Друзья!
Открываем для обсуждения новый раздел о топонимике — названиях речек, оврагов, урочищ, улиц в Исадской округе. Ожидаем вопросов о происхождении тех или иных названий. Иногда случается, что у кого-то сохранилась память о названии того или иного места, которое уже мало кому известно. А для понимания истории это может быть очень важно. Так что вспоминайте, как называли наши бугры, дороги и леса ваши бабушки и дедушки и пишите сюда! Разберёмся вместе.
Первые вопросы пришли из Рязани от Виталия Филиппова. «Однажды на уличном опросе в г. Рязани мне попал бывший житель района Исад. Рассказал про народные названия улиц, возможно деревни Аграмаково.
Были такие названия Выселки, Симоновка, Нахаловка. У колхозного сада шла улица и называли эту улицу Выселки. А Симоновка это была в районе ул. Луговая.
Его отец рассказывал, что была какая-то деревянная церковь и на месте церкви построили пожарное депо на 4 машины. Рядом было кладбище.
Кстати вопрос, как в вашем селе Иcады назывались рига? К примеру, в районе Мервино, Недостоево, Семчино, Канищево назывались рыги.»
Попробую ответить.
1. Аргамаково, оно же носило второе название Руднево. Оба названия от фамилий землевладельцев. Дворяне Аргамаковы и Рудневы известны достаточно широко на Рязанской земле. Пока глубоких исследований по ним не видел. К примеру, было другое Аргамаково, рядом с селом Верхние Рясы, ныне всё слилось в едином селе Рясы. Часто несколько дворян владели селением «в жеребьях», т.е. отдельными его частями. Возможно, изначально Руднево и Аргамаково были отдельными деревнями, позднее слившимися. Местоположение каждого пока неизвестно.
2. Выселки. Сказать трудно, к какой улице оно относится. Выселками могли назвать любую окраинную часть села, возможно, несколько оторванную от основной части. Туда, на вновь выделенные под застройку усадьбами землю, выселялись, как правило, молодые семьи, ставили новый дом, заводили хозяйство. «Выселками» можно назвать те же посёлки Красный Яр, Студенец. Колхозного сада в Аргамаково не было. Какая-то ошибка.
3. Симоновка врайоне ул.Луговая в Аргамаково. Первый раз слышу. Возможно, это южная часть, от улицы Центральной? По поводу северной части знаю только наименование «Гуркин конец». Хотелось бы подтверждения.
4. Нахаловка. Как я понимаю, это нынешняя ул.Весенняя в Аргамаково.
5. Деревянная церковь с кладбищем и пожарное депо на 4 машины на её месте. Очень любопытно! Церкви в Аргамаково никогда не было, иначе оно стало бы селом, тем более при таких размерах. Была «моленная» — дом, где собирались старообрядцы Белокриницкой иерархии, «окружники». Она сгорела, если память не изменяет, около 1912 года. После этого прихожане после некоторых трений и колебаний стали ходить в близкую по воззрениям моленную «окружников» в Исадах, где общину возглавлял Камнев. Эта моленная располагалась на склоне «Камневой Горы», у пруда. Тем более, не известно о кладбище в Аргамаково. Пожарное депо было на пересечении ул.Центральной и Первомайской. Но там 4-х машин точно не было. Кажется, только лошади. В колхозе вообще больше одной пожарной машины не припомню. Был бы благодарен за пояснения.
6. «Рыга», она и в Исадах, и в Аргамаково — «рыга». Таково местное диалектное произношение.
Кстати есть тема по Исадскому округу, в районе Облачинки. На карте Менде по номеру 150 проходят Сенные покосы, называемые остров Бык и Селище Сенатского советника Сергея Михайловича Нестерова c прочими помещиками. А может остров Бык есть название острова…
[quote quote=8843]Добрый день! Подробности о колхозном саде. По рассказу человека этот сад сажали в 50 годах. Во время зимнего заморозка погиб.[/quote]
Вот где тот человек, дававший интервью? Сад был в Исадах, за Красным Яром и ближе к ферме, у Студенца. Больше садов не было. В каком он месте мог быть в Аргамакове?
[quote quote=8847]Полевая?[/quote]
Ну, да, Полевая нынешняя и есть «Будённовка».
Из прежних «исконных» названий в Исадах жаль только Большую улицу (она стала ул.В.Игонина). Но именем героя надо было что-то назвать, а он на ней жил. И очень хорошо, что сохранилось историческое название «Шатрище», правда нынешняя улица Шатрищенская вышла далеко за границы собственно горы, носившей это имя, той безымянной «уличкой», которая выходит к памятнику. «Уличка» к Шатрищу отношения не имеет, но на ней стоял старообрядческий деревянный храм Святого Уара, вот бы кто спросил, как назвать, когда улицы переименовывали! А ведь в нём служил целый старообрядческий епископ Павел Туркин!
Добрый день! Вообще человек рассказывал про колхозный сад в Исадах и улица возле сада называлась Выселки. Когда я слушал записи то тут возникала ул. Луговая, которая вроде расположена в Аграмаково. Как говорил он на Симоновке расположен магазин Сказка. Вообщем как-то так. К сожалению связи нет с человеком. Поговорили по душам и разбежались.
Шатрищем называется часть Исад в пределах горы одноимённой. Я прикреплял карту с топонимами (жёлтые подписи). Видимо, Шатрище — изначальное название селения и погоста на этом месте, до слияния в 17 веке с большими Исадами. Здесь располагался погост — административный центр округи.
[quote quote=8848]Кстати есть тема по Исадскому округу, в районе Облачинки. На карте Менде по номеру 150 проходят Сенные покосы, называемые остров Бык и Селище Сенатского советника Сергея Михайловича Нестерова c прочими помещиками. А может остров Бык есть название острова…[/quote]
Ну, если это легенда к карте Менде, то 150-й участок далековато от Облачинской дюны расположен. Он на острове, напротив устья Непложи, т.е. с.Срезнево. Я и фамилию такую не слышал, мелкий землевладелец, участок маленький, да ещё и «с прочими» в доле. Кстати, не «сенатский», а статский. Остров Бык — название мне что-то напоминает, но вряд ли это название огромного нынешнего острова между двумя руслами Оки. По крайней мере с 17-го по середину 19-го века (на время составления карты Менде) эти пойменные земли никто островом не считал и не называл. Скорее, он назывался Большое Болото (отсюда и название дюны — Оболочинка, Уболочинка, «около Болота»). Дело в том, что северного русла мимо Дегтяного и Санского не существовало судоходного, это была цепочка пойменных озёр. Самое крупное — Велье. В документе 17 века, который я вчера изучал (в подлиннике) пишется о монастыре Феодосиевой Пустыни «на озере Велье». Эту Пустынь на том же озере видно и на карте Менде.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
Вопрос: Дегтянка это что название бывшей земли села Дегтяное за Окой где Облачинка и луга того края до берега Оки?
По карте Менде там была земля села Дягтяное, на которой были разные луга каких-то селений. Как пишет Георгий Карлович Вагнер — За Окой, на так называемой «Дегтянке», располагались покосные луга.-
Там еще был отхожий луг села Исад Павла Ржевского по №156 по карте Менде.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
[quote quote=8857]Добрый день! Вообще человек рассказывал про колхозный сад в Исадах и улица возле сада называлась Выселки. Когда я слушал записи то тут возникала ул. Луговая, которая вроде расположена в Аграмаково. Как говорил он на Симоновке расположен магазин Сказка. Вообщем как-то так. К сожалению связи нет с человеком. Поговорили по душам и разбежались.[/quote]
Виталий, доброго здоровья!
В Исадах рядом с садом только ул. Садовая. Не припомню, чтобы её когда Выселками звали да и не логично. Это одна из древних улиц села, центр скорее. Всё смешалось в доме Облонских…
Магазин «Сказка» в Аргамакове расположен рядом со снесённым зданием конюшни, там улица Центральная идёт. Больше никаких. Что есть Симоновка? Сама Центральная? Загадка… Могу только сказать, что в начале 20 века это была самая окраина деревни, поле на задах. Её только начинали застраивать новыми усадьбами (например, Нахаловка).
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
[quote quote=8855]А вот нашел в Своде письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII. Тут подробнее про остров Бык[/quote]
Виталий, мне нравится твой научный подход! А ещё люблю эту грамоту с описанием границ.
Так и есть, про тот самый Бык, тот самый участок 150. Правда, легенда, которую ты выслал, видимо, не к карте Менде, а к Плану Генерального Межевания 1790 года. На нём точнее обозначены все топонимы, протоки и пр., которые приводятся в описании 17 века. Остров Бык — узкая полоса земли, отделённая от Оки (уточнено в тексте положение берега: «селища Тайдаковского Ивановы вотчины Лепунова деревни Тайдаковы») «озерком Заводью». Показал его на карте ПГМ жёлтой стрелкой. Следующая к востоку узкая проточина вдоль Оки называется в тексте «Задней», уточнено, что она находится напротив д.Бортниковой. Так что, всё теперь точно. Кроме того, написано, что ляпуновские крестьяне из Тайдаково пользуются «чёрным лесом» (мелкий, нестроевой лес, кустарник) в глубине острова, внутри земель села Дегтяного.
Почему и остров зовётся испокон веков Дегтянкой — это ответ на твой второй вопрос. На нём только мелкие островки теснятся к берегам Оки, которые принадлежат разным селениям, причём зачастую сильно отдалённым от реки, например, Разбердееву и Шатилову. Об это пока нераскрытом феномене «созвездий» есть в книжке «Исады — рождённые в плеске волн» или вот тут можно прочесть: https://isadi.ru/cerkvi-monastyri/terehov_monastyr/
Вернёмся к острову Бык. Я писал выше, что изучал на днях жалованную грамоту Феодосиевой Пустыни. Она ссылается на выписи из писцовых книг 1596-1597 года, где обрисованы границы владений Пустыни. Так вот в ней остров Бык, вероятно, назван «пожней Рог». Легко узнаешь близлежащие топонимы: «…сена на озере на Велье на лугу 300 копен, да против Срезнева Заводь у реки Оки пожня сена ставитца 15 копен, да пожня Старая Ватага, да пожня Рог, да пожня Локонная, пожня Источная — сена на них ставитца 125 копен».
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
[quote quote=8859]Там еще был отхожий луг села Исад Павла Ржевского по №156 по карте Менде.[/quote]
156-й участок, принадлежавший владельцу Исад П.М.Ржевскому, тоже любопытен, но другой историей более позднего времени. Переходом части имения Г.П.Ржевского, сына Павла Матвеевича, по купчей крепости Ивану Артамоновичу Кожину в 1816 году.
Это пока загадка, как переход собственности проходил, много всего намешано. Можем обсудить при встрече.
Ещё по поводу легенды к карте. Упоминание П.М.Ржевского как владельца участка указывает на то, что легенда была именно к ПГМ 1790 года, т.к. он умер в 1793 году: https://isadi.ru/people/nauka/balet/
Добрый день! Есть еще статья Старые годы Г. Вагнер, В Исадах. К сожалению текст закрыт в гугл книге и читать можно кусками. Если есть терпение то можно прогуглить текст в гугл поиске в разделе книги. Ну вообщем про Дегтянку еще написал в районе Облачинки.
— После купания совершался десант на другой берег Оки, на так называемую Дегтянку (вероятно по названию деревни Дегтяное), где в безбрежных зарослях кустов и на полях росло множество земляники. На дальних планах Дегтянки виднелись какие-то непонятные песчаные насыпи, хорошо заметные с балкона «белого» дома. Но мы боялись этого места. Говорили, что здесь некогда был монастырь, в котором положили убитых во времена междоусобиц рязанских князей. Насколько мне известно, и до сих пор эта тайна не раскрыта, хотя легенд есть много. —
Кстати о ПГМ Рязанской губернии. Есть книга Гидронимия бассейна Оки Г. П. Смолинская. 1976 г. Если судить по списку названий речек, озер и оврагов то Смолинская весь свой труд написала на основе старой ПГМ Рязанской губернии. В этом плане книга хорошая, так как ПГМ в некоторых местах очень сложно прочитать. А если есть подсказка то уже легче. Правда список очень большой! Но для исследователя очень хороший инструмент!
хочется еще Купчую вспомнить
участок между Исадами и Аргамаково мезжу березнеком и оврагом
поле за Школой сейчас почти все зарасло но раньше было засажена картошкой и луком
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Алексей.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Алексей.
А еще была Лысая гора. Как писал Г. Вагнер — Посередине оврага Детинуха находился большой холм под названием Лысая гора. У нас это место вызывало опасливое чувство. В Детинухе было множество таинственных мест, удобных для засады при играх «в войну.» Игра «в войну» .
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
[quote quote=8873]Добрый день! Есть еще статья Старые годы Г. Вагнер, В Исадах. К сожалению текст закрыт в гугл книге и читать можно кусками. Если есть терпение то можно прогуглить текст в гугл поиске в разделе книги. Ну вообщем про Дегтянку еще написал в районе Облачинки.
— После купания совершался десант на другой берег Оки, на так называемую Дегтянку (вероятно по названию деревни Дегтяное), где в безбрежных зарослях кустов и на полях росло множество земляники. На дальних планах Дегтянки виднелись какие-то непонятные песчаные насыпи, хорошо заметные с балкона «белого» дома. Но мы боялись этого места. Говорили, что здесь некогда был монастырь, в котором положили убитых во времена междоусобиц рязанских князей. Насколько мне известно, и до сих пор эта тайна не раскрыта, хотя легенд есть много. — [/quote]
Доброго здоровья, Виталий!
Было бы неплохо полный текст Георгия Карловича на сайте поместить. Бывает, оказывается ценной любая кажущаяся мелочь из устного народного творчества.
На сайте есть его воспоминания об Исадах и округе из книги «Из глубины взываю»:
[quote quote=8874]Кстати о ПГМ Рязанской губернии. Есть книга Гидронимия бассейна Оки Г. П. Смолинская. 1976 г. Если судить по списку названий речек, озер и оврагов то Смолинская весь свой труд написала на основе старой ПГМ Рязанской губернии. В этом плане книга хорошая, так как ПГМ в некоторых местах очень сложно прочитать. А если есть подсказка то уже легче. Правда список очень большой! Но для исследователя очень хороший инструмент![/quote]
Спасибо, Виталий! Пользовался раньше. Правда, гидронимов исадской округи там не так много, не всё, что есть на ПГМ.
[quote quote=8883]А еще была Лысая гора. Как писал Г. Вагнер — Посередине оврага Детинуха находился большой холм под названием Лысая гора. У нас это место вызывало опасливое чувство. В Детинухе было множество таинственных мест, удобных для засады при играх «в войну.» Игра «в войну» .[/quote]
Это как раз кусок из книги «Из глубины взываю». О каком урочище идёт речь не ясно, такого названия в Исадах не знают.
[quote quote=8870]прямо научный труд прочитал по истории
хочется еще Купчую вспомнить
участок между Исадами и Аргамаково мезжу березнеком и оврагом
поле за Школой сейчас почти все зарасло но раньше было засажена картошкой и луком[/quote]
Привет, Алексей!
Стараемся. Без опоры на источники нельзя. Купчая — очень любопытное место, его исследование ещё впереди. Есть следы селища, начиная с 14 века. Само название урочища говорит о вероятной его покупке по купчей крепости. Видимо, купил её Владимир или Лука Ляпунов. У кого? Есть предположение, что там стояли усадьбы Фёдора Колтовского и Василия Чевкина, имевших «жеребьи» (доли) в Исадах во времена Владимира Ляпунова.
еще можно упомянуть места на платине
Круглово
Федотьево
Терёшка
Роза
если с первыми 2 названием это овраги. на платине
то Роза и Терёшка это название деревень так мне Мой Дед рассказывал Карасев Николай Иванович
[quote quote=8891]Терёшка это вроде земля Терехова монастыря. На Стундце был хутор Коммуна Роза. А что большие овраги Круглово и Федотьево?[/quote]
Правильно. Терёшки — это земли Терехова монастыря, за плотиной, между Студенцом и Алёнкой, они заштрихованы на карте, в статье: https://isadi.ru/cerkvi-monastyri/terehov_monastyr/
На месте хутора Отрада (известен с 19 века, ранее — Еремеевка), после революции создали коммуну имени Розы Люксембург. Коммунары использовали конфискованное у Кожиных имущество. Пропив всё, съехали оттуда и хутор бывший забросили. Лес по оврагу рядом с ней стал называться Роза. Часть из них, по рассказам, переселилась на нынешний посёлок Студенец, который и носит потому народное название «Коммуна». Но по этой истории хотелось бы посмотреть документы…
Круглово и Федотьево — длинные овраги, заросшие лесом, ручьи из них впадают в Студенец слева. Их у нас называют громким именем ЛЕС.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
[quote quote=8909]И вот опять Дегтянка. Сенные покосы на Богородском лугу.[/quote]
Богородский луг — участок №157, рядом с Оболочинской пустынью (№158), т.е. местом, где раньше был монастырь, а к 1790-му в легенде упоминается лишь безымянная «приходская церковь». В монастыре было 2 церкви: Успения Пресвятой Богородицы (отсюда и название монастыря Успенский, и луга рядом Богородский), которая, видимо, была в нём первой построена (упоминается ещё в 1576 году), и вторая Троицкая.
Вообще на этом сайте нужна статья и карта с описанием этих мест народных. Кстати идея! Нужна статья для Исадского сайта c названиями народными улиц, бугров, кустов, горок и.т.п. К примеру там ул. Василия Игонина — ул. Большая, гора Шатрище — ул. Шатрищенская. Было бы круто!
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ну, вот пока есть такая карта с микротопонимами. Правда, тут только Исады. Если дублировать старые названия и новые, карта покроется сплошными буквами. Лучше сделать к ней отдельную таблицу: старое название — официальное название.
Хорошо получилось! А вот на Яндексе еще есть конструктор карты https://yandex.ru/map-constructor/. А ручей Шуриха же протекал по оврагу Детинух и был там Святой колодец. А Камневой гора она так и называется или она как-то по другому звучит?
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Щуриха и Святой Колодец — это из воспоминаний Вагнера. Первое название местным жителям неизвестно, т.к. древнее название у ручья есть Прощенный (Прошшеннай) Колодезь. Его Вагнер «перевёл» во втором варианте на литературный язык. Это к вопросу точности передачи исконных звуков в топонимах. Если ему не следовать, можно бог весть что напридумывать.
Не совсем то же самое. Это название, приближенное к нормам литературного русского языка. Лучше передавать, как оно звучит на родном диалекте, иначе появятся совсем новые слова, придуманные. У нас тёрн называют «терень». Поэтому и Яма Тереновая.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
очень интересная информация что это за кожаные деньги и где это курган «чалой могилы»
Спасибо, Виталий! В основном всё известное описано, научная часть — на уровне представлений того времени. Но вот про Чалую Могилу очень ценные сведения!
Во-первых, такого названия не слышал, тем более о раскопках. Видимо они были чьим-то частным мероприятием. В конце 19 века закона об археологии не было. Но и простые крестьяне вряд ли такое бы сделали. Кожины?
Во-вторых. Местоположение указано довольно чётко, но не точно по направлению. Направление западное, т.к. на дороге к Старой Рязани. И место мне понятное по описанию 17-го века. Там располагался «кургашек» с каменным крестом. А кресты, тем более каменные, где попало не расставляли. Надо по этому поводу нам встречаться, друзья. Письменно всего не обговорить)
О «кожаных деньгах» упоминание и любопытное, и смешное! Видимо, рассказчик, со слов которого писали легенду, имел ввиду «Кожиных деньги», а не кожаные. Но он ошибся с владельцами денег, церковь строили ещё Ляпуновы, Кожиных в 17 веке близко не было. Постройка каменной церкви Воскресения Христова производилась по всем правилам, торжественным особым архиерейским чином, т.е. с участием епископа или архиепископа. Лука Ляпунов был очень влиятельным и богатым человеком. При исполнении такого чина, после заполнения фундаментных рвов, у алтаря закладывается особый квадратный камень с изображением креста, бывает с надписью и часто с закладкой мощей святого. Возможно, именно эта закладка произвела впечатление на присутствовавших в 1673 году крестьян, которые передали её своим потомкам устно через 200 лет, но они решили, что закладывают деньги…
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
Г. Вагнер. Имение дедушки находилось в селе Исады на реке Оке в 10 километрах от Спасска. Я никогда не интересовался родом дедушки, кто он, от кого происходит.Только в зрелые годы мне стало известно, что род Кожиных ведет свое начало от служилого человека великого князя Василия II (XV в.), имевшего прозвище «Кожа».
В числе предков Кожиных были чудотворец Макарий Калязинский, преподобный Паисий Углический, архиеписком Геннадий Тверской. Среди Кожиных было много военных. Имение Исады было куплено у Ржевских в 1815 г. Иваном Артамоновичем Кожиным, моим прадедушкой, женившимся на своей крепостной. Я помню его по большому портрету, на котором он изображен с эполетами и в аксельбантах. Гораздо лучше я знаю родословную своей бабушки — Елизаветы Николаевны. В Исадах у них родились четыре дочери — Наталья, Людмила, Кира (оя мама) и Нина, а также сын Иван. Приблизительно к 1906 или 1907 году две старшие дочери, а *сын Иван уже обзавелись своими семьями. Кажется, вышла *Муж и младшая дочь Нина. Так что моему отцу выбирать не Пришлось, он посватался за менее красивую Киру. Судя по старой фотографии, свадьба была справлена в Исадах, а венчание — в усадебной церкви постройки Ляпуновых,которым Исады принадлежали до Ржевских. Мужья старших сестер и жена сына Ивана происходили из старинных дворянских родов Лихаревых, Лызловых и Кашкаровых. В сравнении с ними мой отец значительно проиграл. Он писался «из мещан» и к тому же не был православным. Последнее обстоятельство могло быть препятствием для венчания в церкви, но, видимо, дело было как-то улажено.
Да про эту Чалую могилу уже все старые книги исписаны. В гугле полно старых текстов на эту тему разных авторов.
Опять же, всё не так однозначно. Обобщим все источники о Чалой Могиле, они указывают на разные места и разный «вид» могилы.
1. Некий словарь отсылает к публикации некоего Барановича в газете «Рязанские губернские ведомости» за 1846 год №36. Курган в 2 км к востоку от Старой Рязани (получается, по дороге к Исадам), связан с чалым конём князя Олега.
2. Статья в сборнике Н.А.Криничной «Легенды. Предания. Бывальщины» (Москва, 1989) со ссылкой на некую публикацию «Чалая Могила» (Соколова, Гришин. № 11. С. 103–104), видимо, в том же сборнике. Чалая Могила — овраг за восточным валом Старой Рязани. Рассказ о бое некоего богатыря с татарами во время их нападения на город. Там упала его кобыла (видимо, и была похоронена). Сам богатырь умер от ран где-то за Окой.
3. Устный рассказ жительницы д.Чевкино о местном овраге, подходящем к дороге, «Конец Олег». Получается, около 2 км к югу от Старой Рязани. Около 1898г. там проводили раскопки могилы воина с конём. Это могила князя Олега, одного из 3-х богатырей (другие — фатьяновский и иконниковский), которые перекидывались топорами на 5 вёрст (легенда известна, записана и опубликована, правда, её относят к другой местности на Оке). Олег был похоронен там вместе со своей белой кобылой, которую сам же погребал, отбиваясь от нападавших татар. В рассказе название «Чалая Могила» не звучала.
4. Труды XII археологического съезда в Харькове 1902 года. Курган Чалая Могила примерно в 3 верстах от Исад, у Старорязанской дороги. Кем-то раскопан около 1892 года, сведений о находках нет. Легенда гласит, что похоронен княжеский боевой конь.
От основного русла влево отходит Киструсская старица. На ее изгибе просматривается село Новый Киструс. Судно плывет по Волгано-Исадской прорве —новому руслу, которое река проложила, спрямив путь на 14,5 километра. В 1963 году исполнилось 32 года с тех пор, как суда пошли по этому руслу. Его длина 2,5 километра, а ширина 125 метров. http://nn-dom.ru/lbook14_17.php
Волгано-Исадская прорва?
От основного русла влево отходит Киструсская старица. На ее изгибе просматривается село Новый Киструс. Судно плывет по Волгано-Исадской прорве —новому руслу, которое река проложила, спрямив путь на 14,5 километра. В 1963 году исполнилось 32 года с тех пор, как суда пошли по этому руслу. Его длина 2,5 километра, а ширина 125 метров. http://nn-dom.ru/lbook14_17.php
Да, это новое русло и называли в народе Прорвой. Из воспоминаний старожилов было известно, что строили её с использованием взрывных работ где-то в 30-е годы.
Спасибо, Виталий! Теперь есть уточнение, что это было в 1931 году. Документы ещё никто об этой стройке не видел, но они где-то есть в архивах.
Виталий, ты хорошо знаешь окрестности Исад! А говоришь, в Рязани опросы проводил))
Первый остров находится в Старице, его хорошо видно на картинах В.И.Иванова (вид из окна его дома на Оку).
Хорошо знаю местность благодаря вашему сайту! Вы сделали большую работу! А опросы в Рязани, мне люди рассказывают какие-то подробности из прошлого. В тот раз я говорил с бывшим жителем Исад. Думаю если еще увижу уточню детали.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Был гораздо больший по размерам Второй остров рядом с Облачинской дюной, сейчас соединился с южным берегом, всё заросло, ни с берега ни с реки не подойти.
Казакова, а не Казанова!)) Это часть ныне села Старая Рязань. На месте древнего города были и другие «концы» или отдельные селения, например, Насарай. Как они появились, пока можно только гадать. Мы не знаем, как развивался город после нашествия Батыя в 1237г. А он не прекратил жизнь, существовал и в 14, и в 15 вв и дальше, но в других размерах и в другом значении. Например, «сарай», по-татарски, означает «дворец». А Казаково может указывать на место нахождения казачьей станицы, использовавшейся в системе обороны в 15-18 веке.
Алексей, ошибки написания встречаются всегда и всюду. Всё же Казанова больше жил в Италии, хотя и приезжал в Москву и Петербург для встречи с императрицей Екатериной II (по делам, а не то, что ты мог подумать)…
Ну конечно тут еще можно добавить народный универсальный словарь сельских жителей.
В сельской местности верхами называется все что расположено на горе или бугре. Низы это все то что расположено под горой. Обычно говорят пойдем по верхам или низам. Или живут на низах или верхах.
Прожог называется переулки между домами через которые можно свободно пройти на другую улицу.
Прогон дорога где прогоняют скот на выгон.
Зады — все что расположено за домом или улицей или порядком деревни. К примеру, говорят пойдем по задам. Или живут на задах.
Городьба — ограда, забор.
Порядок — ряд домов вдоль улицы с одной или двух сторон улицы.
В некоторых селениях Рязанской области встречается такое название Пажа, которое означает сельское пастбище.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ про Казанову дал выше. А карта примечательна тем, как идёт шоссе. До построения дороги М5 через р.Проню (вроде, около 1961 года), тракт на «Низ», т.е. Мордовию, Пензу, Самару (Куйбышев) шёл по древнему своему месту. За современной Рязанью (Перяславлем) дорога переправлялась на левый берег Оки примерно у древнего Ольгова монастыря (с.Льгово), затем в Спасске снова переправлялась на правый берег и выходила через Старую Рязань, шла на Ряссы, Мосолово. В этом месте её звали у нас Мордовской дорогой. «Мордовская дорожка» тут была ещё в 17 веке, известно из документов.
Так что город Старая Рязань не мог исчезнуть совсем после 1237г. только по той причине, что стоял на месте оживлённого тракта, на переправе через Оку, был местом бойкой торговли, ярмарок.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
Кстати вполне возможно в вашем Исадском округе есть народные названия колхозных лугов. Но это надо разговаривать с жителями старшего поколения.
