Старообрядчество в Исадах

Истоки. Старообрядчество в Исадах.

Об истории возникновения старообрядчества в России и в округе села Исад рассказ правнука старообрядческого епископа Павла Туркина Михаила Николаевича Сафронова прозвучал на встрече в Исадах 8 июля 2017 года. В конце XIX — начале XX века Исады стали своеобразной «столицей» старообрядчества, расположенной вдали от крупных городов. Хотя последователей «нового обряда» православной церкви было значительно больше, здесь одновременно существовали общины нескольких старообрядческих толков. Шла бурная духовная жизнь в крестьянской среде, часто сопровождавшаяся духовными беседами и спорами. Православная церковь вела миссионерскую работу по вовлечению староверов в «новообрядчество», но, несмотря на это, последнее укреплялось вплоть до первых десятилетий Советской власти, когда волна репрессий, борьба с религией накрыла всех вместе. В начале XX века в Исадах появилась кафедра старообрядческого епископа Павла, «неокружника», носившего титул «Рязанского и Тверского», были построены разными течениями староверов две деревянные церкви и моленный дом. Об этих событиях рассказ от первого лица Михаила Сафронова.

***

В 1973 году я окончил Исадскую среднюю школу. У нас была такая тематика на выпускных экзаменах сочинения: «Воля и труд человека дивные дива творят». При поступлении в институт аналогичная была тематика. Ну, общество строило коммунизм, понимаете, всё же пафос был, всё же ещё огонь не угас. И соответственно сочиняли на эту тему, кто как лучше сочинит, напишет. Собственно, а откуда эти были слова, к чему они относились и зачем «воля и труд человека дивные дива творят»? Оказывается, из произведения Некрасова «Дедушка». Там есть такие слова:

Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.

Мы не знали, нам не говорили, что такое «раскол». Эта тема в Советском Союзе для научных исследований была закрыта. А что говорить про раскол народа? Что какое-то там старообрядчество или, как в Исадах говорили, «сталоверы»? Это какие-то отсталые люди, которые в лесу пню богу молятся и тому подобное. И вот он так же думает. Это актуально в наше время, прямая связь с этим.

…В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел —

Едут туда комиссары,
Глядь — уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,

Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из темного бора,
Рыбой из вольной реки.

Вновь через год побывали,
Новое чудо нашли:
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли.

Дома одни лишь ребята
Да здоровенные псы,
Гуси кричат, поросята
Тычут в корыто носы…

Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!

Всё принялось, раздобрело!
Сколько там, Саша, свиней,
Перед селением бело
На полверсты от гусей;

Как там возделаны нивы,
Как там обильны стада!
Высокорослы, красивы
Жители, бодры всегда,

Видно — ведется копейка!
Бабу там холит мужик:
В праздник на ней душегрейка
Из соболей воротник!

Дети до возраста в неге,
Конь хоть сейчас на завод,
В кованой, прочной телеге
Сотню пудов увезет…

Сыты там кони-то, сыты,
Каждый там сыто живет,
Тесом там избы-то крыты,
Ну уж зато и народ!

Взросшие в нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,

Подати платят до срока,
Только ты им не мешай. —
«Где ж та деревня?» — Далеко,
Имя ей «Тарбагатай»…

Это в Забайкалье, в Бурятии. Кстати, и там есть… остались старые ещё приходы.

Страшная глушь, за Байкалом…
Так-то, голубчик ты мой,
Ты еще в возрасте малом,
Вспомнишь, как будешь большой…

Ну… а покуда подумай,
То ли ты видишь кругом:
Вот он, наш пахарь угрюмый,
С темным, убитым лицом, —

Лапти, лохмотья, шапчонка,
Рваная сбруя; едва
Тянет косулю клячонка,
С голоду еле жива!

Голоден труженик вечный,
Голоден тоже, божусь!
Эй! отдохни-ко, сердечный!
Я за тебя потружусь!

Ну, вот этим стихотворением Некрасов сказал всё, очень многое о старообрядчестве, о русском народе. То есть люди, попадали в экстремальные условия, в необжитые места и вот создавали из ничего материальные блага. Своего рода некий коммунизм строили. И нравы, и в общине. Кто такой в высоком понимании коммунист? Коммунист – общий, общественный, по communis, коммунистический. То есть община именно людей, которые связаны узами веры, соответствующее получили воспитание и прочее, прочее. То есть за границу попадая русский человек, а разбросаны приверженцы старой веры, и в Латинской Америке, и в Австралии, за 2 – 3 месяца изучают иностранный язык. Они любят сами быть хозяевами на своей земле, что-то делать, строить, творить, даже не наниматься. Это вековая нужда их заставила. Дело в том, что после событий раскола, соборов, известных или неизвестных, 1667-1667 года, кто не принимал нововведений, они лишались всего. В том числе и земли. Как вообще человеку жить-выживать? И в этих условиях люди ухитрялись как-то выживать. И по сей день выживают.

Вот этот вопрос старообрядчества в Исадах, в Аргамакове, казалось бы, как-то обособлен. И в то же время он связан в масштабах всей России, всего мира. Как мы учили в школе произведения Шолохова, начиная с его «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» — сначала он говорит о малой родине, а потом о большой Родине. И вот некая ячейка здесь находилась, в Исадах, и она связь имела со всей Россией, со всей Родиной. Вообще середину XVII века историю считаю самым страшным временем в истории России, что было, что творилось. «Ежовщина», «бериевщина» — это ещё далеко от того, что было в середине XVII века. С чего началось?

Началось с благовидного предлога. Дело в том, что Русь настолько усилилась, и это оставалось единственное православное царство в мире, все остальные православные государства пали. В той или иной мере они находились или под турецким владычеством, или потеряли свою самостоятельность. А Русь настолько окрепла, что в 1589 году, что получил митрополит московский титул патриарха пятого. Это тоже не так легко далось. Сколько там нужно было согласований, подписей. И тем более греки смотрели на мосвитян, как на неких варваров. И вдруг Москва тоже получает равный титул патриарха наравне со всеми восточными. Ну, а потом возобладали имперские амбиции при царском дворе. Поскольку Россия такая сильная, могущественная, то и царь должен быть… А их на это подбивали всячески обманным путём и т.п., московских царей и великих князей. Эта политика до 1917 года осталась – захватить Балканы, освободить славянские народы, Константинополь… И московский царь, император будет вселенским. Но стоило России чуть шагнуть, такие страны, как Франция, Англия её сразу ставили на место, войну объявляли. Не так это всё было просто. Один православный царь находится в Константинополе и один вселенский патриарх. Потому что те были порабощены, а этот свободный – вселенский патриарх. Нашли такого человека с амбициями имперскими, которого, можно сказать, использовали в своих целях, как слона в посудной лавке. Патриарх Никон, которого история очень запутанная, много очень секретного по сей день. Как его познакомили с царём, из простых, из простолюдинов его поставили патриархом? До этого был одно время патриарх Филарет, отец Михаила Романова, первого из династии Романовых. Он носил тоже титул «великий государь», как царь, так и патриарх. И Никон. Ему тоже дали титул великого государя. Для чего? Чтобы возобладали личные амбиции. Чтобы проводить политику «духовных диверсий», как специалисты называют по этим вопросам. Русский человек более покладистый, мордвин – более настойчивый, упёртый. И в случае какого-то протеста: «Они выступают против тебя, святейший владыко!» «Кто такие? Кто осмелился выступать?» — если не помогает духовное прещение, то, соответственно, телесное озлобление огнём и мечом. Сам патриарх Никон не долго находился патриархом, всего 6 лет. В 1652 его поставили, в 1658 году он ушёл или «ушли». Даже специалисты историки говорят, что если бы его патриаршество продолжилось, то никакого бы раскола не было. Те приверженцы его, которые были с ним, недоразумения между собой разрешали. И они как служили, так и служили. Известный старец Григорий, настоятель Казанского собора на Красной площади в Москве, где потом тоже служил протопоп Аввакум, такой был горячий, вдохновенный. И тем не менее, они язык общий нашли, он ему разрешил служить по старым служебникам. Своего рода некое единоверие возникло.

Чтобы придать благовидный предлог нововведениям, реформам, собрали поместный собор в 1653 году, что в старых книгах накопилось, потому что писали, переписывали, очень много ошибок, которые требуют исправления. Собор высказался за исправления в старых книгах. И сейчас профессора Московской духовной академии, Осипов, прочие (говорят), да, много ошибок, ошибок, ошибок. Но дело в том, что книгопечатание на Руси началось, первая книга вышла в 1564 году. А сейчас специалисты утверждают, что книги без авторства ещё раньше печатались на Руси. По легенде первопечатнику Ивану Фёдорову, когда издал первую книгу «Апостол», Иван Грозный говорит: «Ну, что много ошибок допустил в книге?» «Ни одной». «Как ни одной?» А он тоже был начитанный, богословски образованный, композитор, духовные произведения писал, музыку, Иван Грозный. Царь говорит: «А если найду хоть одну ошибку?» «Ну, тогда ищи плаху, и голова полетит». И в присутствии боярской думы он стал «Апостол» пролистывать и ни одной ошибки не нашёл. И как можно было сказать, что ошибки накопились и они требовали исправлений?

Вот я взял некоторые из книг, по которым молились наши благочестивые предки, в том числе в Исадах. Вот Евангелие 1629 года. Вот видите золотое тиснение? Сейчас можно служить. Отцу Виктору дать, и он будет служить. Никакой ошибки нет. Всё по главам расписано, в оглавлении. Вот я взял, июньская минея. Сегодня праздник Петра и Февронии. Но можно даже не специалиста взять любого более-менее, кто знает славянский язык, дать старый текст и новый текст. И где найдёте больше ошибок? Да, вот как вопрос этот легко разрешается.

Сейчас патриарх Кирилл заметил однажды, что церковь не нуждается ни в каких реформах. Они не нужны. Вера Христова не может быть ни старой, ни новой. Она всегда юная. Поэтому названия «сталоверы», «старообрядцы» не сразу возникли. После собора 1666-1667 года те, которые не приняли новшества, назывались «раскольники». Екатерина II своим указом запретила это слово употреблять потому, что они ни от кого не откалывались. Заменили более мягко: «старообрядец». Обряды… Дело в том, что в церковном обиходе слово «обряд» не употребляется. Кого обряжать? Куклу, покойника обряжать? Чины! Чин крещения, чин погребения. Чины, таинства. Обряды – в вульгарном обиходе. Некоторые считают верой старообрядцев, как ни странно, веру реформатора Петра I. Почему так? Потому, что он стал в обиход вводить древние языческие магические обряды. Устраивать пьянейшие соборы, Новый год – его все празднуют, он вошёл в обиход в наше время. А согласно указу Петра I все должны в этот день пьяны быть. И не дай бог, если кто не пьян! Тогда ты не друг царю. И тебя ждёт очень жестокое крещение. Вот и подумайте… Обряды, чины…

Далее события развивались, как по наклонной плоскости ком. Множество людей нововведения (не приняли). Все чины, которые были до этого, объявлялись еретическими, на них накладывались клятвы. И люди или священники, не дай бог, он будет совершать службу по этому чину православному, по которому молились до этого, он подлежит очень большому наказанию. Но поскольку духовное прещение не действовало, и оказалось много сочувствующих, в том числе среди священства. Епископов в то время на Руси было мало, всего 15. Они были в такие рамки поставлены, не могли никакой протест высказать. Собор … заседал, кстати его отдельные материалы по сей день не рассекречены 1666-1667 года. Поскольку меры оказалась не действенными, начинают переходить к более крутым мерам. В 1681, 1682 собираются поместные соборы, и они настойчиво просят гражданские власти применять меры телесного озлобления к тем, которые не принимают новшества. Речь идёт о вере! В 1685 году царевна Софья своим указом создаёт 12 статей по борьбе с раскольниками. Кто крестится двуперстно – смертная казнь. Уклонился из православия в раскол – смертная казнь. Если где-то раскольника пригрел, оказал ему какую-то помощь – смертная казнь. По всем статьям – смертная кара. Мало, кто об этом знает, о чём я говорю сейчас. Т.е. 58-я статья известная Сталина далека от того, что были статьи царевны Софьи. Естественно, за приверженцами старой веры стали охотиться, как за дикими зверями. Они вынуждены были бежать, кто куда. Даже говорили, что спасение только в огне и в воде. В Сибирь, на крайний Север, за границу бежали. Считают историки, что около 10% населения эмигрировало из пределов России. Это больше, чем по событиям октябрьского переворота 1917 года (1% и 10%). По всей России костры инквизиции запылали. Мы обвиняем католическую церковь, инквизиция там у них была. Да, и здесь не менее сгорело людей. А какие есть свидетельства, доказательства? Да полно! Известные братья Денисовы, Семён и Андрей, «виноград российский», они подробно описаны. В каждой местности исторически зафиксировано, где какие были гонения, пытки. Вот как насаждалась вера Христова! Люди оказались разобщёнными, разбросанными. А время было 1666 год, «число зверя». Люди, общество ждали прихода Антихриста. И считали, что это время пришло. Не все так считали. Люди были и образованные, и раскол начался не внизу, а наверху, среди правящей верхушки. Крайний Север, Сибирь – отдалённые места, где всегда было скудным священство, там сформировалось «беспоповство», т.е. без священника. Не потому, что мы отвергаем и не признаём институт священства, а они и по сей день считают, что истинное священство закончилось в XVII веке. А то, которое существует, мы не можем принять. Но оказались среди старообрядцев и такие, (которые считали) что священство, по словам Христа, никогда не кончится. Если какое-то произошло заблуждение или (…), то другой священник может священника новообрядческой церкви присоединить к старообрядческой, и священство продолжается. Постепенно среди тех, которые не принимали новшества образовались два течения: «поповцы» и «беспоповцы».

Почему по сей день это продолжается? Как я уже упомянул, в середине XVII века в русской православной церкви было всего 15 епископов. Так получилось, что русских епископов ни одного не было. Кто были? Хохлы (украинцы). Они, видите, какую сейчас политику ведут? Это не только сейчас, давно уже существует. Ненависть ко всему русскому. Вплоть до Екатерины II, считают, что ни одного русского епископа не было. Феофан (Прокопович), Яворский, епископ Ростовский Тупало. Духу перевести (возможности) не было. Чины старообрядческие… Никакие они не старообрядческие. Это наследие всё древнего православного Востока. Евангелие, которое я взял, оно под проклятием, Певческая книга, по которой Любовь Николаевна поёт, по ней тоже нельзя. И вот это продолжалось до 1971 года, когда Поместный собор Русской православной церкви по инициативе митрополита Никодима, который сам выходец из Рязани, и был знаком со священниками рязанской старообрядческой церкви, особенно Евфимием Масленниковым, он понял всю эту ложь, всё недоразумение …

(Иерей Вячеслав Савинцев из зала: «Там даже глубже было, Михаил Николаевич, его духовник был епископ (Нифиград), который сам из семьи старообрядцев».)

Ну, вот, видите, меня поправляют. Если на соборах 1666-1667 года почитать заключение, что «эти клятвы на веки вечные… и древеса сгорят, и камни расточатся, а клятвы эти пребывают… и кто этого не внял, новшества, место того в аду с Арием, с Иудой» и тому подобное. Страшные были наложены… А оказывается, эти клятвы сняли, и всё рассыпалось, как прах. Патриарх Алексий II покойный что говорил: «Древние православные чины и обряды – это золотая сокровищница нашей церкви».

Чин. Почему русские люди так за него держались? Как апостол Павел пишет: «Всё у вас благоговейно да по чину бывает…» Вот я (любую) церковную службу. Конечно, они больше направлены для монастыря. Монастырские. На целый день почти, седмичный круг богослужения. У нас объединяют 9 служб в 2 службы, особенно в старообрядческой церкви. Ой, какие длинные службы! А так они, древние чины и обряды, 1,5 – 2 часа всего. Любая служба. В том числе чин венчания, чин погребения, крещения. Литургия, она всего около 2-х часов идёт. Дело в том, что там наслаивается полунощница, часы 3-й, 6-й, 9-й, которые должны совершаться бы именно вот по этим часам, а тут это всё наслаивается и получается вроде длинно. А именно службой для сельского прихода никто и никогда не занимался. И в новообрядческой, и в старообрядческой основа осталась монастырская, иноческая служба.

Обряд. Я когда учился в Москве, любил ходить в Третьяковскую галерею. Там есть знаменитая картина «Явление Христа народу». Художник Иванов писал её 38 лет в Италии. Но в этом зале, где находится эта картина, ещё почти что 70 эскизов, (они сделаны), чтобы её написать, чтобы возникла полнота этой картины. Ему, конечно, как объясняют специалисты-экскурсоводы, очень трудно удавалось ухватить и запечатлеть лик Христа Спасителя на картине. Но тем не менее отразил картину, как законченное художественное произведение. Любой церковный чин также имеет некую художественную полноту, красоту. Взять любой канон древний. (Славите) в первой и последней буквы слов греческого языка, то получится какое-то единое смысловое предложение. Допустим, Рождество Христово… Если мы что-то убавим оттуда, сократим, уже нет вот этой полноты, красоты, идёт нарушение. Даже стихиры, (…ные) стихиры – и то, там какое-то единое предложение проходит. Что-то опустишь, выкинешь – уже вот это нарушение происходит.

Люди оказались в рассеянии. Если они землю не получили, куда, как жить, как быть? Ну, если русский человек, по Салтыкову-Щедрину, один мужик двух генералов прокормил, ну, уж, себя-то он прокормит. Если он опустится, пьяница, лодырь, то он ничего не сделает. Люди этого строя этим не страдали.

Исады. Переходим на то, что здесь происходило. Этой теме века, и никто о ней не знал. Ну, наверно, подвиг Господь отца Вячеслава. Он меня стал будоражить, нападать на меня, наседать… Про священников, прочее, всё, что знаешь, скажи! И, видите, в таком узком кругу, этот разговор состоялся.

(Вопрос из зала: «Михаил Николаевич, а вот почему Исады, Аргамаково, Муратово, а вот в Кутуково, на Устрани старообрядцев не было зарегистрировано в конце XIX – начале XX века?»)

Я как-то не задавался этим вопросом, но в своё время нашёл такое сообщение. Есть такое село Селезнёво, Деево. Но там вообще старообрядческий край, Спас-Клепики. В 1915 году приезжает в Селезнёво белокриницкий митрополит Макарий. Зачем он в село приехал? Белая Криница… Тогда это Австро-Венгрия была. Оказывается, в свое время по указу… Петра III или Екатерины II, они давали льготы в переселенческую политику. Тем, кто в результате страшных гонений инквизиторских русские бежали за границу, давали возможность вернуться, обзавестись хозяйством. И с Буковины часть крестьян вернулось и основало поселение. Может, даже его родственники. Что касается Исад и Аргамаково, с середины XVII века идёт этот раскол или люди куда-то убегали, а потом вернулись? Фамилии Туркины, Синотовы… вот этого я не знаю. Но и они здесь спокойно не жили, их тоже подвергали гонениям. Вот был такой старец Туркин Никанор Агафонович, его художник Виктор Иванов знает, он был с ним очень близко знаком, он мне такую вещь говорил. Его отца хватали пьяные или по наущению священника, даже не боюсь этого слова сказать, надевали, как на Зою Космодемьянскую, доску «Расколькник», водили по Исадам, по Муратово. И каждый должен был на него плюнуть. Царское правительство тоже старообрядцев особенно не жаловало, оно видело в них свою оппозицию. До 1905 года гонения так и продолжались, только они смягчались. Или здесь это всегда было, или на какое-то время люди уезжали, а потом приехали и здесь вновь поселились на своей родине. Ну, и отдать должное, что здесь всегда были старообрядцы именно поповцы. Беспоповцы… Мне старики говорили, что Федосеева Пустынь за рекой, там беспоповщина была. И у них был отдельный молитвенный дом. Их называли («фирковские», «фирковы»), Филатов Иван Павлович, на этом месте. Кстати, у них был целый (круг), богослужебные книги, но без священника. В разное время разные настоятели у них были. Но они всегда в оппозиции были к поповцам. Поповская церковь всегда была едина. Там не было расколов. Дело в том, что почти 180 лет в поповской церкви не было епископов. Епископ от священника чем отличается? Он также совершает все таинства, как и священник, но может поставить себе подобного. Священник не может поставить священника, а только епископ ставит священников. А откуда тогда в старообрядческой церкви, если не было 180 лет епископов, были священники? А священники переходили из новообрядческой церкви. И чувствовали себя намного свободней, вольготней. И материально были обеспечены лучше. В таких стеснённых обстоятельствах они не находились, как в новообрядческой церкви, где был гнёт не только епископа, но и была Духовная Консистория, в которой, как правило, немцы были абсолютно не верующие. Ну, и священник находился в тисках. А здесь свобода. Священник всегда в старообрядческой церкви пользовался большим авторитетом. И многие переходили. О епископах речи не было. В Рогожской Слободе, в Москве, до того епископа в нескольких храмах в разное время служило 12 — 14 священников. И всем находилась служба и время. И обеспечены были великолепно материально.

Николай I издаёт указ о запрете перехода новообрядческих священников в старобрядческие, на самих старообрядцев был ряд притеснительных мер. Он хотел закрутить гайки, покончить со священством в старообрядчестве. Тогда решили искать (всегда поисками занимались, но не так активно) епископа православной церкви. Из новообрядческой церкви не дали бы никому перейти. Они некий съезд в Санкт-Петербурге устроили, собрали сумму денег и отправили послов на Восток: кого можно принять одного или двух епископов. В конце концов нашли одного. Он с большим-большим трудом… Когда ему сказали, что существует какая-то старообрядческая церковь, митрополит Амвросий был в недоумении. Греческая православная церковь есть, а какая ещё старообрядческая? Когда ему стали показывать книги, которые попали на Русь на греческом языке, двоеперстие, что это не старообрядческое перстосложение, а это восточное, греческое, византийское, оттуда к нам пришло, то у него некоторые колебания вышли. Не сразу он согласился. Но в конце концов он присоединился к старообрядческой церкви в Белой Кринице, на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Австро-Венгерский император дал согласие, чтобы старообрядческий монастырь имел своего епископа. Дали согласие, чтобы он рукоположил себе своего преемника. Иеромонаха монастыря он принял в сущем сане. С согласия собора и власти соответствующей он рукоположил себе подобного. Но дело это не только местное закончилось в Белой Кринице. Нескольких епископов они уже с его преемником они рукоположили и в Москву, сюда, в Россию. За ними здесь была настоящая охота. Многие из них были пойманы, арестованы. Некоторые по 15-20 лет сидели в тюрьмах — в монастырях, в Суздале, в Спасо-Ефимьевском монастыре… Но они тоже успели рукоположить себе подобных. И вот от этой линии… Откуда появился в Исадах епископ Павел? Он от этой же линии епископов получил преемственность.

Церковь обрела полный иерархический чин во главе с епископом. В 1862 году Духовный совет Московской архиепископии на места посылает по приходам письмо с разъяснениями, которое получило название «Окружное послание». В этом послании ничего еретического нету, а просто разъясняются недоразумения. Дело в том, что поповцы всегда находились среди беспоповцев, и у них такие историологические взгляды, течения оставались, допустим, такие нелепицы, что четырёхконечный крест – это печать антихриста. Ну, какая это печать? У нас на облачении священников в старообрядчестве четырёхконечные изображения крестов есть. Исус с одним «и» или Иисус с двумя — это уже разные Иисусы, верования разные. Люди, которые пограмотнее, более цивилизованные, они это приняли, ознакомились и всё. А другая часть мирян, священники и некоторые епископы сказали, что они «не приемлющие» это «Окружное послание». И постепенно некий произошёл некий раздор среди поповцев. И образовались приемлющие «Окружное послание» «окружники», а не приемлющие – «неокружники». Т.е. это те же старообрядцы – поповцы, имеющие преемственность от митрополита Амвросия, но связано только с этим письмом – откуда «окружники» и «неокружники». И епископ Павел оказался в числе тех, кто не принял «Окружное послание». После длительных споров и для умиротворения «Окружное послание» было уничтожено. Не существует оно – и нет спора. Нет, не тут-то было. Враг рода человеческого не дремлет. Как ссора между двумя братьями произошла, так и здесь то же самое.

А какое это имело влияние на Исады? Самое прямое. Была одна церковь поповская, а образовалось две. Одна как раз находилась здесь, здесь тогда было поле, где сейчас Целикина Марья, Фокина Маня или Лапшина… (Голос из зала: «Жуков огород…») А другой храм на Камневой горе. Эта «окружников», а эта «неокружников». И ещё одна точно была, я сказал, беспоповцев. Но первоначальный храм «неокружников» или, может, он даже един был для «окружников» и «неокружников», в Аргамакове, где Синотовы Зина и Таня проживают. Он сгорел где-то в 1900-х годах. И епископ Павел, пользуясь своей властью, авторитетом, финансами, решил построить в Исадах. Очевидно, он участок земли этот у кого-то купил. Тогда земля в частной собственности была. И в 1900-х годах был построен этот храм в Исадах, который просуществовал до 1960-1961 года. Во имя кого он был освящён? В своё время я говорил в Москве с людьми, которые знали этот вопрос. Они говорили, что во имя великомученика Уара. Тогда я не знаю, а этот храм на Камневой горе был во имя кого? Тоже Уара… Во всяком случае, это один из старообрядческих храмов. Или храм Павла, или на Камневой горе. Храм дораскольный святого великомученика Георгия, вот у отца Виктора придел есть в храме великомученика Георгия, к этому никакого отношения не имеет. Этот храм находился, мне хорошо в своё время подсказал за частным разговором, для меня это открытием было, где находится старообрядческое кладбище. Там такое есть углубление, пруд был, а потом, как экскаватор там копнул, что-то делал, и фундамент этой древней церкви он разрушил (и вся вода ушла). (Голос из зала: «Пруд был где-то до середины 1980-х годов».) И вот это дораскольный храм был святого великомученика Георгия. (Голос из зала: «Он, получается, в XVII веке перестал существовать потому, что был перенесён алтарь в нашу церковь. А как же сохранилась память, что там был именно Георгиевский храм?») Возможно, в то время Шатрище было отдельной деревней. В Москве, допустим, раньше на каждом шагу несколько церквей было. А зачем так много? Оказывается, в семье, допустим, 10 человек, не меньше было. Несколько семей пришли и храм заполнили. Так и здесь. Казалось бы, небольшой населённый пункт, но домов было понатыкано очень много. Даже на одной площади, где сейчас один дом, несколько домов находилось. На Большой улице, я помню… Сын отделяется, куда идти? Места нету. И так дети рядом дом строят и живут. Ну, и очевидно, часть Аргамаково тоже сюда относилась. Хотя в Исадах был ещё и Никольский храм. Где он находился? Говорят, что где-то вблизи Воскресенского. Никто не знает. Это был сельский приход. Шатрище и часть Аргамаково – великомученика Георгия, а это Никольский сельский.

Храм Воскресения (Христова) был для избранных, не для сельских прихожан. Здесь князья, бояре, Ляпуновы… не для каждого. И хоронить чуть ли не до войны возможности там не было сельским жителям. Это кладбище (на Шатрище) оно было общее сельское. Где дорога проходит, мне старожилы говорили, копали, кости находили. Такое … древнее-древнее. Ну, как люди живут, так и видно (хоронили). Т.е. это не староверское кладбище, а это кладбище наших предков древних. И Егорьевский сад тут был. Николай Филиппович мне говорил, Егорьевский сад здесь находился. По названию церкви святого великомученика Георгия. Я от него это впервые узнал.

Была отдельная кафедра (у старообрядческой церкви) к 1900-м годам. «Окружный» епископ Александр Егорьевский. И «неокружный» Павел, у него был титул «епископ Рязанский и Тверской». В разное время разные священники в этих храмах служили. Одно время последний был сын епископа Павла отец Дорофей. Он похоронен в Исадах, на староверском кладбище, рядом с епископом Павлом.

У них сосредоточилась очень богатая библиотека старинных рукописных, первопечатных книг. Мне мой дядя (Прохор) Дорофеевич говорил, книг было больше вагона, особенно у епископа Павла. Часть книг Никанор Агафонович потом в Москву отвёз, часть уничтожили, старообрядцы разобрали, чтобы над ними не надругались… они никому в то время были не нужны, в 1930-е годы.

Епископ Павел. Как его проходило служение? Он мало служил в самих Исадах, больше находился во всевозможных разъездах. Там его встречали, ставил священников, в т.ч. и за границей. Сюда приезжало в Исады очень много кандидатов, когда он находился здесь. Можно сказать, чуть ли не каждую литургию кого-то ставили, или дьякона, или священника. Из Молдавии, из Бессарабии, с Вятки, из Сибири. Кстати, один из его братьев, отец Василий, вначале служил священником в Ижевском, потом в деревне Борисово недалеко от Спас-Клепиков, а потом его поставили епископом в Сибирь, в Минусинск, епископ Варсонофий. Из одной семьи два епископа. Сами очевидцы, мои тётки, которые в храм ходили, хоть как проходила служба, (говорят) служил он очень благоговейно, не спеша. Очень ревностно всё исполнял. Одежды были старинные епископские, золотые, серебряные, украшенные драгоценными каменьями, очень дорогие. Пение у него было поставлено великолепно просто. Дело в том, что в старообрядческой среде никогда не было людей неграмотных. 100-процентная грамотность была. Сколько певчих? На одном клиросе 15 мужчин, на другом 15. 30 мужчин. Умели (петь). Из новообрядческой церкви много любителей приходило просто послушать. На Камневой горе храм – как здесь пели, такого пения нигде не было. Матрёна Тихоновна (Туркина) ещё девушкой, а потом молодая женщина, любила красиво, модно одеться… и вот когда… (крестом…) она на себя какие-нибудь украшения оденет, а перед тем, как крестом… платочек поправить, снять…, потом, когда постарела, она очень каялась, что его, так сказать, в искушение вводила. Он очень ревностно относился. Сейчас священники женщинам ничего особо и не говорят. Да, ладно… А это, видите, какие были священники. Они за женщинами следили, что женщина должна женский образ (хранить)…

Где-то до 1934-го года они служили полным чином. Потом начались вновь гонения, особенно 1937 год. Стали… арестовывать, его (епископа Павла) тоже. Предъявили ему обвинение уголовное по 58-й статье. Контрреволюция, за высказывания, что он говорил в своих проповедях. Первый раз его арестовывают, дают ему 4 года ссылки. По разным обстоятельствам ему ссылку удалось избежать, и он находился в монастырях под Нижним Новгородом. А настоятельница монастыря была его родственница, наверно, по его супруге. Пока на него не донесли, что он по-прежнему служит и по-прежнему ставит священников. И тогда его вновь арестовали, под 80 ему было. У него была возможность уехать за границу через Дунай. Он решил остаться в России. Не сбежал. В следственном деле уже идёт по Нижнему Новгороду. Он говорит, я хотел ещё себе подобных поставить. Ну, его после этого махровым контрреволюционером объявили. Разгар коммунистического строительства, а он ещё хочет себе подобных поставить епископов! Его вновь осуждают. От своих родных я слышал, что он вновь избежал и ареста, и смертной казни. Может, как сказано в одном месте в Псалтыри, «Господь хранит души … своих, от руки нечестивых избавляет их…» Только так можно объяснить. Где-то он опять находился в Казани или под Казанью. И в 1940 году он старый, больной, немощный вернулся в Исады. У них тут голод был, они сами от голода умирали. Он водянкой заболел и вскоре скончался. А потом и сын его умирает, отец Дорофей, в возрасте 50 лет… В 1990-х (1994, 1993) годах в «Спасских Вестях» было сообщение, что он полностью реабилитирован. Судимости, статьи – всё с него снято было. Они и не имели места (быть)…

Другой храм, в котором служили Камневы — священники, одно время отец Андрей служил, но это более древние, потом в последнее время отец Марк Камнев, он тоже был схвачен. Наверное, 1937 год (был). По Оке ходила «баржа смерти». Священников, церковнослужителей, активных прихожан хватали поголовно – в трюм, голодной смертью (морили), а потом бросали за борт. Вот так погиб отец Марк. И отец Георгий Синотов (он в Клепиках служил, а родом из Аргамаково, домик его находился напротив аргамаковского ДК), он тоже на эту баржу попал и такой же смертью погиб.

Его брат (епсикопа Павла), я упомянул, епископ Варсонофий, в Минусинске, у них епархиальный (съезд был), всё духовенство собрали, вывели в поле, вырыли или духовенство заставили вырыть… кого расстреляли, кого покололи, ему шашкой голову отсекли, несколько дней, очевидцы говорили, земля шевелилась. Так погиб.

Но тем не менее, люди оставались, священники – они тоже из людей. И вот этот храм, я не знаю, когда был разобран, на Камневой горе, а этот (неподалёку от памятника В.Игонину) в 1960-1961 годы, колхоз его разобрал. Но если бы «окружники» с «неокружниками» объединились, храм бы и сейчас был. Виноваты в этом «неокружники». Я не могу осуждать епископа Павла и кто за ним потом… И в тоже время много нелепостей (помешали)...

Поделиться: