Доброго здоровья!
Последние снегопады превратили Исады и округу в необычайно сказочные места! Снег пушистый, лёгкий и довольно глубокий. Самое время одевать лыжи!
Если кто помнит, на встрече 5 января речь шла между прочим о приведении в лучший вид нашей знаменитой «кожинской» лиственничной аллеи, которая некогда приводила путников через Исады к воротам барской усадьбы. Ворота такие стояли на въезде, рядом с Барским садом. Вдоль дороги шли по обеим сторонам 2 ряда лиственниц. Справа был плодовый яблоневый сад («дедушкин», как называл его Г.К.Вагнер и другие домочадцы), а слева от дороги, на спуске к пойме Оки был разбит нерегулярный «аглицкий» сад («бабушкин»). Наши предположения о происхождении исадских деревьев от аллеи Петровской (Тимирязевской) академии в Москве, где некогда учился В.Н.Кожин, оказались неверными. После уточнений с «главным лесоводом» Тимирязевки А.В.Громадиным выяснилось, что тамошние деревья принадлежат к виду сибирской лиственницы, а исадские — к европейской, но понять это может только ботаник, разглядывая шишки. Хотя сама мысль, что Владимир Николаевич Кожин решил посадкой лиственниц оставить себе память об академии, альма-матер, остаётся жить!
После изъятия усадьбы у Владимира Николаевича в 1918 году сторона аллеи у «аглицкого сада» вместе с самим садом были вырублены преобразователями-коммунарами. На их месте были построены дома и разбиты огороды. Так от аллеи осталась только одна половинка. В 1927г. наш спасский краевед и подвижник музейного дела А.Ф.Федоров писал в своей работе, что от кожинской аллеи оставалось 14 лиственниц. А сегодня? Сколько раз ходили мимо, а ведь аллея — памятник никем не была описана! Чтобы уточнить все паодробности, зарисовал расположение деревьев на месте, бродя по свежему снегу. Удивительное рядом — стала проступать схема первоначальной разметки их высадки. Живых деревьев оказалось 11. На схеме лиственница №1 — ближайшая к церкви, №11 — ближайшая к крайнему дому. Длина всей аллеи — около 200 м (100 саженей), допускаю погрешность — измерял шагами.
Судя по всему, они высаживались друг от друга через 6 саженей (около 12 м). Расстояния там, где деревья исчезли, явно кратны 12 (24, 36 м). Но есть и исключения. Например, дерево №9 сместилось от «правильной» схемы на 2-3 м в сторону церкви. Подсажено позже, когда дерево-сосед заболело?
Также на 1-2 м от церкви отдалилось дерево №6, но затем между ним и №7 вдруг возникает выбивающееся из общего ряда расстояние в 18 м. В этом месте был заезд в сад? Сейчас проездная дорога заходит в сад почти у самого края аллеи, между №10 и №11. Видимо, посредине этого проёма стояло прежде дерево — расстояние 24 м.
Дерево между №3 и №4, ближайшее к последнему, было спилено не слишком давно, в него попала молния. Оно до сих пор лежит рядом со своим пнём и тоже было смещено от «правильного» положения метра на 3 в сторону церкви. Также позднейшая подсадка? Любопытно смещение роста годичных колец в одну сторону от центра, здесь приросты на спиле гораздо шире (южная сторона?), с противоположной стороны — плотнее. Надо бы рассмотреть.
Если браться за подсадку молодых лиственниц для восстановления аллеи, то придётся убирать липы, растущие в нижнем ярусе. Видимо, их высадили в колхозно-кооперативное время, после Кожина, когда преобразовывали участок. Они угнетают лиственницы, которые не могут развиваться в тени, поэтому лиственничные аллеи вычищают от нижнего яруса. Впрочем, лип останется достаточно у самой церкви, да и растёт это дерево быстро. При желании можно их высадить, к примеру, отдельной красивой аллеей с другой стороны от церкви. Новых лиственниц напрашивается подсадить 5 штук: между деревьями №№2, 3, 4 и 5 (зелёные стрелки на схеме). 18-метровый прогал между №6 и №7 полностью закрыт лапами самых роскошных из сохранившихся деревьев. Какие будут мысли?
Летописец.