Однажды проводил опросы пастухов в районе Канищево и Борки в Рязани. И там оказалось полно народных названий лугов. Вот в Борках к примеру есть луг Подсакорки, ну по названию Сакор-горы. Или встречались какие-то фамильные типа Марьино, Барякино. Ну думаю и у вас там что-то найдется.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Надо бы. По лугам и в голову не приходило опрашивать.
Кстати, по поводу Подсакорок и Сакор-горы. Названия произошли от дерева осокорь (сокорь) — вид тополя. Белый ствол, вырастает до огромных размеров. Встречается часто в описаниях межевых границ 17 века в качестве ориентира, наряду с дубом, ольхой, вязом.
На Сакор горе был Бор. Где-то с 20 годов начали вырубать и весь вырубили. Часть Сакор горы разрушили карьерами. Сейчас там 1 Борковской карьер. А часть Сакор горы где 3 район в народе называется Песок. Там песчаные дюны и во время сильного ветра песком засыпало Село 1-2 района. Жители рубили тальник на берегу и строили защиту от песка. Ну и Бор на Сакор горе тоже служил защитой от песков.
Осокори под церковью в Исадах. На снимке с квадрокоптера видна их небольшая рощица внизу, в направлении залива Шарок, за ними — кусты и сам Шарок.
Написал о наших осокорях и засомневался. Судя по пушку на листьях и светлой коре все наши «осокори» подходят под описание белого тополя. Но других я в округе не видел. Почему называют осокорями? Нужен ботаник!
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Летописец.
[quote quote=8927]О «кожаных деньгах» упоминание и любопытное, и смешное! Видимо, рассказчик, со слов которого писали легенду, имел ввиду «Кожиных деньги», а не кожаные. Но он ошибся с владельцами денег, церковь строили ещё Ляпуновы, Кожиных в 17 веке близко не было. Постройка каменной церкви Воскресения Христова производилась по всем правилам, торжественным особым архиерейским чином, т.е. с участием епископа или архиепископа. Лука Ляпунов был очень влиятельным и богатым человеком. При исполнении такого чина, после заполнения фундаментных рвов, у алтаря закладывается особый квадратный камень с изображением креста, бывает с надписью и часто с закладкой мощей святого. Возможно, именно эта закладка произвела впечатление на присутствовавших в 1673 году крестьян, которые передали её своим потомкам устно через 200 лет, но они решили, что закладывают деньги…[/quote]
Сам «Чин на основание храма» вот так описывается в Требнике (М., 1956, ч. 2, гл. 26, л. 28.), что именуется обычно «закладкой» церкви, при этом бывает и водружение креста.
Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом (по желанию епископа) приготовляется место для вложения святых мощей и полагается сл едующее написание: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриархе Московском и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя. его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год, месяц и день)»
Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме этого, приготовляется большой деревянный крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен.
Если предполагается построить деревянную церковь, рвы не выкапываются. Выкапываются лишь две ямы: для положения четырехугольного камня под будущей алтарной апсидой и углубление для водружения креста на месте престола. Приготовляются также бревна для фундамента.
[quote quote=8987]Осокори под церковью в Исадах. На снимке с квадрокоптера видна их небольшая рощица внизу, в направлении залива Шарок, за ними — кусты и сам Шарок.[/quote]
деревья там давно ростут пережили оползень правда я думал что это осины
[quote quote=9001]Красный уголок в местной библиотеке? Что там история по Ленинским местам?))[/quote]
нет это место за буденовкой там раньше огурцы принимали и молоко разливали
В Дягилево в Рязани в бывшем барском доме фон Дервиза, расположена гостиница правительства. На территории есть пруд который называется Молочный. А назван этот пруд Молочным потому что там был по версии пункт приема молока или молочная ферма. А сама местность называется Старое Дягилево до железки к городку. В Старом Дягиливо живут в основном русскоязычные, а по краям и окраинам цыгане. А в Новом Дягилево через овраг тоже живут цыгане и другие семьи.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.
Ответ изменён 4 года, 4 месяца назад пользователем Виталий Филиппов.