Епископ Павел (Туркин)

Епископ Павел (Туркин), старообрядец — неокружник

Временем рождения старообрядчества стало XVII столетие. Родилось оно при реформировании Русской церкви патриархом Никоном, существует до настоящего момента. В настоящее время старообрядческая церковь представляет самостоятельную религиозную организацию, с трех частной священнической иерархией (дьякон, священник, епископ). Такое деление существовало не с самого момента рождения старообрядчества. Первые две степени в старообрядчестве существовали с самых первых дней рождения. Третья степень священства (епископ) в среде староверов появляется только в середине XIX столетия, в 1846 г., когда боснийский митрополит Амвросий (Папагеоргополи) перешел к старообрядцам в качестве первоиерарха. 28 октября 1846 г. состоялось принятие владыки Амвросия в старую веру вторым чином. С этого дня ведет начало существующая и доныне старообрядческая иерархия. Этот день стал самым достопамятным в истории старообрядчества [1].

Постепенно старообрядческий епископат стал численно расширяться, однако гонения от официальной церкви и властей, ограничивало его увеличение. Только в начале XX столетия, в 1905 г., получив свободу вероисповедания, старообрядцы пополняют численно епископат. Не исключением стала и Рязанская губерния. Проблема заключается в неоднородности старообрядческого епископата. Дело в том, что в 1862 г. в среде старообрядчества происходит разделение, на окружников и неокружников, из-за выхода «Окружного послания». Написано оно было Илларионом Георгиевичем Ксеносом [2]. Послание раскололо старообрядчество. В Рязанской губернии проживало по представителю от каждого толка. Представителем старообрядцев окружников был епископ Александр (Богатенко), с титулом Рязанский и Егорьевский. Проживал он (в основном) в Москве, на Рогожском кладбище. Во главе неокружников был епископ Павел (Туркин), с титулом Рязанский и Нижегородский, местом жительства, было, село Исады.

Историография о епископе Павле (Туркине) довольно скудна. Исследователей чаще привлекает личность владыки Александра [3], поскольку он был представителем старообрядческой митрополии, и поддерживал староверов окружников. Материал, относящийся к биографическим данным епископа Павла, в основном был взят из следственного дела [4], заведенного на владыку в 1931 г. Частично, биографические данные, восполняет статья С. Рудакова [5]. Некоторый материал был взят из дореволюционных епархиальных периодических изданий: Рязанских епархиальных ведомостей, Отчетов Братства св. Василия епископа Рязанского и Миссионерского сборника. Не маловажной стала информация предоставленная потомком владыки Павла, его правнуком, М.Н. Сафроновым [6].

Родился владыка Павел (до монашеского пострига Петр) 7 августа 1863 г. в селе Исады, в его семье известно 3 детей (сведения не точны). Иерейская хиротония произошла в 1890 г., архиерейская в начале XX столетия. Характер владыки был властный и деспотичный. Распространял свое архиерейское влияние не только на Спасский уезд, но и Пронский, Рязанский.

Спасский миссионер характеризовал Туркина трезвым и хитрым, любителем хорошо одеться. Грамоте обучен был посредственно. «Попу Петру Туркину идет много денег из с. Спас-Клепиков, он богатеет и в недалеком будущем, если так пойдут его дела, он может затрачивать свои деньги на привлечение к себе раскольников других толков. Говорят, и теперь он предлагает по четвертаку всякому, кто простоит службу в его моленной; побогатеет, будет платить дороже и многих привлечет» [7]. Священник окружник шел на примирение с враждующей партией, но положить конец раздору не получилось. Отец Петр не был сторонником примирения, учил, что никониан и окружников нужно принимать вторым чином (через миропомазание) [8].

