В 1919 году в семье конюха Андрея Никитовича Сёмина в деревне Аргамаково родился старший сын Андрей. Дом, в котором жила семья, стоял неподалёку от мастерских (колхозного гаража). До начала войны Андрей Андреевич успел поработать заведующим клубом, играл на гармони. Аргамаковский клуб тогда располагался в здании нынешней администрации сельского поселения.
Призывной возраст наступил для Андрея к началу 1939 года. Осенью этого года он был призван на действительную воинскую службу Спасским районным военным комиссариатом. В его архиве сохранилась запись, что призывник был направлен в 169 сапёрный батальон в городе Балахна Горьковской области. Батальон входил в состав формируемой в это время 137-й стрелковой дивизии. Её полки комплектовались и обучались в Арзамасе, Сормово, Чебоксарах и, по некоторым сведениям, в Муроме. Вероятно, местом дислокации отдельного сапёрного батальона была Балахна.
Вновь созданная дивизия отличилась на летних показательных манёврах 1940 года, где присутствовал высший командный состав Красной армии. В ноябре она была награждена переходящим Красным знаменем Наркомата обороны.
В июне 1941 года дивизия находилась в летних Гороховецких лагерях, где её застало начало войны. 26 июня началась переброска 137-й сд под Оршу. В ней насчитывалось более 14 тысяч человек, около 3 тысяч лошадей, 200 орудий и миномётов, сотни автомашин, повозок и тракторов. Для переброски на фронт потребовалось 36 железнодорожных эшелонов. Как и у многих отправляемых соединений, в состав дивизии не вошёл сапёрный батальон по причине его отправки весной на строительство оборонительных сооружений.
Где в это время строил укрепления сапёрный батальон Андрея Сёмина, мы не знаем, но с весны 1941г. пути батальона и 137-й дивизии разошлись. Вероятно, батальон вернулся к месту своей постоянной дислокации в Горьком или был размещён в Гороховецких лагерях. Но дальнейшая судьба Андрея оказалась связана с 27-й отдельной стрелковой бригадой, которая 17 октября 1941г. начала формироваться неподалёку от Гороховецких лагерей, в городе Павлово на Оке. В составе бригады оказалось много уроженцев Владимирской (тогда Ивановской) и Горьковской (ныне Нижегородской) областей, как видим, были в ней и рязанцы. Возможно, во время пребывания бригады в Павлово Андрей попал из своего сапёрного батальона в состав отдельной роты автоматчиков. Причина смены воинской профессии останется загадкой, ведь в составе бригады была и отдельная сапёрная рота. Возможно, сапёров для бригады было много, а автоматчиков нужно было набирать…
В письме домой один из новобранцев бригады сообщал следующее.
«23 октября.
Здравствуй, Нюра, посылаю вам пламенный привет своей дочке и матери. Пишу вам сообщить, что отправили из Суроватихи 21 в Павлово. Прибыли ночью 22. Нас разбили по батальонам (неразборчиво) с Фоминым, а Уткина (неразборчиво возможно «отпустили»). Мы находимся во втором батальоне. Сколько пробудем в Павлове пока ничего не известно. Писать пока нечего. Затем до свидания. Остаюсь жив и здоров, чего и вам желаю. До свидания. Адрес: Горьковская область, г. Павлово на Оке, ул. Конопляная, школа № 3.»
В декабре 1941г. бригаду отправили на Северо-Западный фронт, к озеру Селигер, откуда берёт начала великая река Волга. Сохранилось семейное предание о том, что Андрей во время переброски на фронт посетил дом в Аргамаково. Эшелон остановился на станции Ясаково, Андрей взял у кого-то лошадь и прибыл в деревню. Встреча с родными была короткой, всего 15 минут, и он уехал. Больше родные его никогда не увидели. Если такая встреча была, то путь состава из Горького или Суроватихи к Селигеру через Москву должен был сложиться слишком окольным, не напрямую через Владимир, а на юг, через Арзамас, Рузаевку и Рязань. Можем лишь предположить, что появление Андрея в Аргамаково было связано с кратким отпуском перед отправкой на фронт.
30 декабря 1941г. прибывшая на фронт бригада получила приказ командующего 3-й Ударной Армии генерал-лейтенанта Пуркаева о сосредоточении в районе: Каменник, Илюшино, Дербино. Среди поставленных бригаде задач:
- подготовить бригаду к предстоящим наступательным действиям, во всех частях иметь лыжников для разведки, манёвра вне дорог и для связи с войсками и штабом фронта;
- подготовить санный обоз к продвижению артиллерии, миномётов и пулемётов на лыжных установках;
- сформировать нештатный заградительный отряд в составе одной роты из числа лучших, наиболее устойчивых бойцов, командиров и политработников.
В ночь на 8 января 1942 г. началось наступление 11-й армии, целью которого было освобождение Старой Руссы. За два дня части армии продвинулась более чем на 50 километров. Враг оказывал под этим городом упорное сопротивление, Старую Руссу удалось освободить лишь 2 года спустя. 11-ю армию для развития наступления поддерживала введённая в действие 1-я Ударная армия.
Южнее в январском наступлении действовала 34-я армия, её ударную группу южного фланга составляла 241 стрелковая дивизия (бывшая 28 танковая дивизия) ставшего в последствии знаменитым полковника И.Д.Черняховского. 9 января два её полка прорвали оборонительный рубеж немцев на западном берегу оз.Селигер.
Ещё южнее развивала успех наступления 3-я Ударная армия, в которой действовала 27-я осбр. Первые потери бригада понесла 10 января 1942г. в районе Заозерье. Далее продвижение шло на Ровень – Мосты, в общем направлении на Молвотицы Ленинградской (ныне Новгородской) области. Глубокий снег и бездорожье сильно мешал быстрому продвижению бригады. По началу противник не оказывал значительного сопротивления. Но внезапность постепенно сходила на нет, и сопротивление быстро росло. Росли потери в личном составе.
Совместными действиями 11-я с 1-й Ударной армией с севера и 34-я с 3-й Ударной армией с юга сумели взять гитлеровские войска в огромные клещи, а 20 февраля 1942г. полностью окружить их вокруг города Демянск, образовался знаменитый Демянский котёл.
«Сосредоточив основные усилия на флангах демянской группировки врага, войска фронта нанесли два встречных удара… Демянская группировка в составе семи дивизий 16-й армии (60—70 тыс. человек) была отсечена от старорусской группировки и окружена.»
Село Молвотицы, к которому в начале февраля подошла бригада Андрея Сёмина, оказалось на южной границе демянского плацдарма. В январском наступлении его атаковали части и соединения 34-й армии, взаимодействуя с частями 3-й Ударной армии. При подходе к Молвотицам 27-й осбр ей уступила свой участок фронта 42-я осбр 34-й армии. Впоследствии бригада Андрея Сёмина вела на нём боевые действия до конца февраля.
(Разграничительные линии фронтовой полосы для 42-й осбр указаны на схеме для января 1942г., до появления 27-й осбр на этом участке она порядка 10 дней занимала район от окраины д.Гусево до Павлово.)
Продвигаясь от Селигера на запад, 27 осбр подошла к Молвотицам с юга и обходными действиями перерезала и частично нарушила перемещения врага по дорогам севернее Молвотиц: 5 февраля – дорогу Молвотицы – Кушелово (2 км северо-восточнее Молвотиц), 6 февраля – основную для немцев в данной местности артерию Молвотицы–Бель-Демянск (2 км севернее Молвотиц, в районе хутора Бекасово).
Из журнала боевых действий штаба 27 осбр МВО.
«5.2.42… На 1.00 5.2.42 батальоны находились на рубежах: 1-й б-н с минротой, двумя взводами ПТР достиг высоты 113.9, что на Большаке Бекасово-Молвотицы, где залёг. Противник обстреливает из пулемётов и миномётов. Противник занял оборону вдоль дороги, зарывшись в землянки, где находятся пулемёты. Миномётный огонь зарегистрирован с безымянной высоты северо-зап.Бекасово. 2-й б-н с приданными подразделениями несколько отстал и находится в районе 400 м, что восточнее Лехово. Приказ ими о продвижении на Молвотицы получен. 1-й б-н с приданными подразделениями – резерв командира бригады – в лесу, 300 м восточнее отметки 8.0…
6.2.42. В 4.00 наши батальоны, 2-й, 3-й и 1-й пошли в наступление в напрвлении Молвотицы. В 6.20 были встречены ураганным огнём противника из тяжёлых миномётов, после артподготовки противник перешёл в контратаку два раза с Воскресенское и Молвотицы.
Наши батальоны, понеся потери, отошли. Много вышло из строя командного состава, в том числе убит командир 3-го батальона капитан Устенко, ранен комиссар 1-го б-на Мартьянов. Части бригады заняли районы обороны: 2-й б-н с приданными подразделениями – сараи, что 2 км западнее отметки 8.0; 1-й б-н с приданными подразделениями – слева 2-го б-на, вдоль большака Кушелово-Воскресенское; 3-й б-н с приданными подразделениями – по дороге Кушелово-Воскресенское, в 1 км северо-вост. отметки 8.0. Управление бригады – в лесу, 300 м восточнее отметки 8.0…»
В этом бою 6 февраля 1942 года погиб автоматчик красноармеец Сёмин Андрей Андреевич.
9 февраля бригада вышла на дорогу Молвотицы – Любно (1,5 км северо-западнее Молвотиц, район Большой Речки), 2-й отдельный стрелковый батальон завязывал огневой бой за овладение Лёхово, Ожееды, Дягилево и Бутьково.
Высоту 135.1 – Бекасово враг превратил в мощный укрепрайон, от высоты по направлению Молвотиц и Бель был сооружён снежный вал шириной до 4-х метров и высотой до 3-х, на всём протяжении установил пулемёты, подтянул миномёты разного калибра, сосредоточил огонь артиллерии. Наши части в начале февраля лишь вели разведку в этом направлении, бои за высоту 135.1 прекратились только к 4 марта 1942г.
Попытки взять Молвотицы оказывались раз за разом неудачны. Только наступление в ночь с 8 на 9 марта 1942г. стало успешным, районный центр был освобождён.
Поисковые отряды ежегодно ведут в районе Молвотиц работы. Осенью 2015г. поисковым отрядом «Находка» было обнаружено несколько захоронений воинов 27-й отдельной стрелковой бригады. 5 мая 2016 года в селе Молвотицы состоялось торжественное погребение останков 61 бойца из 27 осбр.
У Андрея Андреевича было в семье ещё трое братьев. Брат Василий Андреевич, который был моложе на 4 года, погиб в бою в 1944-м.
Источники
П.А.Курочкин. На Северо-Западном фронте. М.: Наука, 1969.
Сайт Маревского района Новгородской области (marevo.forumcity. com/ viewtopic.php?t=594). Партизан.
Летописец.