди из соседних сел и деревень. Строители пообещали, что теперь церковь Воскресения сможет простоять еще несколько столетий.

В списке известных священнослужителей церкви Воскресения Христова значатся:

v  Борис Трофимов упоминается в 1637 г.

v  Трофим Павлов в 1637 г. значится выбывшим

v  Михаил Иванов в 1637 г. значится выбывшим

v  Иоанн Марков уп. в 1637 г. в церкви с.Кутуково

v  Иоанн Борисов уп. в 1662-1666гг. и 1676 г.

v  Харитон уп. в 1676 г.

v  Василий Даниилов род. 23 августа 1684 г.

v  Лука Макариев род. 27 декабря 1686 г.

v  Дометий Даниилов род. 11 января 1694 г.

v  Феодор Харитонов род. 2 марта 1701 г.

v  Никита Григорьев род. 15 сентября 1702 г.

v  Никита Петров уп. в 1736 г.

v  Симеон Никитин уп. в 1736 г.

v  Прокопий

v  Иоанн Симеонов уп. с 8 октября 1745 – 1789 г.

v  Димитрий Никитин уп. в 1770 г.

v  Иродион Кириллов уп. в 1770 г.

v  Иоанн Онисимов уп. в 1789 г.

v  Василий Иоаннов род. 8 ноября 1789 г.

v  Стефан Никитин уп. с 1805 по 9 мая 1827 г.

v  Пётр Васильев Рождественский уп. с 11 июля 1827 – 1867 г.

v  Александр Гавриилов Америков уп. с 27 июня 1867 – 1887 г.

v  Георгий Иоаннович Содальский (Садальский) сост. с 1 февраля 1887 г. по 1892 г.

v  Александр Георгиевич (Феодорович) Утешинский 1892 (уп. 1899) – 1914 г.

Также известны члены причта церкви:

v  Григорий Иосифович Орлов, уп. 1866 г., дьячок сверх штата, второбрачный (1873 — 1876 г.), исправляющий должность псаломщика (1876 – 1885 г.), штатный псаломщик (по другим сведениям, дьячок) в 1885 — 1894г.

v  Высоцкий (Высотский) Михаил, исправляющий должность псаломщика, 1875 – 1876 г.

v  Ласкин Александр Иванович, штатный диакон, 1885 – 1889 г.

v  Полотебнов (Полотебнев) Иоанн Феодорович, исправляющий должность псаломщика (по штату 1873г. — штатный), причетник, 1873 – 1887, ум. 1894 г.

v  Соколов Василий, штатный диакон, 1889 – 1894 г.

v  Рождественский Иоанн Иаковлевич, штатный псаломщик (по другим сведениям, диакон), уп. 1894 — 1898 г.

Церковь Воскресения Христова прожила почти 4 века вместе с селом Исады, её присутствие влияло много раз на историческую судьбу села. Она – признанный памятник архитектуры. Но самое главное, она – единственный в России памятник великому сыну русского народа Прокопию Ляпунову, собравшему народ на освобождение Руси от иноземных захватчиков, на восстановление утрачиваемой русской государственности, поднявшему на Руси новую силу – земское движение городов и земель, самостоятельно определявших свою волю, основавшему новое национальное правительство в составе ополчения. Его имя сегодня забыто и произносится редко, между прочим. Но то, что он сделал для России, стоявшей на краю гибели, нельзя приуменьшить. Быть первым – ни с чем несравнимое бремя. Вспоминая дело Минина с Пожарским и 300-летие правления Романовых, нужно чтить первого человека, проложившего им путь – Прокопия Петровича Ляпунова. Памятник, посвящённый ему, должно беречь Русское государство!

 

Источники

Михайловский Евгений Васильевич, Ильенко Ирина Валентиновна. Рязань, Касимов. М., Искусство, 1968.

Федоров А.Ф. Материалы к истории с. Исад, Спасского уезда, Рязанской губернии. Бывшей вотчины бояр Ляпуновых // Труды Спасского отделения Общества исследователей Рязанского края. Спасск, 1927. Вып. I.

И.Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1891.

М.Б.Оленев. История сёл и деревень Рязанской области.

Фото Павла Пелевина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − одиннадцать =