Исады Богородские. О древнем «Ростовском водном пути».

Привет вам, земляки и гости сайта!

Изучая вопрос о возникновении наших Исад на Оке, начинаем рассказ о ближайших географических Исадах – соседях. Напомню, что всего селений с названием Исады найдено свыше 30. Их объединяют схожие условия, в которых они появились на берегах русских рек.

Сегодня — об Исадах, вошедших в черту современного города Ногинск (Богородск) Московской области. В статье «Происхождение названия Исады» они проходят под номером 2. До того, как город Богородск заключил в свои объятия село Успенское (до середины XVIII века бывшее Исадами), село существовало как отдельная усадьба при впадении ручья Васса в Клязьму. И в наши дни, если двигаться от центральных кварталов Ногинска к восточным, вдоль берегов Клязьмы, невозможно ошибиться, когда Богородск закончился и началось Успенское. Городская застройка переходит в дома частные, несмотря на то, что фабрики существовали издавна как в Богородске, так и в Успенском. Нужно сказать, что Богородск в свою очередь возник на месте весьма известного села Рогожи. Рогожи были важным селом на пути между Москвой и Владимиром, здесь проживали многочисленные ямщики, которые поддерживали сообщение на Владимирском тракте, а в Москве также образовалось сообщество ямщиков, работавших на Рогожской дороге, откуда и пошло название Рогожской слободы. Но сам сухопутный Владимирский тракт, проходивший через Рогожи, хотя и соединяет Владимир с Москвой по кратчайшему направлению, относительно молод. Считают, что он возник только в XVII веке. Расскажем о том, какие пути ему предшествовали в древности.

img_20161105_141643
Успенская церковь 1750-х годов, построенная владельцем Исад Клюевым. Справа — пруд на ручье Васса.

Отсутствие прямого пути вдоль Клязьмы из Владимира в Москву покажется странным, если оставаться в современных географических представлениях. Чтобы всё встало на свои места, нужно вернуться примерно к началу XII века, когда Владимир Мономах построил город Владимир. В 1157 году Андрей Боголюбский перенёс в этот город свою столицу, но ещё длительное время Владимир считался младшим городом по отношению к более древним столицам Северо-Восточной земли, Суздалю и Ростову. Москва, хоть и была оживлённым торговым местом на Москве-реке, но как город – крепость была возведена только около 1147 года. Не случайно по этой причине, что прямая сухопутная связь между этими окраинными городками Ростово-Суздальской земли в то время отсутствовала. Главными дорогами для наших славянских предков и их предшественников, финно-угров, были реки. Есть устоявшееся утверждение, что водно – волоковые пути на Русской равнине изначально были проложены ещё до прихода славян финно-уграми, по ним происходило расселение и торговые связи этих племён.

img_20161105_142320

До начала XVII века из Москвы во Владимир ездили по дороге через Суздаль, проезжая Юрьев-Польский. Старая дорога проходила через Стромынский монастырь, по которому и называлась «Стромынкой». Юрьев-Польский возник одновременно с Москвой и Владимиром. Позднее путь из Москвы во Владимир часто укорачивали через этот город, не заезжая в Суздаль. Судебники 1550г. и 1589г. указывают стоимость проезда посредством ямского сообщения от Москвы до других городов и подтверждают, что добраться стоило «до Юрьева рубль, до Володимеря рубь с четвертью, до Суздаля рубль с четвертью», из чего можно заключить, что сообщение шло не по прямой, а по окольной Стромынской дороге.

Только в 1609г. в грамоте Троице-Сергиева монастыря появляется первое свидетельство о наличии дороги из Владимира через Вохну (ныне Павловский Посад) и Рогожи в Москву. К тому времени короткий путь был востребован, но ещё в середине XVI века путь от Владимира до Рогож оставался водным, а дальше от Рогож до Москвы товары продвигались посуху. В документе этого времени описано, что для митрополита Макария рыбу с Волги везли следующим образом: «…или крестьяне с рыбою и со всяким митрополичим запасом зиме на санех, а лете на телегах, или водным путём в лотках с набои, Волгою и Окою на Клязьму, а Клязьмою до Гороховца, и до Стародуба Ряполовского, и до Володимеря, и от Володимеря до Рогожу, и назад…»

rostovskaya-doroga_

По какой причине лодки с рыбой не поднимались ещё выше по Клязьме, если известно о существовании древнего волока в Яузу в Мытищах, через который можно было попасть по Яузе прямо к московскому Кремлю? Верховья Клязьмы и Яузы были мелки и неудобны для судоходства? Но известно о движении и по более мелким речкам. Продвижение грузов водным путём всегда менее затратно с точки зрения физики, а следовательно, экономически дешевле по сравнению с передвижением по суше. Зато водный способ более медленный и осуществим только во время навигации, когда реки свободны ото льда. Скорее всего, поток товаров между Владимиром и Москвой с течением времени возрастал и вырос настолько, что выгоднее стало использовать более короткий ямской путь, который был к тому же круглогодичным, чем содержать флотилию лодок. Можно было заплатить ямщикам в Рогожах и не заботиться о ходовых качествах судов, их сохранности, необходимости подбирать обратный груз, чтобы не гнать их на Владимир вхолостую. То есть экономически сокращение водного пути до района Рогож становилось оправданным.

img_20161105_143443
Излучина Клязьмы у Исад.

Почему место высадки из судов на Клязьме, названное Исадами (где «изсаживались», высаживались из судов), появилось именно неподалёку от Рогож, или ямское поселение Рогожи появились вблизи пристани Исады на Клязьме? Не выше по течению, например, на пересечении со Стромынской дорогой, по которой можно было ехать до Москвы, и не ниже по течению? Удобство берега в месте высадки имело значение – излучина Клязьмы здесь очень похожа на древнюю излучину Оки в наших рязанских Исадах. Но дело не только в берегах.

Начиная с XI века, для Ростово-Суздальской земли важнейшим торговым направлением было южное, рязанское. Считается, что с юга шли главные хлебные потоки, в которых испытывали потребность северные земли. Для южных земель требовалась соль, наиболее древние солеварни известны в окрестностях Ростова и Переславля-Залесского. Приокские земли с плотным славянским населением в районах восточнее Каширы, долины Осётра, Переяславля (современной Рязани), Старой Рязани установили несколько водных путей сообщения с Ростовом, Суздалем и городами Верхней Волги. Они были более короткими в сравнении с «большим» путём по Оке до её устья и далее вверх по Волге. «Большой» путь, по видимому, использовался для большой «континентальной» торговли между отдалёнными землями азиатских и европейский государств того времени. Закрепившиеся условные названия таких путей нам известны под именами: «Из Варяг в Греки», «Великий Шёлковый путь». Для местной торговли «большой» путь был слишком протяжённым и опасным, поэтому использовались перемещения по притокам Оки и Клязьмы.

Наличие вычисленного теоретически главного пути «север – юг» от Оки в районе Коломны к Переславлю-Залесскому и Ростову подтверждается многочисленными летописными свидетельствами походов и путешествий XII – XVI века на различных его участках. Такая дорога существовала в обход Москвы, к востоку от неё, что говорит о древности её возникновения во времена, когда ни Москва, ни Владимир ещё не были крупными городами. Назовём его для простоты «Ростовским путём». От устья Москвы-реки вблизи Коломны водный путь шёл до устья речки Нерской (Мерской), где находился городок Усть-Мерский Мыт, в котором собирались пошлины (мыт) за проезд. Далее вверх по течению Мерской до волока к мелким притокам Клязьмы неподалёку от современного города Орехово-Зуево, место называлось Зуевым Волочком.

zuev-volochok
Карта-схема из работы В.Н.Алексеева «Со времён Всеволода Большое Гнездо».

Первое упоминание про путь вдоль речки Мерской встречается в описаниях событий так называемой «1-й владимиро-рязанской войны» 1176 года, развернувшейся после убийства Андрея Боголюбского и начавшейся борьбы за власть в Ростово-Суздальской земле, в которую вступил на стороне своих шуринов рязанский князь Глеб Ростиславич. «…поиде князь велики Михалко Юрьев сын Долгорукаго… к Рязани на князя Глеба Рязанскаго, и бывшу ему на Мерской, и тамо сретоша его послы князя Глеба Рязаньскаго с поклоном, и с миром, и с любовию, и во всём вину свою творя… Князь Михалко же Юрьевич, со князем Глебом Рязанским смирився и в любви быв, возвратися в Володимерь».

Со стороны Переславля-Залесского дорога на юг, на Рязань, проходила вдоль Шернского леса. Исследователи определяют его, как лес, идущий вдоль реки Шерна (Серна, Серая), берущей начало южнее Переславля, несущей воды через Александровскую Слободу до места своего впадения в Клязьму, что в 4 км ниже Исад Богородских. Рядом с Исадами — село Рогожи. Вдоль Шерны же можно проследить сухопутную дорогу. Заметим, что на Русской равнине вдоль первоначальных водных путей впоследствии повсеместно протаптывались сухопутные. Люди пользовались направлениями рек, как указателями. Для современных исследователей такие дороги, прилегающие к берегам рек, служат подтверждением наличия водного пути — предшественника. Судя по всему, дорога вдоль Шерны и являлась продолжением «Ростовского пути». В 1177 году, после смерти Михаила Юрьевича и Липицкой битвы во Владимире утвердился его брат Всеволод (Большое Гнездо). Глеб Рязанский вновь вступился за шурина, напал на Москву и сжёг её. В это время Всеволод был за Переславлем. Желание пойти в поход на Глеба, вероятно, не было подкреплено наличием войск, к походу он был не готов. Появившиеся откуда-то новгородские посланцы посоветовали собрать войско побольше и привлечь новгородцев: «И бывшее ему за Переславлем под Шернъским лесом, в то же время приехали к нему новгородцы и рекоша ему: «Княже! Не ходи без новгородских сынов, поди на нь одноя с нами.» Река Шерна протекает в 6 км восточнее Стромыни (монастыря), пересекает «Стромынскую дорогу».

В следующий раз «Ростовский путь» через Мерскую упоминается во время «3-й владимиро-рязанской войны» 1209 года. После захвата и сожжения Рязани Всеволодом Большое Гнездо были схвачены, казнены, уведены в плен многие рязанские бояре, члены семей рязанских князей, епископ рязанской епархии Арсений. Князья Изяслав Владимирович и Кир Михаил Всеволодович решились на безнадёжный поступок мести могущественному владимирскому князю. (Оба этих князя погибли в 1217 году в братоубийственной резне в рязанских Исадах.) Во время похода Всеволода на новгородскую Тверь они решили напасть на Москву. Но владимирцы с новгородцами под Тверью быстро и мирно разошлись, и Всеволод послал против Изяслава и Кир Михаила своего сына Георгия. «Слышав же князь Великий Всеволод, посла противу им вборзе сына своего Георгия, пришедше же ему на Голубино вечер, и посла сторожи пытати рати, и бысть ему весть, оже Изяслав стоит на Мерске … Георгий же поиде через ночь противу на Мерску, той бе ему напереди, и быв на Волочке и оттоле уряди Сторожевой полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же, и в раннюю зарю сретошася сторожеве их, и погнаши Юрьевы сторожи Изяславлих и гнаша их лесом секуще я.»

Подтверждает предположение о том, в каком направлении шла древняя «Ростовская» дорога, сообщение летописца за 1381 год. В эти годы происходили метания московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) между различными кандидатами на митрополита Всея Руси. Дмитрий сначала пытался укрепить связи с Ордой против русской православной Литвы, затем откровенно вмешивался в церковный выбор и засылал на утверждение в Константинополь своего ставленника Митяя, в итоге взял сторону Константинопольского патриарха за объединение церковной власти с Литвой против Орды. Высшее духовенство в то же время вело свою игру кандидатов. Разворот Дмитрия Ивановича против Орды привёл к тому, что ранее неугодный кандидат Киприан стал ему угоден, а вернувшийся из Константинополя Пимен был схвачен и направлен в ссылку. «В лето 6885. По седми же месяцех прихода его (Киприана), прииде весть яко Пимен иде из Царьграда на Русь митрополитом, князь же великий посла противу, и егда бысть на Коломне, и ту разведоша от него вся сущая люди, бывшая с ним, и снявши с него клобук белый, и весь сан митрополичьский отъяша от него, и приставиши к нему Ивана сына Григорьева Чюрилова, нарицаемого Драницу, и поведоша Пимена в заточение с Коломны на Охну, не замаа Москвы, и оттоле к Переславлю, также к Ростову и к Костроме и к Галичу; приведе же его на Чухлому, ту и посадиша его…»

Прорисовано полное направление «Ростовской» дороги: от Коломны на Вохну (Павловский Посад), Переславль-Залесский, Ростов, Кострому.

Ещё одно свидетельство о пути от Оки в сторону Ростова находится в описании событий побега Ивана Грозного во время наступления войска Крымской Орды в 1571 году. Царь находился при войсках недалеко от Серпухова в ожидании подхода неприятеля из-за Оки, с юга. Но крымчаки перешли Оку и Угру западнее и грозили обходом русского войска. Царь бежал от своих полков и через Бронницы, в обход Москвы, прибыл к Ростову. Поправка состоит лишь в том, что царь вышел на «Ростовскую дорогу» не от Коломны, а от Серпухова на Бронницы. Неизвестно, шёл ли он от Бронниц на устье Мерской (около 20 км) или уже мог воспользоваться неким новым коротким путём на Вохну или Рогожи, мимо Мерской. За Клязьмой путь его, с высокой достоверностью, пролегал через его излюбленную резиденцию в Александровской Слободе (ныне г.Александров), т.е. по Стромынской дороге, на которую можно было попасть только через район села Рогожи, и затем через Переславль-Залесский в Ростов.

img_20161105_143646
Плотина на Клязьме около бывшего села Успенское (Исады).

Все приведённые описания путей перемещения войск и товаров дают ответ на вопрос о том, почему Исады на Клязьме появились именно вблизи села Рогожи. Они возникли на вершине условного треугольника, образовавшегося исторически приблизительно в середине XII века на пересечении древнего водного «Ростовского пути», сухопутной «Стромынки» и вновь появившегося направления из Владимира в Москву. Исады были самой удобной пересадочной точкой на речном пути по Клязьме из Владимира к Москве. В них появлялась возможность совершить обмен или закупку товаров, идущих по «Ростовскому пути». Например, загрузить северной солью пустые лодки и отправить их в обратный путь на Владимир гружёными. Для доставки выгруженного товара в Москву изначально здесь можно было воспользоваться услугами рогожских ямщиков и попасть на Стромынскую дорогу, а со временем те же ямщики проложили до Москвы более короткий прямой путь.

Источники.

А.Симонов. Древние пути восточного Подмосковья. Сайт bogorodsk-noginsk. ru
ПСРЛ, Т. VII. С. 116.
ПСРЛ, Т. IХ. С. 256.

Летописец.

Поделиться: