Ляпуновы

Люди. Землевладельцы, помещики.

Ляпуновы

История появления Ляпуновых в Исадах изучена далеко не полностью. Принято считать, что Исады и вскоре Аргамаково (второе название — Руднево) были даны Прокопию Петровичу Ляпунову и его сыну Владимиру в «оклад», т.е. в качестве оплаты царской службы для кормления в 1606 и 1607гг. Но это мнение не подтверждается другими документами, речь о которых пойдёт далее.

АФ Фёдоров 2

Известный краевед, основатель Спасского музея и его первый директор А.Ф.Фёдоров в 1927 году в Исадах у церкви Воскресения Христова сделал описание всех могильных памятников Ляпуновых. Приводим надписи с плит в порядке их появления.

1. Камень на кладбище (отец Прокопия Ляпунова Пётр Саввич, в иночестве «Уболочецкий монах» Пафнутий; память Анастасии Латрийской по новому стилю празднуется 28 мая, а апостола Андроника — 30 мая):

«Лета 7095 [1587г.] мая 17 на память св.Анастасии Андроника представися раб Божий Пётр Са..вин сын Уболочецкий мних Пафнутий Ляпунов. Помяни его Бог душу во царствии небесном».

2. Камень на кладбище (жена Прокопия Ляпунова, имя до монашества не указано, в иночестве — Анна, дочь Никифора Денисовича Ушакова):

«Лета 7111 [1603г.] мая … день представися раба Божия Прокопьева жена Петровича Ляпунова Никифорова доч Денисова Ушакова Инока Анна».

3. Надгробный камень на паперти церкви (сын Луки Владимировича Ляпунова Стефан, умерший в младенчестве; день смерти — на память преподобного Иоанникия Великого, празднуемую по новому стилю 17 ноября; упомянут и день ангела (рождения) — на память преподобного Стефана Савваита (ошибочно упомянут Савватий), которая по новому стилю отмечается 10 ноября):

«Лета 7166 [1658г.] ноября в 4 день на память преподобного отца нашего Иоанникия представися раб Божий младенец Стефан Луки Ляпунова, а ангела его октября в 28 день препод.отца нашего Стефана и Савватия».

4. Камень на кладбище (дочь Луки Владимировича Ляпунова Феодосия, умершая в младенчестве, через 3 дня после брата Стефана, видимо, от одной и той же заразной болезни; память мученика Веденея (Евгения) Мелитинского празднуется по новому стилю 20 ноября):

«Лета 7166 [1658г.] ноября праведника Веденея раба Божия младенец девица Феодосия Лукина Владимировича, а ангела ея мая…»

5. Надгробный камень на паперти церкви (сын Луки Владимировича Ляпунова Тимофей, умерший в младенчестве; память священномученика епископа Аполлинария Равеннийского, а также мученика Феофила Ликийского отмечается по новому стилю 5 августа; упоминаемый в надписи день ангела (рождения) — 16 мая, в этот день по новому стилю отмечают память мучеников-супругов Тимофея и Мавры Фиваидских):

«Лета 7171 [1663г.] июля 23 дня на память святых мучеников Флолиария [правильно — Аполлинария] и Феофила представися раб Божий Тимофей младенец Луки Ляпунова, а ангел его мая в 3 день на память Тимофея и Мавры».

6. Надгробный камень на паперти церкви (дочь Луки Владимировича Ляпунова Анна, умершая в девичестве; память апостола Силы и священномученика апостола Силуана отмечается по новому стилю 12 августа; день ангела (рождения) — 22 сентября по новому стилю, когда отмечают память преподобного Иоакима Опочского, упоминание Анны в этот день не ясно):

«Лета 7186 [1678г.] июля в день 30 на память святых апостолов Силы и Сулиана [правильно — Силуана] представися раба Божия девица Анна Лукина дочь Владимировича Ляпунова, а ангела ея сентября в 9 день святых праведных богоносца Иоакима и Анны».

7. Большой камень на кладбище (жена приказчика Луки Владимировича Ляпунова Алексея Михайловича Коблева Анастасия Антоновна; память мученика Каллистрата Византийского отмечается по новому стилю 10 октября, возможна ошибка при переписывании надписи Фёдоровым, вместо «августа» написал «сентября»):

«Лета 7186 [1678г.] сентября [ошибка? правильно августа?] 27 дня на память св.мученика Калистрата представися раба Божия Стольника Луки Владимировича Ляпунова приказного человека Алексея Коблева жена Михайлова Анастасия Антонова доч».

