Ведомость справок о судимости за 1885-1915 годы

Доброго здоровья!

Немного статистики о правосудии до революции 1917 года. Министерство юстиции царской России в течение длительного времени издавало ежегодные ведомости – именные списки приговорённых судами за уголовные преступления к различным видам наказания. Наряду с местными окружными судами, как и в наши дни, существовало низовое звено – мировые суды, которое занималось наименее тяжкими видами преступлений.

На основе изданных «Ведомостей справок о судимости» удалось создать выборку из 60 случаев вынесенных приговоров в отношении наших земляков из Исадской волости Спасского уезда Рязанской губернии (Исады, Аргамаково, Муратово, Кутуково, Устрань, Безсоновка, Кутуковские выселки и другие небольшие выселки). Любопытно распределение числа приговоров между селениями волости, если принимать во внимание количество жителей в них (расположены по убыванию численности населения). В распределении есть условности, но есть и устойчивые особенности.

Так, в Исадах, доля населения которых составляла на 1906 год около 24% населения волости (в общем итоге нет данных по Кутуковским и прочим мелким выселкам, сам итог за 30 лет также рос), на каждого жителя пришлось в 1885 – 1915 годах всего 0,16% приговоров судов (при среднем по всей волости – 0,76%). В Муратово (7% от населения волости) на жителя пришлось 1,29% приговоров. В селениях, ныне входящие в Кутуковское сельское поселение (54% населения волости) – 1,03% приговоров на жителя. Другими словами, «степень криминализации» в Исадах была в 8 раз ниже, чем в Муратово, в 6 раз ниже, чем в кутуковской округе, и в 3 раза ниже, чем в Аргамаково.

Каковы были сами преступления и наказания, понесённые за них? Законодательство, начиная с 1845 и до 1903 года прошло значительный путь развития, были изданы крупные законодательные акты, изменялись ранее действующие. Уложение о наказаниях, принятое в 1845 году, несколько раз дополнялось, в том числе существенно было изменено в 1885 году. В 1864 году был издан Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В 1903 году было высочайше утверждено Новое уголовное уложение, которое дополняло и действовало вместе со старым Уложением о наказаниях. В «Ведомостях справок о судимости» статьи судебных приговоров из перечисленных актов указывались не всегда, но оно представляет ценность. Описание сути преступлений, вменяемых по упомянутым статьям, важно для понимания того времени и человеческих пороков. Наши земляки подвергались судебным преследованиям не только на родине, но и в местах своего пребывания, сезонных работ (отходничества), в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе. Пойдём, соблюдая примерную хронологию, от самых ранних решений судов.

Камнев Василий Ефимов, хлебопашец с.Исады. По нему есть 2 решения суда, но последнее деяние описано как совершённое в 4-й раз. На первый взгляд, рецидивист, причём в пожилом возрасте 49-50 лет. Но разбор статей приговоров мирового суда 3 участка Спасского округа 06.05.1885 и Рязанского окружного суда 18.05.1887 заставляет задуматься о том, что, видимо, приверженец старообрядчества (из рода Камневых происходили поколения старообрядческих священников) совершал некие действия по «спасению» церковных книг или икон. Остаётся неизвестным место совершения преступлений, явно связанное с церковным имуществом. Возможно, речь идёт о преследованиях государством старообрядцев, которые получили равные права лишь после царского указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года. Приговорами суда был лишён особых прав, в 1885 году был осуждён на 1 год тюремного заключения, в 1887 – на 2 года заключения в арестантском отделении. Статьи из приговора 1885 года содержали обвинения о краже предмета ценой не свыше 300 рублей, совершённая повторно или в церкви, или ночью, или с проникновением в помещение, или в многолюдных местах. Статьи приговора 1887 года (деяние совершено в 4-й раз) дают больше уточнений:

      • повреждение чужих изгородей;
      • кража с оружием (вероятно, был с собой топор для вскрытия замка);
      • кража предмета ценой не свыше 300 рублей, совершённая в церкви.

Богатырёв Григорий Яковлев, 35-летний крестьянин с.Муратово, бывший чернорабочим, был осуждён мировым судом 3 участка Спасского округа 15.02.1886 на 6 месяцев тюремного заключения. Статья: кража предмета ценой не свыше 300 рублей.

Тульский тюремный замок. 1902 год.

Чаругин (он же Чиругин) Василий Сергеев, крестьянин д.Аргамаково, будучи чернорабочим, был осуждён за преступления трижды. Первый раз в 21-летнем возрасте мировым судом 5 участка г.Одессы 08.06.1892 за кражу предмета ценой не свыше 300 рублей на 3 месяца тюремного заключения. 2-й раз за такое же преступление в 1901 году, и в 3-й раз Тамбовским окружным судом 29.03.1902 за то же самое.

Захаркина Варвара Степанова, 24-летняя (в приговоре – 21-летняя) крестьянка с.Муратово, работавшая горничной, осуждена мировым судом Кузнецкого участка г.Москвы 02.06.1894 на 3 месяца тюремного заключения. Статья: кража предмета ценой не свыше 300 рублей.

Степашкин Трофим Емельянов, 30-летний крестьянин Исадской волости (по-видимому, с.Кутуково), бывший чернорабочим, осуждён мировым судом 1 участка Ростовского (на Дону) округа 08.08.1897 за кражу предмета ценой не свыше 300 рублей на 3 месяца тюремного заключения.

Кузина Наталья Артёмова, 25-летняя крестьянка д.Аргамаково, осуждена Покровским городским судом 17.05.1900 на 1,5 месяца тюремного заключения. Статьи за кражу предмета ценой не свыше 300 рублей, совершённую по крайности и неимению никаких средств к пропитанию и работе.

Кирюхина Аграфена Кондратьева, 24-летняя крестьянка д.Аргамаково, осуждена Санкт-Петербуржским мировым судом 33 участка 04.06.1901 на 4 месяца тюремного заключения за повторную кражу предмета ценой не свыше 300 рублей.

Софронов Филипп Алексеев, 60-летний крестьянин с.Муратово, осуждён 02.01.1903 на 4 месяца тюремного заключения уездными членами Рязанского окружного суда по Спасскому уезду. Статья обвинения неизвестна.

Богатырёв (он же Бахтерев) Василий Кириллов, 18-летний крестьянин с.Муратово, был осуждён Рязанским окружным судом 16.02.1908 на 6 лет 8 месяцев каторжных работ. Это самый строгий приговор из списка. За неимением материалов дела, на основании статей из приговора, можем только предполагать, в чём заключалась суть его преступления. Оно представляется довольно замысловатым для молодого парня, рисует образ наподобие Емельяна Пугачёва, но в начале 20 века. Набор статей обвинения содержит:

    • самозванство (мог объявлять себя членом Российского Императорского Дома или действовавшим по особому полномочию его членов, или был распространителем ложных слухов об изменении властных устоев);
    • покушение на свержение власти;
    • неповиновение распоряжению служащего на транспорте (возможно, был задержан на транспорте, в поезде);
    • покушение на взятку (пытался откупиться при задержании?);
    • предумышленное убийство с корыстной целью.

Камнев Леонтий Фёдоров, 20-летний крестьянин с.Исады, осуждён Санкт-Петербуржским мировым судом 27 участка 24.03.1909 на 2 месяца тюремного заключения за покушение на кражу.

Масленникова Мария Тимофеева, 21-летняя крестьянка с.Муратово, осуждена Московским столичным судом Долгоруковского участка 14.06.1913 за участие в краже и с применением наиболее строгого наказания по статье по совокупности проступков на 6 месяцев тюремного заключения.

Царьков Иван Андреев, 19-летний крестьянин д.Аргамаково, осуждён Одесским окружным судом 19.11.1909 за кражу предмета ценой не свыше 300 рублей, совершённую по месту трудовой деятельности (видимо, был подмастерьем), но в приговоре присутствовали некие смягчающие обстоятельства, на 8 месяцев тюремного заключения.

Дудоев Иван Тарасов, 49-летний (в приговоре – 47-летний) крестьянин д.Аргамаково, осуждён 20.06.1913 на 20 дней заключения в крепости Рязанским окружным судом. Статья: превышение власти или противозаконное бездействие. Чем мог превысить свою «власть» крестьянин, остаётся загадкой.

Маныкин Яков Иларионов, 44-летний (в приговоре – 40-летний) крестьянин с.Муратово, осужден Рязанским окружным судом 07.03.1914 на 1 год заключения в арестантском отделении (ранее был судим в 1909 году и отбыл 1 год тюремного заключения по статьям о краже предмета ценой не свыше 300 рублей, совершённой повторно). На сей раз набор статей был следующим:

    • повреждение чужих изгородей;
    • третья кража предмета ценой не свыше 300 руб.

Максимкина Ксения Андреева, 18-летняя (в приговоре – 15-летняя) крестьянка с.Муратово, осуждена городским судом 2-го участка г.Рязани 14.04.1915 на 1,5 месяца тюремного заключения за кражу предмета ценой не свыше 300 рублей, но со снижением наказания на ½ срока как несовершеннолетняя (в возрасте 10-17 лет).

Наиболее распространённым преступлением у наших земляков была мелкая кража, на почве которой бывали и рецидивисты. В целом в давние времена «кровавой царской тирании» длительность и суровость наказания за схожие с современными виды первичных преступлений была значительно ниже, но денежных штрафов с воров не брали.

Летописец.

Поделиться: