Земли Терехова монастыря
Недалеко от Исад, южнее речки Студенец, приблизительно от места, где находится плотина и вниз по южному берегу Студенца до самого его слияния с Алёнкой у Оки расположено урочище, известное под названием Тереховская или Терёшки. (Красным штрихом — земли Терехова монастыря к концу XVII века, фиолетовым — расположение Оболочинского монастыря.) Сегодня никто из местных жителей не скажет, откуда взялось такое название, но из древних письменных источников становится понятно, что так именуются земли бывшего Терехова монастыря. Сам монастырь располагался в 27 км северо-восточнее Исад, также на правом берегу Оки, у современного села Терехово. Он носил название по главному своему храму Воскресения Христова. Монастырь возник в начале XVIвека, в 1520 году получил «несудную грамоту» (взамен ранее выданной сгоревшей) на свои владения от великого князя московского Василия Иоанновича, был одним из самых крупных местных землевладельцев и широко был известен своим влиянием в течение нескольких веков. Монастырю принадлежала половина налогов (мыта) на оживлённом перевозе (переправе) через Оку в районе Шилова.
Как уже было сказано в статье про Оболочинский монастырь, в непосредственной близости от Исад находилось 2 участка земель Тереховского монастыря, отделённые от его основного земельного массива.
1. На острове, где располагался Оболочинский монастырь, недалеко от речки Ибредь, существовал крохотный участок земли, принадлежавший Тереховскому монастырю (его деревне Нижние Рясы). Рядом – «созвездие» таких же малых клочков песчаной неплодородной земли других деревень с правого берега Оки (в том числе Исад), это земельное пёстрое наследие сохранилось в течение 4-х веков до наших дней. Что это за исторический феномен, пока покрыто тайной, которую предстоит разгадать.
2. На правом берегу Оки находились обширные угодья Терехова монастыря южнее речки Студенец. Известно, что на землях Оболочинского монастыря находилась деревня Никонова (юго-восточнее Муратово, на берегу Оки). Где проходила граница земель двух монастырей на этом участке, по речке Алёнка (Ряса) или между Муратово и Никоново, пока неизвестно. Вероятно, в этом месте происходило историческое дробление землевладений, и земли Терехова монастыря изначально занимали большую площадь, но затем дробились и поступали к новым землевладельцам.
Далее речь пойдёт о втором участке, располагавшему южнее Студенца. Первое упоминание о нём находим в той самой «несудной грамоте» 1520 года. На нём были расположены 2 сельца. Сельцом называлось, начиная с XVI века, поселение, где, в отличие от села, не было церкви, но был дом землевладельца или часовня. В документе также упоминается третье сельцо, само Терехово или Тереховское, рядом с которым стоял монастырь, и починок, который находился в другом месте на Мещёрской стороне, к нашему участку они отношения не имеют.
«… яз, князь великий, пожаловал игумена Романа з братьею или по нем иный игумен будет у Воскресения Христова в Терехове монастыре, что их три селца да починок в нашей отчине Тереховское, да Селивановское на усть Рясы, да Верхние Рясы Васильевские Олександровские, да в Мещерском уезде починок на Корноуховском берегу…»
В 1534 году, через год после смерти Василия Ивановича, его «несудная грамота» была подтверждена подписью нового государя Ивана Васильевича (Грозного), к слову, государю тогда было 4 года.
Перечислим сельца, стоявшие на земле Терехова монастыря у Студенца и Рясы (Алёнки):
v Селивановское – есть прямое указание, что оно находится в устье речки Рясы;
v Верхние Рясы Васильевские Александровские – село Верхние Рясы – это часть нынешнего разросшегося села Ряссы, Василием Александровым (Александровичем), надо полагать был некто из прежних владельцев Верхних Ряс, село находится выше по течению речки Ряса.
Надо отметить, что на современных картах название речки Алёнки, якобы берущей начало от двух истоков: в овраге д. Шатилово (Медведев Исток) и чуть южнее деревни — ошибочно. По древним названиям деревень (Верхние Рясы, Нижние Рясы) мы видим, что речка Ряса имела тогда «больший вес» у местного народа и дала своё название целым двух селениям, в то время, как Алёнка не отразилась нив одном. Водная система упомянутых речек обманывает своими поворотами. Наибольшее по длине русло системы начинается в Шатилово (Медведев исток) и чуть южнее его. Но неподалёку от селения Дебры (Дебри) оно загибается почти под прямым углом и принимает воды ещё одного, более северного, русла. Получается, что «северное русло», на котором стоит деревня Еремеевка, после слияния почти не меняет направления, но оно гораздо короче «южного русла», поэтому является его притоком. А «южное русло» должно давать имя всей речке до её впадения в Оку.
Путаница между названиями данных русел возникает давно. На карте Генерального межевания 1790-х годов «южное русло» названо Рясой, «северное русло» — Алёнкой, а после их слияния до Оки течёт Ряса! И эта логика названий понятна, но тогда устье Рясы находится у с. Муратово! Село Муратово и сельцо Селивановское (позднее – Нижние Рясы) – одно и то же селение?! Анализ документов конца XVII века показывает, что вряд ли, в одном документе встречаются как Муратово, упомянутое ещё во ввозной грамоте Прокопию Ляпунову 1607 года, так и Нижние Рясы.
Карта Менде 1850-х годов называет «северное русло» и часть водной системы после слияния русел до Оки речкой Алёнкой. При этом название речки Рясы вовсе исчезает, её исток южнее Шатилово назван речкой Стрелец. Возникает вопрос к господину Менде: на какой речке стоит самое крупное в округе село Верхние Рясы, обозначенное на его карте? Выходит, на безымянной. Где же искать на это карте Селивановское (Нижние Рясы)? С учётом забывчивости издателя карты – только между Еремеевкой и Дебрями.
Современная карта даёт третье толкование, собравшее воедино прежние заблуждения. На ней речка с истоком южнее Шатилово и до впадения в Оку названа Алёнкой. Это полное переименование речки Рясы с карты Генерального межевания 1790-х годов. За 2 века речка превратилась из Рясы в Алёнку. На современной карте устье Рясы и местоположение Селивановского (Нижних Ряс) точно не найти.
Загадку исчезновения столь часто упоминаемого в древних документах сельца Селивановского (Нижних Ряс) предстоит разгадать!
Через 4 года после восшествия на престол нового правителя, сына Ивана Грозного Фёдора Ивановича, в 1588 году Терехов монастырь получает очередную «несудную грамоту», из которой видно, что за прошедшие от выдачи предыдущей грамоты 54 года многое изменилось в жизни монастыря. Монастырь «был приказан» (переходил в управление) строителя (настоятеля) Солотчинского монастыря Елизария Замытцкого, под его охрану переехала и предыдущая «жалованная» («несудная») грамота, где после его смерти благополучно пропала. С чем было связано такое подчинение Терехова монастыря, неизвестно. Но в описании имущественного спора монастыря с коварным московским приказным дьяком Андреем Шерефетдиновым в 1581 году указано, что в монастыре хранился только список грамоты, а сама она находилась в Переяславле (современная Рязань). За то же время из состава монастырской земли пропало и сельцо Верхние Рясы, надо полагать, со своим земельным наделом.
И вот игумен Терехова монастыря Вассиан в 1588 году просит подтвердить на основании прежней пропавшей грамоты принадлежащие земельные угодья уже без Верхних Ряс. Трудно предположить, что игумен забыл столь крупное и доходное селение с землями, оно успело отойти от монастыря по неким неизвестным документам, но игумен о том умалчивает.
«…жалованья к их Терехову монастырю вотчинных два селца в Резанском уезде – селцо Терехово да селцо Селивановское на усть Рясы, да в Мещерском уезде починок на Корноуховском берегу…»
Монастырь пострадал в Смутное время при захвате в 1616 году польскими войсками Лисовского. В дозорных книгах сообщается, что люди Лисовского забрали с собой прежнюю жалованную грамоту 1588 года, и игумен Изосим в 1617 году бил челом новому царю Михаилу Фёдоровичу Романову, чтобы тот выдал новую в подтверждение прав владения монастыря. В документе упоминаются те же селения, но сельцо Селивановское названо деревней Нижние Рясы, а починок назван Деевским.
Ещё одно упоминание о деревне Нижние Рясы встречаем в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей» И. Добролюбова. После строительства церкви в селе Муратово в 1673 году (см. статью «Церковь Воскресения Христова») село перешло из прихода исадской церкви Воскресения в собственный приход, к которому приписываютя и Нижние Рясы. Окладная книга под 1677 годом сообщает, что в Муратове на то время в приходе значится, кроме двора вотчинника Назария Чевкина, 20 крестьянских и 1 бобыльский двор. Что касается Нижних Ряс:
«… в Нижних Рясех пять дворов крестьянских…»
Нижние Рясы были к тому времени совсем маленьким селением. Для сравнения деревня Никонова к 1692 году, когда произошла временная передача её из прихода Оболочинского монастыря в приход церкви села Муратово, была едва ли не крупнее Муратово, 22 крестьянских и 5 бобыльских дворов.
Вероятно, приписка села к муратовской церкви состоялась ввиду более близкого расположения Нижних Ряс к Муратово, чем к Верхним Рясам, где ещё в 1636 году значились 2 церкви.
В 1657 году Терехов монастырь вновь был лишён самостоятельности, по некоторым данным, не смог оправиться от разорения 1616 года, и был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю.
В каком приходе Нижние Рясы состояли до 1673 года, неизвестно, но их земли, так и остались за Тереховым монастырём, о чём сообщает под 1682 годом «Выпись с писцовых книг села Исад с деревнями».
Терехов монастырь был упразднён как малокомплектный в 1764 году. Кто стал наследником его земель южнее Студенца, мы пока не знаем. Ныне от церквей и построек некогда крупного и влиятельного Терехова монастыря не осталось ничего, последняя церковь была перенесена в село Терехово, на место сгоревшей церкви Флора и Лавра.
Мы не знаем, случайно ли совпадение, что названия почти всех престолов церкви постройки 1636 года в Исадах, а также название «мирской» деревянной исадской церкви св. Николая Чудотворца того времени полностью повторяют имена алтарей церквей Терехова монастыря и села Терехово.
Так главная деревянная церковь монастыря носила имя Воскресения Христова и была построена ещё в начале XVI века, значительно раньше исадской. В 70-х годах XVI века, задолго до постройки каменной церкви в Исадах, церковь Воскресения Христова была и в селе Дегтяном.
Вторая церковь Терехова монастыря, Введенская, к 1615 году имела придел Николая Чудотворца. Также к 1615 году церковь Николая Чудотворца имелась в Дегтяном. Возможно, исадская «мирская» Никольская церковь была не моложе упомянутых двух, но совпадение остаётся.
А вот алтарь Флора и Лавра в исадской церкви упоминается в 1636 году, раньше церкви Флора и Лавра в селе Терехово (конец XVII века).
Вполне вероятно, что при выборе названий алтарей новых церквей определяющим обстоятельством была степень почитаемости алтаря в церкви – предшественнице, которую часто посещали или в которой служили люди, принимавшие решение о выборе. Тогда возможно, что название церкви Воскресения Христова в Исады пришло таким путём из намоленного широко известного соседнего Терехова монастыря.
Летописец.