8. Надгробный камень на паперти церкви (ещё одна дочь с тем же именем Феодосия Луки Владимировича Ляпунова; память преподобного Георгия Хозевита, а также преподобной Домники Константинопольской отмечается по новому стилю 21 января; день ангела (рождения) приходился на 11 июня по новому стилю, когда отмечается память преподобномученицы девы Феодосии Константинопольской):

«Лета 7191 [1683г.] генваря в 8 день на память преподобного Георгия и препод.Домника [правильно — Домники] представися раба Божия Феодосия Лукина доч Владимировича Ляпунова, а ангел ея мая 29 дня на память преподобной мученицы Феодосии девицы».

9. Большой камень на кладбище (жена приказчика Луки Владимировича Ляпунова Антона Хининова Феодосия; в день её смерти, 30 августа по новому стилю, память преподобной мученицы девицы Феодосии не отмечается — вероятная ошибка Фёдорова при переписывании надписи с предыдущего по дате памятника того же года дочери Луки Ляпунова Феодосии; день ангела (рождения) указан тот же, что и у той самой Феодосии — 11 июня по новому стилю, когда отмечается память преподобномученицы девы Феодосии Константинопольской):

«Лета 7191 [1683г.] августа в 17 день на память преподобной Феодосии девицы [ошибка?] представися раб Божий [правильно — раба Божия] Феодосия стольника Луки Владимировича Ляпунова приказного человека Антонова жена Хининова а ангела ея мая 29 дня».

10. Квадратный камень (жена Луки Владимировича Ляпунова Фёкла Давыдовна; память зачатия пророка Иоанна Крестителя отмечается по новому стилю 6 октября; день ангела (рождения) указан без месяца, но речь идёт о 7 октября по новому стилю, когда отмечается память первомученицы Фёклы Иконийской, Селевкийской):

«Лета 7192 [1684г.] сентября 23 дня на память пречестного и славного Пророка крестителя Господа Иоанна представися раба Божия Фёкла Давыдова Лукина жена Владимировича Ляпунова, а ангел ея в 24 ден на память святой первомученицы равноапостольной Фёклы».

11. Половина камня (дочь …(?), имя которой, судя по дню ангела (рождения) 14 марта по новому стилю, с высокой вероятностью было Домнина или Евдокия; память мученика Парамона Вифинского и Филумена Анкирского отмечается 12 декабря по новому стилю):

«Лета 7193 [1685г.] ноября 29 дня на память св.мучеников Парамона и Филумена …дарова дочь а ангел ея марта в 1 день».

12. Большой камень у выхода из алтаря (приказчик Луки Владимировича Ляпунова Антон Иванович Хининов; память преподобного Иосифа Печерского Многоболезненного, преподобного Зосимы Палестинского (также и Зосимы Ворбозомского), преподобного Георгия Пелопонесского и мученицы девы Фервуфы отмечается по новому стилю 17 апреля; в указанный день ангела (рождения) 25 сентября по новому стилю отмечается память священномученика Автонома Италийского – вероятно, это более правильное имя приказчика):

«Лета 7195 [1687г.] апреля в 4 день на память препод.Иосифа, Засима, Георгия и Арфеуды [правильно — Фервуфы] девы представися раб Божий Антон Иванов сын Хининов Стольника Луки Владимировича Ляпунова приказного его человека а ангел его сентября в 12 день».

13. Камень на кладбище (некто Меркурий Иродионович; память мучеников Гурия и Самона Едесских и Авива отмечается 28 ноября по новому стилю; в указанный день ангела (рождения) 7 декабря по новому стилю отмечается память мученика Меркурия Смоленского):

«Лета 7200 [1692г.] ноября в 15 день на память св.мучеников Гурия, Симона [правильно — Самона] и Авава [Авива] представися раб Божий Меркурий Иродионов сын а ангел его ноября 24 дня».

14. Камень у ограды без надписей. Фёдоров полагал, что он мог быть запасным. Трудно сказать, как выглядел этот «запасный камень», но то обстоятельство, что он был у ограды установлен, делает более весомым предположение об ином его предназначении. Например, сегодня у ограды, при входе на кладбище лежит камень, которому поклоняются в память всех пропавших без вести, погибших вдали от дома, сгинувших на море…

Простого упорядочения памятников по времени появления достаточно, чтобы сделать важные заключения об истории семьи Ляпуновых в Исадах.

Самые ранние письменные документы о закреплении прав на Исады и Аргамаково за Прокопием Петровичем Ляпуновым и его сыном Владимиром в счёт оплаты их дворянской службы царю от Василия Шуйского в 1607-1608 гг. не свидетельствуют об изначальном сроке их передачи во владение Ляпуновым. Могилы не появляются раньше их владельцев, нет причин сомневаться в том, что ещё в 1927 году А.Ф.Фёдоров лично видел и точно переписал надписи с памятников отца Прокопия — Петра Саввича (1), умершего в Исадах в 1587 году, и жены Прокопия Анны (2), умершей в 1603-м. Значит, Исады получил за свою службу ещё отец Прокопия.Схема некрополя

О Петре Саввиче Ляпунове известно, что он был невысокого рода, из служилых дворян, в 1583-м и 1584-м он был одним из 3-х воевод в Чебоксарах, а в 1585-м — осадным головой в Данкове, где находился совсем не великий гарнизон казаков, охранявших русские рубежи от вторжений со стороны Крымского ханства. Это были вершины, которых он достиг по службе. Возможно, именно за эти последние должности он получил «в оклад» богатое и древнее приокское село. Через 2 года Пётр Саввич, видимо, уже по старости оказывается постриженным перед смертью в монахи в исадском Оболочинском монастыре и умирает здесь. Так что появление Ляпуновых в Исадах вполне вероятно уже в 1585-1587 гг.

Две самых древних могилы (1 и 2), мы видим по записям Фёдорова, расположены около церкви Воскресения Христова на кладбище, т.е. с северной её стороны. Тогда ещё каменного храма не было, но где-то поблизости стояла Никольская церковь, которую содержали миряне. Пётр Саввич ничего построить в Исадах не успел.

Прокопий был убит в Москве летом 1611г. и перезахоронен после освобождения Москвы от поляков и избрания первого русского царя из рода Романовых Михаила сыном Владимиром в 1613г. в Троице-Сергиевой Лавре. Такое торжественное мероприятие, так же, как и выбор места упокоения, были возможны благодаря пониманию важности того, что сделал Прокопий для Русского государства, со стороны царя Михаила и его приближённых.

Каменная церковь Воскресения Христова построена в Исадах Владимиром Прокопьевичем к 1636 году после того, как Исады перешли в его вотчинное (пожизненное) владение. Вот и один из престолов в честь святого князя Владимира в новом храме появился не зря. Могилы Владимира Ляпунова мы у церкви не видим, а умер он примерно в 1655 г., будучи лет около 78-ми… Причина отсутствия понятна. Он как создатель храма приготовил для себя место где-то внутри него, о расположении которого сегодня мы ничего не знаем.

В 1657 году умер старший сын Владимира Василий. Его могильного памятника Фёдоров также не описал, как и памятника первой жены Луки Владимировича Пелагеи Константиновны, о которой сообщают некоторые источники. Все последующие памятники Ляпуновых, начиная с 1658 года, описаны.

Лука Владимирович становится полновластным наследником Исад и Аргамаково и тут же заводит новое место для умерших членов своей семьи. Уже в 1658г. он хоронит своего умершего в младенчестве сына Стефана (3) у паперти, т.е. с южной стороны церкви. Это место выделено на рисунке красным прямоугольником. Здесь похоронены все умершие впоследствии члены его семьи. Исключение было лишь одно. Умершую через 3 дня после Стефана дочь Феодосию (4) похоронили со стороны кладбища, рядом с могилами старших Ляпуновых. Не совсем ясно у Фёдорова описано место памятника (второй?) жены Луки Фёклы (10), но всё же наиболее вероятное место также к югу от церкви.

Через некоторое время после того, как в 1663-м с юга от церкви был похоронен сын Луки Тимофей (5), началось расширение, перестройка храма. Возможно, смерти детей и начало создания новых храмовых пристроек были связаны в жизни Луки Владимировича. Работы были закончены к 1672 году, о чём свидетельствует камень внутри церкви.

Севернее церкви, на кладбище (жёлтые квадраты на рисунке), в дальнейшем обретали покой только близкие Луке Владимировичу служившие у него приказчики и их жёны (7, 9, 11-13).

Сам Лука Владимирович умер в 71-летнем возрасте в 1688г., его как второго храмостроителя похоронили  под западной внутренней стеной трапезной, о чём также сохранилась каменная табличка.

Могильные памятники потомков Луки Владимировича, наследовавших вотчину, у церкви в Исадах не известны. Дочь Агафья Лукинична (в замужестве Долгорукова) могла быть погребена около 1737 года в Москве или в Петербурге, как и её дети. Дочь Агафьи — наследница Исад Анна Ивановна Долгорукова (в замужестве — Мещерская) и её дети, вероятно, также обрели покой в столицах. Далее в Исадах уже появляются памятники новых владельцев — Кожиных.

Против более раннего, чем 1606г., появления Ляпуновых в Исадах можно было бы считать сведения из ввозных грамот 1606г. и 1607г. В первой грамоте на Исады указано, что «ныне то село в наших дворцовых сёлах», а в грамоте на Аргамаково, что «была та деревня в наших дворцовых сёлах». Была до закрепляемой в грамоте передачи Ляпуновым? Но именно последняя грамота даёт понимание, что появление Ляпуновых в Исадах до 1587 года этим документам не противоречит. Деревня в ней названа «Руднево, Аргамаково тож». Деревня носила двойное название по известным на Рязани фамилиям прежних владельцев — дворян, Рудневых и Аргамаковых. Передача сёл в «оклад» в счёт жалованья за службу подразумевало лишь временное владение, возможность их обратного изъятия в случае провинности дворянина, его смерти или других обстоятельств. Такая передача могла неоднократно подтверждаться разными грамотами. В отличие от вотчин, которые были в пожизненном владении и передавались от отца к сыну, сёла, переданные «в оклад», не покидали «фонд дворцовых сёл». Поэтому передача Исад Ляпуновым могла вполне состояться до 1606 года. Наличие в Исадах могил Ляпуновых 1587 и 1603 года доказывает это обстоятельство полностью .

Сегодня эти бесценные исторические памятники могло бы стать местом поклонения, к которым съезжались бы патриоты со всех концов Руси. Но единственным их описанием осталась вышедшая в 1927 году небольшая статья нашего краеведа А.Ф.Фёдорова. Дальше следы памятников исчезли. Никаких свидетельств исчезновения за все эти годы не было опубликовано в печати, никто из старожилов не мог рассказать, когда это произошло.5375 001

Случайная находка, в которой, как и всегда, лишь видимость случайности, помогла узнать правду. Как всегда — потому, что подвижнический труд любого человека оставляет след для потомков. Разгадка пришла из Моршанска. Один из богатейший по составу фондовых коллекций в России, помимо музеев областных центров, Моршанский историко-художественный музей опубликовал книгу, открывающую архив многолетней переписки его основателя П.П.Иванова, возглавлявшего музей с 1918 до своей кончины в 1942г. Он вёл переписку с большим количеством провинциальных музеев страны, многие из которых только возникли, а также со столичными, с крупнейшими историками, археологами, учёными первой половины XX века. Среди других внимание привлекло письмо основателя Спасского музея А.Ф.Фёдорова к П.П.Иванову от 16 мая 1940г.

Страшные строки, описывающие советскую действительность 1939-1940 года:

«В Октябре был в Москве, навестил В.А.Городцова, оживлённо побеседовал с ним о Ст.Ряз. городище и Вотчине Прокопия Ляпунова предводителя Рязанских дружин в смутное время самозванцев. Имение его находилось в селе Исады Спасского Района, где уцелел его дом и церковь затейливой архитектуры. Посетовали с ним о том вандализме, происходящем повсюду, разрушающем остатки памятников далёкого прошлого наших предков.

Вот и мне приходится иметь массу неприятностей от местных главок за недопущение разрушения городища в следствие запашки. Затем, толстоумы хотели прорубить стену в Ляпуновской церкви, соединив её с пекарней. По моему доносу, центр телеграммой приостановил все эти безобразия. Однако, надгробные памятники: отца Прокопия, его жены и других родственников, успели уничтожить, перемолов на известь. Заявил об этом прокурору и РИКу; виновных не нашли и дело замяли».

Эти события произошли в 1939-м, не позднее мая 1940 года, как раз в те самые месяцы, когда была насильственно закрыта властью церковь в Исадах, а выступивших против этого верующих отправили в заключение и ссылку. Между 1930-м и 1936-м был разрушен Красный дом, в 1939-м закрытие церкви, в 1939-1940-м уничтожение плит на могилах Ляпуновых. Очевидно, что эти события были связаны друг с другом. Памятники семьи Ляпуновых были уничтожены советской властью целенаправленно, с особым вероломством и варварством!

Полностью письмо можно прочесть здесь. Редкий документ размещаем с любезного разрешения Моршанского историко-художественного музея.

Источники

Федоров А.Ф. Материалы к истории с. Исад, Спасского уезда, Рязанской губернии. Бывшей вотчины бояр Ляпуновых // Труды Спасского отделения Общества исследователей Рязанского края. Спасск, 1927. Вып. I.

Письма всегда не оставляю без ответов… Составитель Л.В.Григорьева. Тамбов, 2014 г. Студия печати Галины Зотовой.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •