Новости

Миссионерская деятельность священника Александра Америкова. Очерк о.Вячеслава Савинцева.

Доброго всем здоровья!

Друг и соавтор нашего сайта священник церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Кутуково иерей Вячеслав Савинцев написал очерк о человеке, чья жизнь в течение 20 лет была связана со служением в храме Воскресения Христова в с.Исады, известном своей миссионерской деятельностью, проповедничеством, несшим слово Христа просто и прямо к сердцу людей, иерее Александре Гавриловиче Америкове. Очерк в ближайшие месяцы будет опубликован в прессе, но мы уже сегодня можем с ним познакомиться, благодаря доброй воле о.Вячеслава.

Напомню или сообщу тем, кто ещё не знает о.Вячеслава, что он — магистр богословия, преподаватель Рязанской православной духовной семинарии, заведующий кафедрой Церковной истории, ведёт научную работу.

Настоящим очерком мы начинаем ряд публикаций об этом целеустремлённом человеке, Александре Гавриловиче Америкове, связавшем свою судьбу с нашей землёй, нашедшим здесь супругу — спутницу жизни Прасковью Рождественскую. Их дети родились в Исадах, судьба разбросала по свету. Но где бы ни жили сегодня их потомки, они знают о месте на берегу Оки, откуда они разошлись. Расскажем об их непростых судьбах, о предках и неожиданных родственных связях Америковых, о жизни духовенства вообще. Это те стороны жизни русского общества XIX — XX века, которые нам приоткрывал в своих произведениях великий русский писатель Н.С.Лесков, знавший жизнь сословия церковнослужителей, священников, дьяконов, дьячков, псаломщиков, пономарей, изнутри. Мы познакомимся с ней через судьбы наших земляков, которыми гордились в разных уголках матушки России.

«… когда вы были у нас в Дехтяных Борках 1887 года по деловой поре, с тех пор не могу успокоиться ни на мал час, волнуют мои мысли и вся чуства, яко волна на великих реках, и те, когда ветер престанет, они утихают, а мои мысли на один час не могут стать. Если Божия милость отступит, то лишаюся всех прав состояния сиречь благого ума», — писал отцу Александру Америкову Евдоким Пронин из Дегтяных Борков.

Очерк- первый шаг к знакомству с отцом Александром Америковым, полностью размещён на странице сайта в разделе «Люди науки, искусства, духовенство».

Летописец.

Снова про воду на Золотой Горе. Ответ районной прокуратуры народу.

Доброго здоровья!

Снова вернёмся к наболевшим делам борьбы с властями. Как же мы их достаём! Экий непокладистый народец пошёл!

Весть о том, что на воде теперь областная и районная власть решила наживаться, не оставила народ равнодушным. В январе — феврале проходили многолюдные сходы в Исадском, Кутуковском сельских поселениях. Районные начальники на них приезжать побоялись, отвечать, глядя людям в лицо, непросто, не у каждого смелости хватит. Была встреча в Спасске с администрацией района, на которых делегаты выслушали невнятное мычание и решились-таки передать подписанное сотнями жителей заявление в областную прокуратуру. Но областная, как водится, передала на разбор в районную. Чьё решение изначально было ясным, как вода из родника. Разделения властей на уровне района нет, всё в одних руках. А рука руку моет. Селяне! Если о чём-то между собой договариваемся, то делаем так! Если нет порядка и дисциплины в наших рядах, если никто друг другу своевременно не сообщает обо всех изменениях и не выносим это на всеобщее обозрение сюда, на сайт, ибо другого места не определено, то мы проиграем. Приходится в наши дни вспоминать статьи В.Ульянова о необходимости в любом народном движении партии с твёрдой дисциплиной.

Получен ответ районной прокуратуры. Читайте. Как и ожидалось, всё было сделано властями «законно», только ижевские исполнители маленько накосячили, неправильно извещали народ. Теперь инициативной группе с помощью юристов надо составлять на основе первого обращения новое послание, обжаловать в областную прокуратуру решение районной.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Потребовать дать правовую оценку Закону Рязанской области от 19.11.2018 №87 — ОЗ «О внесении изменений…», который изъял из полномочий сельских поселений вопросы водоснабжения. Чья корысть в таком решении усматривается?
  2. На каком основании областной закон изымает у сельских администраций только башни, насосы (покупаемые населением) и скважины, но оставляет сами водопроводные сети? Почему он не берёт на себя ответственность за них, за доставку воды до каждого дома. Основная грязь в воде берётся из старых изношенных труб. На каком основании они могут брать плату за воду, если не доставляют её потребителям? Тогда жители имеют право объявить водопровод своей собственностью (что и на деле так) и выставить свой тариф за доставку воды по трубам к Ижевскому КХ?
  3. Решения об изъятии собственности (скважин, башен и насосов) в район и передача состоялись до вступления в действие областного закона (до 20.11.2018). Передача исадскими депутатами имущества — 04.07.2018,  принятие его спасской районном администрацией — 09.08.2018, передача ижевскому карманному предприятию «в добрые руки» — 17.09.2018. На каком основании? Закон не вступил ещё в силу! Это не смутило властные органы, когда УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области зарегистрировала 24.11.2018 эту передачу (на это время Закон уже действовал). Законы принимают задним числом, чтобы оправдать заранее задуманные злодеяния! Вот так по-нашему.
  4. Запросить предоставить копии решений местных исадских депутатов от 04.07.2018. Было оно или нет? Или с завязанными глазами пустые бумажки подписывали?
  5. О всяческих расчётах тарифов ижевскими  писать не следует. Разбираться в этом крючкотворстве нет смысла. От того, что они правильно пересчитают тариф, преступное изъятие не изменит своей сути. Хомут уже будет надет, дальше речь пойдёт о степени затягивания постромков.
  6. Запросить данные протоколов исследования питьевой воды в Исадах, Аргамаково и Красном Яру от 02.03.2018, которые сделаны «Центром гигиены и эпидемиологии Рязанской области», требовать повторной проверки в присутствии комиссии инициативной группы местных жителей (мимо Воробьёва, который не раз своих избирателей ошельмовал).

Вполне может случиться, что ответ областной прокуратуры будет также оправдательным в сторону властей и тогда придётся идти с обжалованием в Генеральную прокуратуру РФ. К этому надо быть готовыми.

Летописец.

Что теперь будет с клубом в Исадах (земской школой)? Встреча 07.02.2019.

Доброго здоровья всем односельчанам и гостям!

Давно замечено, что число людей, посетивших наш сайт никак не зависит от количества помещаемых на нём новостей. Чаще наоборот, новости выходят, а посетители уходят. Вывод: кому нужны эти новости? А в последнее время народу на сайт стало заходить заметно больше. Так не все же за новостями! Но об этой не могу не написать.

Мы с вами вместе летом собрали общее мнение более 500 людей, жителей, которые в то время были в Исадах, Аргамаково, Красном Яру, Студенце, о том, что недопустимо, когда разрушилось более 2-х лет крыльцо церкви, течёт её крыша, что на грани обрушения здание бывшей земской школы (клуба в Исадах), которую надо срочно спасать, иначе исчезнет одно из последних исторических зданий и вместе с ним последнее место, где люди могут вместе собраться под крышей по любому поводу. К нашему воззванию на имя губернатора Любимова присоединились тогда многие общественные организации. Вы помните, что удалось раскачать районную власть, когда приехал представитель областного министерства культуры В.М.Масловская, был выпущен протокол, но дальше власть районная, областная и особенно местная (Воробьёв) сделала всё, чтобы решение о ремонте клуба затоптать и забыть. Вопрос о церкви они отодвинули от себя сразу.

Так вот 7 февраля 2019 года в Исады на подготовленную Воробьёвым и Епишкиным почву приехала очередная представительная комиссия, чтобы разыграть, как в театре, формальный повод к отказу от мысли о срочном ремонте клуба. На этот раз почтил село визитом сам глава районной администрации Собчаков (17 км по асфальту)! Если не ошибаюсь, была зампред правительства Рязанской области Л.А.Крохалёва, из районной администрации люди, Епишкин, Воробьёв… Мы можем предполагать, что изначальное, летнее, повеление губернатора Любимова было направлено на то, чтобы разобраться на месте с народным волеизъявлением и решить положительно вопрос с ремонтом аварийного культурного здания. Именно с этим тогда приезжала Масловская и настраивала районное чиновничество, просто заставляла начать экспертизу, расчёт смет на восстановление клуба. Представители района проявляли общую вялость, нигилизм. Но команде Епишкина и Собчакова против губернатора идти было, как против ветра…, поэтому она начала подготовку длительного саботажа. В ходе того летнего совещания Епишкин (в кулуарах) и Воробьёв (перед всеми собравшимися) единодушно высказались, что мнение людей (свыше 500 жителей) им безразлично, они сами знают, что хорошо и что плохо, а инициативная группа, которая подняла народ против бездействия властей, «никого не представляет», они «сами соберут свою инициативную группу» (правильную) и будут ей говорить, что делать и выслушивать от неё отчёты.

К этому времени костяк «правильной инициативной группы» из нескольких старушек, подогреваемых время от времени спиртным, был Воробьёвым собран. Они даже выступали тогда громкими выкриками из зала. 7 февраля эта группа была снова Воробьёвым приведена и выступила от имени всего населения округи. Видимо, к концу 2018 года губернатор Любимов передумал насчёт выстраивания диалогов с неким народом на местах. Время было выбрано удачно, в феврале по селу хоть шаром покати, другого населения не найдёшь. Вопросы задавались «населению» так, чтобы было ясно: ремонтировать старый клуб или строить новый — невозможная роскошь! Так какое они предложили решение? Да никакого! Сидите смирно, ждите у моря погоды, а бюджет мы и без вас разделим, нам на зарплаты не хватает, не то, что на вашу блажь!

Если попытаться здраво рассудить, что собирались услышать чиновники в Исадах, зачем приехали, станет ясно, что только с целью запутать и  обмануть народ. Якобы нужно было ещё раз понять, спросить народ, хочет ли он ремонта старого клуба («А это очень дорого!»- убеждали власти.) или хочет строительства нового здания («А это очень нескоро, много трудностей на пути… и т.д.»). Так ведь вам народ однозначно сообщил в числе более полутысячи своих голосов:

— Вы обязаны отремонтировать историческое здание земской школы!

— К тому же, там работают и встречаются люди, они в опасности!

Но ответ нужен был другой, поэтому и был собран весь этот спектакль. В итоге несколько нетрезвых голосов из зала («Новое! Только новое!») перевесили мнение людей и общественных организаций. Аварийное здание, в котором учился Герой Советского Союза Василий Игонин, обречено на скорое разрушение. Этот вопрос власти с себя сняли. Но кто из них ответит, если завтра рухнувшая кровля накроет кого-то во время распевки «хора» или в библиотеке? Спрашивали губернатора одни, а ответ дали другим, вот той кучке пьяных старушек.

7 февраля из зала прозвучали здравые вопросы к властным представителям, когда же будет осуществляться строительство, если в бюджет 2019 года так и не заложили ни на него, ни на ремонт старого здания ни копейки? Ответ был, вероятно, в 2020-м или 2021-м… Добавлю от себя: или никогда.

Думайте, земляки, думайте! Голова дана не только, чтобы в неё есть. Мы можем добиваться перемен к лучшему, отстаивать свои права, когда объединяемся вместе. Вы это видели в 2016-м, в 2017-м (см. тут тоже) и в 2018-м. Но если вы молчите и ждёте, что за вас всё сделает тот или другой человек, очень скоро будет совсем худо всем. Так что новости на тему ремонтов, тарифов на воду и пр. заканчиваются до тех пор, пока не проявятся на сайте люди, которые не будут прятаться за чужие спины.

Летописец.

Снежное царство — фото Елены Малаховой.

Доброго здоровья!

Замечательно, что в эти дни всегда есть, с чем поздравить. Теперь уместно с наступившим окончательно Новым годом и предстоящим Крещением! Народ наш издревле не был равнодушен к водам, даже тем, которые плещут подо льдом.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Увидев фотографии хорошо всем знакомого нашего фотохудожника Елены Малаховой, присланные на страничку Исад во «ВКонтакте», решил, что такую красоту надо обязательно поместить и на главный сайт. Елена была согласна.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как вам? По мне, очень искусно пойманы мгновения! Такими они и мне видятся, зимние Исады!

Летописец.

Рождество в Исадах и Рождественские.

Церковь Воскресения Христова и главная аллея на въезде в имение.

Всех с прошедшим Рождеством и наступившим Новым годом!

Говорить о нынешней зиме в Исадах нет толку, её надо видеть. Она прекрасна! Фотографии лишь отдалённо передают то, что видит взгляд. Искрящиеся серебром глубокие снега, отблески солнца или морозный иней, который сыплется с неба. Зимой увидишь то, что в другое время скрыто за листвой. Можно разглядеть самые дальние дали.

Прощенный Колодезь бежит на дне Детинуха.
Очередная лиственница кожинской аллеи приказывает долго жить.

Аллея со стороны села и Попов дом (дом художника В.И.Иванова).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

На Рождество самое время сходить в гости, навестить тех, кого давно не видел. А заодно собрать по крупицам ценнейшие воспоминания о тех временах, которых скоро никто уж и не сможет описать. У некоторых старожилов память на удивление отменная!

Остатки урожайного яблочного года под январским снегом.

В итоге есть несколько зарисовок о Рождественских, из жизни исадской «Поповки» — так Николай Лесков называл те части сёл, где в соседстве  и неподалёку от церкви проживали священники и члены церковного причта. Такие улочки назывались «Поповками» и в народе, не Лесков слово придумал, часто они оставляли своё название для целого селения. Поповок можно встретить изрядно в разных местах. Был такой уголок и в Исадах. Вот дом Рождественских стоял, к примеру, неподалёку от дома священника. Род их осел здесь с незапамятных времён, были в нём и священники, и дьячки. Мы о них уже упоминали. Приятно будет, если кто-то из потомков, проживающих теперь в Рязани, отзовётся. Где-то рядом жили и Орловы.

Несколько картинок.

Вдали виднеется «горло» (устье) старого русла Оки. Когда-то место съёмки было под водой, здесь река делала крутой изгиб, направляя воды с севера на восток.
Дальний бережок Шарка и есть место древней пристани Исады, давшей название селу.
Белокожие осокори рвутся в небо. Остатки посадок В.Н.Кожина.

Летописец.

С наступающим 2019 годом! Археологическое исследование в селе Исады — нужна помощь добровольцев!

Дорогие друзья и добрые соседи!

С наступающим всех Новым Годом и Рождеством! Благополучия в ваших домах, мира в душе! Благодарю от лица всего нашего краеведческого сообщества всех, кто принимал участие в общественных событиях уходящего 2018 года! Мы собирали голоса в поддержку нашей ветшающей церкви, разрушающегося здания земской школы (клуба), проводили субботники, боролись с произволом и бездеятельностью чиновников, работали в архивах, делали исторические открытия, устанавливали связи с новыми друзьями – исследователями из разных краёв и областей, потомками Ляпуновых, Кожиных, отмечали праздники: юбилей открытия первой школы, день рождения села, участвовали в празднике Старой Рязани. У нас появился свой кузнец – художник. Растёт наш круг, живо село! Помня о самом лучшем месте на земле, пожелаю в будущем году заботиться о нём, помогать ему становиться ещё краше, привлекательней, сделать для него что-то доброе!

Объявляем об одном таком важном деле, в котором может поучаствовать каждый. По весне мы в сотрудничестве со Старорязанской археологической экспедицией Института археологии РАН начнём раскрывать тайну жизни нашего села Исады. Всем известно, что Исады появились на берегу Оки более 800 лет назад, возможно, это случилось ещё лет на 70 раньше. Чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • когда образовались Исады;
  • в каком именно месте появилось поселение;
  • в каких направлениях они росли;
  • как они выглядели в разное время;
  • где была знаменитая дальняя перевалочная пристань Старой Рязани, первая исадская церковь, самые ранние улицы —

руководство экспедиции предложило нам всем миром провести большую исследовательскую работу. К ней приглашаем всех желающих жителей села Исады.

Что нужно сделать?

Необходимо собрать на возможно большем количестве участков – домохозяйств подъёмный материал – керамику и передать его для изучения в экспедицию. Наверняка, обрабатывая свой огород, делая грядки, вы собирали с поверхности земли различные керамические обломки, иногда принимая их за камни. Чтобы они не мешали обработке почвы мотыгами и лопатами, собирали их с пашни и выбрасывали в сторонку. Между тем, как раз то, что вы выбрасывали, является ценным материалом для учёных, которые могут «прочесть» историю вашего личного участка и всего села в целом по этим глиняным черепкам. Задача стоит в том, чтобы собрать керамику и в точности записать, на каком участке она была собрана, ни в коем случае не смешивая её с керамикой других участков.

  • Собрать керамику с одного участка в отдельный пакет.
  • В записке указать улицу, номер дома и хозяина участка, с которого собрана керамика. Можно также указать, кто собрал.
  • Вложить записку в пакет, завязать его, чтобы ничего не просыпалось.
  • Передать пакет нашим добровольным помощникам.

Когда всё будет происходить?

Наилучшее время для сбора подъёмного материала – весной:

  • когда сходит снег, земля оттаивает и после зимнего замораживания выталкивает на поверхность всё, что в ней было;
  • сразу после весенней пахоты, на пашне.

Керамику можно отмыть в воде или просто положить в пакет, как есть.

Если каждый участник этого важного дела соберёт подъёмный материал со своего участка да ещё по договорённости с 1 – 2 соседями соберёт керамику на их участках – это будет самой лучшей помощью в изучении истории нашего села! Только помните, что для каждого участка нужен отдельный пакет с запиской!

Переданная руководству Старорязанской экспедиции керамика будет изучена, составлена историческая карта села, выйдет в печать научная работа, будут намечены дальнейшие шаги по археологическому изучению села.

Если вы уже сейчас решили, что будете участвовать, пишите сюда, на сайт, мы свяжемся с вами. Чуть позднее сообщим дополнительные способы связи с нашими добровольцами в Исадах, которым можно будет также передавать собранную керамику. Приветствуются и другие ваши исторические находки! Мы их также изучим и расскажем что-нибудь любопытное.

Летописец.

Новогодний фокус от властей. В Исадах вводится тариф на использование воды. Кто создаёт новые поборы?

Доброго здоровья!

Хотелось обойтись под Новый год без недобрых вестей. Куды бечь, если власть на всех уровнях подбросила к этому празднику своих подарков. Повышение НДС, отмена выплат пенсий на 8 лет и т.д. и т.п. (читай новости других каналов). Местная наша власть тоже решила без подарков не оставить. Слухи о том, что собираются сделать нечто с нашими водопроводными сетями, кому-то передать, бродили, но чтоб так быстро и безгласно, за спиной у народа (в который раз!), не верилось… Пора бы привыкнуть. Раз народ не поднимется, другой, а на третий и спрашивать вас, селяне, не будут. Вот пишут-то везде, воду мутят всё люди «приезжие» да «дачники», как любит говорить глава поселения Воробьёв. А наши-то, «приписанные» (так называли зависимых крестьян при крепостном праве) — люди мирные, на всё согласные. Вот они и правильные, вот они-то и дают жить привольно воробьёвым местного, районного и областного розлива. Сидите тихо, люди, ни гу-гу! За вас всё решат мудрые головы, те, кому положено.

Появилось откуда ни возьмись на видном месте Постановление №287 от 6 декабря 2018г. областной бюджетной организации «Рязанская энергетическая комиссия». Висит себе, приклеено магазинными ценничками. Куда ещё народ ходит? В магазин. Там и ознакомится, как о нём власть позаботилась. Жили-то всё неправильно до того, собирали денежки по домам на содержание водопровода, то на починку-покупку новых насосов надо… Построен он был при царе Горохе на колхозные деньги (что взамен пустых палочек-трудодней в колхозной кассе накоплены). А и сельской администрации приходилось свои кровные бюджетные денежки выкладывать. Рвёт трубы-то через каждый метр в некоторых местах, хоть экскаватор не отпускай. Только отъедет — рядом опять рыть надо! Не порядок это! Никаких денег не хватит. Что же теперь, весь бюджет на ваши ржавые трубы извести? Или новый прикажете на областные да районные бюджетные денежки вам делать? Такое бывает раз в 30 лет. Вот в Ижевском, кажется, недавно целых 350 метров построили! Событие! Весь район гремел.

Выход есть! Надо отдать водопроводы в «добрые руки», как котят и щенков раздают. А уж эти «добрые руки» пусть в горло населенью вопьются и выдавят, сколько нужно. Сколько, к примеру, надо конторе из с.Ижевское (тьфу, ты! опять Ижевское! с чего это?), чтобы жить весело? Посчитали объём потребной выручки, разделили правильно, внесли в Постановление — и вот вам, селяне, тариф на «питьевую» воду! Теперь будете не только трубы свои менять, за электричество платить, но и кормить кучку совершенно не причастных к постройке водопроводных систем в Исадах, Аргамаково, Красном Яре и Студенце чиновников от ЖКХ. Вот так надо деньги из воздуха делать!

Странно, а на каких условиях передали? Что вложит в наши водопроводные системы новая компания? Что обеспечит? По какой причине назвала ржавую жижу, с которой еле справляются фильтры, «питьевой водой»? Кто делал анализы? Может, она техническая, а не питьевая вовсе? И что же, теперь вот питьевой будем поливать наши огороды? Не роскошно ли? И с чего тариф выше, чем в московской квартире? Как будут считать расход воды? Установят общие счётчики на башнях и разделят по домам поровну? А за пустые дома кто заплатит? Заставят людей в каждом доме покупать и устанавливать водосчётчики? Если в чьей непонятливой голове и возникли такие вопросы, то ответов на них нет нигде.

Так кто же эту передачу осуществил? Героя на сцену! Кто подписывал решение за людей? Где документы? С какого перепугу вдруг «энергетическая комиссия», которая с нас за электроэнергию денежки собирает, решает теперь, что население должно платить за то, за что никогда не платило?! Как происходила передача в управление этой РЭК? Впрочем, зачем вам всё это знать? Молчите, люди, молчите, как всегда, и не забывайте опускать в урны бумажки с правильными фамилиями, когда вам скажут! Больше от вас ничего не требуется.

Летописец.

Оборона Старой Рязани — память. Тихая зима в Исадах.

Доброго здоровья, потомки великих предков!

Каждый раз, проезжая через погибший почти 8 веков назад город, невольно погружаешься в мысли о них, наших давних предках, которые в ту лютую зиму бились на заснеженных валах, на высоких бревенчатых крепостных стенах, отбивали натиск врагов… О тех, кто строил эти огромные сооружения, кто жил в этом городе, трудился над нехитрыми изделиями из кожи, дерева, у железоделательных горнов или печей для обжига глиняной посуды, кто создавал из золота и серебра прекрасные тонкие украшения, торговал с разноязыкими приезжими гостями на городском базаре…

Здесь кипела жизнь, и каждый из ближней округи и неведомых уголков в дальних краях стремился сюда, в красивый город Рязань. Тогда она ещё не была Старой, просто важным городом «славян и русов» в этом пограничном крае. Думается о том, что они вполне себе могли быть твоими прямыми предками, потомки которых чудом убереглись во времена нашествий, войн, сохранили свою землю от всех напастей и осели в первоначальном пригороде той столицы, у пристани в Исадах. Если они были такими, пронесли свою честь и славу через столько лет, то каким же должен быть ты, чтобы эту честь сохранить и преумножить? Как надо любить свою землю? Вот такой груз ответственности ощущаешь на своих плечах.

Исады. Слава герою!

781 год назад наши предки в грохоте боёв, в пламени пожара 5 дней сдерживали на стенах Старой Рязани приступы монгольских войск Батыя. Эту память передаём и помнить будем вечно, обращаться к ней и искать в ней силу в самые трудные минуты жизни! И лучше, чем на древнерусском, слова о тех событиях не прозвучат.

«…И обьступиша град, и начата битися неотступно пять дней. Батыево бо войско пременишася, а гражане непремено бьяшеся. И многих гражан побиша, а инех уазвиша, а инии от великих трудов изнемогша. А въ шестый день рано приидоша погании ко граду, овии с огни, а ини с пороки, а инеи со тмочислеными лествицами, и взяша град Резань месяца декабря 21 день…

И не оста во граде ни единъ живых: вси равно умроша и едину чашу смертную пиша. Несть бо ту ни стонюща, ни плачюща — и ни отцу и матери о чадех, или чадом о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертви лежаща.

…Сии бо град Резань и земля Резанская изменися доброта ея, и отиде слава ея, и не бе в ней ничто благо видети — токмо дым и пепел».

Зима в Исадах нынче яркая и светлая! Стаи свиристелей с хохолками на головах сидят на проводах и налетают махом на очередную рябину. Минуту длится пиршество — и снова на провода или макушку берёзы… Красотища! Приезжайте любоваться.


 
 
 
 
 
 
 

(Фото Алексея Карасёва. Набросок миниатюры — нашего давнего соратника, художника Александра Вицина.)

Летописец.

Событие в Исадах. Год 1217-й. Ю-туб канал Натальи Макагоновой.

Всем доброго здоровья!

Недавно произошло заочное знакомство с журналистом Натальей Макагоновой и её замечательно ярким ю-туб каналом исторических фильмов под названием «История.Интересно!». В сети «ВКонтакте» канал поддерживает соответствующая страничка. Большинство фильмов содержит строгую научную основу, не уводит в болото «альтернативной истории». В то же время присутствует живая современная жилка в подаче. Кое о чём можно поспорить, тем привлекательней фильмы, заставляют думать. Качественная съёмка, подбор картинок, монтаж. Возможно, что-нибудь снимем совместно…

Смотрите о событии 1217 года в Исадах во второй части здесь (кажется, что-то взято с нашего сайта):

Летописец.

150-летие Исадской школы и династии священников-учителей. Рождественские, Америковы…

Привет всем!

В прошлую субботу состоялся торжественный концерт в Исадской школе по случаю 150-летия открытия в селе первого учебного заведения. Как вы помните, это была церковно-приходская школа при храме. Получается, отметили мы её открытие, бывшее в 1868 году.

Концерт получился радостный, сделан был учениками Исадской и Кутуковской школ, их преподавателями от души! Постарались все. Пели ученики начальной школы, танцевали сложные вальсы старшеклассники, поздравляли нынешних преподавателей с успехами, учеников с достижениями на всевозможных олимпиадах, конкурсах и в спорте.

Выступали борцы, ребята и девчата, из спортивной школы «Крутогор» (Устранской школы) под руководством С.П.Мельника. Вспомнили и многих из прежних учителей, руководителей школ: Исадской начальной (которая располагалась в здании бывшей земской школы, ныне — клубе) до 1950-го, Исадской семилетней, кажется, до 1967-го (с 1965-го располагалась уже в современном здании), Исадской средней… Смотрели на старые фотографии, внимали именам Ефремов, Усков, Луканцовы, Рождественская…

Был  здесь и наш батюшка — отец Виктор Тараканов. Всегда он с нами! И как ему не быть, если школа-то начиналась с церковной?! Поначалу она и называлась «приходское училище». А вот же не прозвучало имя первого преподавателя — законоучителя той самой первой школы, которая была в 1868-м! Его надо назвать — священник Александр Гавриилов Америков. Выдающийся был человек. О нём подробно рассказывал наш советник по церковно-историческим вопросам о.Вячеслав Савинцев. Среди трудов Александра Гаврииловича Америкова — многочисленные проповеди, миссионерские беседы со старообрядческими общинами, не только нашими местными, но и по всей Рязанской губернии. Любопытно, что о.Виктор вспомнил о посещении его храма лет 25 назад правнуком отца Александра Сергеем Америковым, о совершённом им церковном таинстве на родине пращуров. Мы с большим удовольствием побеседовали бы с Сергеем и его потомками. К сожалению, никаких связей не сохранилось. Ждём его, может, откликнется!

Справедливости ради, внесём историческую правку, данную в исследовании о.Вячеслава. Впервые приходское училище упоминается не в 1868г., а в 1862-м! И его наставником был назначен 30 ноября того года предшественник А.Г.Америкова в церкви Воскресения Христова отец Пётр Васильевич Рождественский. Так что отмечать надо было 156-летие первой школы! В связи с этим именем возникает любопытная догадка, версия, которую предстоит подтвердить или опровергнуть в будущем. По некоторым сведениям, женой Александра Гаврииловича Америкова была Прасковья (в девичестве Рождественская). А занял место иерея в исадской церкви он в возрасте 23-х лет, т.е. недавно женившись, в 1867г. Не трудно предположить, что женой его стала дочь священника, освободившего своё место для зятя, Петра Васильевича Рождественского! Т.е. приход был «передан по наследству».

Что ещё более любопытно. Возможно, Пётр Васильевич Рождественский также «наследовал» наш приход аж в целом 4-м поколении, с начала XVIII века! Вот какую цепочку священников воскресенской церкви приводит о.Вячеслав. Все они по возрасту вполне подходят для родства «отец-сын».

  • Никита Петров(ич) — (упоминается в сане священника нашей церкви в 1736-1748гг.)
  • Симеон Никитин — (род.1701г., священником упомянут в 1755г.)
  • Иоанн Симеонов (упоминается в 1780-е — 1790-е)
  • Василий Иоаннов (умер в 1815г.)
  • Следующим с 1815 до своей смерти в 1827г. был Никита Степанов — единственный, кто выпадает из «родственной цепочки».
  • Пётр Васильев Рождественский (род.1805г., священник в Исадах с 1827г., уволен за штат в 1867-м, позднее получил пенсию за заслуги от Св.Синода.)

Изначально и довольно долго у священников, как и у крестьян (до середины XIX века), фамилий не было, величали их только отчеством. Вот и первый священник с фамилией Рождественский в Исадах появляется в это время. Вполне вероятно, что он был первым носителем настоящей фамилии в своём роду, который мы выстроили выше. А среди потомков Рождественских известны диакон нашей церкви Иоанн Иаковлевич (внук Петра Васильевича?) и его дети (?) Серафим Иванович (прошёл Великую Отечественную войну), учитель аргамаковской школы, вышедшая на пенсию в 1953 — 1957гг. — Нина Ивановна. Вот такая связь династии священников и народного образования!

Вспоминали и учителя исадской школы, работавшего в те же годы — Ульяну Ивановну Курчакову, уроженку с.Шатрище, у неё был старший сын и дочь Лидия, и многих других. Дополняйте, пишите, если что не так, перепутал!

По многочисленным просьбам всех, кто хочет знать, когда будет восстанавливаться здание аварийной земской школы, сообщаю: ничего определённого на торжестве узнать не удалось. В последнее посещение села по данному поводу властная комиссия напустила очередного тумана, звучали слова о «временной заморозке» объекта для последующего восстановления (неизвестно когда). Что это означает? Будут ли заложены деньги на восстановление в бюджет 2019 года, как решили раньше? Бог весть!

Жива школа — живо село! Всем устроившим праздник для еле уместившихся в спортзале односельчан и гостей — благодарность! И ждём всех на сайте для сотрудничества, у нас много дел. Другие фото смотри в нашем Инстаграм.

Летописец.