Большой привет всем односельчанам и славным гостям!
Недавнее заочное путешествие с А.Карасёвым по Исадам привело к бурному обсуждению одной из фотографий со склонами безымянного оврага под Дёминой горой. Обсуждение запечатлённого на ней места развернулось с давним другом нашего сайта Еленой Малаховой, создавшей целый альбом снимков в разделе «Фото». В итоге у нас появилось ещё несколько фотографий и одно небольшое открытие — любопытное название урочища — горы на краю упомянутого оврага.
Напомню, что сегодня мы считаем, что в документе середины XVII века ручей, текущий по дну оврага, назван Глухим ручейком. По нему проходила в то время граница вотчинных (по закону передаваемых потомкам) земельных владений Луки Владимировича Ляпунова (сторона оврага, прилегающая к огородам Большой улицы) и его поместных владений (данных государем за службу, которые не могли передаваться по наследству). Любопытно, что никакого названия за оврагом в памяти живущих по его окраинам людей не сохранилось. В нашем местном наречии подобные овраги называли бараками. Словарь Даля отмечает такое слово в астраханском и саратовском диалектах, которые, происходят большей частью от рязанского (южнорусского) диалекта (см. карту здесь), роднит его с более известным литературным словом «буерак». Имя ручейка восстанавливается тоже только по древнему документу. Но Елена передала название одного из склонов оврага (по-нашему, бугров) — урочище называется Корная гора. На фото она справа.
Корная гора всегда была любимым местом детворы для игры в лапту. По дну оврага, до его заболачивания, в былые годы мимо неё проходило несколько тропинок с Дёминой горы в сторону Большой улицы: к клубу, к почте. У ручья в двух местах были сделаны колодцы, один из которых ныне засыпан. Неподалёку от колодцев в двух местах находились удобные для забора воды родники. На самом ручье располагалось целых три пруда! Один из них (пожарный) был сделан в самом верховье оврага, на приличной высоте от грунтовых вод, прямо у обочины Большой улицы. В нём плескалась водоплавающая птица, а по берегам росли вётлы. Второй — в середине оврага, за добавочными огородами, а третий был у моста, рядом с домами Карасёвых, около выхода ручья на просторы Болота. В проточной воде ручья с мостков даже полоскали бельё.
Само название «Корная гора» несёт на себе налёт древности — слово явно не нового происхождения. Словарь Даля даёт пояснение его значения. Однокоренными, близкими словами являются хорошо нам известные и ныне употребляемые: корнать (обрезать), корноухий, курносый (т.е. с коротким носом или отсечёнными ушами), а также наше местное диалектное слово «карныкать» (прыгать на одной ноге, т.е. «укорачивать» шаг, прыжки). Даль также отсылает нас к словам из псковских, тверских и смоленских говоров: «корный» и «корной» (например, мужик) — низкий, короткий, приземистый.
В итоге имеем указание имени горы на её небольшую величину, короткую по длине или небольшую (относительно ближайших гор?) высоту или на «отрезанность» данной горы от чего-либо (чего?), а также вероятную связь слова своим происхождением с западно-русскими диалектами.
А на следующей фотографии то, от чего хочется уберечь наши родники, овраги и луга — свалки мусора на задворках Большой улицы. Наконец-то, всей стране недавно сообщили, что мы повсеместно погружаемся в собственные отходы. Эти отходы не могут исчезнуть сами, быть переработаны природой в течение нескольких десятилетий, отравляют воды, почву и воздух. Скорость нарастания свалок только увеличивается, а способов избежать этого пока не нашли. Мы уже завалили трудно разлагаемым мусором истоки всех малых речек, обочины дорог и луга. Нам об этом нужно задуматься немедленно, без нашего участия этого никто не решит и никто не простоит в стороне. Беда касается всех. Если хотим быть здоровыми и оставить нашу землю такой, чтоб здоровыми были дети и внуки, нужно действовать всем вместе.
А здесь фото с прекрасным конём Жасмином, который пасётся на изумрудной траве под Корной горой. Такой вид лучше?
Казалось, мы знаем всё о названиях мелких урочищ, гор, ручьёв, оврагов, тем более в самой середине села. Ан, нет! Примерно так открыли самую высокую гору Земли — Эверест. Так что ждём новых сообщений о названиях различных укромных уголков нашей округи. Может, что-то ещё любопытное обнаружим?!
Летописец.