Здравствуйте, односельчане и гости сайта!
Появилось несколько фотографий из семейного альбома Елены Малаховой. Они относятся приблизительно к концу 1960-х — 1970-м годам, когда колхозная жизнь переживала свой расцвет. Благословенные брежневские годы, пятилетки, выполненные за 3-4 года, «битвы за урожай» — видимая сторона сельской жизни, о которой писали все газеты на первых страницах, говорили во всех новостных выпусках телеящики и радиоприёмники, висевшие на стене в каждом сельском доме.
Другая сторона, о которой принято было молчать — повсеместный всеобщий отток сельской молодёжи в города, бегство от тяжёлого ручного труда на заводы, фабрики, стройплощадки… Куда угодно, детки, спасайтесь от сельской грязи и неустроенности быта! Такими словами напутствовали всех детей-подростков на селе их матери. Там, в городе, можно было работать по 8 часов в день, и за это «давали» места в общежитии, затем квартиры, детские сады, хорошее образование для детей, возможности для отдыха и прочие свободы. На селе никакой «свободы» от трудов праведных не предполагалось. Построить дом, купить автомобиль, жить в достатке можно было только через труд с утра до заката, в колхозе и на своём золотом огороде, не разгибая спины.
В те благословенные времена ручной труд в полеводстве оставался главной составляющей технологии возделывания любой культуры: лук, зерновые, овощи — везде нужны были руки женщин. В колхозе существовало до десятка полевых бригад (поправьте, чтобы быть точным). Сплошь женских. Посадка, прополка, уборка и прочие звенья технологической цепочки — всё в женских руках. По-простому это называлось «работать бабой в поле». Уже в мае лица и руки этих женщин покрывал тёмный загар, который не сходил до глубокой осени. Под палящим зноем и в дождь и грязь нужно было идти в поле, чаще всего пешком.
Раннее утро. Прохладно, но солнце, проходящее сквозь листву, уже обещает жаркий день. Звеньевая идёт по улице, подходит к окну дома и кричит: «Мань! На девятое поле! Полоть!» И Маня, наскоро собравшись, взяв на плечо кошёлку, в руки наточенную тяпку выходит к месту сбора. Эти женщины тогда кормили страну. И не только нашу.
Просьба ко всем, кто узнал на фото знакомых и родных — напишите нам их имена.
Летописец.