Где мы живем? Кто наши предшественники? Древняя история заселения округи.

Где мы живём? Кто наши предшественники?

Древняя история заселения округи.

     Село Исады и его ближайшая округа были заселены людьми с глубокой древности. Образовавшийся в большой излучине Оки (сегодня учёные называют её Спасская Лука) ландшафт привлёк сюда человека ещё в древнем каменном веке – палеолите. Тогда на окраинах отступившего ледника вдоль Оки бродили шерстистые носороги и мамонты, а наши далёкие предки пользовались только орудиями из камня.

В рамках работы постоянной Старорязанской экспедиции в 1997 – 2000 гг. исследовались 2 палеолитических стоянки человека недалеко от села Шатрище. Учёные обнаружили кремневый инвентарь, кости шерстистого носорога, мамонта, северного оленя, крупного (гигантского) оленя, дикой лошади, бизона, сайгака, песца.

Много волн переселяющихся народов прошло через земли Спасской Луки, образовывались новые культурные и языковые общности населявших её людей. Отчасти они могли быть нашими предками. К IVVIII векам нашей эры, непосредственно перед появлением здесь славянских переселенцев (большей частью славяне-вятичи), местность была заселена финно-угорскими племенами (современная мордва эрзя и мокша – одни из потомков тех народов). Яркий археологический памятник того времени – Шатрищенский могильник, недалеко от городища древней Рязани. На территории самого городища существовало также поселение и древнее святилище финно-угров (на Северном мысу, где сегодня сельское кладбище над церковью). Достаточно много поселений финно-угров обнаружено во всех частях Спасской Луки, финно-угорские топонимы (названия) подтверждают находки археологов.

О том, что с приходом славян часть финно-угорского населения какое-то время продолжала жить по соседству и затем была ассимилирована, смешалась со славянским, переняла язык и обычаи, говорят встречающиеся названия рек и озёр (гидронимы), имеющие перевод с наречий финно-угорской языковой семьи. При достаточно точной передаче звуков финно-угорского языка сохраниться название могло лишь при условии, что оно передавалось из уст в уста поколениями людей. Сначала смысл слова был понятен, но с ассимиляцией, когда местная народность слилась в языке и культуре со славянами, он был утрачен, остались лишь звуки. Часто последующие поколения пытались их объяснить, находя близкие звуковые соответствия в своём языке. Но такие попытки оказываются очевидно несостоятельными, когда слово находит созвучный перевод в языке финно-угорской группы.

Подавляющее большинство гидронимов описывают свойства воды или её обитателей. Если название «переводится» сильно замысловатым понятием из иной области или целой историей, рассказом — это явный признак позднейшей подмены.

Нужно заметить, что финно-угорские гидронимы в Спасской Луке собираются лишь по её границам, но не внутри микрорегиона: пойменные озёра и протоки (Кардань, Валуй, Ибредь), к северу от Окской поймы (Киструс, Кишня, Ужалье), южнее истоков Ивы и Алёнки (Ворга, Кирица, Мышкар), куда от ворот Старой Рязани ведёт древняя Мордовская Дорога. Внутри Луки гидронимы имеют славянские корни, часто несут признаки древнего происхождения (Шарок, Анискин Шар (Щир), Премик, Куроповский Исток, Прощенный Колодезь, Ряса). Такая особенность может свидетельствовать о вытеснении славянами финно-угров из внутренних частей Спасской Луки на её окраины, где преобладала ассимиляция народов.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × один =