Биографии воинов. Письма с фронта. Документы.
Родился в 1906г. Место рождения – с.Исады. Мобилизован Спасским РВК Рязанской области 31.10.1941 г.
На фронте. Красноармеец. Рядовой (по некоторым, данным, пулемётчик) 698 сп (стрелкового полка) 146-й сд (стрелковой дивизии) 2-го формирования, на время гибели дивизия находилась в составе 50-й А (армии) Западного фронта. Убит в бою 12.07.1942 г. у д.Касимовка Мосальского района Смоленской (ныне Калужской) области. Похоронен: в «могиле у д.Касимовка Мосальского р-на Смоленской обл.» Жена Сёмкина Анна Семёновна (Исады).
К началу войны в семье Василия Петровича родилось 5 детей. В юном возрасте 2 детей умерли, после войны Анне Семёновне досталось вырастить и воспитать 3-х дочерей. Василия Петровича знали, как искусного столяра. В своей домашней мастерской он изготавливал оконные наличники, получал заказы на украшение домов односельчан. Исады во время войны были сплошь из бревенчатых строений. А красота деревянному дому – свойство всегда необходимое. Узоры на наличниках – не просто украшения. Многие из них наследуют и передают с древних незапамятных времён знаки, оберегавшие дом от напастей, посылавшие счастье и земные блага его хозяевам. Десятилетия спустя после войны хранились ещё в доме Василия Петровича некоторые из сделанных его руками наличников.
В апреле 1942 г. 146 сд, в которой воевал Василий Петрович, участвовала в кровопролитных боях в районе Зайцевой Горы, Фомино-1 и Фомино-2 в Барятинском районе Смоленской (ныне Калужской) области. Бои шли за прорыв с юга на Варшавское шоссе. Сражения у одного из мощных узлов сопротивления гитлеровцев — Фомино-1 — Фомино-2 с укрепленной высотой 269.8 продолжались почти в течение целого года, начиная с марта 1942г. Местные жители называл высоту Глазовской Горкой. В двух километрах от высоты 269.8, на самой высокой точке Калужской области, расположена деревня Зайцева Гора. Это название перекочевало и на саму высотку.
На данном участке фронта предпринималась попытка помочь прорыву окружённых дивизий 33-й армии, 1-го гвардейского кавалерийского корпуса Белова и соединившихся с ним после выброски уцелевших десантников 4-го воздушно-десантного корпуса. Конники генерала Белова более 5 месяцев подряд успешно воевали в тылах немцев вплоть до самого выхода из окружения в июне 1942г.
Штурмовали высоту «в лоб», без поддержки авиации и артиллерии, приказ перед командующим 50-й армией Болдиным был неизменным — перерезать Варшавское шоссе в районе деревни Зайцева Гора. Наши полководцы во главе с командующим Западным фронтом и всем Западным направлением Жуковым с необъяснимым фанатизмом бросали на её штурм тысячи и тысячи смертников. Подобной тактики на Западном фронте в то же самое время придерживались и чуть севернее, в районе Ржева и Сычёвки. Безуспешные попытки их захвата получили в народе название «Ржевской мясорубки».
Участвовал ли Василий Петрович в этих боях, что прошёл он во время первой военной тяжёлой осени и зимой 1941-1942 г., можно установить лишь по архивным документам – подольский архив Министерства обороны открыт для исследователей, родных воина.
После нескольких дней безуспешных атак, предпринятых дивизией, в строю осталось около 1/3 личного состава. Она была отведена во второй эшелон, находилась километрах в 10-12 от фронта. После пополнения дивизия в течение нескольких месяцев действовала несколько восточнее, ведя бои на подступах к Варшавскому шоссе в Мосальском районе.
С начала 1942 г. и до 20.06.1942 командовал 146 сд генерал-лейтенант Новосельский Юрий Владимирович, затем до начала 1943 г. — генерал-майор Орлов Николай Иванович. Численность личного состава дивизии на конец марта 1942 составляла свыше 11 тысяч человек. Высокая комплектность дивизии и важность поставленных перед ней задач требовали столь высоких звания её командиров. Полнота и тщательность составления документов о потерях в 146 сд отражают существовавший высокий порядок ведения учёта, что было свойственно в 1942-м далеко не всем соединениям Красной Армии.
Звания генерал-лейтенанта Ю.В.Новосельскому и генерал-майора Н.И.Орлову были присвоены ещё в июне 1940 года.
Новосельский прошёл долгий путь офицера, начав его со школы прапорщиков в Первую Мировую войну. Участвовал в Гражданской войне и зимней финской войне, к началу Великой Отечественной командовал 2-м механизированным корпусом, но после его разгрома был понижен в звании. В начале 1942 он поставлен на командование вновь сформированной 416 стрелковой дивизией, которая вскоре была переименована в 146 сд, при этом звание генерал-лейтенанта Новосельскому было восстановлено. 20.06.1942 он передал командование 146 сд Орлову.
Орлов до июня 1942г. командовал дивизиями, а также в течение нескольких месяцев до назначения в 146 сд успел побывать в должности командира стрелкового корпуса. Успешными действиями возглавляемых им соединений зимой 1941 и в 1942 были освобождены многие населённые пункты Московской и Смоленской областей. Однако в июне он был отстранён от должности за неудачно организованное наступление 5 гвардейского стрелкового корпуса и назначен командиром 146-й сд.
12 июля 1942 г., через 3 недели после назначения нового комдива 146 сд, было начато очередное плохо подготовленное наступление 50-й армии на Варшавское шоссе. Оно было кратковременным, попытки атаковать после 13 июля были остановлены. Наступление велось несколькими армиями Западного фронта, участвовали 50-я, 49-я, 43-я армии. Целью 50-й армии было ликвидировать немецкий плацдарм на южном берегу р. Пополта. Как итог боёв — взята д.Павлово. Потери по армии составили:
- 116 сд — 348 человек убито, 749 ранено;
- 146 сд — 46 убито, 309 ранено, 1 пропал без вести;
- 325 сд — 221 убит, 522 ранено, 54 пропало без вести;
- 5 и 466 АИБ (армейские саперы) — 47 убито, 77 ранено;
- артусиление (6 артполков) — 5 убито, 28 ранено.
108-я и 2-я гвардейская танковые бригады потеряли 35 машин. 80% из них — после поочерёдного попадания на 3 минных поля. Армейская разведка сработала крайне плохо.
Из документов известно, что 3-й стрелковый батальон 698-го сп 146-й сд атаковал в северном направлении траншеи немцев у деревни Сухоселье. Другие подразделения полка, видимо, действовали у д.Касимовка. 512-й сп дивизии наступал у деревень Мощины и Ульянино. На довоенной карте местности Генерального штаба Красной Армии эти деревни, как на ладони.
В бою 12 июля погиб Василий Петрович Сёмкин. В могиле у д.Касимовка Мосальского района покоится 101 воин, все они погибли в окрестностях деревни с февраля по сентябрь 1942 года. Но подавляющее большинство, 70 человек, погибло именно в наступлении 12 и 13 июля. В 3-х километрах от Касимовки в деревне Мощины расположен мемориал павших в Великой Отечественной с именами воинов. Многие из них считаются перезахороненными сюда из ближайших окрестностей, в том числе из Касимовки. Но, к сожалению, это неправда.
Мемориал создан во время государственной кампании по укрупнению захоронений к 20-летию Победы. Многим людям внушалось, что останки их близких были перенесены под новые красивые памятники, часто их приглашали на открытие таких мемориалов из дальних уголков нашей страны. Люди верили, приезжали поклониться своим близким. Но подавляющая часть перезахоронений тогда прошла лишь на бумаге. А воины так и оставались лежать, кто за 3, а кто за десятки километров от тех памятников.
Карта топосъёмки 70-х — 80-х годов прошлого века уже с большими затруднениями показывает описанную выше местность. Касимовка с карты исчезла, её бывшее местоположение обозначено красным кольцом.
Что же с могилой у Касимовки сегодня? Неизвестно. Об этом не знает даже глава местной Раменской сельской администрации. Деревни давно нет. Рядом, у соседней деревни Емельяновка, где тоже не осталось местных жителей, расположены владения некоего агропредприятия. Что же на местности? Можно ли найти следы могилы – предстоит узнать потомкам Василия Петровича, которые пожелали в скором времени посетить окрестности бывшей Касимовки. Несмотря на точность указания места захоронения в документе военной поры, поиск им предстоит непростой. 70 лет меняют облик земли до неузнаваемости. Будем ждать от них известий!