Доброго дня односельчанам и гостям села! Представляю обещанное развитие событий в продолжающемся поиске по следам герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Если помните, удивительная повесть о том, как зять императора Николая I герцог Максимилиан стал крёстным последнего помещика Исад Владимира Николаевича Кожина, была изложена в Новостях здесь.
Поступающие из архивов ответы приоткрывают неизвестные страницы истории знакомства Кожиных с царской семьёй. История длинная, и начнём с самых ранних известных нам событий. Итак, Николай Иванович Кожин женится в 1837 году и тут же выходит в отставку, будучи совсем молодым офицером, и входит зятем в курскую семью Векротов. Его тесть — Филипп Филиппович Векрот, тёща — Мария Лаврентьевна.
Сегодня о ранних годах Филиппа Филипповича и его жены в Курской губернии. Данные из Курского областного архива сообщают, что в 1814 — 1815 годах молодая семейная пара Векротов попадает в круг доверенных лиц графини Луизы Карловны Бирон (будущей Виельгорской) и её будущего мужа Михаила Виельгорского. Михаил годом ранее, в 1813г., потерял при первых родах молодую жену, которая была сестрой Луизы. Видимо, в 1814 — 1815 годах Михаил и Луиза уже находились в близких отношениях. В 1816г. они тайно поженились и уехали в имение графини село Фатеевку-Луизино в Курской губернии Дмитриевского уезда «на Свапе«.
Векроты к тому времени не были богаты, документы сообщают, что ни один, ни другой не имели в Курске недвижимого имущества. У них уже был сын Филипп (также Филипп Филиппович, как и отец, назовём его «младшим»). Видимо, знакомство молодых пар произошло в Санкт-Петербурге, где Луиза была фрейлиной при императорском дворе. В таком случае тайна дружбы небогатой четы Векротов и родовитой семьи графов могла быть связана с сокрытыми от множества глаз и ушей петербургского светского общества событиями женитьбы Виельгорского и Бирон.
В 1814г. Луиза продаёт (или дарит за услуги?) Марии 12-летнюю дворовую девку Пелагею Харитонову («куплена в 1814 году от Принцессы Луизы Карловны Бирон Курляндской«). А в 1815г. Михаил Виельгорский («камеръюнкер и граф«) продаёт (дарит?) Филиппу Векроту-старшему («коллежскому советнику и кавалеру«) 13-летнего дворового Афанасия Егорова сына Тарасова. Векроты в ревизской сказке от 1 февраля 1816г. (подана 14 марта 1816г.) пожелали, ввиду отсутствия у них недвижимого имущества, приписать своих дворовых людей к имению в селе Фатеевка Луизы Бирон, которая принимала на себя обязательства платить за них необходимые государственные подати. Подписи Луизы, Филиппа и Марии вы увидите на документах ниже.
Векроты 5 февраля 1816г. выдали в Санкт-Петербурге (находились в то время именно там) доверенность на «бурмистра» (управляющего имением) Луизы Бирон в Фатеевке некоего Гаврила Гавриловича Свиева для «прописки» указанных крепостных в селе.
Продолжение следует!
Летописец.
07.08.2015
[…] ← Предыдущая […]
12.08.2015
[…] Продолжаем исследовать предисторию одного крещения, совершённого герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Начало — здесь. […]
29.08.2015
[…] Кожиных, раскрывается для нас издалека (начало — здесь) через повествование о продолжительной […]
19.09.2015
[…] — зятем русского императора (начало — здесь). И прежде, чем Владимиру родиться, конечно, должны […]
29.11.2015
[…] герцог Максимилиан Лейхтенбергский (начало — здесь). Итак, о детях Николая Ивановича Кожина и крещении его […]