Новости

Может быть, пора угомониться…?

Умер старый учитель Анатолий Николаевич Артёмов.

Может быть, пора угомониться?
Но я, грешным делом, не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше, чем грустить по журавлю.

Почему-то пару дней назад с утренним подъёмом и по дороге из дома пришла в голову эта песня. И стал вспоминать своих школьных учителей. Вспомнил и учителей Исадской школы, Анатолия Николаевича. Дни мои юные и годы, когда я с ним познакомился, остались, наверно, самыми светлыми и яркими в моей жизни. Они были шумными, весёлыми, полными событий. И я с учениками Исадской школы окунулся в увлекательное приключение под названием туристические слёты. Областные, районные… Жизнь в палатках среди огромного количества такой же молодой красивой толпы ребят и девочек, бодрых и весёлых учителей. Они тоже приезжали на этот праздник и радовались полноте жизни, встречам с друзьями и природой. И на этих встречах по вечерам был он с голосистым баяном, а вокруг него всегда самая красивая учительская молодёжь. А днём соревнования. Его коронный географический этап составления карты местности, где он всегда выбирался в судьи. Спортивное ориентирование — тоже его, туртехника, контрольно-комбинированный маршрут (ККМ)…

На слётах он всегда руководил командой, умел настроить на борьбу, разложить этапы, чётко объяснить задачи. Но радость жизни его порой могла переполнять, и всегда рядом с ним находился его друг и коллега, который его уравновешивал, а в случае необходимости мог подстраховать — Целикин Николай Александрович. Так они и полюбились нам, «лёд и пламень», были нами оба бесконечно уважаемы. Сколько команд и поколений ребят он туда свозил… А в школе — география, уроки пения под его аккомпанемент на баяне. Льются слова его песни…

Славное море — священный Байкал,
Славный корабль — омулёвая бочка.
Эй, Баргузин, пошевеливай вал…

— Володя, вот скажи, что такое Баргузин?
— Ня знаю… Мужик, мож, какой…

И вообще мужчина-учитель в школе всегда воспринимался по-особому, сейчас их совсем мало. Его любили и ребята, и девчонки. Всегда душа компании, школьные веселья — с ним. На всех встречах выпускников и торжественных собраниях в школе он выступал. Умел говорить чётко, ясно, с душой… А вот стал искать его фотографии — и почти нет. Все есть, а его нет. Сбоку или случайный кадр. А вот тут все мы есть, Николай Александрович Целикин, а его снова нет… Ровно два года назад в школьном спортивном зале вместе праздновали 150 лет учреждения школы в Исадах. Многих вспоминали тогда за общим столом. Через год ушёл из жизни Николай Александрович, вместе его хоронили. А ещё через год пришёл и его час…

Последнее время он как будто стеснялся разговоров, уходил со встреч и один сидел где-нибудь в сторонке. Там с ним поговорили в последний раз у ступеней школы. Живёт человек, пока молодой, и многие вокруг ему рады. А состарится и уходит почему-то обычно в одиночестве…

Светлая память и Царство небесное!

Летописец.

О памятниках истории — архитектуры и их охране (1925 год)

Доброго здоровья, селяне и горожане!

Благодарим в очередной раз Виталия Филиппова за его находку в рязанской губернской газете «Рабочий клич» от 15 августа 1925 года! К номеру газеты было приложено Постановление Президиума Рязанского Губисполкома от 28 июля 1925г. «Об охране памятников искусства, старинного быта и природы в пределах Рязанской губернии». Любопытнейшее свидетельство времени. Прочтя название документа, гордость берёт за молодую власть пролетариата. Не прошло и 8 лет со дня победы над буржуями и эксплуататорами трудового народа, а вот оценили же верхи нового общества, народная, так сказать, власть, что беречь-таки надо построенное и созданное людьми раньше. Пусть и плохими людьми построено было, не рабочего происхождения, но руки-то чьи эти камни укладывали? Рабочие! То-то! И картины всякие писали тоже люди бедные в основном. Ну, да хоть тушкой, хоть чучелом, как говорится, дело-то доброе задумано было. Нынче модно стало вспоминать прекрасное советское прошлое. Вот и подтверждение, как всё по чести делалось советской-то властью. Почитаем вырезки Постановления. О кожинской усадьбе в Исадах значится в первых строках по Спасскому уезду.

«Воспретить без особого на то разрешения губернского п/отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины… сломку памятников»,- слова какие правильные, «без разрешения»! Теперь знаем, что указанный подотдел отвечал за сохранность усадеб, памятников архитектуры. А «групповые памятники (кремли, монастыри, усадьбы и проч.) подлежат охране в целом, на всей занимаемой территории», — во как… А наблюдать за исполнением правил поручено было уездным исполкомам, губернскому подотделу, его местным органам, волсоветам, сельсоветам и милиции. Как говорил один из знаменитых советских футбольных тренеров, ответственность бывает только персональная, коллективной бывает лишь безответственность.

Бывшая исадская усадьба Владимира Николаевича Кожина (она же Ляпуновых, Долгоруковых, Мещерских, Ржевских), как видим, оказалась в ведении уездного исполкома. Надо уточнить сведения Постановления, что входило в состав усадьбы. Белый дом (на фото на дальнем плане) был построен не в конце 18 века, а примерно в 30-х его годах, как установили позднее архитекторы. И принадлежал стилю барокко. Ампирным нельзя считать и Красный дом (на фото справа), скорее, он принадлежал более раннему стилю классицизм. По преданию, бытовавшему в семье Кожиных, построен ещё Ржевским для крепостного театра, т.е. значительно раньше продажи усадьбы Кожиным в 1816 году. Тогда ампир только завоёвывал Россию.

Церковь Воскресения Христова в Исадах также стоит первой в Спасском уезде. Любопытно, что памятниками «церковного зодчества» признавались постройки старше 100 лет. О непростой судьбе чудом уцелевшей церкви мы знаем. Что стало с другими памятниками Спасского уезда, поставленными на охрану в 1925 году?

  • Красный дом в Исадах разрушен, спустя пару лет после выхода Постановления.
  • Белый дом в Исадах разрушен в 1955-1956 годах.
  • В Исадах также была разобрана в 1960-е деревянная старообрядческая церковь св.Уара постройки начала 20 века (нет в Постановлении).
  • Усадьба в Лунино уцелела, т.к. была объявлена бывшим имением декабриста, сведений о пребывании которого там не существует.
  • Городище Старая Рязань разрушить после монгольского нашествия снова уже было невозможно.
  • Имение Стерлигова утрачено, дом некоторое время использовался, но сохранились лишь руины стен, красивая каменная Преображенская церковь рядом с ним постройки 1870 года (её нет в числе памятников по причине молодости) была разрушена.
  • Уцелела Благовещенская церковь постройки начала 18 века (нет в Постановлении) в имении Стерлиговых, на Старой Рязани. После возобновления богослужений в середине 1990-х она странным образом получила название Преображенской от соседнего разрушенного храма.
  • Каменная Борисоглебская церковь, построенная Стерлиговыми на месте древнего храма на городище Старой Рязани в 1914 году, была разрушена, ей не исполнилось 100 лет, памятником её не считали.
  • Вознесенская деревянная церковь в Спасске единственная уцелела.
  • Успенская деревянная церковь в Спасске («на Бору») уничтожена.
  • Прекрасный Преображенский собор в Спасске в стиле ампир постройки 1821 — 1839 — 1888гг. строительства, стоявший на месте нынешней площади героев Великой Отечественной войны, был разрушен в 1949 году. Он не удостоился попасть в число памятников, видимо, от даты последней перестройки прошло менее 100 лет.
  • Деревянная Никольская церковь в с.Городец утрачена, на её месте стоит совсем новая часовня.
  • Вознесенская деревянная церковь в с.Ярустово утрачена, от Вознесенской каменной остались стены, прикрытые крышей.
  • Никольская деревянная церковь с.Малышево утрачена.
  • Никольская деревянная церковь в с.Задубровье утрачена, Никольская каменная 1903 года постройки (её нет в списке охраняемых) чудом сохранилась.
  • Покровская деревянная церковь в с.Срезнево утрачена, на её месте стоит часовня. Каменная Казанская церковь единственная по всей широкой округе не закрывалась никогда и являлась местом, почитаемым во все годы церковных гонений.
  • От Сергиевской церкви в с.Красильники остались изуродованные руины, в которых ныне едва теплится снова жизнь.
  • Огромная Воздвиженская церковь в Ряссах разрушена в 1950-е.
  • Церковь Клементовского Погоста утрачена.
  • Каменная церковь Рождества Богородицы в с.Лакаш разрушена в 1961 г., ныне на её месте построен деревянный храм.
  • В селе Ижевском из упомянутых в Постановлении 3-х каменных церквей чудом уцелела только Казанская. Покровская и Никольская (в ней крестили Циолковского) были уничтожены в хрущёвское время. Сохранялась до наших дней при кладбище деревянная церковь Тимофея Прусского (нет в Постановлении), но в 2014 году она была разобрана из-за ветхости. Сохранился также кладбищенский маленький каменный Успенский храм, некогда построенный рядом с большим Покровским.
  • Преображенский храм в с. Новосёлки (ныне пос.Шилово, ул.Липаткина) утрачен.
  • Троицкая церковь в с.Заполье чудом уцелела, восстанавливается.
  • Преображенская церковь с.Бордаково (Огородниково) утрачена.

Подвести итоги охраны памятников в советское время предоставляю возможность читателю самостоятельно. И другими глазами взглянуть на будущее тех немногих древних зданий, которые сегодня уцелели. Государство сменилось, а охрана памятников идёт всё тем же лукавым путём

Летописец.

Память Ляпуновых. Сокровища Рязанского Кремля.

Доброго здоровья!

Казанская прошла, а сколько хорошего в этом году появилось к 4 ноября о Прокопии Ляпунове! Как будто прорывать беспамятство стало. Стали о герое вспоминать. Музей «Рязанский Кремль» выпустил целый ряд роликов о Смутном времени. И один из них прямо о сокровищах семьи Ляпуновых, о Прокопии, его сыне Владимире и об Исадах. Что за сокровища скопили Ляпуновы? Сокровища в смысле памяти о своих близких, напоминание потомкам о том, что жил такой род, претерпевший много лишений в Смутное время и заваривший кашу освободительного движения на Руси.

Много раз на сайте мы писали о знаменитом напрестольном кресте, подаренном в только построенную церковь Воскресения Владимиром Прокопьевичем Ляпуновым. На нём описано о посвящении церкви памяти отца — Прокопия Петровича и матери. Именно на нём дошло до потомков благодарственное слово от сына. Он является «паспортом» нашей церкви, свидетельством, кем она была возведена и по какому поводу. Написано и её истинное название — Воскресения Христова. Но кто видел этот крест? Мы знаем о нём по описаниям 19 — начала 20 века. А он хранится в рязанском Кремле! О нём и о знаменитом синодике (поминальной книге) рода Ляпуновых рассказывает А.С.Урманов.

Любопытно заметить, что в первых строках записей о роде Ляпуновых значатся имена Петра (в иноках Пафнутия) и Фотинии, затем идёт сам Прокопий и его братья. Пётр Саввич (Пафнутий) — отец Прокопия, скончавшийся монахом Облачинского монастыря, похоронен у исадской церкви, где лежал до 1939 года надгробный камень с подобной же надписью. А Фотиния, по здравому рассуждению — мать Прокопия и его братьев. О ней другие источники молчат…

И пришла тут мысль: а вдруг все беды, закрытие, разрушение церкви и нынешнее невнимание к её ухудшающемуся состоянию от того, что крест этот исконный из неё изъяли и нет его на должном месте? Хотя бы копии, раз уж он большая историческая ценность?!

Летописец.

Дело Прокопия Ляпунова, освобождение Москвы и Казанская

Доброго здоровья! С праздником Казанской!

В связи с праздником Казанской иконы Божьей матери, сегодня также все вспоминают события освобождения Москвы от поляков Мининым и Пожарским в 1612 году. А мы, не страдая короткой памятью, вспоминаем Прокопия Петровича Ляпунова, человека, по следам войск которого прошли  Минин с Пожарским, спустя несколько месяцев. Дорогу к полному освобождению Москвы проложил именно Покопий. Он впервые в 1611 году собрал ополчение со многих русских городов и освободил большую часть Москвы. В народные головы удалось вбить, что Первое ополчение почему-то «потерпело поражение». Историю начали переписывать не вчера и не злые западные недруги. Так вот никакого поражения Первое ополчение не терпело. Ему не удалось полностью освободить Москву, взять Китай-город и Кремль. Оно заперло там польский гарнизон. Был взят Земляной и Белый город.

Нужно напомнить, что русского государства уже не было. Боярская дума, а с ней большая часть русских городов, присягнула польскому королевичу Владиславу. Он являлся законным правителем Руси. Опереться «партии русской независимости» было возможно лишь на узкую полосу земель, лежащих к востоку от Москвы, от Рязани и Тулы до Русского Севера. В Москве и вокруг стояли польские войска. Московское правительство (дума) было подчинено власти польского короля Сигизмунда. Патриарх Гермоген был заточён поляками в Кремле в тюрьму и не мог обращаться к пастве. Почему так важно, что Прокопий первым в истории собрал большое ополчение для восстановления русской государственности? Потому, что никто прежде не собирал от своего имени, не по поручению царя, войска для решения задач государства, тем более восстановления самого государства. Да, был Михаил Скопин-Шуйский, который чуть раньше собрал силы на Русском Севере и соединился со шведским войском Делагарди, приглашённым для борьбы с поляками царём Василием Шуйским. Но Скопина-Шуйского послал сам царь, он действовал только по его поручению и не мог выйти за пределы полномочий. Прокопий Ляпунов ни от кого полномочий не получал, действовал сам и нёс полностью ответственность за освобождение Руси. Почему простому думному дворянину (он имел право участвовать в заседаниях московской думы) доверились многие городские воеводы, бояре древних родов? Власть над ними мог иметь только законный царь. Это загадка, на которую ещё не ответили историки.

С надеждой на восстановление славной памяти Прокопия Петровича Ляпунова смотрим сюжет рязанской телекомпании ТКР. Их бы слова («откроют мемориальный комплекс» в Исадах) да Богу в уши! С праздником!

Летописец.

Заключительная радиопередача о.Вячеслава о старообрядцах, Исадах и епископе Павле

Доброго здоровья!

На «Рязанском епархиальном радио» состоялась заключительная передача иерея Вячеслава Савинцева об истории старообрядчества в цикле «Образование сегодня» (от 01.08.2020). Вы можете узнать в записи о расколе внутри Белокриницкой иерархии на «окружников» и «неокружников», о двух рязанских епископах начала XX века. А также об Исадах, в которых образовалась кафедра епископа Павла (Туркина).

Постоянное место хранения радиобесед — в разделе сайта «Созвучное».

Летописец.

День рождения Виктора Иванова. Обещанного вице-губернатором Грековым 3 года ждать?

Доброго здоровья!

2 августа мы поздравили народного художника СССР Виктора Ивановича Иванова с 96-летием. К сожалению, разгул вируса и возраст не позволили нашему художнику приехать этим летом в Исады и отметить свой день рожденья, как всегда, вместе с жителями исадской округи. Пожелаем ему ещё раз крепкого здоровья, такой же бодрости и острой, живой мысли, которой он сполна делится со всеми, не взирая на чины и лица!

В отсутствие именинника, мы вспомнили юбилейный его праздник прошлого 2019 года, встречу в его просторном доме, песни, пляски и поздравления на лужайке. Тогда присутствовал в числе почётных гостей вице-губернатор Рязанской области Игорь Греков. Он поздравил юбиляра, Виктор Иванович ответил в своём духе взаимностью… По какой-то причине он очень стеснялся своего присутствия, и его охрана настойчиво требовала людей не производить съёмки. Но народ наш не привык к такой скромности, как не привык и сам скрываться от чужих глаз. Потому задавал прямые вопросы гостю, самым главным из которых был: доколе  власть будет смотреть сквозь пальцы на разрушение храма Воскресения Христова в Исадах? Он — единственный в стране памятник освободителю Москвы Прокопию Ляпунову. А разрушенное крыльцо церкви уже несколько лет невозможно починить, т.к. оно — часть памятника архитектуры федерального значения, который охраняет государство. И кое-что записали для памяти.

И.Греков попытался осадить напор народа и дал успокаивающее обещание, что «в следующем году» крыльцо будет отреставрировано. Год прошёл. Церковь не находится в перечне храмов, на ремонт которых в 2020 году выделены бюджетные средства. Отец Виктор недавно смог лишь укрыть обрушенные ступени настилом от осадков и доступа любопытных людей. Так что, Игорь Михайлович, как насчёт слова? Обещанного 3 года ждут?

Летописец.

Именины и гибель Прокопия Ляпунова. Новая радиопередача о.Вячеслава.

Доброго здоровья! С праздником!

Сегодня не только праздник явления иконы Казанской Божьей матери, но и день памяти сразу трёх святых с именем Прокопий! По народному названию — Прокоп — жнец. Наступает пора жатвы. А значит, 8 июля (по старому стилю) 1611 года Прокопий Петрович Ляпунов, находясь среди войск своего ополчения в Москве, отмечал свои именины. Спустя всего несколько дней, 22 июля, он погиб от рук предателей, спасая от захватчиков Москву и Россию. В следующем году этому событию исполнится 410 лет. А памятника Прокопию на Руси всё нет. Ни в Москве, ни в Рязани, ни в Исадах.

Зато появилась следующая из обещанных радиобесед отца Вячеслава Савинцева, клирика Екатерининского храма Рязани, на «Рязанском епархиальном радио». Она рассказывает о постепенном получении старообрядцами равных гражданских свобод, наступлении «золотого века старообрядчества» в 1905 году, о строительстве храмов, богатом купечестве и многом другом. Постоянное место хранения радиобесед — в разделе сайта «Созвучное».

Летописец.

С Днём рожденья, Исады!

Доброго здоровья, селянам и гостям!

Памятуя события 20 июля 1217 года, мы уж который год подряд отмечаем День рожденья села Исады! Год нынче непростой, потому решили вместе у реки да у костра за полюбившимся чаем не собираться. Хотя есть о чём поговорить, что обсудить.

Из достижений этого лета нужно упомянуть деятельное участие многих и многих людей в сборе средств на благоустройство Красной Горки (точнее, места усадьбы Кожиных). Отклик был неожиданно широким и искренним. Деньги собрали, перечислили на указанный властями счёт, финансирование от области и района, как нас заверили, также выделено. Что дальше, и как будет выглядеть то благоустройство, запросили письменно от имени народа Министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области. Но запрошенного проекта или сметы не получили, только невнятный ответ. Как всегда, неясно, что будет, чем облагодетельствуют. Однако, дело идёт.

Строительство нового клуба также где-то продолжает жить. Заключён договор на археологическое обследование на месте его строительства. Руководитель Старорязанской экспедиции Игорь Юрьевич Стрикалов в готовности в скором времени осуществить выезд для разведки, закладки шурфов. Ожидаем. Сама экспедиция открылась на городище неделю назад. Проходит также в необычных условиях, в усечённом составе. Археологи обещают широкую разведку по всем Исадам в ближайшие дни. Опять же ждём.

Совсем недавно общими усилиями были собраны деньги и отсыпан пляж на Оке у Исад. О том, как его обустроить и уберечь, до сих пор бурно общаемся в чате ВотсАп. В чате появилось много новых друзей. Люди всё деятельные и творческие. Присоединяйтесь! Только вместе сделаем Исады лучше! Ну, и поздравление нашим Исадам!

Летописец.

Исадские молокане-беспоповцы XVIII века. Афанасий Никитин.

Доброго здоровья!

Благодаря нашему соавтору по сайту Елене из Германии, приоткрылась ещё одна страница истории. Исады стали в конце XIX века своего рода «столицей духовного вольнодумия». Это случилось не вдруг. То, что мы знали раньше о существовавших течениях старообрядцев, относилось к концу 1860-х годов. Об этом в своей статье писал настоятель исадской церкви и миссионер иерей Александр Америков. Некоторые упомянутые им письменные источники лишь в смутных чертах рисуют нам картины гонений староверов при его предшественниках в 1820-е годы, во времена императора Николая I. Александр Америков, хорошо изучивший местные старообрядческие толки, перечислил лишь поповские разновидности. Однако, устные народные предания сообщают о неких представителях беспоповства в Исадах. К каким согласиям они относились, нам до сих пор неизвестно. Находка от Елены даёт представление о более раннем времени, 1780-х годах. Из Исад вышел один из проповедников молокан-беспоповцев Афанасий Никитин. Это были годы самого начала молоканства, его отделения от духоборства. Никитин собирал духовных сподвижников вместе с первыми молоканскими миссионерами Семёном Уклеиным и его преемником Семёном Швецовым. Молоканство возникло и распространилось по России из соседних с рязанскими уездов Тамбовской губернии, осью его зарождения стали сёла, расположенные по реке Цне. У его истоков находился крепостной из Исад и его родственники.

Мы совсем мало знаем о жизни крестьян во времена самого расцвета крепостного права при Екатерине II. Полученные ещё со школьной скамьи стереотипы рисуют людей, полностью подвластных помещику, лишённых свободы передвижения и любых прав. Если всё так, то каким образом исадские крепостные Павла Матвеевича Ржевского могли передвигаться между губерниями, вести миссионерскую работу? Откуда столько уверенности в себе, твёрдости духа, воли и жажды познания истины?

Об исадских молоканах рассказывает скандальный автор конца XIX века Фёдор Васильевич Ливанов в первом томе своего труда «Раскольники и острожники» 1), ссылаясь в основном на труд архиепископа Иакова (Вечеркова), бывшего епископа Саратовского, православного миссионера, боровшегося за возвращение старообрядцев и сектантов в лоно единой церкви. Ливанову также были открыты многие секретные документы имперского Министерства внутренних дел, в штате которого он работал некоторое время.

Архиепископ Иаков (Вечерков).

«В восьмидесятых годах, в качестве проповедника, распространителя и наставника молоканского, действовал, вместе с Швецовым, и некто Афанасий Никитин, удельный крестьянин Спасского уезда села «Исад» 2). Он был грамотный человек, умел писать, часто читал Библию и желая, по его собственному выражению 3), познать более закон Божий и отыскать настоящую истину, поступил в молоканство. Проповедь его имела всюду успех, так что он в один раз обратил однажды 53 души мужского и женского пола 4). Сущность проповеди его была следующая: в церковь не ходить, а отправлять моление в избах; церкви и образов не почитать, церковных треб у духовенства не исправлять, а за совершением треб, как наприм. наречения имен младенцам, венчания, погребения и т. п. обращаться к наставникам из народа 5). У Никитина была жена, Екатерина Лукьянова, которую 6) муж обратил в молоканскую секту. Дети же ея, Ирина, Авдотья и Лукьян научены молоканству тоже своим отцом. Афанасий Никитин склонил к молоканству и брата своего Ивана Никитина 7); просившего впрочем в 1824 г. присоединить его по чину снова к православию; склонил он также значительное число удельных крестьян исадских и вообще насадил молоканство по спасскому уезду. В 1824 году, по определению комитета министров, он был предан суду и во время суда умер в 1825 г. в глубокой старости 8)

Любопытным замечанием является то, что у Ливанова (епископа Иакова) Афанасий Никитин и исадские крестьяне названы удельными, а не помещичьими (крепостными). Ошибку в наименовании сословного состояния указанных крестьян заподозрить сложно. Удельные крестьяне относились к собственности императорской семьи, проживали на её землях и создавали доходы, на которые семья проживала. Они не были собственностью отдельных частных лиц — помещиков, управлялись особым удельным ведомством (департаментом уделов), назначавшим различных приказчиков на местах, имели больше личных прав и свобод относительно помещичьих. Например, они могли покупать и продавать недвижимость в городах, правда с некоторыми ограничениями, заниматься торговлей, промыслами. Но уходить с установленного и согласованного начальством (удельным ведомством) места жительства не могли. (Это может объяснять подвижность Афанасия Никитина.) Они состояли на оброке, а не на барщине, т.е. обязаны были платить подати в денежном виде, а не отрабатывать их на земле, поэтому имели значительную экономическую свободу.

Другим обстоятельством является то, что удельные крестьяне появились только в 1797 году, когда были переименованы особым документом. До этого они назывались дворцовыми крестьянами. Получается, что исадские крестьяне были удельными только ко времени судебных разбирательств с Афанасием Никитиным и его родственниками, в 1824-1825 годах. В каком положении они находились во время начала проповеднической деятельности Афанасия в 1780-е годы, при хозяине имения Павле Матвеевиче Ржевском, неизвестно. Были ли они дворцовыми? Таких сведений нет. Но есть свидетельства, что поместье (или часть его, с частью крестьян) было каким-то образом у Ржевских (Григория Павловича) отчуждено. Вероятно, было заложено в банк, и долг не был выкуплен. В 1815 году исадское поместье уже было окончательно продано Григорием Павловичем Ржевским Артамону Осиповичу и его сыну Ивану Артамоновичу Кожиным. При новых хозяевах крестьяне стали снова помещичьими.

Каким образом и когда крестьяне имения могли считаться удельными? Вероятно, только в переходное время, когда имение могло быть переведено под государственное управление. Григорий Павлович вышел с военной службы в отставку в 1796 году (отец Павел Матвеевич умер в 1793г.), а значит, смог заняться хозяйственными делами в Исадах и созданием своего знаменитого крепостного театра не ранее этого времени. Когда исадские крестьяне снова стали помещичьими при Иване Артамоновиче Кожине, пока неизвестно. Возможно, к 1824 году, когда судили Афанасия Никитина, они всё ещё считались удельными.

Вернёмся к молоканам. Суть их учения состоит в отрицании необходимости церкви, её символов, священнической иерархии, в ином представлении божественной природы Христа. Они по-своему, более приземлённо, объясняют Божественное Писание, признавая поклонение Богу только «в духе и истине» (Иоан. 4:23). Один из основных догматов был описан Семёном Уклеиным в его «Обряднике».

«Сын Божий и Дух святой не равны Отцу в божественном достоинстве, что при воплощении Христос имел не человеческую плоть, но принял с неба такую, какую имел архангел Рафаил, сопутствовавший молодому Товию, что с этою плотью вселился в утробу Богородицы и не имея человеческого тела и не умер подобно людям, что одни только молокане могут получить вечное спасение, а все прочие осуждены будут на вечное мучение и что воскресение будет духовное, а не плотское.»

Большинство своих заповедей они высказали в виде противопоставления общепринятому учению христианства, утверждая то, что они не делают:

  • не признают видимых икон и креста;
  • не признают почитание святых;
  • не совершают крестного знамения;
  • не носят нательного креста;
  • не употребляют свинины, спиртного и табака.

Имеющиеся в нашем распоряжении скудные архивные данные о жителях исадской округи за 1811 – 1819 годы пока не позволяют подтвердить проживание представителей семейства Афанасия Никитина в приходе исадской церкви, проследить их возможных потомков. Возможно, полный текст рукописи архиепископа Иакова раскроет новые подробности жизни исадского вольнодумца Афанасия Никитина. Надеемся на продолжение исследования этого вопроса в будущем.

Источники

1) Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т.1. С.-П., 1870. С.325-326.
2) Село «Исады» стоит при р. Оке, к северо-востоку от города Спасска, среди сел: Старая Рязань, Муратово и др.
3) Рукопись преосв. Иакова (бывш. Епископа Саратовского) хранящаяся в Нижегородской Семинарской библиотеке Д. Сем. за N3775. Православный Собеседник 1858 г. кн. III.
4) Там же.
5) Показан. Никитина на допросе.
6) Показан. Лукьяновой.
7) Рукоп. Иакова за № 3775.
8) Там же.

Летописец.

Июньская радиопередача о.Вячеслава Савинцева о старообрядчестве

Доброго здоровья!

27 июня на «Рязанском епархиальном радио» вышла новая передача цикла «Образование сегодня» с участием отца Вячеслава Савинцева. Вы услышите в записи о географии распространения толков и согласий старообрядчества в Рязанской губернии, о различиях между ними. Узнаете, как менялось отношение государства к старообрядцам при смене монархов: Петра I, Екатерины II, Николая I. Слова отца Вячеслава о жестоких гонениях староверов при императоре Николае I будут предисловием к нашему следующему «открытию» из истории знаменитых исадских жителей. Ожидайте его скоро.

Постоянное место хранения радиобесед — в разделе сайта «Созвучное».

Летописец.