С наступающим Новым годом! Всем хотя бы снега зимой вдоволь!
Что мы знаем о крестьянской реформе 1861 года? Как освобождали крестьян из рабской зависимости? Как появлялись гражданские права, возникало самоуправление? Как делились с ними землёй собственники-помещики?
Исадское имение было куплено дворянином из Задонского уезда Воронежской губернии Иваном Артамоновичем Кожиным у прежнего владельца Григория Павловича Ржевского в 1815 году. Сделка была необычной, хитрой многоходовкой, всех её особенностей мы пока понять до конца не можем. Осилим в будущем. Новый хозяин пустил имение в свой бизнес-оборот. Большая часть его семейства перебралась в Исады, здесь родились, по меньшей мере, трое его младших сыновей. В 1833 году Иван Артамонович умер в своём задонском имении, которое процветало. Наследство было бы для его детей прекрасным подарком, если бы не одно обстоятельство… Тот самый оборотный капитал, в который было пущено Иваном Артамоновичем после покупки исадское имение. Он смело привлекал под различные бизнес-проекты заёмные средства, отдавая в залог исадские крестьянские души с «принадлежащей к ним землёй».
Полностью статья — на странице сайта. Благодарность Виталию Филиппову, натолкнувшему на ценные архивные следы в Сети!
В найденных архивных документах много можно узнать как известных в наше время микротопонимов, так и некоторых позабытых: лоски (ложки, логи, овраги) Круглый, Студенецкий, Детинух, Марицынь, Мельничный Отрог (по левому берегу р.Студенец), Березник (Березин), Ольховка, лес в урочище Гришино, пустошь Нижние Рясы, земли государственных крестьян села Терехова, Минаево поле, луг Казённый, луговые урочища Костырь, Якшино, Большой Завал, Малый Завал, Бобровка, речки Студенец, Шарок, озёра Сенино, Долгое, Глубокое. Описаны ворота в околице «по дороге от села Исад в господский хутор и пахотныя крестьянския поля», а также деревянный мост через речку Шарок «для проезда из села Исад в луговыя дачи», находящийся в выгонной земле в общем владении всех помещиков и крестьян сёл Исад и Муратово с деревнями. За ними были обязанности по исправлению и содержанию в исправности моста.
В официальных документах 1860-х – начала 1870-х фамилии крестьян используются далеко не повсеместно. Большей частью как раз не используются, часто их заменяет имя, отчество и полное имя бывшего помещика. Хотя нет сомнений, что большей частью они существовали ещё к середине века. В некоторых местах довольно трудно с точностью определить, является ли в данном случае второе имя ещё отчеством или уже фамилией, например, Артёмов, Минаев. Встречаются и возможные разночтения в написании, когда не ясно, одна ли фамилия, тот же человек, или разные: Игонин – Игошин, Камнев – Каменев. Может статься, что в одном месте человек записан только с отчеством, а в другом — только с фамилией. Читаем список имён и ищем пращуров!
Летописец.