Показателен случай выбора невесты владыкой Павлом своему сыну Дорофею. Будучи уже в архиерейском сане он приехал к родственникам в село Курьяново Московской губернии. В староверческом храме владыка увидел девушку, ее звали Евдокия, помогающую при уборке. Узнал, где живет, и пришел к ее родителям сватать своего сына. Она не очень-то хотела. Владыка ее убедил. Уладив свои дела, вместе с будущей женой сына владыка возвратился в Исады. Увидев своего нареченного супруга, Евдокия удивилась, поскольку он был мал возрастом (16 лет). Первое время жили в доме владыки, со временем приобрели отдельное жилье, у них родилось 11 детей. В 1913 г. епископ Павел рукоположил Дорофея в священный сан [9].

Владыка любил путешествовать. Так в 1905 г. он совершил поездку в Бессарабию, где по месяцу проживал в городах Бендерах, Яссах, Тырья и др. По-видимому, здесь он и совершал священнические хиротонии. В Бессарабии Владыку встречали со всеми почестями, со звоном колоколов, дорога к церкви была устлана цветами. Также совершал поездки в Румынию. В 1908 г. ездил в Сибирь в г. Барнаул. Помимо встреч с местными старообрядческими общинами, он встречался со своим родным братом Варсонофием, которого в 1918 г. расстреляли красные во время восстания против Советской власти. Как вспоминал позднее епископ Павел: «В то время расстреляли много невинных, как красные, так и Колчак. Какое участие принимал мой брат в восстании я не знаю» [10]. У владыки Павла была большая библиотека старообрядческой рукописной литературы (в основном богослужебного характера).

После революционных событий 1917 г. владыка уже меньше путешествует, больше времени уделяет пастве родного села. Известно, что в  1926 – 1927 гг. он ездил в Москву (повидаться со сватом Василием Яковлевичем), а в марте 1930 г. в Казань – постричь двух монахинь. В мае 1930 г. он выезжал в Тирасполь с Григорием Никифоровичем по делам старообрядчества, и назад вернулся в сентябре этого же года. Однако до самого ареста не прерывает переписки со своей обширной паствой, находящейся в различных областях России.

С начала 30-х годов начинаются мытарства епископа Павла. Первый арест произошел 15 апреля 1931 г., из-за доноса на Владыку от одного из жителей села Исады. «Дело возникло из поступивших сведений в Райаппарат ПП ОГПУ МО по Спасскому району» [11]. Епископ Павел выступал против коллективизации сельского хозяйства и делал это открыто в момент проведения заготовительных кампаний. Что, кстати, было созвучно статье Сталина «Головокружение от успехов», где тот подвергает критики перегибы в колхозном строительстве.

Ревность проповеди Владыки по отношению к вступлению в колхоз впечатляет. Он не только говорил, но и делал. По воспоминаниям его правнука: «Очень болезненно относился к сообщениям о вступлении крестьян старообрядцев в колхоз, за это он вступавших отлучал от церкви. Моя бабушка Туркина Евдокия Васильевна, в девичестве Руннова Е.В. родом из деревни Курьяново г. Москва, рассказывала мне один случай, когда она один раз сходила на работу в колхоз. Владыка провел с ней строгую назидательную беседу, она раскаялась, Владыка прочитал над ней молитвы от ереси» [12].

После доноса последовал обыск, найдена была записка, где высказывались нелицеприятные слова в адрес коллективизации. Владыка не называет автора записки, говорит, что прислана она из Тирасполя Одесской области. «Кто писал эту записку я не знаю. Эту записку я не кому не читал и не переписывал» [13].

Не только в найденной записке было дело. Ему поставили в вину высказывания в старообрядческом Храме, когда 7 января 1931 г. он говорил: «На земле воплотился дух сатаны, люди безумно мечутся не зная куда попадать. Исход один – держитесь за веру и не искушайтесь о чем говорят вам. Устраиваются сатанинские объединения. Власть антихриста создает союзы на земле – союзы, кооперации, коллективы, но вы этим заблуждениям не поддавайтесь» [14].

Помимо проповеди в храме он лично вел беседы со своей паствой на подобные темы, и это тоже поставили ему в вину. «Еще более злостным характером отличалась а/с агитация епископа Туркина П.И. среди своих старообрядцев: “Туркин выпил рюмку водки и стал говорить: На Руси у нас не поймешь что твориться. Создаются не богоугодные колхозы, союзы, кооперации. Весь народ православный и нехристей хотят смешать в одно стадо. Ты Павел не поддавайся смущению дьявола. Слушай наставления своего епископа – я не записывался в колхоз”; “Во время обеда Туркин говорил: да тяжелые времена настали. Власть антихриста вселилась в душу человека и люди не ведают, что творят. У нас в с. Исадах народ не знает, что делает и поддается искушению дьявола, создаются всякие союзы. Власть делает посягательства на богатых людей – это не верно.» [15]

Все эти обвинения привели к постановлению Тройки ОГПУ МО от 15 апреля 1931 г – пятилетней ссылки епископа Павла (Туркина) в Казахстан. 16 апреля владыка выезжает в ссылку, на пароходе, по Оке и Волге, добирается до Фокина (Горьковская область), где у него кончились деньги. С епископом Павлом в ссылку отправилась келейница монахиня Августа (Анна Прядилова). Остановились они в доме неокружника старовера Трофима Патеева, через некоторое время переселился в дом Просвиряковой. «Прожив несколько дней, я решил к месту высылки не ехать, а остаться жить в селе Фокино, где я проживал скрытно, питался исключительно милостынями, которые мне приносили Прядилова и Анна Просвирякова» [16].

Не оставляет владыка попечения о пастве. В 1932 г. на несколько дней выезжал в село Отары. Приезжала в гости к владыке монахиня Агрипина, ехавшая из Тирасполя, несколько дней гостила духовная дочь Фомаида Крынина (весной 1932 г.), заезжал и сын владыки Дорофей. Намечает владыка Павел себе приемника на кафедру, Савушкина Федора Филипповича, но тот не согласился.

Вначале 1933 г. происходит обыск в доме Просвиряковой. Сам владыка Павел вспоминал: «Когда был обыск в доме Просвиряковой, я спрятался в омет мякины, где целые сутки скрывался, но и там нашли» [17]. Владыку арестовали вместе с группой старообрядцев неокружников, состоявшей из пяти монахинь, одного священника и одного крестьянина. Группу староверов во главе с епископом власти осудили как контрреволюционную организацию, «которая перешла на нелегальное положение, создала законспирированное подполье старообрядцев, вербует в к. – р. организацию верующих для борьбы с соввластью, организует нелегальные религиозные беседы с верующими в целях к. – р. пропаганды, противодействует колхозному строительству. Кроме того, эта организация установила нелегальные связи с заграничным центром старообрядцев в Румынии» [18]. Результат – три года концлагерей.

Скромная плита на могиле епископа Павла (Туркина).

Епископ Павел пережил 1937 г., из второй ссылки он вернулся домой в Исады. За год – полтора до смерти он вернулся в родное село на старое пепелище. «В один из дней жаркого лета, одетый в длинную овчинную шубу, старый и больной он направился по улице в дом своего сына о. Дорофея, его заметил внук – сын отца Дорофея Федор с криком – “мама смотри дедушка вернулся, дедушка идет”. Его никто не ждал, думали что он уже давно казнен. В селе Исады у него был собственный деревянный дом, который во время коллективизации был конфискован, как и все его небогатое имущество» [19].

Последние дни жизни владыка Павел был всеми оставлен. За исключением некоторых родственников, живших на грани голодной смерти. У него развивалась водяная болезнь, так называемые голодные отеки, пройдет босиком – на полу влажные следы остаются. Тем не менее, в ясном сознании находился до самой смерти. Епископ Павел (Туркин) умер в 1940 г. в селе Исады своей смертью, похоронен на исадском староверском кладбище. «Со слов очевидцев, хоронили его одни женщины 11 человек, они же несли и его гроб, мужчин не было» [20]. В начале 90-х годов епископ Павел (Туркин) был реабилитирован государством.

Исады, Погост Шатрище. На этом Погосте покоится прах епископа Павла Туркина.

История рязанского старообрядчества в настоящее время изучена далеко не полно. Существует довольно много лакун в их истории. Биографический очерк о епископе Павле (Туркине), это попытка заполнения одного из многочисленных белых пятен истории староверов на Рязанщине. До настоящего времени не существовало систематического изложения биографических данных владыки. Жизненный путь епископа Павла был созвучен жизни многих православных архиереев в XX столетии, времени несения подвига исповедничества и мученичества. В то же время, его жизнь уникальна, потому что он был единственным старообрядческим архиереем неокружником в Рязанской губернии (возможно и в Нижегородской, Сибирской и др. губерниях), и скорби исповедничества ему приходилось нести одному, без поддержки собратьев архипастырей. Изучение данной темы может быть полезным для написания обобщающего труда по истории старообрядчества в Рязанской губернии.

Библиографический список

  1. Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой, Австрийской, или Белокриницкой иерархии. М., 1874. С. 468.
  2. Подробнее см.: Савинцев Вячеслав, свящ. Очерки по истории рязанского старообрядческого епископата // Рязанский богословский вестник. – 2014. № 2 (10). С. 80 – 82.
  3. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. С. 470 – 471; Кириллова И.Н. Под покровом Божией Матери. Рязань, 2010. С. 34.
  4. Дело епископа Павла (Туркина). Историка Архивный Отдел Рязанской Митрополии // Архив УФСБ РФ по Ряз. обл. Д. № 4934. Выписки из дела предоставлены иеромонахом Иоакимом (Заякиным).
  5. Рудаков С. Дело епископа Павла // Старообрядец. – Нижний Новгород, Окт. № 14., 1999. С. 12 – 13.
  6. Сафронов М.Н. Воспоминания о прадеде епископе Павле (Туркине). Рукопись. Б. м., Б. г.
  7. Известия по Рязанской епархии // Миссионерский сборник. Март – № 2 – Апрель. Рязань, 1896. С. 163.
  8. Сафронов М.Н. Указ. соч. С. 5
  9. Записано со слов М.Н. Сафронова.
  10. Дело епископа Павла (Туркина). С. 16.
  11. Там же. С. 62.
  12. Сафронов М.Н. Указ. соч. С. 3.
  13. Дело епископа Павла (Туркина). С. 21.
  14. Там же. С. 63.
  15. Там же. С. 64.
  16. Цит. по: Рудаков С. Указ. соч. С. 13.
  17. Там же.
  18. Там же.
  19. Сафронов М.Н. Указ. соч. С. 2.
  20. Там же. С. 3.

Список литературы

  1. Дело епископа Павла (Туркина). Историка Архивный Отдел Рязанской Митрополии // Архив УФСБ РФ по Ряз. обл. Д. № 4934. Выписки из дела предоставлены иеромонахом Иоакимом (Заякиным).
  2. Известия по Рязанской епархии // Миссионерский сборник. Март – № 2 – Апрель. – Рязань, 1896.
  3. Кириллова И.Н. Под покровом Божией Матери. – Рязань, 2010.
  4. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.
  5. Рудаков С. Дело епископа Павла // Старообрядец. – Нижний Новгород, Окт. № 14., 1999.
  6. Савинцев Вячеслав, свящ. Очерки по истории рязанского старообрядческого епископата // Рязанский богословский вестник. 2014. № 2 (10).
  7. Сафронов М.Н. Воспоминания о прадеде епископе Павле (Туркине). Рукопись. Б. м., Б. г.
  8. Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой, Австрийской, или Белокриницкой иерархии. – М., 1874.

Вячеслав Александрович Савинцев.

Поделиться: