Миссионерская деятельность священника Александра Америкова

Очерк о миссионерской деятельности в старообрядческой среде священника Александра Америкова

В истории миссионерской деятельности в Рязанской епархии «золотым веком» можно назвать период с 1877 по 1917 гг. Именно в это время благодаря инициативе правящего архиерея еп. Палладия (Раева), в Рязанской губернии, было создано и действовало Братство св. Василия, епископа Рязанского[1]. В губернии было 12 уездов, в каждом три – пять благочиннических округов (например, в Рязанском было пять, а в Данковском три, но в основном – четыре). В каждом округе имелся представитель от Братства (чаще в священном сане), соответственно существовали должности епархиального, уездного и окружного миссионеров (в некоторых благочиниях их было двое: один по старообрядцам, другой по сектантам). Братство св. Василия было мощным миссионерским органом в Рязанской епархии.

При всем многообразии сохранившихся источников от самого Братства, существует мало работ, в которых бы систематически обрабатывался весь нарративный материал (деятельность, как в старообрядческой, так и в сектантской среде, миссионерские труды его членов). Подобного рода исследование начинается только вначале XXI в. Объясняется это тем, что на момент существования Братства важным представлялись результаты миссионерской работы, что и отражается в отчетах и протоколах собрания. Современников привлекала не обработка наличного материала, которую, скорее всего, предоставили потомкам, а труды на миссионерской ниве. Однако после революционных событий 1917 г., все документы оказался погребены в пыльных архивах, тем более что Братство прекратило свою деятельность, а советских историков не интересовало изучение деятельности православного миссионерского общества.

Помимо изучения истории возникновения и развития самого Братства, как миссионерского общества, необходимо изучение и деятельности его членов. Поскольку благодаря их ревностным трудам Братство достигало поставленных целей и задач.

За весь период существования миссионерской организации довольно сложно, даже кратко, дать обзорную характеристику миссионерской деятельности каждого члена Братства. Стоит заметить, что существовала определенная градация членства: почетные, пожизненные, действительные и сотрудники. Попадание в ту или иную категорию зависело от размера членских взносов[2]. Такой подход обеспечивал стабильность финансовых вливаний в деятельность Братства. Исследователя интересует не денежные взносы, а реальные заслуги того или иного члена, соответственно можно выделить из этой массы тех, кто «более всех потрудился» на миссионерском поприще. Если смотреть по благочиниям, то ими окажутся окружные, в масштабах губернии – епархиальные миссионеры.

Существует еще одна проблема при исследовании данной темы. Относится она к восстановлению биографических данных, того или иного члена Братства. К сожалению, организация не вела дел на своих сотрудников[3]. Часть биографий, если братчик был в священном сане, можно восстановить по клировым ведомостям, но, если был мирянином (ими были в основном помощники окружных миссионеров), придется столкнуться с полным отсутствием какой-либо информации. Сама миссионерская деятельность, того или иного члена, восстанавливается, в основном, по отчетам Братства (ежегодно предоставляемых Совету[4]), и частично по Миссионерскому Сборнику (основной журнал Братства).

Среди активных действительных членов Братства выделяется фигура свящ. Александра Америкова. Именно эта личность заслуживает отдельного внимания для исследователей.

Родился в 1844 г., происходил из духовного сословия, его отец, Гавриил, служил приходским священником. С аттестатом первого разряда окончил 15 июля 1866 г. Вифанскую духовную семинарию. В том же году обвенчался с девицей православного вероисповедания Прасковьей Петровной.  В 1867 г. 26 июня переводится в ведомство Рязанской Духовной консистории, а 30 августа был рукоположен Преосвященным Иринархом (Поповым), архиепископом Рязанским и Зарайским, в священный сан. Назначается на место служения в первый округ Спасского благочиния в приход Воскресенской церкви села Исады[5].

Приход о. Александра был густонаселен старообрядцами. Например, в одном из «Дел окружных и уездных судов», читаем: «В с. Исад живет много раскольников, у которых есть особые молельни, где они молятся и совершают некоторые обряды»[6]. Опираясь на сведения Братства о числе старообрядцев по губернии, можно сказать, что Спасский уезд был третьим (после Рязанского и Егорьевского) по численности населения ревнителями старой веры. Отличительной особенностью было то, что в Егорьевском (и Рязанском) уезде преобладало старообрядчество австрийского согласия (поповцы), а в Спасском их было немного, большая часть принадлежала «к беспоповцам Федосеевского и Филипповского толков»[7], которые проживали в селах — Ижевском и Исадах.

Батюшка активно включается в пастырскую деятельность с первых дней служения на своем приходе. Однако полноценно воплотить в жизнь свои миссионерские задатки помогло открытое в 1877 г. Братство св. Василия. Вот, что он писал в одной из своих заметок в епархиальных ведомостях: «Последовавшее в конце 1877 года открытие братства св. Василия рязанского в этом случае как нельзя более совпало с потребностью времени. Публичные беседы с сектантами (старообрядцами – В.С.) принесут несомненную пользу, если только это дело ведено будет не по приказанию свыше, а из любви к самому делу и без обычной торопливости, которая бывает не чужда и самым лучшим предприятиям нашего времени»[8].

Братство не оставило в стороне перспективного молодого священника, а наоборот всячески старалось привлечь к миссионерской деятельности. Так, уже в отчете за 1880 г. встречается упоминание об свящ. Александре, хотя пока не как об активном миссионере (из-за неподготовленности еще не проводившего беседы со староверами), но все же, как радевшем об «уклоняющихся от православной Церкви»[9].

Уже через несколько лет батюшка начинает батюшка включается в полемическую деятельность со старообрядцами. В отчете за 1883 г. свящ. Александр называется усердным деятелем. Стоит полностью привести цитату из отчета, в которой воздается похвала ревностным миссионерам Спасского уезда. Читаем следующее: «Православные этого уезда священники в 1883 г. проявили замечательную деятельность в обличении заблуждений раскольнических обществ, а частию в ограждении своих православных чад от обольщений их. Таковыми усердными деятелями преимущественно заявили себя: села Исад священник Александр Америков, села Ижевского Казанской церкви священник Иоанн Лучинский и, особенно, Евгений (описка, Евмений – В.С.) Остроумов, Покровской церкви Егор Виноградов и миссионер Братства крестьянин Стефан Михайлович Филатов»[10].

Похвала была вполне заслуженной, поскольку за отчетный год (1883) свящ. Александр провел одиннадцать бесед со староверами своего прихода, причем беседы были публичными. Оппонентом со стороны староверов выступил их местный священник Каменев. Примерное содержание бесед было напечатано в указанном отчете[11].

В 1884 г. о. Александр расширяет свою миссионерскую деятельность, ведение бесед он не ограничивает своим приходом. Так, по соглашению со свящ. Михаилом Софоновым, в приходе села Федосеевой Пустыни, было проведено несколько публичных встреч с местными беглопоповцами[12]. Примерное содержание бесед также было напечатано в отчете Братства[13].

Миссионерская деятельность батюшки на приходе приносила свои плоды. Так в епархиальных ведомостях за 1886 г. встречается известие о присоединении к православию свящ. Александром Америковым следующих лиц: молодой крестьянки Марии Туркиной и двух сестер Шумаровых сельца Муратовки (возможно современное село Муратово) Прасковьи и Акулины[14].

В 1886 г. Преосвященный архиеп. Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) совершал объезд храмов и монастырей епархии, в том числе и посетил Исадский приход (23 августа). Официальная церковная пресса оставила оценочное свидетельство о миссионерской деятельности приходского батюшки. «Священник с. Исад А. Америков учителен, имеет много писанных проповедей и поучений и кроме того ведет усердно противораскольнические собеседования, для которых имеется у него точный и обстоятельный список. Библиотека церковная очень достаточна»[15].

В 1886 г. Совет Братства, по предложению архиепископа Феоктиста, учреждает должность епархиального миссионера, на обязанности которого возлагалось ведение бесед со староверами и сектантами о предметах веры в различных уездах губернии. Должность обеспечивалась годовым окладом 1200 руб. (с прибавкой премиальных). Благочинным был разослан запрос о выборе достойного человека на настоящую должность. Как это часто бывает, добровольного желания никто не изъявил.

Ревность по миссионерской деятельности заставила свящ. Александра откликнуться на призыв и занять вакантную должность. Местным благочинным был дан положительный отзыв о миссионерской деятельности батюшки: «О. Америков оказывается пастырем добрым и ревностным, исправным в прохождении священнической должности и подготовленным к должности миссионерской»[16]. Совет Братства рекомендовал архиепископу Феоктисту назначение свящ. Александра на должность епархиального миссионера, и, уже, 23 декабря Преосвященный поставил положительную резолюцию на указе о назначении. В ведении миссионера была и епархиальная библиотека. Назначение на должность епархиального миссионера было отражено и в клировых ведомостях[17].

Опираясь на записи в клировых ведомостях, можно сделать следующий вывод: для удобства в миссионерской деятельности свящ. Александр Америков переводиться внештатным клириком в Христорождественский собор (храм, к которому было приписано Братство св. Василия). К сожалению, документального подтверждения данная гипотеза пока не имеет, однако по косвенным свидетельствам она вполне обоснована. Дело в том, что настоятелем храма села Исады 17 февраля 1887 г. назначается свящ. Георгий Содальский[18]. Поскольку в приходе числилась одна священническая должность (так было за все время существования храма), то соответственно свящ. Александр переводиться на другое место служения. Им вполне мог стать Христорождественский собор г. Рязани.

Батюшка ревностно приступил к обязанностям епархиального миссионера и уже в отчете за 1887 г. напечатан доклад о его деятельности. Стоит подробнее остановиться на нем, поскольку это самый первый миссионерский опыт епархиального миссионера, встречающийся в отчетах Братства, где приводится методология и осмысление полученного опыта.

Начинается отчет о подготовке к началу миссионерской деятельности, она состояла с ознакомлением прошлогодних отчетов и знакомством с распространенными старообрядческими толками и сектами в губернии. Однако и шлифовались навыки полемической беседы на частных встречах со староверами в г. Рязани. Эти встречи перетекли в публичные беседы, проводившиеся в Ямской слободе. Всего в 1887 г. свящ. Александром было проведено сорок (!) публичных бесед в разных местностях епархии. Довелось священнику побывать и экспертом в судебном деле. Вот что он пишет: «В декабре месяце на меня, как на епархиального миссионера, возложена была епархиальным начальством экспертиза по весьма сложному и большому делу рязанского окружного суда о некоторых лицах, обвиняемых в сектантстве, что дало возможность мне более специально ознакомиться с сектами хлыстов и скопцов»[19].        

Свящ. Александру приходилось вести публичные беседы со староверами в местах, где они никогда не велись. Результаты его деятельности засвидетельствованы письменно. Так некий сельский священник писал миссионеру: «После ваших бесед раскольники наши стали относиться ко мне гораздо благосклоннее, с охотою начали вступать со мною в беседы о предметах веры, многие из них стали брать у меня книги, в которых опровергаются их лжеучения и которые вы у меня видели. Вообще, после ваших бесед раскольники значительно попритихли и совершенно прекратили распространение своих мудрований среди православных, которые стали относится к ним, как к отступникам правой веры»[20].

Свящ. Александр приводит любопытный случай беседы, произошедшей 18 марта в г. Егорьевске, с купцом беспоповцем, который в начале беседы злился из-за контраргументов православного миссионера, но со временем стал внимательно слушать. Беседа продолжалась более трех часов, по окончании которой старовер со слезами благодарил свящ. Александра за разъяснение истин веры. Несомненно, дар слова и убеждения сопутствовал на протяжении всего служения православного пастыря.

Были и курьезные случаи со свящ. Александром. В Сапожковском уезде, в селе Коровке, после публичной беседы с беспоповцами, проходившей 26 декабря, старообрядцы созвали обширное собрание, на котором присутствовали представители из Владимирской губернии. По сообщению батюшки: «Собрание это было очень бурное, так как на оном бывшие оппоненты мои явились возражателями против своих единоверцев»[21].

Нередки были после публичных бесед обращения к православной вере не только рядовых староверов, но и их наставников, в основном из беспоповцев. Любопытно сообщение старовера беспоповца бабушкиного согласия крестьянина Дегтяных Борков Евдокима Пронина, адресованное свящ. Александру. Старообрядец пишет: «Прошу вас ваш покорнейший слуга Евдоким Андреев Пронин в том, что я Пронин желаю побывать в Москве и еще посмотреть в хлудовской и синодальной библиотеке все древности и тогда по Божией милости желаю быть уверен и спокоен, а то, когда вы были у нас в Дехтяных Борках 1887 года по деловой поре с тех пор не могу успокоиться ни на мал час, волнуют мои мысли и вся чуства, яко волна на великих реках, и те когда ветер престанет, они утихают, а мои мысли на один час не могут стать. Если Божия милость отступит, то лишаюся всех прав состояния сиречь благого ума»[22].

Свой доклад свящ. Александр заканчивает выражением своего рода миссионерской программы дальнейшей своей деятельности. Он стремился при собеседованиях со староверами и сектантами сделать свои беседы популярными, удобопонятными и вразумительными по своему содержанию, но главное было сближение с людьми, чтобы они относились к нему, как к другу, с доверием и любовью, чего с успехом батюшка и достигал[23].

В 1888 г. епархиальный миссионер выходит из ведения Совета Братства, и непосредственным его куратором становится правящий архиерей[24]. Все отчеты о состоянии и деятельности староверов или сектантов свящ. Александр Америков был обязан предоставлять архипастырю, а затем все донесения препровождались в Совет Братства, на обсуждение или исполнение, согласно резолюции архиерея. В ведении Совета оставались окружные миссионеры и их помощники.

Опираясь на сведения отчета за 1889 г., свящ. Александром в разных местах епархии, было проведено шестнадцать публичных бесед со староверами. «На беседах епархиального миссионера присутствовали местные священники, приезжали священники и из окрестных сел»[25]. Свою миссионерскую деятельность батюшка активно продолжил и в 1890 г.

В 1891 г. по невыясненным пока причинам свящ. Александр Америков, согласно поданному прошению, был переведен в Ставропольскую епархию с определением места служения – Иоанно-Мариинский женский монастырь[26]. Что послужило причиной ухода в другую епархию перспективного миссионера, остается загадкой. Автор настоящей статьи предпринимал попытки выяснения дальнейшей судьбы батюшки, к сожалению, пока не увенчавшиеся успехом. Возможно, дальнейшая работа с архивным материалом позволит поставить окончательную точку в этом вопросе.

Исследование миссионерской деятельности членов Братства св. Василия, епископа Рязанского в настоящее время только начинается, предстоит восполнять многочисленные исторические лакуны по этой проблеме. Однако историю свящ. Александра Америкова, первого епархиального миссионера Братства в Рязанской епархии, можно считать практически восстановленной. Собранная по крупицам их многочисленных источников (как изданных, так и хранящихся в архивах) она представляет не маловажный интерес для исследователей истории организации, а также по праву занимает первое место в ряду сонма тружеников подвизавшихся на миссионерской ниве.

[1] Подробнее об истории Братства см.: Александр (Пименов) иером., Савинцев Вячеслав, свящ. К 140-летию создания Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанский богословский вестник. – 2017. – № 2. С. 77–93.

[2] Устав Рязанского Епархиального Братства Св. Василия, Епископа Рязанского // Прибавление к РЕВ. – 1914. – № 24. С. 3-5.

[3] В настоящее время не удалось выявить ни одного дела, составленного на какого-либо члена Братства.

[4] Руководящий орган Братства, председателем которого был викарный епископ.

[5] ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 18. Л. 32 об

[6] РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 3360. Л. 11.

[7] Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. С. 51.

[8] Америков Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах, Спасского уезда // Прибавление к РЕВ. – 1880. – № 7. С. 216.

[9] Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Василия рязанского за 1880 год. Рязань, 1881. С. 27.

[10] Отчет о состоянии Братства св. Василия, Еп. Рязанского и деятельности Совета оного в 1883 году. Рязань, 1884. С. 29.

[11] Там же. С. 30 –36.

[12] Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. С. 89.

[13] Там же. С. 89–110.

[14] Епархиальные распоряжения и известия // РЕВ. – 1886. – № 2. С. 26.

[15] Обозрение рязанской епархии высокопреосвященнейшим Феоктистом // Прибавление к РЕВ. – 1886. – № 23. С. 533.

[16] Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1886 год. Рязань, 1887. С. 60.

[17] ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 32. Л. 18 об.

[18] ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 36. Л. 25 об.

[19] Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1887 год. Рязань, 1888.  С. 23

[20] Цит. по: Там же. С. 24

[21] Цит. по: Там же. С. 26.

[22] Цит. по: Там же. С. 27.

[23] Там же. С. 27.

[24]Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1888 год. Рязань, 1889.  С. 12.

[25] Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1889 год. Рязань, 1890. С. 40.

[26] Официальные епархиальные известия // РЕВ. – 1891. – № 21. С. 962.

Библиография

  1. Александр (Пименов) иером., Савинцев Вячеслав, свящ. К 140-летию создания Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанский богословский вестник. – 2017. – № 2. С. 77–93.
  2. Америков Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах, Спасского уезда // Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям (РЕВ). – 1880. – № 7. С. 210–216.
  3. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 627. Оп. 240. Д. 18. Ведомости о церквях города Спасска и уезда за 1873 г.
  4. ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 32. Ведомости о церквях города Спасска и уезда за 1886 г.
  5. ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 36. Ведомости о церквях города Спасска и уезда за 1891 г.
  6. Епархиальные распоряжения и известия // РЕВ. – 1886. – № 2. – С. 23–33.
  7. Обозрение рязанской епархии высокопреосвященнейшим Феоктистом, архиепископом рязанским и зарайским, с 18 по 25 августа включительно 1886 года // Прибавление к РЕВ. – 1886. – № 23. С. 521–542.
  8. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. – 69 с.
  9. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. – 230 с.
  10. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1886 год. Рязань, 1887. – 63 с.
  11. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1888 год. Рязань, 1889. – 71 с.
  12. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1887 год. Рязань, 1888. – 59 с.
  13. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1889 год. Рязань, 1890. – 126 с.
  14. Отчет о состоянии Братства св. Василия, Еп. Рязанского и деятельности Совета оного в 1883 году. Рязань, 1884. – 64 с.
  15. Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Василия рязанского за 1880 год. Рязань, 1881. – 39 с.
  16. Официальные епархиальные известия // РЕВ. – 1891. – № 21. С. 961–964.
  17. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1431. Оп. 1. Д. 3360. О крестьянке с. Исад Аксинье Ефимовой Ероховой, обвиняемой в расколе.
  18. Устав Рязанского Епархиального Братства Св. Василия, Епископа Рязанского // Прибавление к РЕВ. – 1914. – № 24. С. 1–15.

Вячеслав Александрович Савинцев.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •