Доброго здоровья, селяне и горожане!
Благодарим в очередной раз Виталия Филиппова за его находку в рязанской губернской газете «Рабочий клич» от 15 августа 1925 года! К номеру газеты было приложено Постановление Президиума Рязанского Губисполкома от 28 июля 1925г. «Об охране памятников искусства, старинного быта и природы в пределах Рязанской губернии». Любопытнейшее свидетельство времени. Прочтя название документа, гордость берёт за молодую власть пролетариата. Не прошло и 8 лет со дня победы над буржуями и эксплуататорами трудового народа, а вот оценили же верхи нового общества, народная, так сказать, власть, что беречь-таки надо построенное и созданное людьми раньше. Пусть и плохими людьми построено было, не рабочего происхождения, но руки-то чьи эти камни укладывали? Рабочие! То-то! И картины всякие писали тоже люди бедные в основном. Ну, да хоть тушкой, хоть чучелом, как говорится, дело-то доброе задумано было. Нынче модно стало вспоминать прекрасное советское прошлое. Вот и подтверждение, как всё по чести делалось советской-то властью. Почитаем вырезки Постановления. О кожинской усадьбе в Исадах значится в первых строках по Спасскому уезду.
«Воспретить без особого на то разрешения губернского п/отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины… сломку памятников»,- слова какие правильные, «без разрешения»! Теперь знаем, что указанный подотдел отвечал за сохранность усадеб, памятников архитектуры. А «групповые памятники (кремли, монастыри, усадьбы и проч.) подлежат охране в целом, на всей занимаемой территории», — во как… А наблюдать за исполнением правил поручено было уездным исполкомам, губернскому подотделу, его местным органам, волсоветам, сельсоветам и милиции. Как говорил один из знаменитых советских футбольных тренеров, ответственность бывает только персональная, коллективной бывает лишь безответственность.
Бывшая исадская усадьба Владимира Николаевича Кожина (она же Ляпуновых, Долгоруковых, Мещерских, Ржевских), как видим, оказалась в ведении уездного исполкома. Надо уточнить сведения Постановления, что входило в состав усадьбы. Белый дом (на фото на дальнем плане) был построен не в конце 18 века, а примерно в 30-х его годах, как установили позднее архитекторы. И принадлежал стилю барокко. Ампирным нельзя считать и Красный дом (на фото справа), скорее, он принадлежал более раннему стилю классицизм. По преданию, бытовавшему в семье Кожиных, построен ещё Ржевским для крепостного театра, т.е. значительно раньше продажи усадьбы Кожиным в 1816 году. Тогда ампир только завоёвывал Россию.
Церковь Воскресения Христова в Исадах также стоит первой в Спасском уезде. Любопытно, что памятниками «церковного зодчества» признавались постройки старше 100 лет. О непростой судьбе чудом уцелевшей церкви мы знаем. Что стало с другими памятниками Спасского уезда, поставленными на охрану в 1925 году?
- Красный дом в Исадах разрушен, спустя пару лет после выхода Постановления.
- Белый дом в Исадах разрушен в 1955-1956 годах.
- В Исадах также была разобрана в 1960-е деревянная старообрядческая церковь св.Уара постройки начала 20 века (нет в Постановлении).
- Усадьба в Лунино уцелела, т.к. была объявлена бывшим имением декабриста, сведений о пребывании которого там не существует.
- Городище Старая Рязань разрушить после монгольского нашествия снова уже было невозможно.
- Имение Стерлигова утрачено, дом некоторое время использовался, но сохранились лишь руины стен, красивая каменная Преображенская церковь рядом с ним постройки 1870 года (её нет в числе памятников по причине молодости) была разрушена.
- Уцелела Благовещенская церковь постройки начала 18 века (нет в Постановлении) в имении Стерлиговых, на Старой Рязани. После возобновления богослужений в середине 1990-х она странным образом получила название Преображенской от соседнего разрушенного храма.
- Каменная Борисоглебская церковь, построенная Стерлиговыми на месте древнего храма на городище Старой Рязани в 1914 году, была разрушена, ей не исполнилось 100 лет, памятником её не считали.
- Вознесенская деревянная церковь в Спасске единственная уцелела.
- Успенская деревянная церковь в Спасске («на Бору») уничтожена.
- Прекрасный Преображенский собор в Спасске в стиле ампир постройки 1821 — 1839 — 1888гг. строительства, стоявший на месте нынешней площади героев Великой Отечественной войны, был разрушен в 1949 году. Он не удостоился попасть в число памятников, видимо, от даты последней перестройки прошло менее 100 лет.
- Деревянная Никольская церковь в с.Городец утрачена, на её месте стоит совсем новая часовня.
- Вознесенская деревянная церковь в с.Ярустово утрачена, от Вознесенской каменной остались стены, прикрытые крышей.
- Никольская деревянная церковь с.Малышево утрачена.
- Никольская деревянная церковь в с.Задубровье утрачена, Никольская каменная 1903 года постройки (её нет в списке охраняемых) чудом сохранилась.
- Покровская деревянная церковь в с.Срезнево утрачена, на её месте стоит часовня. Каменная Казанская церковь единственная по всей широкой округе не закрывалась никогда и являлась местом, почитаемым во все годы церковных гонений.
- От Сергиевской церкви в с.Красильники остались изуродованные руины, в которых ныне едва теплится снова жизнь.
- Огромная Воздвиженская церковь в Ряссах разрушена в 1950-е.
- Церковь Клементовского Погоста утрачена.
- Каменная церковь Рождества Богородицы в с.Лакаш разрушена в 1961 г., ныне на её месте построен деревянный храм.
- В селе Ижевском из упомянутых в Постановлении 3-х каменных церквей чудом уцелела только Казанская. Покровская и Никольская (в ней крестили Циолковского) были уничтожены в хрущёвское время. Сохранялась до наших дней при кладбище деревянная церковь Тимофея Прусского (нет в Постановлении), но в 2014 году она была разобрана из-за ветхости. Сохранился также кладбищенский маленький каменный Успенский храм, некогда построенный рядом с большим Покровским.
- Преображенский храм в с. Новосёлки (ныне пос.Шилово, ул.Липаткина) утрачен.
- Троицкая церковь в с.Заполье чудом уцелела, восстанавливается.
- Преображенская церковь с.Бордаково (Огородниково) утрачена.
Подвести итоги охраны памятников в советское время предоставляю возможность читателю самостоятельно. И другими глазами взглянуть на будущее тех немногих древних зданий, которые сегодня уцелели. Государство сменилось, а охрана памятников идёт всё тем же лукавым путём…
Летописец.