Новости

Священник Андрей Фролович Камнев. Архивы Рогожской Слободы.

Доброго здоровья!

Благодаря встрече и знакомству потомков Камневых на Форуме нашего сайта, дальних родственников, ныне проживающих в разных частях России, удалось начать новую страницу исследований истории Исад. Началось с увлечения молодых представителей рода Камневых созданием своего родословного древа. Уточнить и расширить древо получилось с помощью имеющихся в нашем распоряжении архивных источников разного времени. Было известно о том, что представитель рода Марк Андреевич Камнев долгие годы служил старообрядческим священником в Исадах и был репрессирован в начале 1940-х годов.

Стараниями потомков в архиве Рогожской старообрядческой общины в Москве (архив митрополии РПСЦ, информация о епархиях и священниках) был получен ценный документ, подтвердивший некоторые сведения, дошедшие в виде семейных преданий, а также открывший точные даты и имена. Новые сведения позволили удревнить родословное древо на несколько поколений и подойти совсем близко к новым открытиям. Документ представляет собой справку о том, что отец Марка Андреевича, Андрей Фролович Камнев, родившийся в 1839 году в Исадах, также был старообрядческим священником исадского прихода в храме великомученика Уара. О существовании в Исадах храма такого наименования было известно из устных пересказов (см. рассказ М.Н.Сафронова). И вот это свидетельство нашло документальное подтверждение!

Тем не менее, пока остаётся неясным, что за храм в Исадах имеется в виду. Вероятнее всего, большой деревянный, что стоял на нынешней улице Шатрищенской, неподалёку от бывшей бани. После закрытия в конце 1930-х он использовался в качестве детских яслей, а позднее – склада и достоял до начала 1960-х годов, когда был разобран на брёвна. До сих пор у нас нет ни одной фотографии этого строения, ни как храмового, ни в более позднюю пору! Но остаётся вероятность, что речь о каком-то другом здании, ведь известно о нескольких моленных в пределах села.

Андрей Камнев был рукоположен в священники архиепископом Антонием 22 мая 1880 года «на родину». Архиепископ старообрядческой церкви Антоний (Шутов) совершил хиротонию (посвящение) Андрея Камнева за 1,5 года до своей смерти. Он был тем человеком, который положил начало Белокриницкой иерархии в России. В 1853 году он был посвящён митрополитом Белокриницким Кирилом (Тимофеевым) во архиепископа Владимирского, а через 10 лет стал архиепископом Московским и всея России. Архиепископ получил право учреждать епархии и ставить в них епископов не только по всей России, но и в Персии, при условии оповещения Белокриницкой митрополии. Во времена правления императора Николая I старообрядцы подвергались жестоким гонениям. После поставления в архиепископы Антоний приехал в Россию и жил на нелегальном положении, окормляя старообрядческие приходы. Власти назначили вознаграждение за его поимку в 12 тысяч рублей. Он прятался под Москвой, выдавая себя за разорившегося предпринимателя, который скрывается от кредиторов. Переходил из деревни в деревню, ночевал на сеновалах и чердаках, много раз подвергался угрозе ареста, которого избегал, благодаря своей изобретательности. Только после смерти Николая I и через несколько лет после окончания Крымской войны старообрядцы получили некоторые права.

Духовным отцом священника Андрея Камнева был Пётр Васильевич Рязанов — многолетний настоятель храма Илии Пророка в д. Ёлкино Коломенского уезда (неподалёку от г. Воскресенск).

Потомственная преемственность исадских священников – старообрядцев Камневых, так же, как и Туркиных (см. о епископе Павле (Туркине)), ждёт глубокое изучение. По-видимому, эти семьи принадлежали к двум направлениям Белокриницкой (австрийской) иерархии, «окружникам» и «неокружникам», которые разделились после выхода Окружного послания в 1862 году. Течения делали попытки примириться, но они так и не удались до начала новых религиозных гонений 1930-х годов. А значит, Камневы и Туркины одновременно не могли служить в одном храме св. Уара. Места проведения их богослужений нужно уточнять.

Фамилия Камневых, в отличие от подавляющего большинства местных фамилий крепостных крестьян, образована не от имени, что говорит о её более раннем происхождении. Есть версия, что она выходит от известного на Рязанской земле рода детей боярских Каменевых, известного по меньшей мере с начала XVII века. Часть Каменевых служила на государевых должностях по Рязани, часть у владыки (архиепископа) Рязанского. Возможно, что исадские Камневы были лично свободными людьми (позднее крестьянами-однодворцами) и проживали в той части Исад, которая делилась на жеребьи (доли) между несколькими землевладельцами. Это дало возможность им позднее стать священниками. В метрических книгах исадской церкви Воскресения Христова фамилии у крестьян начинают появляться во время крестьянской реформы XIX века. Едва ли не впервые запись о рождении «у Филиппа Федотова Каминева и его законной жены Елены Леонтьевой» дочери появилась в 1870 году. Причём использованное здесь написание фамилии «Каминев/Каменев» встречается и позднее, но значительно реже, чем «Камнев».

Углубившись в «бесфамильное» время, мы можем предположить, что отцом Андрея Фроловича был Флор Михайлович («Флор Михайлов»). Фрол и Флор — разные написания одного имени. В метрической книге 1819 года есть запись о рождении у него сына Леонтия 12 июня (22-го крещён). Пока подтверждения этому предположению нет. До сих пор мы точно не понимаем, как регистрировали рождения староверов в то время. Но закон предписывал регистрацию всех подданных императора. В данном случае восприемником (крёстным) выступил дьякон исадской церкви Иван Тихонович (Иван Тихонов). Лица духовные редко становились крёстными, если только у своих же членов причта или тогда, когда крёстного трудно было найти (для незаконнорожденных младенцев, совсем бедных людей, дворовых и пр.). Возможно, что это косвенно указывает, что Фрол Михайлович был старообрядцем, так как близкие не признавали крещения по «никонианскому» обряду. Священником при крещении был Стефан Никитин — известный как ярый гонитель староверов. О нём есть весьма литературно звучащая запись воспоминания одного из исадских старообрядцев-современников. Иерей церкви Воскресения Христова Александр Америков в 1860-е приводит такие слова из попавшего к нему в руки архивного сочинения под названием «Эпистолия»: «отцы Василий и Стефан воздвигоша мучения и кровопролитие, а после того и самих смерть уязвиша, и теперь пожинают классы (колосья) кровосеяния рук своих».

Поиски ответов на все возникшие вопросы продолжаются. Надеемся в скором времени раскрыть многие тайны истории Исад.

Летописец.

Справочные сведения о некоторых русских хозяйствах

Доброго здоровья!

Благодаря другу нашего сайта Виталию Филиппову, возобновляем ленту новостей выдержкой из старого справочника за 1900 год. Издание называется «Краткие справочные сведения о некоторых русских хозяйствах», выпущено в С.-Петербурге Департаментом земледелия, входившим в Министерство земледелия и государственных имуществ.

Напомню, что хозяин исадского имения Владимир Николаевич Кожин, закончивший курс в Петровской земледельческой академии, вёл в нём хозяйство уже с 1881 года. Подробное описание технологий, применявшихся им в земледелии, садоводстве, скотоводстве, урожайности, разведении питомника декоративных растений можно найти в его работе 1915 года «Село Исады на Оке-реке». Оно содержит и некоторые этнографические сведения.

Таким образом, приведённые ниже данные из справочника — промежуточные итоги преобразований Владимира Николаевича в имении, описывающие состояние хозяйства к началу XX века. Орфография и пунктуация источника местами исправлена, приближена к современной.

«Имение при с.Исады Владимира Николаевича Кожина, Спасского уезда, в 13 верстах от ст.Мосолово и в 20 верстах от ст.Троице-Паленицы Московско-Казанской железной дороги. Почтовый адрес: Старая Рязань, Рязанской губернии. Хозяйство ведётся лично владельцем.

Всей земли в имении 852 десятины, из коих пахотной — 358 десятин, заливных лугов — 390 десятин, под лесом — 76 десятин, под усадьбою и проч.- 28 десятин.

Полеводство. Севооборот принят четырёхпольный: 1) пар удобренный; 2) озимая рожь; 3) картофель; 4) овёс и отчасти лён на семя.

Сорта полевых растений возделываются следующие: озимая рожь — местная, овёс — шатиловский, картофель — красный кошелевский и жёлтый, просо — местное, лён — степной.

Скотоводство. В хозяйстве содержится до 75 лошадей местной породы, улучшенных скрещиванием с казёнными заводчиками, преимущественно рабочего типа. Жеребчики в возрасте около 4 лет продаются за излишеством по цене от 125 до 250 руб. за голову.

Рогатый скот разводится местный, улучшенный галловейской кровью. Практикуется откармливание скота для продажи на убой в Москву или Рязань.

Плодоводство. Фруктовый сад занимает площадь в 10 десятин. Насаждения — яблони. Преобладающими сортами являются — антоновка, коричневое, грушовка, боровинка и анис. Кроме того, имеются — апорт, чёрное дерево и др. Вновь заводится сад на двух десятинах. Посадочный материал получается из собственных питомников.

Лесоразведение практикуется по местам, неудобным для полевой культуры (оврагам, буграм и проч.), которые засаживаются берёзою и отчасти хвойными породами.

В.Н.Кожин в повозке у крахмального завода, неподалёку от села Муратово. Фото из семейного архива Кожиных. Около 1915 г.

Технические производства. Имеется картофельно-крахмальный завод, перерабатывающий картофель, получаемый в собственном хозяйстве.

Имение при с.Муратово Владимира Николаевича Кожина, Спасского уезда, в 10 верстах от ст.Мосолово, Московско-Казанской железной дороги и в 11 весртах от пристани Спасск на р.Оке. Почтовый адрес: Старая Рязань. Хозяйство ведётся лично владельцем, при помощи старосты.

Всей удобной земли в имении — 184 десятины, из коих пахотной — 106 десятин, под лесом и сенокосом — 66 десятин и усадебной — 12 десятин.

Полеводство. В хозяйстве принят четырёхпольный севооборот: 1) пар, 2/3 коего удобряется навозом; 2) озимая рожь; 3) картофель; 4) овёс.

Возделывается: озимая рожь — местная, овёс — кожинский (без перемены семян с 1884 года); просо; картофель — белый и красный.

Скотоводство. Рабочие матки покрываются казёнными жеребцами рысистого и тяжеловозного типов. Приплод в 3-4-летнем возрасте поступает в продажу по цене до 250 руб. за голову.

Плодовый сад занимает площадь в 9 десятин. Насаждения — яблони и отчасти вишни.»

Летописец.

Постамент к памятнику Прокопию Ляпунову своими силами. Сможем?

Доброго здоровья!

Археологические охранные работы на месте будущего мемориала освободителю Москвы и России Прокопию Ляпунову в Исадах окончены. Сегодня день его гибели, 22 июля 1611 года собиратель и предводитель Первого ополчения против поляков Прокопий Ляпунов был убит изменниками у стен осаждённой Москвы. Место для памятника с небольшим котлованом от шурфа (3 х 4 метра, глубина около 1 метра) готово. Дело за устройством постамента под памятник. Какие есть мысли? Сможем сделать своими силами?

Металл нынче подешевел, с заливкой бетона сможем решить, доски для опалубки найдём. Потребуется арматура, вязальная проволока, блоки, цемент, песок. Для обсуждения есть такой вариант. 

1-й шаг. Заглублённая часть постамента. Использовать ровно половину шурфа для постамента. Бурить по углам 4 скважины глубиной 1 м (диаметр 300 мм). На дно — слой песка (подушка) — 100 мм, слой гравия — 50 мм. Ставить опалубку для 4-х угловых свай и перекрывающей их плиты, свободные от заливки бетоном пространства забить землёй. Связать арматурный каркас, опустить его в подготовленные углубления. Залить бетоном. Получится примерно такой бетонный фундамент (см. рисунок). На поверхности будет видна плита 3 х 2 метра. Укрыть и ждать отвердения бетона. Одновременно с заливкой фундамента на свободной половине шурфа можно залить 3 плиты, которые потребуются для верхней части постамента. О них речь дальше.

2-й шаг. Верхняя часть постамента. После набора прочности бетоном на фундаментной плите из блоков сделать кладку высотой 2 м (см. рисунок). В верхней её части сделать 2 небольшие ступени. (Задумка — Прокопий будет обращаться к людям, стоя на крыльце, например, храма. Крыльцо скульптор может обозначить столбиками, частями перил и пр., по своему художественному разумению. Ступени нами будут заранее обозначены.) Все верхние части перекрываем изготовленными ранее плитами.

Мысли и предложения собираем на сайте — здесь или в нашей группе «ВКонтакте».

Летописец.

Раскопки театральной сцены в Красном доме и памятник Прокопию Ляпунову

Доброго здоровья, селяне и примкнувшие к ним отдыхающие!

Вчера закончились археологические работы на месте барской усадьбы в Исадах. Группа Старорязанской экспедиции работала 3 дня на месте будущей (возможной) установки памятника освободителю Москвы Прокопию Ляпунову. Начинали под жарким солнцем, заканчивали под настойчивым дождём. Но выбор места для шурфа оправдал себя!

Шурф был разбит большой, 3 х 4 метра, постамент памятника будет расположен напротив крыльца церкви, на удалении 70 метров. Прокопий будет хорошо виден со всех направлений, подходов и подъездов — с улицы, от храма, с дорожки, идущей вдоль Детинуха. Перед ним образуется достаточно большая площадь, которую можно обустроить дорожками, скамейками, озеленить насаждениями, как предполагалось в первоначальном плане благоустройства (если оно когда-то состоится). Поддержка археологов состояла из 2-3 помощников из числа сочувствующих. Многие подходили посмотреть, что происходит, поговорить, делились историческими воспоминаниями. Наиболее напряжённая работа была в первый день. Потребовалась помощь лома, чтобы пробиться сквозь слой строительного мусора в виде битого кирпича, щебня и извести. Дальше пошла более творческая археологическая работа, с приложением меньших физических сил и большим количеством находок и открытий.

На ближнем плане — фундамент западной стены Красного дома. Археолог Фёдор стоит на внутренней несущей стене. Тёмный прямоугольник земли между ними — сцена крепостного театра!

Шурф попал прямо на внешнюю западную стену Красного дома, уничтоженного где-то в 1927-1928 годах! Также он захватил поперечную внутреннюю несущую стену здания и большой участок внутреннего пространства дома между ними. Напомню, что, по преданию, Красный дом был построен Ржевским (Григорием Павловичем?) для размещения в нём крепостного театра. В доме балерины проживали, в нём была устроена сцена для выступлений.

Красный прямоугольник — примерное расположение Красного дома (сиреневая отметка — шурф 2022 года). Белый контур — место расположения Белого дома.

Проведённые работы ценны уже тем, что было установлено расположение западной стены дома, её ориентировка, а также с использованием фотографий начала XX века стало возможно определить расположение дома в целом. Оно было утрачено, следы стен строения никак не выделялись на местности. Ещё в 1955 году, когда перед разрушением Белого дома московские архитекторы делали его обмеры и план исчезающей усадьбы, они не могли определить точное место и размеры снесённого Красного дома. На составленном тогда плане он показан лишь приблизительно, как «место снесённого ранее…»

После открытия направления западной стены Красного дома было сделано любопытное открытие: стены Белого, Красного домов и церкви ориентированы при постройке по разным осям, не строго параллельно (перпендикулярно) друг другу. «Южное» направление стен Белого дома (азимут около 131 градуса) близко к ориентировке основного четверика здания церкви (около 135 гр.). Значит, строители 1730-х годов (или более ранние) ставили стены, опираясь на оси уже стоящего храма. А вот самый поздний по времени постройки Красной дом сильно отбивается от этого направления (азимут около 150 гр.). Очень странно, ведь его архитектор должен был создать между домами площадь. Почему не прямоугольную? Площадь расширяется по направлению от церкви (въездных ворот в усадьбу) к Белому дому. Видимо, для того, чтобы длинное здание Красного дома продолжало перспективную линию сельской улицы, шедшей вдоль Барского сада. Азимут улицы очень близок к направлению восточной и западной стен Красного дома. Таким образом, направление аллеи сада (позднее на ней высажены лиственницы) не перекрывалось стеной Красного дома.

Второе наблюдение — стены церкви Воскресения Христова (главного четверика) не перпендикулярны, т.е. не образуют прямоугольника (азимуты около 135 гр. на «южном» направлении и 55 гр. «восточном»)! Здесь разгадки надо искать уже у знатоков позднесредневековой русской архитектуры.

По нашим логическим прикидкам, раскопки все эти дни шли на месте сцены крепостного театра! На ней выступали знаменитые балерины начала XIX века: сёстры Михайловы, И. Харламова, Ситникова, Виноградова, Кузнецова, Данилова, Кондратьева, Федорова и Жукова. В Москве, на сцене Итальянского театра, они блистали в балетных и оперных постановках  вместе с приглашёнными французскими танцовщиками, а позднее были проданы Ржевским и составили основу труппы Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге.

Из находок был собран разнообразный керамический материал. К наиболее ранней относится 1 фрагмент лепного сосуда культуры Рязано-Окских могильников (приблизительно V века), древнерусская керамика XIII века. Была найдена чёрная керамическая бусина XIV века. Керамический материал ещё изучается. Ясно одно, что площадь усадьбы была заселена в самые первые времена от возникновения Исад. Предыдущий шурф 2020 года также содержал керамику XII — XIII века. Кстати, он тоже попал внутрь Красного дома, в пространство его северного крыла, о чём мы тогда ещё не предполагали. Также любопытна найденная в верхнем слое небольшая изящная столовая вилка, возможно, ей пользовались уже Кожины. Ждём новостей от археологов после обработки находок.

Шурф остался открытым для удобства работ по заливке постамента памятника Прокопию Ляпунову. У всех нас есть возможность подумать о способе его устройства и участвовать в строительстве. Возможно, небольшими шагами мы наконец дойдём до самого памятника. Как всегда, приглашаем всех присоединяться. Написать можно сюда, на сайт, или в нашу группу «ВКонтакте».

Вид от крыльца храма в направлении будущего памятника Прокопию Ляпунову. Вдалеке — отвал земли из шурфа.

Всех с наступающим завтра, 20 июля, летописным Днём рождения Исад!

Летописец.

Начало археологического сезона-2022 на Старой Рязани и в Исадах

Доброго здоровья!

После летних событий минувшего 2021 года, когда неподалёку от Исад был открыт богатый клад ранних древнерусских серебряных украшений, многие с нетерпением ожидают начала нового полевого археологического сезона. Как говорится, все «жданки» уже поели. Со всех сторон звучит вопрос: когда начнёт работу Старорязанская экспедиция? Будут ли работы в Исадах? Оно и правда, в этом году с началом экспедиции припозднились. Даже не припомню, чтобы к 10 июля ещё никто не заехал в лагерь. И пандемии побеждены, а археологов всё нет. Дела-то накопились уже, нерешённые задачи, недооткрытые тайны истории…

Сегодня могу сообщить сразу несколько новостей, полученных из первых уст, т.е. от начальника экспедиции Игоря Юрьевича Стрикалова.

Новость первая и менее других определённая. Экспедиция на Старую Рязань будет заезжать во второй половине июля. Более точных дат нет.

Новость вторая — близкая и понятная. Под установку (в будущем) на месте бывшей господской усадьбы памятника Прокопию Ляпунову в Исадах и создание вокруг него культурно-исторического уголка сельской администрацией оплачены и согласованы с руководством Старорязанской экспедиции охранные работы. Будет заложен большой шурф 3 х 3 метра на месте площадки будущего памятника. Эти работы начнутся уже в течение недели. Предварительный срок начала — 16 июля. Напомню, что предыдущая шурфовка на месте усадьбы дала неожиданный для всех выход на слой чистого XII века! Тем самым было подтверждено заключение о времени возникновения Исад, сделанное по итогам сбора подъёмного материала (керамики) на участках домохозяйств, расположенных в предполагаемой самой древней части села. Сбор подъёмного материала пока так и не окончен. Остались неисследованными значительные участки села, где встречалась и очень ранняя керамика. Будем надеяться, что и это дело мы сможем завершить. Всех желающих принять участие в раскопе шурфа, переборке грунта в поисках находок приглашаю принять участие! Уточнение даты и времени событий — в нашей группе «ВКонтакте«. Во время работы обязательно обсудим будущее устройство исторической площадки и мемориала. В дальнейшем будем настаивать на создании площадки, туристических троп и объектов именно в том виде, в котором решим. Закулисные решения не пройдут.

Если закончим шурф до вечера воскресенья (17 июля), есть предложение отметить очередной День летописного рождения Исад в тот же вечер. Вспомним  наш малиново-смородиновый чай на Красной Горке. Надеюсь, археологи не откажутся с нами посидеть и побеседовать о старине и современности. Какие будут соображения — пишите в группу «ВКонтакте«.

Новость третья для любителей исторической реконструкции, древнерусского вооружения, древних одежд, предметов быта IX-XII века. С 27 по 31 июля между Старой Рязанью и Новым Ольговым городком (у Никитино) пройдёт 2-й фестиваль «Поле брани«. 1-й состоялся в июле прошлого года. Его устраивает Музей ратной истории Москвы. Съедутся реконструкторы из разных городов и клубов исторической реконструкции. Правила участия в  фестивале участники устанавливают самые строгие. Ни одной вещи, не относящейся к тем далёким временам, участники не должны иметь даже в своём лагере. Будут военные состязания, есть легенда событий, которые будут разыгрываться. Основную часть будет составлять пешие воины, но должны быть и конные предводители дружин (как в прошлом году). Кроме того, как и в 2021-м, по Оке от Рязани до Старой Рязани придёт боевой ладья с варяжской дружиной из самого известного в России муромского клуба «Вареж». Корабль станет у стен города. Для участников фестиваля будет экскурсия по городищу, рассказ о некоторых важных страницах жизни древнего города. Это должно случиться по плану 28 июля. Затем варяги проплывут мимо Исад в сторону Мурома. Будут и увлекательнейшие состязания для женщин в хозяйственных делах того времени, ремёслах, изготовлении предметов быта, песенном и прочем хороводном творчестве. Одна беда — зрителей фестиваль не ждёт, реконструкторы встречаются только для себя, чтобы пожить несколько дней жизнью людей прошлых веков. Было предложение к администрации Спасского района выделить для зрителей один день, с билетами и пр. Но администрация повела себя безразлично. По своему обычаю, привычная к челобитчикам, на связь не выходила, никаких желаний в устройстве фестиваля не показывала. Из чего устроители сделали вывод, что никому со стороны это не нужно. В итоге фестиваль можно будет особо желающим только подсмотреть, а не посмотреть. К примеру, присоседившись к экскурсии в лагере археологов или попытавшись уловить передвижения боевых отрядов откуда-нибудь с валов. По крайней мере, с кораблём можно будет познакомится поближе! А вообще нам бы этот фестиваль привлечь в Исады…

Летописец.

Прокопий Ляпунов и его сын Владимир в битве на реке Восьме.

Доброго здоровья!

Утреннее солнце набирает высоту, потоки яркого летнего света начинают припекать, намекая на летнюю силу жгучих лучей. Стремительное Симферопольское шоссе перебирается по мосту через сверкающую блёстками Оку, Кашира остаётся в стороне, и вскоре съезжаю на спокойную местную областную дорогу в сторону Ясногорского района. Сразу начинаются холмы, подъёмы и спуски Среднерусской возвышенности. Виды прекрасные открываются! Свежая яркая зелень полей чередуется тёмно-зелёными пятнами лесов, у подножия холмов встречаются друг с другом в густых зарослях деревьев речки. К слиянию таких малых речек, Восьмы и Беспуты, подбегает дорога. На краю деревни открывается вид на широкую долину между холмами, сбоку от дороги – высоких памятный знак в виде развёрнутых в разные стороны секир. Вот где-то тут и оно – поле Восьминской битвы. Сюда привела память о нашем великом воеводе Прокопии Ляпунове — освободителе Москвы и спасителе Русского государства.

Впадение Восьмы в Беспуту. За ними (справа) — поле Восьминской битвы.

В такие же летние дни, 415 лет назад, произошла она. Табличка на памятном знаке называет битву «одним из самых кровопролитных сражений Смутного времени»… Восьминская битва произошла 15-17 июня (5-7 июня по старому стилю) 1607 года «в том месте, где Восьма впадает в Беспуту». Вон там, вдалеке, в низине, соединяются заросли двух речных долин – это Восьма впадает в Беспуту, которая бежит прямиком на север, к Оке.

События происходили во время между двумя Лжедмитриями. Лжедмитрий I уже был убит, к власти в Москве пришёл новый «боярский царь» Василий Шуйский. Его избрание происходило с нарушением принятых тогда обязательных действий, достаточно узким кругом лиц. По этой причине очень многие бояре, дворяне, города долгое время не признавали его право царствовать. К их числу относился и Прокопий Ляпунов. Но другого царя не было, народу страны требовался правитель. Это было благоприятной почвой для самозванцев, которые продолжали появляться, как грибы в тёплую погоду после дождя. От таковых на Русскую землю прибыл, вернувшись из турецкого плена через европейские страны, бывший боевой холоп (младший вспомогательный воин) князя Телятевского Иван Исаевич Болотников.

Поле битвы севернее Восьмы.

Смуту против Василия Шуйского готовили бывшие приближённые Лжедмитрия I. Один из них — сбежавший в Польшу Михаил Молчанов, выкравший в Кремле царскую печать и регалии представлялся спасшимся царём Дмитрием. Другой — оставшийся на службе Шуйского Григорий Шаховской, назначенный воеводой в пограничный Путивль, он готовил местные войсковые гарнизоны к выступлению против царя. К ним и попал Иван Болотников. Не будем гадать, был он уверен в том, что перед ним самозванцы и смутьяны или осознанно включился в игру по захвату власти в Московском государстве. Болотникову доверили стать во главе военного отряда, собранного в окраинных Северских городах из местных служилых людей, стрельцов, городских казаков, а также привлечённых вольных донских, волжских казаков. Позднее к ним присоединялись служилые люди других городов, а также беглые крестьяне, образовалось целое войско восставших. В прежние советские времена его поход к Москве именовали «крестьянским восстанием». На самом деле, восстанием управляли и преобладали в численности совсем другие сословия профессиональных воинов.

«Болотниковцы» захватили все города от южных границ до подступов к Москве. Вряд ли многие верили, что из Польши скоро придёт выживший «царь Дмитрий» или что существует «царь Пётр Фёдорович» («болотниковцы» ссылались то на одного, то на другого), но власть Шуйского многие точно считали незаконной. А, значит, верили в справедливую возможность сместить царя военной силой. Присоединился в числе других к восстанию и Прокопий Ляпунов, вероятно, при подходе войска к рязанским пределам. Однако, под самой Москвой, у села Коломенского, когда Москву царю трудно уже было удержать, Прокопий перешёл с несколькими дворянскими отрядами на сторону Шуйского. С приходом новых сил Василию Шуйскому удалось разбить войско повстанцев и отбросить от столицы.

Поле битвы за Восьмой — на переднем плане. Заросли в низине — долина реки Восьмы.

Царь собрал большое войско (около 100 тыс. чел.) и выдвинулся с основной его частью к Серпухову. Одновременно к Кашире вышло его левое крыло во главе с боярином князем Андреем Васильевичем Голицыным. В этом войске был и рязанский отряд Прокопия Ляпунова, бок о бок с которым везде следовал сын Владимир. Болотников тем временем собрал свои войска в окрестностях Тулы. Избегая столкновения с главным царским войском, он выслал большие силы под началом князя Телятевского (своего бывшего господина) в сторону Каширы. Хотел ли он разбить Голицына или задумывал обойти все царские войска и захватить Москву, точного ответа нет. По пути к Кашире, на реке Восьме, силы Телятевского и Голицына встретились. Численность первого оценивают в 30-38 тыс. чел., численность второго явно не равнялась 100 тысячам – столько было всего у Шуйского, а главные силы стояли у Серпухова. Точно известно, что оба столкнувшихся противника имели в своём вооружении артиллерию и «огненный бой» (стрельцов с огнестрельным оружием), с обеих сторон была конница дворян и казаков.

Русская летопись (Бельский летописец, ПСРЛ, т.34) сообщает, что царь послал «Кошире бояр своих и воевод князя Андрея Васильевича Голицына да князя Бориса Михайловича Лыкова, да Прокофья Ляпунова, да Истому Пашкова со многими ратными людми и с конными и с пешими и с нарядом».

Всё дальнейшее описание битвы, которое даже изображают в виде схем построений отдельных полков, мы не можем считать достоверным, не нашлось таких сведений в доступных документах.

Немецкий наёмник Конрад Буссов был в то время в войске Болотникова, а позднее оставил свои мемуары о годах, проведённых в Московии. По его сведениям, первоначально перевес в сражении был на стороне Болотникова. Победа осталась бы за повстанцами, если бы некий «воевода по имени Телетин» не изменил со своим 4-тысячным отрядом Болотникову и не ударил бы неожиданно по его войску. В этом имени читается «Телятевский», но он как раз был во главе всего войска повстанцев. Что за «измену» имел в виду Конрад Буссов, не ясно, русские источники такого ключевого эпизода в ходе битвы не упоминают. Путает Конрад и место битвы, говоря, что оно было у Серпухова. Сам он в битве не участвовал, описывал её с чьих-то слов.

Река Восьма.

Не ясно также, откуда появился эпизод с переправой через Восьму казаков Телятевского и заходом через ряды царского войска в его середину, а также по какой причине они решили вдруг там задержаться. В то же время, якобы, отряд Ляпунова, не обращая внимания на оставленных в тылу неприятельских казаков, сам зашёл в тыл войска Телятевского, чем обратил его в бегство.

«Бельский летописец» сообщает только, что государеву войску удалось «воровских людей» побить, «а иных в оврагех осадили и приступами их взяли». Логичнее предположить, что атаковало укрепления «болотниковцев» как раз царское войско, где и были окружены в овраге казаки. Телятевский бежал к Туле. «И на том бою воровских людей убито и живых взято 3400 человек».

Согласно данным Разрядного приказа, в плен попало 1700 человек (сведения не проверены). Сообщения об уничтожении 20 тысяч повстанцев, казни взятых в плен казаков, видимо, относятся к переосмыслению Восьминской битвы историками.

После битвы Шуйский отправил к Туле три полка под руководством Михаила Скопина-Шуйского, а также Каширский и Рязанский полки. Впереди была битва на реке Вороньей, у стен Тулы, осада города и захват Болотникова. Сражение на Восьме стало важной ступенью к победе над восстанием.

Ляпуновы, отец и сын, видимо, на самом деле проявили себя в битве на Восьме. Так, Владимир Прокопьевич, согласно его челобитной к царю, получил за отличие в этом бою надбавку к своему дворянскому окладу в 150 четвертей земли (около 82 га).

Дно Восьмы — каменистое.

Речка Восьма живописна и загадочна. Её название пришло из балтских языков (балты предшествовали появлению здесь славян), происходит от слова, означающего «камень», т.е. речка — «каменистая». Она на самом деле имеет каменистое дно и прозрачную воду. Если приглядеться, на дне видны достаточно крупные камни.

Летописец.

Этюды Исадской церкви с летнего пленэра студентов РХУ. 1983.

Доброго здоровья!

Многие, конечно, помнят рассказ Юлии Герасимовой о незабываемом летнем пленэре (учебных работах «на открытом воздухе») студентов 1-го курса Рязанского художественного училища в 1983 году. Спустя много лет, многие бывшие художники-первокурсники делились добрыми воспоминаниями о днях, проведённых тогда в Исадах, о молодости, общей работе, помощи колхозу в ремонте «Попова дома» (ныне дома художника В.И. Иванова), о весёлом быте и прекрасных Исадах.

Этюд. Исадская церковь. 1983. (Худ. Ирина Виноградова.)

Сегодня бывшие студенты РХУ разыскали один из тех старых этюдов, которым автор любезно со всеми нами поделился! Этюд выполнила в 1983 году Ирина Виноградова. Угадайте точку, в которой находился художник!

Летописец.

С Днём Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне!

С праздником, Днём великой Победы, дорогие земляки!

Сегодня в здании Исадской школы прошло торжество в честь наших славных дедов, прадедов, сражавшихся и победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны. Звучали песни, стихи, рассказы о жизни и подвиге военного поколения, воевавшего на фронтах войны и трудившегося в тылу. Ребята держали в руках фотопортреты близких людей, родных, соседей-земляков. В память о них остались сегодня только рассказы, переданные нам, эти фотографии, документы и — МЫ САМИ. Без них не было бы нас. Выходит, мы — свидетельство самоотверженных поступков, военных подвигов, тяжёлых многолетних трудов наших дедушек и бабушек.

Литию об упокоении павших воинов и их вечной памяти отслужил протоиерей исадской церкви отец Виктор Тараканов.

Среди гостей была правнучка иерея и епархиального миссионера Александра Гавриловича Америкова, служившего в нашей церкви Воскресения Христова в 19-м веке, Инна Липилина. Она вернулась на родину своего деда и прадедов, чтобы прикоснуться к памятным местам, где они когда-то жили, трудились и сеяли в душах наших предков доброе и вечное.

Сильный дождь не позволил пройти шествием от школы до памятника, но к нему всё же школьники и взрослые приехали для возложения цветов.

Летописец.

О.Вячеслав Савинцев стал кандидатом исторических наук

Доброго всем здоровья!

Отец Вячеслав Савинцев с оппонентом по защите диссертации А.В. Штепой. Мордовский гос. университет им. Огарёва. Саранск.

Прошло чуть более 9 месяцев со дня защиты иереем Вячеславом Савинцевым богословской диссертации, после которой наш давний друг стал кандидатом богословия, а мы снова должны его поздравить с получением новой учёной степени! На этот раз светской. Сегодня отец Вячеслав успешно защитил в Мордовском государственном университете имени Огарёва свою кандидатскую диссертацию по истории. Теперь он также является кандидатом исторических наук.

Была представлена и защищена диссертация на тему «Старообрядчество Рязанской губернии в контексте государственной конфессиональной политики в середине XIX – начале XX в.» Основными положениями работы, которые выносились на защиту, были нижеследующие.

1. Рязанская губерния является исторически сложившимся местом проживания старообрядцев. Уже во время раскола русской церкви в регионе сформировалась оппозиция реформаторству. В дальнейшем сторонники старого обряда пополнялись за счет московских староверов, но, в целом, в Рязанской губернии сохранялась преемственность поколений коренных староверов.

2. В результате географического, миграционного и политического факторов на территории Рязанской губернии старообрядчество расселилось неравномерно, некоторые уезды были плотно заселены староверами (Егорьевский и Рязанский), а в некоторых заселение было незначительным (Касимовский и Раненбургский).

3. В Рязанской губернии проживали представители основных старообрядческих согласий: «австрийцы» (окружники и неокружники), беглопоповцы и беспоповцы (поморцы, филипповцы и федосеевцы). Наиболее многочисленными были поповцы Белокриницкого (австрийского) направления, наименее – последователи беспоповства.

4. Общественная активность рязанских староверов, главным образом, представлена на уровне купечества. Основными направлениями деятельности были торговля, строительство моленных и храмов, помощь единоверцам. Старообрядческий капитал был направлен только на развитие и укрепление общинной жизни.

5. Миссионерская деятельность Русской православной церкви была частью государственной конфессиональной политики. Модернизационные законодательные изменения в отношении староверов в Российской империи способствовали изменению и миссионерской деятельности православной церкви от репрессивно-ограничительных мер к мерам идеологическим. В целом, деятельность по обращению старообрядцев в православие была не вполне удачной, за исключением единичных примеров. Основным действенным миссионерским средством в Рязанской губернии была приходская школа.

Работа стала вехой в исследовании старообрядчества, открыла неизвестные события прошлого и позволяет осмыслить всё, что происходило и происходит с нашим народом. Наверняка кандидат наук на этом не остановится. От души поздравляем отца Вячеслава с получением учёной степени!

Летописец.

Спасская фотостудия. Начало 1930-х.

Доброго здоровья!

Накопилось некоторое количество старых фотографий, на которые обратил внимание уже давно. Этим снимкам без малого 100 лет, собрались они из семейного архива, затем из запасников односельчан. Вообще ещё в детстве любопытно было рассматривать совсем молодые лица своих бабушек, их необычную одежду, слыша их рассказы о своих подругах, давних историях жизни, бытовых мелочах, отношениях между людьми: как они общались между собой, как относились к родителям и многое другое… Всегда  важно заглянуть в прошлое, чтобы понять, кто ты. А лица! Какие же они были красивые и простые!

Исады. Фурмина ( дев. Сенькова) Александра Филипповна с мужем Фурминым Николаем Афанасьевичем. Около 1927-1928 г.
Аргамаково. Сенькова (зам. Щаулина) Анастасия Филипповна (справа). Около 1934-1935 г.

И вот, много лет спустя, собралось несколько студийных фотографий, у которых явно одинаковым был задний план — рельефная колонна слева, а правее — развесистые кроны деревьев и прекрасные облака. Очень художественная по исполнению (на моё восприятие) картина, если сравнить с заставками многих других фотостудий предвоенных лет. Сам собой возник вопрос: а где происходила съёмка? Видимо, фотографии объединены определённым временным промежутком, когда они снимались. Есть ли схожесть платьев, нарядов, причёсок? И что это за время? После некоторых сложных рассуждений и сопоставления дат и событий жизни запечатлённых на фото людей стали вырисовываться некоторые ответы. Кстати, далеко не все имена заснятых лиц нам сегодня известны. Спросить-то уже некого почти… Выводы приблизительно такие.

Фото делались наверняка в Спасске, обстановка слишком студийная. К примеру, многочисленные сельские фото, делавшиеся «на дому», значительно отличаются и задним планом, и прочими мелкими подробностями, и, конечно, качеством в целом. Ближайшее место, где могли фотографироваться все эти молодые сельские барышни и кавалеры — город Спасск. Явно присутствовала мода на подобную съёмку у молодых людей «в городе», к ней тщательно готовились. Как сейчас сказали бы, это была трендовая фотосессия (из одного кадра).

Наряды. Помню, как рассказывала бабушка о модных у девочек в то время блузках в виде «матроски». Причём шились они часто самими девушками или кем-то из «опытных» старших швей, для них собиралась нужная фурнитура: ленты и пр. Шнурованные высокие женские боты также обращают на себя внимание. Юбки в складку, бусы. Мужчины в рубахах навыпуск, подхваченных сверху ремнём, косоворотки… Но также присутствует представительный пиджачный вариант.

Исады. Цепляевы Михаил Фёдорович и Полина Селивёрстовна. 1931 г.
Аргамаково. Гуркин Василий Петрович (серед.). Около 1928-1933 г.

Причёски. Накрученные сбоку от заглаженного пробора в мелкие завитки девичьи чёлки… Особо обратил на себя внимание отделённый посредине лба и закрученный завиток. Явный признак какой-то неведомой кратковременной моды…

Время. Все раскладки приводят к предположительному диапазону между 1927 и 1935 годом. Время позднего НЭПа на его закате, перед отменой «новой экономической политики», и начала насильственной коллективизации сельского хозяйства — с его отъёмом имущества, скота, орудий труда и репрессиями несогласных «кулаков», удушение «единоличников», понуждение к вступлению в колхозы. Перелом между временем относительно восстановившегося благополучия после Гражданской войны и приходящим временем утраты самого необходимого для поддержания жизни большой крестьянской семьи. А семьи тогда действительно были большими, 7 — 9 детей — не редкость.

Возможно, фотографии из «Спасской фотостудии» есть и вашем семейном архиве. Большую ценность имели бы не только изображения, но и надписи на тыльной стороне фото. Очень важно знать, кто изображён на них: имя, фамилию (девичью и в замужестве), отчество, годы жизни, время съёмки, родство или связи между лицами в кадре. Эти сведения часто помогают в наших многочисленных поисках по самым разным вопросам. Никогда не знаешь, что такой кадр может неожиданно раскрыть самую большую загадку! Если появится о ком-то много воспоминаний,  сделаем об этом человеке рассказ.

Аргамаково. Малахова (дев. Сенькова) Анна Филипповна (слева), возм. Игонина (дев. Сенькова) Мария Тимофеевна (серед.). Около 1930-1933 г.

Возможно, такие фотографии обнаружатся в самом Спасске или в округе бывшего огромного Спасского уезда и их удастся собрать в большую галерею — это будет вообще огромным достижением! Тогда мы сможем придумать что-нибудь полезное и познавательное, вроде выставки, например, совместно с нашими друзьями из Спасского краеведческого музея им. Г.К.Вагнера. Может быть, вы кого-то узнали на этих фото. Сообщайте на сайт, присылайте фотографии! Или просто укажите, как можно с вами связаться, чтобы сканировать имеющееся у вас фото. Подписи уже известных нам изображённых лиц подписаны под каждым фото. При обнаружении ошибок и неточностей — всегда рад вашим поправкам и дополнениям.

Летописец.