Дорогие любители исадской старины!
Среди источников сведений об истории Исад, усадьбы Кожиных многие годы мелькает название дореволюционного журнала «Столица и усадьба». Как обычно в нашей жизни, источников первоначальных чистых знаний не много, зато много желающих набегу упомянуть что-нибудь, не вникая глубоко в суть дела. Тогда приходит людям на помощь подобный первоисточник, на него все с большим удобством и ссылаются. В нынешней интернетовской жизни — это всевозможные википедии, а раньше особенностью газетных статей было перепечатывание ссылок на уже написанное лет 10-15 назад… Если нужна статья про Исады, автор берёт библиотечный каталог, старые подшивки газет: «А, Исады? Так это ж вот тут имеется… Это те, про которые написано, что были вотчиной бояр Ляпуновых…» И невдомёк такому писателю, что Ляпуновы никогда боярами не были, а были дворянами, иногда думными дворянами. Потом следующий писатель через годы перепечатывает то же самое.
Про «бояр Ляпуновых» неосторожно написал в своей статье основатель Спасского музея и краевед начала прошлого века И.Ф.Фёдоров, мы её подробно разбирали. А Фёдоров, в свою очередь, частично пользовался набросками по истории Исад Владимира Николаевича Кожина — последнего владельца поместья. Получается, некоторым перепечаткам 100 лет в обед! Кое-что полезно сверить с первоисточниками.
Сегодня предлагаю просмотреть фотографии из того знаменитого №52 петроградского журнала «Столица и усадьба» за 1916 год. Ему как раз исполняется 100 лет! Что за журнал такой? Журнал был очень знаменит, рассказывал о жизни обеспеченных людей, усадьбах, их истории и настоящем, искусстве, хронике Петербурга и Москвы, охоте, спорте, коллекционерах. Выпускался на отличной мелованной бумаге, и в заголовке значилось его назначение — «журнал красивой жизни». В нём в 1915 году впервые в России был напечатан цветной фотопортрет, писали статьи известные искусствоведы, историки, библиографы. В №52 журнала была размещена статья об имении в Исадах с краткой исторической справкой В.Н.Кожина.
Название статьи и нашего сайта звучат, как близнецы!
В самой статье нового внимательный читатель сайта не найдёт. Зато фотографии стоит поразглядывать — они редкостные!
Единственная в своём роде сохранившаяся панорама Исад, на которой видны с реки рядом с церковью одновременно Красный и Белый дома!
Вид главного фасада старейшего жилого здания усадьбы — Белого дома заставляет задуматься о том, что же мы потеряли с его сносом примерно в 1960 году… Постройка здания в стиле барокко относится специалистами музея архитектуры (ГНИМА) к 30-м годам XVIII века — времени царствования Анны Иоанновны, племянницы Петра I. Сохранившихся до наших дней жилых зданий того времени нет ни в Рязани, ни в области. Самым старым можно считать дом в усадьбе Рюмина в Рязани (ныне — Рязанский художественный музей), но его строительство относится к концу XVIII века, а архитектурный стиль — классицизм тогда уже пришёл на смену барокко. Более того, полностью сохранившихся жилых зданий, одновременных Белому дому в Исадах, нет и в Москве! Только отдельные стены, части строений, фасады, сохранённые реконструкцией архитекторов. Такое чудо было рядом с нами ещё 50 лет назад!
Постройку Белого дома следует отнести ко времени появления в Исадах князя Ивана Ивановича Долгорукова, который женился в 1708г. на последней исадской представительнице рода Ляпуновых — Агафье (Аграфене) Лукиничне. Богатство рода Долгоруковых было значительней ляпуновского, что позволило новому хозяину приступить к постройке столь крупного здания, каковое было по карману только избранному кругу лиц. Кем был Иван Иванович, доподлинно неизвестно — это одна из исторических тайн, которую предстоит открыть.
Примечателен этот дом был и внутри. На стенах Жёлтой и Голубой гостиных — множество картин и портретов. Любопытно присутствие отдельного огромного портрета императрицы Елизаветы Петровны. Он мог сохраниться со времён владения домом следующего после «строителей» поколения — Мещерских. Дочь Долгоруковых Анна вышла замуж за князя Григория Семёновича Мещерского, ставшего генерал-поручиком и высоким чином в Военном министерстве при императрице Елизавете.
О другом портрете — исадского «первопоселенца» из рода Кожиных, Ивана Артамоновича, писал в своих воспоминаниях о детских годах в усадьбе деда Г.К.Вагнер. Кому принадлежали другие портреты в Голубой гостиной, мы, наверно, никогда не узнаем.
Постройку Красного дома В.Н.Кожин, видимо, справедливо приписывал представителям рода Ржевских, следующего за Мещерскими во владении Исадами. Либо это был зять Мещерских — Павел Матвеевич, либо его сын — знаменитый собиратель крепостного театра Григорий Павлович Ржевский.
О фотографии церкви Воскресения Христова из данного журнального номера мы расскажем отдельно. Она примечательна и послужит ключом к ещё одной неразгаданной исадской были. О старинных исадских зданиях написано также здесь.
Все выходившие вплоть до 1917 года номера журнала в 2009 году были переизданы репринтом в весьма малом тираже, появилась и электронная версия. Нам любезно помогла познакомиться с отснятой статьёй Ксения Паначева, которая проводит замечательные экскурсии по лучшим местам Рязани и области в кругу своих единомышленников.
Летописец.