Судьба протоиерея Василия Америкова

В годы гонений на Церковь в ХХ веке тысячи священнослужителей и мирян прошли крестный путь мученичества и исповедничества, путь русской Голгофы. За каждым именем была своя судьба, иногда неординарная, не похожая на другие. По-разному шли они к своему подвигу.

Я хочу рассказать о жизни протоиерея Василия Васильевича Америкова, троюродного брата моей бабушки Елены Дмитриевны, в девичестве Воскресенской. Её мама, Александра Гавриловна, происходила из семьи Америковых.

Через бракосочетания Америковы породнились с Воскресенскими, а позднее Воскресенские – с Катагощиными. Это были духовные роды, которые дали рязанской земле много честных и добрых пастырей, служивших из поколения в поколение Господу и православному народу. Некоторым из них во времена богоборческой власти пришлось выпить горькую чашу отвержения, преследования и страданий за веру. На такую стезю вступил и о. Василий Америков, и был верен ей до конца.

Он родился 17/30 марта 1888 года в с. Мурмино (по-старому Муромино) Рязанской губернии. Его отец, священник  Василий Иванович Америков, был там настоятелем церкви Живоначальной Троицы. Члены рода служили также в приходах Зарайского и Спасского уездов. Дедушка Иван Ефимович был дьячком Троицкого храма в с. Александрово Рязанского уезда.

Василий Васильевич окончил в 1909 г. Рязанскую духовную семинарию. Но к священническому служению он пришел не сразу, а через многие испытания, выпавшие на его долю. Вначале он поступает на историко-филологический факультет Варшавского университета. По завершении учебы в 1913 г. он работает учителем в Рязани, в гимназии Н.Н. Зелятрова, преподаёт русский язык, латинский язык и историю. В начале Первой мировой войны, в августе 1914 г., его мобилизуют в действующую армию, где он служит санитаром. В 1916 г. он оканчивает Киевское пехотное училище (ускоренным курсом) со званием прапорщика и направляется в 200-й Запасный полк в Кострому, где находится до марта 1918 г.

После революции жизнь Василия Васильевича складывалась непросто. По декрету новой власти он был мобилизован в Красную Армию и в марте 1919 г. отправлен на Самарский фронт. В июле их часть перебросили на Южный фронт, к г. Камышину. Позднее на допросах он описывал события так: «Пробыв недолгое время на этом фронте, вся наша бригада без боя, в результате заговора командования, перешла в плен к белым». Он попадает в армию Врангеля, где служит в офицерской сотне. В 1920 г. после поражения Белой армии в Крыму В.В. Америков на пароходе «Дон» отплывает в Грецию, живет там некоторое время. Затем он переезжает в Болгарию, чтобы быть ближе к России – и географически, и по языку. Белоэмигранты добывали хлеб насущный на разных черных работах, молились в православных храмах, думали о Родине. Василий Васильевич в эмиграции работал половым в ресторане. Тосковал по отцу, по родным местам.

Вскоре правительство Советского Союза объявило о возможности возвращения в страну лиц, покинувших Россию после гражданской войны. В конце 1923 г. В.В. Америков вернулся домой. Цель приезда он указывал так: «Чтобы жить с родными». Но разрешение властей таило скрытую ловушку:  приезжавшие из-за границы соотечественники зачастую тут же отдавались под суд. В 1924 г. Василий Васильевич был привлечен к суду Ревтрибунала как бывший офицер Белой армии и осужден на 5 лет лишения свободы. Местом заключения бывших белогвардейцев был концлагерь на территории разорённого Казанского женского монастыря на ул. Затинной г. Рязани. Оттуда осужденных каждый день развозили на работы по городу.

Троицкая деревянная церковь с.Мурмино. Автор фото Андрей Агафонов (01.05.2005). Уничтожена пожаром 02.08.2006.

После освобождения (через 2,5 года) В.В. Америков возвращается в Мурмино, в отцовский дом. Василию Ивановичу было уже 75 лет, он с трудом служил в храме и хотел уйти на покой, передав служение сыну. Вскоре Василия Васильевича рукополагают во иереи, и он становится настоятелем той же Троицкой церкви. О. Василий (младший) был женат на Надежде Ивановне Головиной, дочери священника, певшей в церковном хоре. Детей у них не было. Америковы (по данным следственного дела) владели таким имуществом: до 1917 г. деревянный дом, двор, лошадь, корова, 18 десятин земли; до 1929 г. – деревянный дом и корова; в 1938 г. – деревянный дом.

Свыше 10 лет о. Василий Америков прослужил в Мурминском храме, был возведен в сан протоиерея. Большую часть этого периода он окормлял паству под началом архиепископа Рязанского и Шацкого владыки Иувеналия, впоследствии священномученика. В 1930-е годы репрессии против Церкви особенно усилились, и требовалось большое мужество и верная вера Христова, чтобы всё это переносить.

О. Василий Америков был арестован 29 апреля 1938 г. Управлением НКВД по Рязанской области. Следствие длилось более двух лет. Он обвинялся по пяти пунктам ст. 58 (2, 6, 8, 10, 11) УК РСФСР. Все обвинения были надуманными и нелепыми: «вторжение в контрреволюционных целях на Советскую территорию, шпионаж в пользу иностранной разведки, террористический акт (подготовка поджога Мурминской суконной фабрики, подготовка покушений на руководителей партии и Советского государства), антисоветская агитация, участие в антисоветской организации…». Это была «террористическая диверсионная организация церковников», которую якобы возглавлял владыка Иувеналий, расстрелянный в Томске 24 октября 1937 г.

Вместе с В.В. Америковым в подобных преступлениях обвинялись еще 24 человека, в основном священнослужители, в том числе протоиерей о. Петр Крестов и о. Евгений Климентовский. Все они были признаны виновными. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 2 сентября 1940 года они были приговорены к различным срокам лишения свободы. О. Петр Крестов и о. Евгений Климентовский к пяти годам, о. Василий Америков – к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, считая срок со дня ареста 29.04.1938 года.

В.В. Америков отбывал наказание в Унжлаге МВД (ст. Сухобезводная Горьковской области). Там он умер 22 января 1943 года. Причина смерти указана в архивной справке ГУВД Нижегородской области: упадок и остановка сердечной деятельности, пеллагра. Известно, что болезнь эта вызывается авитаминозом. Тяжелый труд, жестокие условия лагеря привели к тому, что здоровый человек за 2-3 года погиб, не дожив до 55 лет. Похоронен в безвестной могиле. Так закончилась земная жизнь простого русского человека, служителя Церкви, одного из тысяч пострадавших за веру в годы репрессий.

Постановлением Президиума Рязанского Областного суда от 23 мая 1958 г. все осужденные по тому делу 25 человек были реабилитированы «за отсутствием состава преступления». Было восстановлено и доброе имя Василия Васильевича Америкова, хотя он уже не мог порадоваться этому. Но у Бога никто никогда не забыт и ничто не будет забыто. Вечная память!

«Честна пред Господем смерть преподобных Его».

Александр Давыдович Катагощин

Источник:

Газета «Благовест». Рязань. №11 (2012).

Фото: Василий Васильевич Америков, 1938 год. Фотография из следственного дела №6283.

Поделиться: